Числа 12 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толковая Библия Лопухина

Новый русский перевод

1 Мирьям и Аарон порицали Моисея за жену кушитку[37] (потому что он женился на кушитке).
2 Они говорили:
— Разве Господь говорил только с Моисеем? Разве Он не говорил и с нами?[38]
И Господь услышал это.
3 А Моисей был очень кротким,[39] самым кротким человеком на земле.
4 Внезапно Господь сказал Моисею, Аарону и Мирьям:
— Выйдите втроем к шатру собрания, — и они вышли втроем.
5 Господь сошел в облачном столбе. Он встал у входа в шатер, подозвал Аарона и Мирьям, и они вдвоем вышли вперед.
6 Тогда Он сказал:
— Слушайте Мои слова!
Если есть среди вас Господень пророк, то Я ему открываюсь в видениях, говорю с ним во снах.
7 Но не так со слугой Моим Моисеем; он верен во всем Моем доме.
8 С ним Я говорю лицом к лицу, ясно, а не загадками; он видит образ Господень. Как же вы не побоялись порицать Моего слугу Моисея?
9 Господь разгневался на них и удалился.
10 Когда облако поднялось от шатра, Мирьям покрылась проказой, как снегом. Аарон повернулся к ней и увидел, что она поражена проказой[40].
11 Он сказал Моисею:
— Молю, мой господин, не наказывай нас за грех, который мы совершили в своем безумии.
12 Не дай ей стать похожей на мертворожденного младенца, у которого уже истлела половина тела, когда он вышел из материнского чрева.
13 И Моисей воззвал к Господу:
— Боже, прошу, исцели её!
14 Но Господь ответил Моисею:
— Если бы её отец плюнул ей в лицо, разве не была бы она в бесчестии семь дней? Пусть её выведут вне лагеря на семь дней; потом она сможет вернуться.
15 Мирьям семь дней была заключена вне лагеря, и народ не трогался в путь, пока она не вернулась.

Толковая Библия Лопухина

Неудовольствие Аарона и Мариами против Моисея. — Подтверждение богоизбранничества пророка. — Проказа Мариами. — Исцеление.

Чис 12:1. И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял за себя Ефиоплянку, -

Под «эфиоплянкой», женой Моисея, одни разумеют Сепфору, дочь мадианитянина Иофора, так как-де земля мадианитян находилась в смежности с землей эфиопского племени омиритов или савеев (3Цар 10:1; Лк 11:31) и могла также называться эфиопской (блаж. Феодор., Толк. на кн. Чис , вопр. 22). Другие, основываясь на данных Иосифа Флавия (Иуд Древн. 2:10, 2), разумеют дочь эфиопского царя, на которой будто бы женился Моисей еще будучи при фараоновом дворе, после одного блестящего похода против Эфиопии. Третьи разумеют кушитку, жительницу южной Аравии, взятую Моисеем после предполагаемой смерти Сепфоры, во избежание родственных связей в Израиле.

Чис 12:2. и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь.

Очевидно, что «эфиоплянка» послужила лишь поводом для Аарона и Мариами выразить Моисею чувства их оскорбленного честолюбия: последнее не могло мириться с исключительным положением в народе их брата.

Требовалось особое подтверждение богоизбранности Моисея.

Чис 12:3. Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.

Существует мнение, что данный стих приписан И. Навином при окончательном пересмотре им рукописи кн. Числ, — подобно тому, как сделана им приписка в конце кн. Второзакония (Втор 34).

Чис 12:10. И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе.

«Так как прокаженный, — замечает блаж. Феодорит, — по закону признаваем был нечистым, а Аарон был корнем и основанием священства, то, чтобы укоризна не пала на весь род, Бог не подверг его такому же наказанию, но устрашил и вразумил наказанием сестры» (Толк. на кн. Чис , вопр. 23). Из следующего стиха видно, что Аарон действительно понял свой проступок.

Чис 12:15. И пробыла Мариам в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам.

«Семь дней» — согласно установленному законом карантину для оскверненных прикосновением к трупу и только что очистившихся от проказы (Лев 13:1:14.8−10; Чис 19:16).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [37] — Возможно, что жена Моисея была не из Куша, а из Кушана (Мадиан; ср. Авв 3:7). В таком случае имеется в виду Циппора (см. Исх 2:15-22).
2 [38] — Или: « …через Моисея? Разве не говорил Он и через нас?».
3 [39] — Или: « Моисей был в отчаянии…».
10 [40] — Это евр. слово обозначает несколько разных кожных заболеваний.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.