Библия » Сравнение переводов

Числа 21 глава

Числа, Пятикнижие Моисея

« 20 Чис 21 NRT LBC 22 »

Новый русский перевод

1 Когда ханаанский царь Арада, расположенного в Негеве, услышал, что Израиль идет по атаримской дороге, он напал на израильтян и взял некоторых из них в плен.
2 Тогда Израиль дал Господу обет:
– Если Ты отдашь этот народ в наши руки, мы полностью уничтожимa его города.
3 Господь услышал мольбу израильтян и отдал им во власть хананеев. Они полностью уничтожили их с их городами. Так это место было названо Хорма.b
4 От горы Ор они тронулись в путь по дороге к Красному морю, чтобы обойти Эдом. Но в пути народ пал духом;
5 они роптали на Бога и на Моисея:
– Зачем вы вывели нас из Египта? Чтобы мы умерли в пустыне? Хлеба нет! Воды нет! А эта убогая пища нам противна!
6 Тогда Господь наслал на них ядовитых змей; они жалили израильтян, и многие умерли.
7 Народ пришел к Моисею и сказал:
– Мы согрешили, когда роптали на Господа и на тебя. Помолись, чтобы Господь избавил нас от змей.
Моисей помолился за народ,
8 и Господь сказал Моисею:
– Сделай змея и укрепи его на шесте: всякий ужаленный посмотрит на него и останется жить.
9 Моисей сделал медного змея и укрепил его на шесте. И когда змея жалила человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.
10 Израильтяне двинулись дальше и остановились в Овоте.
11 Они тронулись в путь из Овота и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца.
12 Оттуда они двинулись дальше и остановились в долине Заред.
13 Оттуда они двинулись дальше и остановились на другой стороне реки Арнона, в пустыне, которая простирается от рубежей аморреев (Арнон – это граница Моава, между Моавом и аморреями).
14 Вот почему в «Книге Господних войн»c упоминается:
15 «Вагеб в Суфе и притоки Арнона,
и склоны ущелий,
что тянутся к местности Ар
и лежат вдоль границ Моаваd».
16 Оттуда они продолжили путь к Беэруe, колодцу, где Господь сказал Моисею:
– Собери народ, и Я дам им воду.
17 Тогда Израиль пел эту песню:
«Наполняйся, колодец!
Пойте о немf,
18 о колодце, что выкопали вожди,
вырыла знать народа
скипетрами и жезлами».

Они пошли из пустыни в Маттану,
19 из Маттаны в Нагалиил, из Нагалиила в Бамот,
20 а из Бамота в долину Моава, где высится над пустынейg вершина Фасги.
21 Израиль послал вестников, чтобы сказать Сигону, царю аморреев:
22 – Позволь нам пройти через твою страну. Мы не свернем ни на поле, ни в виноградник, не будем пить воду из колодцев. Мы будем идти по Царской дороге, пока не пройдем через твою землю.
23 Но Сигон не позволил Израилю пройти через свою землю. Он собрал войско и выступил в пустыню навстречу Израилю. Подойдя к Иахацу, он сразился с Израилем.
24 Но Израиль предал его мечу и завладел его землей от реки Арнона до реки Яббока, до аммонитян, потому что граница аммонитян была укреплена.
25 Израиль захватил все города аморреев и занял их, включая Хешбон с окрестными поселениями.
26 Хешбон был столицей Сигона, царя аморреев, который воевал с прежним царем Моава и отнял у него всю его землю до самого Арнона.
27 Вот почему сказители поют:
«Идите в Хешбон – пусть будет отстроен;
пусть встанет из праха город Сигона!
28 Полыхает огонь из Хешбона,
пышет пламя из города Сигона.
Оно пожрало Ар-Моав,
хозяев высот Арнона.
29 Горе тебе, Моав!
Сгинул ты, народ Кемоша!h
Сыновей своих беженцами он сделал,
дочерей своих – пленницами Сигона, царя аморреев.
30 Сгинуло твое потомство
от Хешбона до Дивона.i
Мы до Нофаха разоряли,
что простерлась до Медевыj».
31 Так Израиль поселился на земле аморреев.
32 Моисей послал разведчиков в Иазер, и израильтяне захватили села вокруг него, выгнав из них аморреев.
33 Потом они повернули и поднялись по дороге к Башану. Ог, царь Башана, выступил со всем своим войском им навстречу, чтобы сразиться с ними у города Эдреи.
34 Господь сказал Моисею:
– Не бойся его. Я отдал его в твои руки со всем его войском и землей. Сделай с ним то же, что и с Сигоном, царем аморреев, который правил в Хешбоне.
35 Они убили его вместе с его сыновьями и всем войском, не оставив в живых никого, и завладели его землей.

Толковая Библия Лопухина

Битва израильтян с ханаанским царем Арада. – Ропот народа. – Необыкновенное обилие ядовитых змей. – Медный змей. – Движение к пределам аморрейского царя Сигона. – Посольство к последнему с просьбой беспрепятственного пропуска. – Отказ. – Занятие Аморрейского царства. – Занятие Васана.

Чис.21:1. Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идет дорогою от Афарима, вступил в сражение с Израильтянами и несколько из них взял в плен.

Маленькое царство Арада было расположено на юге Ханаана. Урочище, известное в настоящее время под именем «Тель-Арад», быть может, указывает на то место, где некогда существовал Арад.

Чис.21:2. И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ сей в руки мои, то положу заклятие [на них и] на города их.

Чис.21:3. Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на города их и нарек имя месту тому: «Хорма»

Древнюю Хорму (или Цефаф, см. Суд.1:17) отождествляют с урочищем Ракхма, лежащим невдали от ущелья, ведущего из Вади-ель-Араба на возвышенность юго-восточной окраины Ханаана.

Чис.21:4. От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути,

«Путем Чермного моря» – «путем равнины от Елафа и Ецион-Гавера» (северная оконечность залива Акаба, Втор 2.8), имея слева – Идумею, справа – Аравийскую пустыню.

Чис.21:8. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив.

«Взглянув на него» с верою исцеляющую силу всемогущего и всеблагого Господа. «Не вещию, – замечает премудрый, – зримою целяшеся, но слово Твое, Господи, исцеляющее вся. Милость Господня прихождаше и исцеляше их» (Прем.16:10-11:7). Преобразовательное значение медного змея ясно выражено в словах Спасителя: «Как Моисей вознес змию в пустыне, – так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3.14-15). Уясняя подробности прообраза, блаж. Феодорит замечает: «Как медный змей был изображением змиев, но не имел змеиного яда; так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. Как угрызаемые змиями, взирая на медного змея, получали спасение; так и уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, приобретая вечную жизнь» (Толк. на кн. Чис, вопр. 38).

Как непререкаемый памятник чудесного проявления милости Божией, медный змей сохранялся в народе до времени иудейского царя Езекии. Заметив склонность евреев к языческому обожанию памятника, Езекия приказал уничтожить змея (4Цар 18.4).

Чис.21:10. И отправились сыны Израилевы и остановились в Овофе;

Чис.21:11. и отправились из Овофа и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца;

Чис.21:12. оттуда отправились, и остановились на долине Заред;

Чис.21:13. отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне, которая течет вне пределов Аморрея, ибо Арнон граница Моава, между Моавом и Аморреем.

Пройдя с запада на восток (быть может ущельем Вади-ель-Ифм), в обход гор Едома, израильтяне поворачивают к северу-востоку по направлению к моавитским долинам, идя, по замечанию Еспина, той самой дорогой, по которой и ныне двигаются караваны из Мекки в Дамаск.

Из Чис 33.41-42 видно, что ранее, чем прибыть в Овоф, израильтяне имели станы в Салмане и Пуноне.

Полагают, что Овоф есть нынешнее урочище Ель-Ахса. Маленький ручеек Вади-ель-Ахса теперь составляет границу между двумя областями – Джебал и Керак, – как в древние времена служил, быть может, границей между Едомом и Моавом.

Относительно долины Заред кн. Втор 2.14-16 сообщают, что в пути между означенной долиной и Аром умерли последние израильтяне из того поколения, которое обречено было на смерть в пустыне.

Поток Арнон в настоящее время называется: в верховьях – Сеиль-ес-Саиде, в низовьях – Вади-Моджеб (Властов).

Чис.21:14. Потому и сказано в книге браней Господних:

«Книга браней Господних», т. е. книга, в которую записывались повествования о войнах народа Божия.

Чис.21:16. Отсюда [отправились] к Беэр; это тот колодезь, о котором Господь сказал Моисею: собери народ, и дам им воды.

Колодезь Беер отождествляют с колодцем «Беер-Елим» (колодезь витязей) в земле Моавитской (Ис 15.8).

Чис.21:20. из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пустыне.

Фасги – название одной из высот горного хребта Аварим.

Чис.21:24. И поразил его Израиль мечом и взял во владение землю его от Арнона до Иавока, до пределов Аммонитских, ибо крепок был предел Аммонитян;

Поток Иавок в настоящее время носит название «Зерка», т. е. «Голубой». Расстояние между Арноном и Иавоком 45 миль, или 68 верст.

Чис.21:25. и взял Израиль все города сии, и жил Израиль во всех городах Аморрейских, в Есевоне и во всех зависящих от него;

Чис.21:26. ибо Есевон был город Сигона, царя Аморрейского, и он воевал с прежним царем Моавитским и взял из руки его всю землю его до Арнона.

Есевон (Heshbon) находился на возвышенном плато, на одной параллели с устьем Иордана, в 20 милях (30 вопр.) к востоку от него. Развалины его еще и теперь носят название Есбон (Властов, Свящ. лет.).

Чис.21:29. Горе тебе, Моав! погиб ты, народ Хамоса! Разбежались сыновья его, и дочери его сделались пленницами Аморрейского царя Сигона;

Хамос – языческое божество, чествовавшееся моавитянами, подобное Ваалу и Молоху.

Чис.21:30. мы поразили их стрелами; погиб Есевон до Дивона, мы опустошили их до Нофы, которая близ Медевы.

Медева, ныне Мадеба (упоминается в известной надписи моавитск. царя Меши), расположена в 4 милях (6 в.) к юго-востоку от развалин Есбона (Есевона, – Властов).

Чис.21:33. И поворотили и пошли к Васану. И выступил против них Ог, царь Васанский, сам и весь народ его, на сражение к Едреи.

Царство Васан простиралось от потока Иавок на север, вдоль р. Иордана, до горы Ермон (Втор 3.8).


« 20 Чис 21 NRT LBC 22 »

2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.