1 Коринфянам 10 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Учебной Библии МакАртура

Новый русский перевод

1 Братья, я хочу, чтобы вы знали о том, что все наши праотцы находились под облаком и что все они прошли сквозь море[37].
2 Они все были крещены в Моисея, в облаке и в море.
3 Они все ели одну и ту же духовную пищу[38]
4 и пили одно и то же духовное питье. Они пили из духовной скалы, которая сопровождала их,[39] и скалой этой был Христос.
5 Но ко многим из них Бог не был благосклонен и в конце концов их тела усеяли пустыню[40].
6 Всё это служит нам примером: мы не должны желать зла, как желали они.
7 Не поклоняйтесь идолам, как это делали некоторые из них. Ведь написано: «Народ сел есть и пить, а потом встал веселиться».[41]
8 Среди нас не должно быть распутства, которому предавались некоторые из них, что и привело к гибели двадцати трех тысяч человек в один день[42].
9 Нам нельзя испытывать Христа, как делали некоторые из них и потом погибли от укусов змей[43].
10 Не жалуйтесь, как это делали некоторые из них, за что и были умерщвлены губителем[44].
11 Всё это случилось с ними как прообраз, а записано это для назидания нам. Ведь мы живем в последнее время.
12 Так что если кому-то кажется, что он уверенно стоит, то пусть остерегается, как бы ему не упасть!
13 Все искушения, с которыми до сих пор вам приходилось сталкиваться, были ничем иным, как обычными человеческими испытаниями. Бог никогда не допустит, чтобы вы были испытываемы сверх сил, и Он верен Своим обещаниям. Когда вас постигает испытание, Он дает вам и выход, так чтобы вы смогли его перенести.
14 Поэтому, дорогие мои, избегайте идолопоклонства.
15 Я говорю вам как разумным людям, рассудите сами.
16 Разве Чаша Благословения[45] [46], которую мы благословляем, не приобщает нас к крови Христа? И разве хлеб, который мы преломляем, не приобщает нас к телу Христа?
17 Хлеб один, и мы, как бы много нас ни было, составляем одно тело, потому что имеем часть в одном хлебе.
18 Посмотрите на израильский народ: разве все, кто ест принесенное в жертву, не являются участниками жертвенника?
19 Конечно, я не говорю, что идол или же принесенное ему в жертву имеет какое-либо значение.
20 Нет, но дело в том, что язычники, принося свои жертвы, приносят их демонам, а не Богу, а я не хочу, чтобы вы становились сообщниками демонов.
21 Ведь не можете же вы пить одновременно из чаши Господней и из чаши демонов[47] [48], нельзя в одно и то же время участвовать в трапезе Господа и в трапезе демонов.
22 Или мы думаем, что можем раздражать Господа?[49] Разве мы сильнее Его?
23 Вы говорите: «Всё позволено». Но не всё полезно. «Всё позволено», но не всё служит к созиданию.
24 Пусть никто не старается угодить себе, но заботится о том, что несет благо другим.
25 Ешьте всё, что продается на базаре, со спокойной совестью,
26 потому что «Господня земля и всё, что наполняет её».[50]
27 Если неверующий человек пригласит вас на обед, и вы захотите пойти, то ешьте всё, что вам предложат, не задавая вопросов, со спокойной совестью.
28 Но если вам кто-либо при этом скажет: «Это жертвенное мясо», то не ешьте ради человека, который вам это сказал, и ради совести —
29 я имею в виду совесть другого человека, а не вашу собственную. Так для чего же моя свобода может быть судима чужой совестью?
30 Если я ем с благодарностью, то почему я должен быть осуждаем за ту пищу, за которую я благодарю Бога?
31 Стало быть, что бы вы ни делали, едите вы или пьете, делайте так, чтобы был прославляем Бог.
32 Не будьте ни для кого камнем преткновения, ни для иудеев, ни для язычников, ни для церкви Божьей.
33 Старайтесь, как и я, угождать всем во всем. Я ищу блага не для самого себя, а для многих других, чтобы они были спасены.

Учебной Библии МакАртура

10:1−13 Древний сорокалетний переход Израиля из Египта в Ханаан (Исх 13:21; Исх 14:16; Исх 16:15; Исх 17:6) является полезнейшей иллюстрацией злоупотребления свободой и опасности самонадеянности. Израильтяне неправильно пользовались своей вновь обретенной свободой, впали в идолопоклонство, блуд, непослушание, и сами себя отстранили от участия в Божьей благодати.

10:1 в неведении Эти слова являются переходом от отсутствия самодисциплины и следующей за этим дисквалификации, о которой говорится в 9:27, к описанию оных в древнем Израиле.
отцы наши все Павел говорит о древнем Израиле, откуда и его корни. В частности, он просит своих читателей вспомнить, что случилось с Израилем в пустыне из-за свободы без самообладания.
под облаком Они были ведомы присутствием Господа в виде облака днем и огненного столба ночью (см. Исх 13:21).
сквозь море Красное море, которое расступилось для прохода Израиля и сомкнулось над египетским войском (см. Исх 14:26−31).

10:2 крестились Израиль погрузился не в море, а «в Моисея», проявив свою общность или солидарность с ним как своим вождем.

10:3−4 духовную пищу… духовное питие Это была настоящая пища, предлагаемая духовным могуществом Бога. См. Исх 16:15; Исх 17:6.

10:4 духовного… камня У иудеев была легенда о том, что скала, о которую ударил Моисей, сопровождала их на протяжении всего странствования по пустыне. Павел говорит, что у них есть скала, дающая им все что нужно — это Христос. Слово скала (петра) обозначает не просто большой камень или валун, а огромный утес, символизируя Мессию (Христа) до Его Боговоплощения, Который охранял и поддерживал Свой народ. Ср. Мф 16:18.

10:5 не благоволил Это еще сдержанное высказывание. Из-за крайнего непослушания Израиля Бог позволил из тех, что вышли из Египта, только двум человекам (Иисус Навин и Халев) старше 19 лет, войти в землю обетованную. Все остальные умерли в пустыне, включая Моисея и Аарона, и не были допущены в эту землю (Чис 20:8−12, 24).

10:6 образы для нас Они умерли в пустыне из-за отсутствия самодисциплины и вытекающего из этого потворства всем своим желаниям (см. пояснение к 9:27). Для них характерны были четыре основных греха: идолопоклонство (ст. 7), блудодеяние (ст. 8), искушение Бога (ст. 9) и ропот (ст. 10).

10:7 идолопоклонниками Едва израильтяне вышли из Египта, как впали в идолопоклонство. Эта история записана в Исх 32 (цитируется здесь ст. 6). Около трех тысяч человек были казнены за совершение языческой оргии на Синае (Исх 32:28). См. Исх 20:3; Иез 14:3; 1Ин 5:21; Откр 22:9.
играть Эвфемизм для сексуальных забав после обильного пиршества.

10:8 двадцать три тысячи Приведенная в ст. 7 цитата из Исх 32, по всей вероятности, относится к упомянутому событию, а не к инциденту при Ситтиме в Чис 25 (сноска на полях). Около 3 тысяч было убито левитами (Исх 32:28) и 20 тысяч умерло от чумы (Исх 32:35).

10:9 искушать Христа В Чис 21 записана история о том, как люди ставили под сомнение милосердие и намерение Того, Кто вел их через пустыню — Защитника и Кормильца, духовную Скалу, Христа до Его воплощения (см. пояснение к ст. 4).
змеи См. Чис 21:6; ср. 11:30.

10:10 истребителя Этот случай записан в Чис 16:3−41. Тот же самый ангел поразил первенцев в Египте (Исх 12:23), 70 тысяч человек из-за переписи Давида (2Цар 24:15−16) и целую ассирийскую армию, осаждавшую Иерусалим (2Пар 32:21).

10:11 последних веков Это времена Мессии, последние дни искупления перед мессианским царством. См. Евр 9:26; 1Ин 2:18.

10:12 Ср. Притч 16:18. Библия полна примеров человеческой самонадеянности (см. Есф 3:5; Ис 37:36−38; Лк 22:33−34, 54−62; Откр 3:1−3, 17).

10:13 искушение См. пояснения к Иак 1:13−15; ср. Мф 6:13.
человеческое Так переведено греческое слово, означающее «то, что есть человеческое».

10:16 Чаша благословения Достойное название третьей чаши во время еврейской Пасхи. Во время последней Пасхи с учениками Иисус использовал третью чашу как символ Своей крови, пролитой за грех. Эта чаша стала установлением чаши Вечери Господней. Он отделил эту чашу как залог спасения и, благословив, передал ее Двенадцати (см. пояснения к Лк 22:17, 20).
приобщение Слово означает «иметь общее, участвовать, и иметь сотрудничество с». То же самое греч. слово употреблено в 1:9; 2Кор 8:4; Флп 2:1; Флп 3:10. В ранней церкви Вечеря Господня была регулярным и благоговейным событием, через которое верующие вспоминали смерть своего Спасителя и праздновали свое спасение и вечную жизнь, что отражало их совершенное духовное единство.
Крови Христовой Яркое выражение, использованное для отражения жертвенной смерти Христа и полного труда искупления. См. пояснение к Рим 5:9; см. Деян 20:28; Рим 3:25; Еф 1:7; Еф 2:13; Кол 1:20; 1Пет 1:19; 1Ин 1:7; Откр 1:5; Откр 5:9.
Хлеб Символ тела нашего Господа, как чаша — символ Его крови. И то, и другое указывает на Его смерть как жертву ради спасения людей.

10:17 Один хлеб Имеется в виду хлеб приобщения как символ тела Христа, отданного за всех верующих. Поскольку мы причастны к этому телу, мы суть одно. См. пояснение к 6:17.

10:18 Посмотрите на Израиля Во времена Ветхого Завета жертвоприношение осуществлялось от имени всех, кто ел (см. Лев 7:15−18). Таким действием люди отождествлялись с жертвой и подтверждали свою преданность Богу, Которому приносили ее. Этим Павел хотел сказать, что всякая жертва, принесенная идолу (см. ст. 7, 14) отождествлялась и имела общее с этим идолом. Для верующих совершенно несовместимо участвовать в подобном поклонении (ст. 21).

10:19−20 Идолы и жертвы, которые им приносились, сами по себе не имеют духовной природы и силы (ср. 8:4, 8), но они представляют демоническое начало. Если язычники считают идола богом, то демоны играют роль воображаемого бога (ср. 2Фес 2:9−11). В идоле нет истинного Бога, но есть сатанинская духовная сила (ср. Втор 32:17; Пс 105:37).

10:22 раздражать Бог не терпит никакого соперничества и не оставляет идолопоклонство без наказания (Втор 32:21; Иер 25:6, 9; Откр 21:8; ср. 11:30).

10:23−30 Павел дает 4 принципа для христианской свободы:
1) назидание выше вознаграждения (ст. 23);
2) другие выше самого себя (ст. 24),
3) свобода выше закона (ст. 25−27) и
4) снисхождение выше осуждения (ст. 28−30).

10:23 См. пояснение к 6:12.
назидает Чтобы построить христианское учение (ср. 8:1; 14:3−4, 26; Деян 20:32; 2Кор 12:19; Еф 4:12; 2Тим 3:16, 17).

10:24 См. пояснения к Флп 2:3−4.

10:25−26 Цитата из Пс 23:1. Павел утверждает, что христиане не участвуют в жертвоприношениях идолам (см. пояснения к ст. 18−20) и могут, не сомневаясь, есть мясо, оставшееся от языческих обрядов без чувства вины (см. пояснения к 1Тим 4:4−5).

10:27 все… ешьте Чтобы не быть преткновением.

10:28−29 Даже если вы находитесь в гостях у неверующего и не хотите обидеть его, лучше обидеть неверующего и не есть ради немощного христианина, которого это смутило бы, поскольку любовь к другим верующим — это наше сильнейшее свидетельство (Ин 13:34−35).

10:29 моей свободе быть судимой чужой совестью Обижая более немощного брата своей свободой, мы заставим его осудить нас.

10:30 Мы не можем по-настоящему благодарить Бога за пищу, если при этом мы соблазняем другого верующего.

10:31 славу Христианская свобода, как и всякое обычное поведение, должна служить к славе Божией. Ср. Иез 36:23.

10:32 Эти три группы охватывают все человечество. Мы должны быть осторожны, чтобы никого не обидеть.

10:33 угождают всем См. пояснения к 9:19−23.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [37] — См. Исх 13:21−22; Исх 14:22, 29; Пс 77:13-14; Пс 104:39.
3 [38] — В знач.: «манну» (см. Исх 16:4, 35; Пс 77:24).
4 [39] — См. Исх 17:6; Чис 20:11; Пс 77:15.
5 [40] — См. Чис 14:16.
7 [41]Исх 32:6.
8 [42] — См. Чис 25:1-9.
9 [43] — См. Чис 21:4-6.
10 [44] — См. Чис 16:41-49.
16 [45] — Во время праздничного ужина на праздник Пасхи иудеи пили четыре ритуальные чаши вина. Чашей Благословения называлась третья и самая главная чаша, которую и пьют по повелению Иисуса Христа Его последователи, вспоминая Его жертвенную смерть (см. 1Кор 11:23-26). В ст. 21 эта чаша также названа «Чашей Господа».
16 [46] — См. 1Кор 11:23-26. В ст. 21 эта чаша также названа «Чашей Господа».
21 [47]Чаша демонов. То есть чаши, которые использовались в языческих религиях. На некоторых чашах, найденных археологами в Коринфе, сохранились имена конкретных языческих богов.
21 [48] — То есть чаши, которые использовались в языческих религиях.
22 [49] — См. Втор 32:21.
26 [50]Пс 23:1; Пс 49:12; Пс 88:12.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.