1 Фессалоникийцам 5 глава

Первое послание Фессалоникийцам
Новый русский перевод → Учебной Библии МакАртура

Новый русский перевод

1 Братья, нам нет нужды писать вам о временах и сроках.
2 Вы и сами хорошо знаете, что День Господа придет неожиданно, как вор ночью.
3 Люди будут говорить «мир и безопасность», но внезапно их постигнет гибель, как родовые схватки неожиданно застигают беременную женщину, и тогда никто не убежит.
4 Но вы, братья, не во тьме, чтобы День этот застиг вас неожиданно, как вор.
5 Вы все сыны света и дня. У нас нет ничего общего с ночью или с тьмой,
6 поэтому не будем спать, как другие, но будем бодрствовать и оставаться трезвыми.
7 Ведь спящие спят ночью и пьяницы напиваются ночью.
8 Но раз мы принадлежим дню, то давайте же оставаться трезвыми, одевшись, как в броню, в веру и любовь и, как шлем, надев на голову надежду на спасение[12].
9 Ведь Бог предназначил нас не для гнева, а для спасения, которое мы получаем через Господа нашего Иисуса Христа.
10 Он умер за нас, чтобы нам, окажемся ли мы к тому дню среди умерших или среди живых, жить вместе с Ним.
11 Поэтому ободряйте и укрепляйте друг друга, что вы и делаете.
12 Мы обращаемся к вам, братья, с просьбой: оказывайте почет тем, кто так усердно трудится среди вас, кто руководит вашей церковью и наставляет вас в следовании Господу.
13 Проявляйте к ним большое уважение и любовь за ту работу, которую они совершают. Будьте в мире друг с другом.
14 Мы умоляем вас, братья, убеждайте тех, кто не хочет работать; ободряйте боязливых; помогайте слабым духом; будьте терпеливы со всеми.
15 Никто пусть не платит никому злом за зло, но будьте всегда добры друг к другу и ко всем.
16 Всегда радуйтесь,
17 постоянно молитесь,
18 при любых обстоятельствах будьте благодарны Богу, потому что в этом воля Божья во Христе Иисусе для вас.
19 Не угашайте Духа,
20 пророчеством не пренебрегайте,
21 но всё проверяйте и держитесь добра.
22 Избегайте всякого рода зла.
23 Итак, пусть Сам Бог, дающий мир, освятит вас всецело, чтобы ваш дух, душа и тело сохранились непорочными до тех пор, когда придет Господь наш Иисус Христос.
24 Тот, Кто вас призывает, верен, и Он выполнит то, что обещал.
25 Братья, молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев святым поцелуем.
27 Я заклинаю вас перед Господом, прочитайте это послание всем братьям!
28 Благодать нашего Господа Иисуса Христа да будет с вами.

Учебной Библии МакАртура

5:1 же Павел здесь употребил привычное в греческом языке слово, чтобы отметить переход к другому предмету из той же темы, касающейся пророчества (ср. 4:9, 13; 1Кор 7:1, 25; 1Кор 8:1; 1Кор 12:1; 1Кор 16:1). Здесь подчеркивается мысль о том, что в более широком контексте последнего времени и Пришествия Иисуса Христа происходит перемена предмета обсуждения от благословений восхищения верующих — к суду над неверующими.
временах… и сроках Эти два понятия означают соответственно меру времени и характер времени (ср. Дан 2:21, Деян 1:7). Многие ожидали прихода Господа при своей жизни и оказывались в смятении и скорби, когда их братья умирали до Его Пришествия (см. пояснения к 4:13−18). Это обстоятельство их волновало. Очевидно, фессалоникийцы понимали, что Богу угодно, чтобы верующие знали о предстоящем суде, и Павел учил их о том, чего они еще не знали — о Восхищении (4:13−18). Поэтому Павел призывает их жить праведной жизнью в свете предстоящего суда над миром, а не отвлекаться на пророчества о сроках. Они не могли знать о времени окончательного суда Божия, но они хорошо знали, что он наступит внезапно (ст. 2).

5:2 день Господень Имеется 19 случаев употребления слов «день Господень» в Ветхом Завете и 4 в Новом Завете (ср. Деян 2:20; 2Фес 2:2; 2Пет 3:10). Значение их не бывает предметом споров. Пророки Ветхого Завета под «днем Господним» понимали нечто вроде близких в историческом смысле судов (см. Ис 13:6−22; Иез 30:2−19; Иоиль 1:15; Ам 5:18−20; Соф 1:14−18) или отдаленных эсхатологических судов (см. Иоиль 2:30−32; Иоиль 3:14; Зах 14:1; Мал 4:1, 5). Шесть раз о нем говорится как о «дне судном», 4 раза — как о «дне мщения». В Новом Завете он называется «днем гнева», «днем посещения», и 4 раза великим днем Бога Всемогущего (Откр 16:14). Все это устрашающие суды от Бога (ср. Иоиль 2:30−31; 2Фес 1:7−10) за всеобъемлющую греховность мира. Грядущий «день Господень», в который разразится гнев Божий, распадается на две части: 1) конец семилетней скорби (ср. Откр 19:11−21) и 2) конец Тысячелетия. Эти два периода разделяет практически 1000 лет, и Павел говорит о конце Тысячелетия в связи с окончательным «днем Господним» (ср. 2Пет 3:10; Откр 20:7−15). Здесь Павел имеет в виду такой аспект «дня Господня», как завершение скорби.
тать ночью Это выражение никогда не связано с восхищением церкви. Оно используется в связи с Пришествием Христа в день суда Господня в конце семилетней скорби, что не равняется Восхищению церкви (см. пояснение к 4:5) и относится к суду, завершающему Тысячелетие (2Пет 3:10). Как вор приходит неожиданно и без предупреждения, так наступит и День Господень в обеих его завершающих фазах.

5:3 «мир и безопасность» Как лжепророки древности предсказывали светлое будущее, невзирая на неизбежность Божьего суда (Иер 6:14; Иер 8:11; Иер 14:13−14; Плач 2:14; Иез 13:10, 16; Мих 3:5), так они будут поступать и в будущем, накануне гибели в последний День Господень.
мука родами Примерно то же сказал Господь на горе Елеонской (см. пояснение к Мф 24:8), подразумевая неизбежность, неожиданность, неминуемость и боль Дня Господня.

5:4 Но вы, братия Павел хочет подчеркнуть особое значение своих слов, переходя от третьего лица (3 раза в ст. 3) ко второму. Поскольку Церковь будет восхищена до судного Дня Господня, верующих не будет на земле посреди ужаса и разрушения (ст. 3).
не во тьме Верующие не учавствуют в дне Господнем, поскольку они уже взяты из тьмы в царство света (Кол 1:13). Иисус учил, что уверовавший в Него будет взят из духовной тьмы (Ин 8:12; Ин 12:46). Всем содержанием стиха 7 Павел подчеркивает различие между верующими и погибшими. Верующие не ощутят гнева Божия вследствие их иной природы. Неверующие находятся во тьме (ср. ст. 2, «ночью»), погрузившись в умственную, нравственную и духовную темноту из-за греха и неверия (ср. Ин 1:5; Ин 3:19; Ин 8:12; 2Кор 4:6; Еф 4:17−18; Еф 5:8, 11). Все эти люди есть дети сатаны (ср. Ин 8:44), который обладает властью тьмы (Лк 22:53). День Господень застанет их внезапно, и в результате они погибнут.

5:5 сыны света Это евр. выражение, характеризующее верующих как детей Божиих, имеющих небесного Отца, Который есть свет и в Котором нет никакой тьмы (1Ин 1:5−7). Ср. Лк 16:8; Ин 8:12; Ин 12:36. Верующие обитают в совершенно другой сфере жизни, в отличие от тех людей, которые увидят День Господень.

5:6 не будем спать Поскольку верующие удалены от царства тьмы, они взяты из ночи греха и неведения и находятся в свете Божием. Поскольку христиане ходят во свете, они не должны спать в духовном безразличии и самодовольстве, а должны находиться на духовном посту. Они не должны уподобляться спящему во тьме народу, который выйдет из оцепенения в День Господень (ст. 7), но должны жить в бодрствовании, благочестии, под контролем истины.

5:8 броню Павел описывает христианскую жизнь военными терминами, как жизнь трезвую и готовую ко всему. «Броня» прикрывает жизненно важные органы тела. «Вера» — это надежная защита от искушений, потому что она есть доверие Божьему обетованию, Его плану и истине. Именно неуклонная вера в Слово Божье защищает нас от стрел искушения. Неприятие Слова есть неверие, которое характеризует всякий грех. Если верующие грешат, значит они поверили дьявольской лжи. Совершенная любовь к Богу приносит плод совершенного послушания Ему. Слово «броня» всегда означает праведность (Ис 59:17; Еф 6:14). Вера всегда передается через образ щита (Еф 6:16). «Шлем» всегда ассоциируется с будущим спасением (ср. Ис 59:17; Еф 6:17). Наше спасение гарантировано, и никто не может его отнять (Рим 13:11). Павел снова соединяет веру, любовь и надежду (ср. 1:3). См. пояснения к Еф 6:10−17.

5:9 гнев Тот же гнев, о котором говорится в 1:10 (см. пояснение там же). В этом контексте (обратите внимание на контраст), здесь, очевидно, говорится о вечном гневе Божием, а не о Его временном гневе во время великой скорби (ср. Рим 5:9).

5:10 бодрствуем ли, или спим Аналогичная тема затрагивалась в 4:13−15 относительно физической жизни или смерти. В любом случае нам дано обетование, что однажды мы будет жить вместе (ср. 4:17; Ин 14:1−3) вечно со Спасителем, умершим за наши грехи. Ср. Рим 4:9; Гал 1:4; 2Кор 5:15, 21.

5:12 уважать Речь идет не о внешнем уважении, а о том, что люди должны знать своих пастырей достаточно хорошо и уважать их за их достоинства. К пасторам предъявляются следующие требования: 1) трудиться до изнеможения, 2) идти впереди стада и вести его в направлении праведности, 3) наставлять в духе истины Слова Божьего. Ср. Евр 13:7, 17.

5:13 почитать Кроме того, что прихожане, должны знать своих пастырей (см. пояснение к ст. 12), они должны относится к ним с пониманием и любовью не из-за их личного обаяния, а из-за того, что они трудятся для Первосвященника как Его особые служители (ср. 1Пет 5:2−4). Они должны повиноваться их руководству для того, чтобы в церкви преобладал мир.

5:14−15 Умоляем… вас Павел сказал о том, как должны трудиться пастыри и как люди должны относиться к пастырям (ст. 12−13). В этих же стихах он говорит о том, как люди должны относится друг к другу в церкви. «Бесчинствующих», т.е. выбившихся из строя, следует назидать и предупреждать, чтобы вернуть назад в строй. «Малодушных», т.е. боящихся и сомневающихся, следует ободрять и воодушевлять. «Слабых», т.е. лишенных духовной и нравственной силы, следует твердо поддерживать. Терпение, прощение и добрые дела должны преобладать между всеми людьми.

5:16−22 Павел перечисляет христианские добродетели. В этих стихах кратко и четко изложены основные принципы и приоритеты здоровой духовной жизни, которые, несмотря на краткость, показывают верующим приоритеты для успешной христианской жизни.

5:16 радуйтесь Радость уместна в любое время. Ср. Флп 2:17−18; Флп 3:1; Флп 4:4.

5:17 молитесь Это не значит молиться непрерывно (ср. Мф 6:7−8), а скорее молиться настойчиво (ср. Лк 11:1−13; 18:1−8) и регулярно (ср. Еф 6:18; Флп 4:6; Кол 4:2, 12).

5:18 благодарите Неблагодарность — черта неверующих (ср. Рим 1:21; 2Тим 3:1−5). «Такова о вас воля Божия» включает ст. 16, 17.

5:19 не угашайте Нельзя гасить огонь Духа Божьего грехом. Верующие должны не огорчать Святого Духа (Еф 4:30), а повиноваться Ему (Еф 5:18) и ходить по Духу Святому (Гал 5:6).

5:20 пророчества Это слово может означать откровение от Бога (ср. Деян 11:27−28; 1Тим 1:18; 1Тим 4:14), но чаще всего подразумевает Слово Божие (ср. Мф 13:14; 2Пет 1:19−21; Откр 1:3; Откр 22:7, 10, 18−19). Эти «пророчества» являются авторитетными, передаваемыми через признанного Им представителя, посланиями от Бога, к которым нужно относится серьезно по причине их происхождения от Бога. К чтению или проповеди Слова Божьего нельзя относиться легкомысленно.

5:21−22 Все испытывайте Эти слова призывают к тщательному исследованию и разумению в ответ на повеление ст. 20. Никогда нельзя пренебрегать Словом Божьим, а тщательно обдумывать проповедуемое слово (ср. Деян 17:10−11). То, что воспринимается как «хорошее», должно приниматься всем сердцем. Следует избегать всего, что есть «зло» и не соответствует Библии.

5:23 Бог… освятит вас В заключение призывов, начиная с 4:1 и особенно со ст. 16−22, Павел говорит об источнике послушания для всех и исполнительности. Подобное освящение — не в человеческих силах (ср. Зах 4:6; 1Кор 2:4−5; Еф 3:20−21; Кол 1:29). Только Бог (ср. Рим 15:33; Рим 16:20; Флп 4:9; Евр 13:20, где говорится о Боге как о «мире») «Сам» может отделить нас от греха для праведности «во всей полноте».
дух и душа и тело во всей целостности Говоря о духе и душе, Павел не имеет в виду, что нематериальная часть человека может быть поделена на два компонента (ср. Евр 4:12). Эти два слова, взаимозаменяют друг друга по всему Писанию (ср. Евр 6:19; Евр 10:39; 1Пет 2:11; 2Пет 2:8). Эти два понятия нельзя разделить, их различие носит, скорее всего, стилистический характер в разных текстах (ср. Втор 6:5; Мф 22:37; Мк 12:30; Лк 10:27). Также и Павел не верил, что человек состоит из трех частей (ср. Рим 8:10; 1Кор 2:11; 1Кор 5:3−5; 1Кор 7:34; 2Кор 7:1; Гал 6:18; Кол 2:5; 2Тим 4:22), а скорее всего он склонялся к двум: материальной и нематериальной.
в пришествие Четвертое упоминание о parousia Христа относится к Восхищению Церкви, как это имело место в 2:19; 3:13; 4:15.

5:24 Призывающий вас Как и на протяжении всего Ветхого Завета, этот призыв подразумевает действенный Божий призыв Своих избранных к спасению (ср. 2:12; 4:7; Рим 1:6, 7; Рим 8:28; 1Кор 1:9; Еф 4:1, 4; 2Тим 1:9; 1Пет 2:9; 1Пет 5:10; 2Пет 1:10). Бог Призывающий также и соберет тех, кого Он призывает к славе, и никто не будет потерян (ср. Ин 6:37−44; Ин 10:28−29; Рим 8:28−39; Флп 1:6; Иуд 1:24).

5:26 лобзанием святым В Новом Завете имеется пять повелений об этом знаке любви (Рим 16:16; 1Кор 16:20; 2Кор 13:12; 1Пет 5:14). Это был общепринятый между первыми христианами поцелуй как праведный знак признания того, что верующие являются братьями и сестрами в семье Божьей.

5:27 Послание должно было быть прочитано при всех, что служило основой духовной ответственности (ср. Гал 4:16; 2Фес 3:14).

5:28 Ср. Рим 16:20, 24; 2Фес 3:18.

Примечания:

 
Новый русский перевод
8 [12] — См. Ис 59:17.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.