К Евреям 12 глава

Послание Евреям
Новый русский перевод → Учебной Библии МакАртура

Новый русский перевод

1 Итак, нас окружает целое облако свидетелей! Поэтому давайте сбросим с себя всё, что мешает нам бежать, а также грех, легко запутывающий нас в свои сети, и будем терпеливо преодолевать отмеренную нам дистанцию.
2 Будем неотрывно смотреть на Иисуса. От начала до конца наша вера зависит от Него. Он ради предстоящей радости претерпел смерть на кресте, пренебрегши позором, и сейчас сидит по правую сторону от Божьего престола[123].
3 Подумайте о Нем, испытавшем такую вражду со стороны грешников, и это поможет вам не изнемочь душою и не потерять присутствия духа.
4 Вам ещё не приходилось сражаться с грехом до крови.
5 Вы забыли слова ободрения, обращенные к вам как к сыновьям:
«Сын мой, не отвергай наказания Господнего, не теряй присутствия духа, когда Он тебя обличает,
6 ведь Господь наказывает того, кого любит, и бьет каждого, кого принимает как сына»[124].
7 Переносите страдания как часть вашего воспитания. Бог относится к вам как к сыновьям. Разве есть такой сын, которого бы отец не наказывал?
8 Если вы не бывали наказаны (а каждый подвергается наказанию), то вы незаконные дети, а не подлинные сыновья.
9 У нас у всех были земные отцы, которые наказывали нас, и мы уважали их. Насколько же больше мы должны быть послушны Отцу наших духов, ведь это послушание дает нам жизнь!
10 Наши отцы воспитывали нас некоторое время, и так, как им это казалось правильным, но Бог воспитывает нас ради нашего блага, чтобы нам стать участниками Его святости.
11 Любое наказание кажется нам скорее причиняющим боль, чем несущим радость. Но впоследствии те, кто был научен наказанием, пожинают урожай праведности и мира.
12 Поэтому укрепите опустившиеся руки и дрожащие колени[125].
13 Идите по прямому пути[126], чтобы тому, кто хромает, не покалечиться больше, но опять стать здоровым.
14 Старайтесь жить в мире со всеми людьми и быть святыми: без святости никто не увидит Господа.
15 Смотрите, чтобы никто из вас не был лишен благодати Божьей, и чтобы никто не причинил бы вам вреда, подобно горькому корню, который пророс среди вас, и чтобы им не осквернились многие[127].
16 Смотрите, чтобы никто из вас не предавался распутству и не был таким далеким от Бога, как Исав, который за одну миску еды продал свои права старшего сына[128].
17 Вы знаете, что потом он хотел унаследовать благословение, но был отвергнут. Хотя он горько плакал, было слишком поздно для раскаяний.
18 А ведь вы подошли не к горе Синай, к которой можно притронуться и которая пылает огнем, не ко тьме, не к мраку и не к буре.
19 Вы пришли не на звук трубы и не на голос, говорящий такие слова, что слушающие просили о том, чтобы больше он не говорил им.
20 Люди были не в силах вынести то, что им было повелено: «Если и животное прикоснется к этой горе, оно должно быть побито камнями»[129].
21 Это было так ужасно, что даже Моисей сказал: «Я в страхе и трепете».[130]
22 Нет! Вы пришли к горе Сион, к городу живого Бога, к Небесному Иерусалиму. Вы пришли к тысячам ангелов, собранным на радостное торжество.
23 Вы пришли в собрание первенцев[131], чьи имена записаны на небесах. Вы пришли к Богу, Судье всех людей, и к духам праведников, ставших совершенными.
24 Вы пришли к Иисусу, посреднику нового завета, и к окропляющей крови, которая говорит лучше крови Авеля[132].
25 Смотрите, не отвергайте Того, Кто к вам обращается. Если те, которые отказались слушать говорящего на земле, не избежали своего наказания, то тем более не избежим его и мы, к которым Бог обращается с небес.
26 Тогда Его голос потрясал землю, но сейчас Он обещает: «Я ещё раз сотрясу землю, и не только землю, но и небеса».[133]
27 Слова «ещё раз» говорят о том, что всё, что может быть сотрясено, все сотворенное, временное, исчезнет, останется только то, что непоколебимо.
28 Поэтому, получая Царство, которое не может быть поколеблено, будем благодарны и в благодарности будем поклоняться Богу так, как Ему приятно, в почтении и страхе,
29 потому что наш Бог — это пожирающий огонь[134].

Учебной Библии МакАртура

12:1 Посему Это очень важное переходное слово, которое дает выразительное заключение (ср. 1Фес 4:8) к разделу, который начался в 10:19.
свидетелей Повествуя об отошедших в вечность, 11-я глава свидетельствует о ценности и благословении жизни верой. Мотивация свято проходить «поприще» не в том, чтобы получить похвалу от «взирающих» небесных святых. Скорее бегун вдохновляется богоугодными примерами, которые установили в своей жизни жившие до него святые. Большое облако состоит не из зрителей, но из тех, чья прошлая жизнь вдохновляет людей прожить свою жизнь подобно им (ср. 11:2, 4−5, 33, 39).
свергнем Это касается тех евреев, которые провозгласили Христа, но еще не полностью обрели настоящую веру. Они еще не начали бежать, проходить свое поприще, которое начинается со спасения. Автор призывал их принять спасение во Христе и присоединиться к бегущим.
всякое бремя Отличается от греха, упомянутого ниже. Относится к главному бремени, отягощавшему иудеев — левитской системе поклонения с ее закостенелостью и ортодоксальностью. Начиная бег, атлет снимал с себя всю ненужную одежду. Все внешние атрибуты, подчеркиваемые левитами, не только мешали, но заставляли «запинаться».
грех В этом контексте внимание сначала уделяется конкретному греху неверия, отказу оставить систему жертвоприношений ради совершенной жертвы Иисуса Христа (ср. Ин 16:8−11), точно так же, как и другим грехам, которые были дороги неверующим.
с терпением Терпение — это неуклонная решимость продолжать идти, независимо от искушения, не замедляя ход и не сдаваться (ср. 1Кор 9:24−25).
поприще Спортивная метафора, представляющая исполненную верой жизнь в качестве изнурительной, требующей усилий попытки. Слово «агония» произошло от использованного здесь греческого слова. См. пояснение к Мф 7:14.

12:2 взирая Они должны были взирать на Иисуса — объект их веры и спасения (ср. 11:26−27; Деян 7:55−56; Флп 3:8).
начальника См. пояснение к 2:10. Слово означает того, кто что-то начал первым, или стал выдающимся примером.
совершителя См. пояснение к 5:14. Буквально означает «делающий совершенным», т. е. проводящий через что-то к совершенному заключению (ср. Ин 19:30).
радости Иисус терпел, чтобы получить радость по завершении воли Отца и по Своем возвышении (ср. 1:9; Пс 15:9−11; Лк 10:21−24).
одесную См. пояснение к 1:3.

12:3 Помыслите о Претерпевшем Иисус — совершенный пример желания пострадать ради послушания Богу. Он столкнулся с «поруганием» (то же слово, что и переведенное как «пререкание» в Лк 2:34) и выдержал даже суровое испытание креста. С тем же противлением сталкиваются все, кто следует за Ним (Деян 28:22; Гал 6:17; Кол 1:24; 2Тим 3:12).
изнемочь… ослабеть Проблемы верующих, истощение и гонения — ничто по сравнению с Христовыми (ср. Гал 6:9).

12:4 до крови Никто еще из иудеев не столкнулся с таким сильным изнеможением или гонением, которые привели бы их к смерти или сделали мучениками. Так как Стефан (Деян 7:60), Иаков (Деян 12:1) и другие (ср. Деян 9:1; Деян 22:4; Деян 26:10) приняли мученическую смерть в Иерусалиме, логично будет вычеркнуть этот город из возможных адресатов послания (см. во Введении: Автор и время написания).

12:5−6 Здесь автор вспоминает и дополняет Притч 3:11−12. Испытания и страдания в жизни христиан исходят от Бога, Который использует их для того, чтобы научить и дисциплинировать верующих через подобный опыт. Такие случаи — свидетельство любви Бога к Своим детям (ср. 2Кор 12:7−10).

12:6 бьет Это относится к порке кнутом — очень жестокому и болезненному наказанию, которое часто применялось иудеями (ср. Мф 10:17; Мф 23:34).

12:7−8 дети… сыны Так как все несовершенны и нуждаются в дисциплине, все настоящие дети Божии наказываются Им тем или иным образом.

12:8 незаконные Это слово в Новом Завете употреблено лишь здесь, но оно используется повсеместно в греческой литературе для обозначения рожденных от рабынь или наложниц. Возможно, отдаленный намек на Агарь и Измаила (Быт 16) т.е. наложницу Авраама и ее незаконного сына.

12:9 покориться Уважение к Богу — значит подчинение Его воле и законам. Те, кто охотно принимают наказание Божье, получат более богатую, с избытком, жизнь (ср. Пс 118:165).
Отцу духов Лучше перевести как «Отец наших духов», в противоположность «человеческим отцам» (буквально «плотским отцам»).

12:10 для пользы Несовершенные человеческие отцы применяют несовершенное человеческое наказание. Но Бог совершенен, и потому Его наказание совершенно и всегда на благо (духовное) Его детям.

12:11 плод праведности То же выражение, что и в Иак 3:18.
наученным То же слово используется в 5:14 и переводится как «приученный» (см. пояснение там же; ср. 1Тим 4:17).

12:12−17 Этот раздел побуждает верующих поступать согласно Божьим истинам, заложенным в предыдущих местах. Истина, которую знают, но которой непослушны, становится скорее осуждением, чем благом (ср. 13:22).

12:12−13 Автор возвращается к метафоре бегуна, начатой в ст. 1−3 (ср. Притч 4:25−27), и использует характерный для Ис 35:3 язык, чтобы описать состояние натренированного, уставшего спортсмена, чьи руки падают, а колени дрожат. Когда верующие встречаются с испытаниями в жизни, они не должны позволять обстоятельствам управлять ими. Вместо этого они должны терпеть и ждать второго дыхания, чтобы восстановить силы и продолжать бег.

12:14 Старайтесь… святость В этом послании выражение объясняется как:
1) приближение к Богу с твердой верой и чистой совестью (10:14, 22) и
2) истинное принятие Христа как Спасителя и жертвы за грех, приводящей грешника к общению с Богом.
Неверующие не пожелают принять Христа, если жизнь верующих не будет показывать те качества, которые угодны Богу, включая мир и святость (ср. Ин 13:35; 1Тим 4:3; 1Тим 5:23; 1Пет 1:16).

12:15 Наблюдайте Верующие должны наблюдать за своей жизнью, чтобы стать свидетельством мира и чистоты для тех, кто нуждается в спасении.
не лишился благодати См. пояснения к 4:1; 6:6; 10:26. Это значит прийти слишком поздно и оказаться оставленным. Вот еще одно упоминание об интеллектуально убежденных евреях в этом собрании, которые знали Евангелие и отождествляли себя со Христом, но вскоре стали на грань отступничества. горький корень Отношение отступников внутри церкви, которые оказывают вредное воздействие. Ср. Втор 29:18.

12:16−17 См. Быт 25:29−34 и Быт 27:1−39. Исав пожелал Божьего благословения, но он не желал Бога. Он сожалел о содеянном, но он не покаялся. Исав — пример тех, кто сознательно грешит против Бога и кто потом не получает второй шанс, так как эти люди знают истину, но очень ожесточены (ср. 6:6; 10:26). Исав был примером «нечестивца».

12:16 блудника В этом контексте имеется в виду сексуальная распущенность в общем. Отступничество часто тесно связано с аморальностью (ср. 2Пет 2:10, 14, 18; Иуд 1:8, 16, 18).

12:18−29 Автор дает разъяснения, основанные на завете Израиля с Богом на горе Синай (см. Исх 19−20; Втор 4:10−24).

12:18 См. Исх 19:12−13; Втор 4:11; Втор 5:22.

12:19 трубному звуку См. Исх 19:16, 19; Втор 4:12.

12:20 Цитата из Исх 19:12−13 (ср. 20:19; Втор 5:23−24).

12:21 Цитата из Втор 9:19.

12:22 горе Сиону В противоположность горе Синай, на которой Бог дал закон Моисею и которая вселяла ужас и предвещала беду, — гора Сион не земная гора в Иерусалиме, но место обитания Бога на небесах, и она полна милости и дружелюбия. Никто не мог угодить Богу на условиях Синая, которые заключались в совершенном исполнении закона (Гал 3:10−12). Сион, однако, доступен всем, кто приходит к Богу через Иисуса Христа (ср. Пс 131:13−14; Ис 46:13; Зах 2:10; Гал 4:21−31).
горе Сиону… граду Бога живого… небесному Иерусалиму Это все синонимы для обозначения неба, для описания жилища Бога — небесного Иерусалима. См. пояснения к Откр 21:1 — 22:5.
тьмам Греческое слово, часто переводимое как 10 000. См. Откр 5:11−12.

12:23 торжествующему собору Это выражение здесь обозначает «сбор для общественного празднества». Оно обычно употребляется не для описания групп людей, отличных от Церкви, но описывает многочисленных Ангелов на небе, собравшихся вокруг престола Божия.
церкви первенцев Первенец — это Иисус Христос (см. пояснение к 1:6). «Церковь» состоит из верующих, которые являются также сонаследниками Христу, Самому главному среди многих братьев (Рим 8:17, 29).
праведников, достигших совершенства См. пояснение к 5:14 (ср. 11:40). Это святые Ветхого Завета, в отличие от новозаветных верующих из «церкви первенцев».

12:24 Ходатаю См. пояснение к 7:22 (ср. 8:6−10; 9:15). лучше См. пояснения к 6:9; 9:23. Жертва Авеля была угодна Богу, так как была принесена в вере и послушании (ср. 11:4), но у нее не было спасающей силы. Только кровь Иисуса была достаточной для очищения от греха (ср. 1Ин 1:7). Жертва Христа принесла искупление (9:12), прощение (9:26) и полное спасение (10:10, 14).
нежели Авелева Кровь Авеля обеспечила лишь временное покрытие греха, но жертва крови Христа объявляет вечное прощение (ср. Кол 1:20).

12:25 не отвратитесь См. пояснение к ст. 19, где то же слово описывает поведение израильтян на горе Синай.
тем более Последствия отступничества ужасны. Отступников ждет суд и страх гораздо больший, чем у горы Синай.

12:26 Цитата из Агг 2:6.

12:26−27 поколебал землю У горы Синай Господь поколебал землю. От Сиона Он поколеблет небеса и всю вселенную (ср. Ис 13:13; Ис 34:4; Ис 65:17, 22; 2Пет 3:10−13; Откр 6:12−14; Откр 20:11; Откр 21:1).

12:27 Все материальное («колеблемое») будет разрушено. Только вечное («непоколебимое») останется.

12:28 царство Бог создаст «новое небо и новую землю… святый город Иерусалим» (Откр 21:1−2), которые будут вечны и неизменны.
будем хранить благодать См. пояснение к 4:16. с благоговением и страхом См. пояснение к 11:7 (ср. 5:7). Второе слово означает опасение, трепет в присутствии Божием.

12:29 огонь поядающий См. Втор 4:24. Божий закон, данный на горе Синай, предусматривал много строгих наказаний, но гораздо худшее наказание ждет тех, которые отвергли предложенное им спасение через Его Сына Иисуса Христа (ср. Лк 3:16−17). Этот стих связан с 10:29−31.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [123] — См. Пс 109:1.
5 [124]Прит 3:11-12.
12 [125] — См. Ис 35:3.
13 [126]Прит 4:26.
15 [127] — См. Втор 29:18.
16 [128] — См. Быт 25:29-34. Права старшего сына включали в себя двойное наследство (см. Втор 21:15-17) и особое отцовское благословение (см. Быт 27:1-40).
20 [129]Исх 19:12, 13.
18 [130] — См. Исх 19:9-25; Втор 4:11-12; Втор 5:22-26; Втор 9:19.
23 [131]Собрание первенцев. Имеются в виду все верующие, последователи Иисуса Христа. Первенцы занимали важное место в семье и принимали особое благословение родителей. Верующие в Иисуса имеют то же положение в глазах Бога.
24 [132] — См. Быт 4:10; Евр 9:13-14.
26 [133]Агг 2:6.
29 [134]Втор 4:24; Втор 9:3; Ис 33:14.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.