Откровение 11 глава

Откровение Иоанна
Новый русский перевод → Учебной Библии МакАртура

Новый русский перевод

1 Мне была дана трость, наподобие посоха, и сказано: «Встань и измерь ею храм Божий, жертвенник и посчитай тех, кто пришёл туда на поклонение.
2 Но внешний двор храма не включай и не измеряй, потому что он отдан язычникам, они будут топтать святой город 42 месяца[80].
3 Я дам Моим двум свидетелям силу, и они будут пророчествовать 1 260 дней, одетые в рубище[81]».
4 Это две оливы и два светильника, стоящие перед Господом земли[82].
5 Если кто-то пытается причинить им вред, то изо рта этих свидетелей выходит огонь и поглощает их врагов. Так погибает каждый, кто хочет причинить им вред.
6 Им дана власть затворить небеса, чтобы в дни, когда они пророчествуют, на землю не шёл дождь, а также власть превращать воду в кровь и поражать землю всевозможными бедствиями столько раз, сколько они захотят.
7 Когда они полностью окончат свое свидетельство, тогда зверь, выходящий из бездны, нападет на них, победит их и умертвит.
8 Их трупы будут лежать на улице великого города, где и их Господь был распят, города, который символически назван Содомом и Египтом.
9 Три с половиной дня на их трупы смотрит множество людей из всякого народа, языка, рода и племени, и трупы их не разрешают похоронить.
10 Жители земли радуются их гибели, устраивают праздники и посылают друг другу подарки, потому что присутствие этих пророков было мучительно для жителей земли.
11 Но через три с половиной дня в них вошел дух жизни от Бога, и они встали на ноги. Все, кто это видел, пришли в ужас.
12 Два свидетеля услышали с небес громкий голос: «Поднимитесь сюда!» Они поднялись в облаке на небеса, и их враги это видели.
13 В тот же час произошло сильное землетрясение, и десятая часть города разрушилась. Во время землетрясения погибло 7 000 человек, остальных же охватил ужас, и они прославили Бога Небесного.
14 Второе горе окончилось, но приближалось ещё третье.
15 Затрубил седьмой ангел, и в небесах громко прозвучали слова:
«Царство мира стало Царством нашего Господа и Его Христа! Он будет царствовать вечно!»
16 Двадцать четыре старца, которые сидят на своих престолах перед Богом, пали на лица свои и поклонились Богу,
17 говоря:
«Мы благодарим Тебя, Господь, Бог Вседержитель, Тот, Кто есть и Кто был, за то, что Ты взял великую власть в Свои руки и начал царствовать.
18 Народы разъярились[83], но сейчас настал черед Твоего гнева. Настал час суда над мертвыми, час раздачи наград Твоим слугам пророкам и святым, благоговеющим перед Твоим именем, как малым, так и великим, и час истребления тех, кто растлевает землю[84]».
19 Тогда на небесах открылся храм Божий, а в храме был явлен ковчег завета Его. Засверкали молнии, раздались голоса, загремел гром, произошло землетрясение и пошел сильный град.

Учебной Библии МакАртура

11:1 трость Полое бамбукообразное тростниковое растение, которое росло в Иорданской долине. Благодаря своей легкости и прочности обычно использовалось как орудие для измерения (ср. Иез 40:3, 5). Приказ об измерении храма свидетельствовал о принадлежности его Богу (ср. 21:15; Зах 2:1−5).
храм Божий Обозначает святая святых и святое место, а не весь комплекс храма (ср. ст. 2). Перестроенный храм будет существовать в годину искушения (Дан 9:27; Дан 12:11; Мф 24:15; 2Фес 2:4).
жертвенник Ссылка на поклоняющихся предполагает, что это бронзовый жертвенник во внутреннем дворе, а не жертвенник с фимиамом в святом месте, так как только священникам было позволено входить в святое место (ср. Лк 1:8−10).

11:2 внешний двор Двор язычников, отделенный от внутреннего двора в храме Ирода низкой стеной. Язычникам не позволялось входить во внутренний двор под страхом смерти. Указание не измерять внешний двор, данное Иоанну, символизирует отказ Бога от неверующих язычников, которые угнетали избранных Им людей.
попирать святой город В древние времена все государства — Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим — угнетали Иерусалим (ср. 4Цар 25:8−10; Пс 78:1; Ис 63:18; Плач 1:10). Этот стих говорит о будущем опустошающем разрушении и угнетении Иерусалима силами антихриста.
сорок два месяца Этот период в 3, 5 года означает вторую половину времени великой скорби и совпадает с явно губительными действиями антихриста (ст. 3; 12:6; 13:5). В это время евреи будут защищены Богом в пустыне (12:6, 14).

11:3 двум свидетелям Двум пророкам Бог дал силу и власть донести послание гнева и спасения во время второй половины годины искушения. Это перекликается с ветхозаветным требованием о необходимости двух или более свидетелей для подтверждения истинности свидетельства (ср. Втор 17:6; Втор 19:15; Мф 18:16; Ин 8:17; Евр 10:28). Деятельность двух свидетелей-пророков станет кульминацией Божьего свидетельства Израилю: через проповеди пророками евангелия будет предсказан Божий гнев и Его милостивое предложение спасения всем, кто покается и поверит.
тысячу двести шестьдесят дней Сорок два месяца, или 3, 5 года (ср. 12:6; 13:5; см. пояснение к ст. 2).
вретище Одежда из грубой ткани, сделанной из козьей или верблюжьей шерсти. Ношение одежды из этой ткани означало покаяние, смирение и траур (ср. Быт 37:34; 2Цар 3:31; 4Цар 6:30; 4Цар 19:1; Есф 4:1; Ис 22:12; Иер 6:26; Мф 11:21). Божьи свидетели в скорби по причине ужасающей порочности мира и Божьего гнева из-за осквернения храма и святого города антихристом.

11:4 Эти образы взяты из гл. 3 и 4 Захарии (см. пояснения там). Предсказания Захарии касаются близкого будущего (перестройка храма Зоровавелем во времена великого иерея) и далекого будущего (два свидетеля, чьи пророчества говорят о полном восстановлении Израиля во время миллениума, т.е. тысячелетия).
две маслины и два светильника Обычно оливковое масло использовалось в лампах; оливковые деревья и лампады вместе символизируют свет духовного возрождения. Проповеди двух свидетелей зажгут искру возрождения, подобно тому как проповеди великого иерея и Зоровавеля повлияли на Израиль после вавилонского плена.

11:5−6 Хотя невозможно доказать тождественность этих двух свидетелей Моисею и Илии, многие наблюдения позволяют предположить, что это могут быть они:
1) подобно Моисею, они поражают землю язвою и, подобно Илии, имеют власть затворить ее от дождя;
2) согласно еврейской традиции, ожидается, что и Моисей (ср. Втор 18:15−18), и Илия (ср. Мал 4:5−6) вернутся в будущем (ср. Ин 1:21);
3) оба, Моисей и Илия, присутствовали во время Преображения Господня; в преддверии смерти и воскресения Христа;
4) оба, и Моисей и Илия, способствовали раскаянию людей посредством сверхъестественных сил;
5) Илия был взят живым на небо, и Бог похоронил тело Моисея в таком месте, которое никогда не будет найдено; и
6) засуха, которую принесли эти свидетели, продолжается так же долго (3, 5 года; ср. ст. 3), как и засуха, вызванная Илией (Иак 5:17).

11:5 огонь выйдет… и пожрет Вероятно, это буквально означает огонь. Эти двое будут непобедимы во время их служения, они будут защищены сверхъестественной силой. Лжепророки будут подражать их знамениям (см. 13:3).

11:6 власть затворить небо Подлинно ли это Божьи посланники, часто устанавливается с помощью чудес. Здесь произошедшая по их воле засуха в течение 3, 5 лет (подобная той, что Илия послал до них) усугубит бесчисленные страдания тех, кто переносит несчастья и еще больше усилит зло и ненависть к двум свидетелям.
над водами, превращать их в кровь В результате опустошения, вызванного второй и третьей трубой, воды земли станут непригодны для питья, что усугубит страдания, причиненные засухой.

11:7 зверь Первое из 36 упоминаний в Откровении об этом существе, которое является не кем иным, как антихристом (см. гл. 13). Тот факт, что он поднимется из бездны, показывает, что он наделен силой сатаны.
убьет их Когда служение двух свидетелей закончится, Бог снимет с них сверхъестественную защиту. И тогда зверь сможет совершить то, что многих, пытавшихся это сделать раньше, привело к смерти.

11:8 и трупы их оставит на улице Отказ похоронить врагов во все времена был способом показать неуважение и презрение к ним (ср. Деян 14:19). Ветхий Завет вполне определенно запрещает эту практику (Втор 21:22−23).
великого города Сравнение Иерусалима с Содомом и Египтом подчеркивает развращенность города. Вероятно, служение свидетелей было обращено к еврейскому народу, в результате чего начинается его обращение (ст. 13).

11:9 три дня с половиною Весь мир будет смотреть на трупы свидетелей Божьих (несомненно, благодаря самым современным средствам массовой информации) и прославлять антихриста. Тела убиенных пророков начнут разлагаться.

11:10 радоваться… веселиться… пошлют дары Ощутив необычайную радость по случаю смерти своих мучителей, «живущие на земле» (фраза встречается 11 раз в Откровении при упоминании неверующих) будут отмечать смерть двух свидетелей как праздник.

11:11 вошел в них дух жизни Празднества, однако, продлятся недолго, так как Бог защитит Его верных свидетелей и воскресит их.

11:12 взошли на небо на облаке Некоторые могут удивиться, почему Бог не разрешил свидетелям опять проповедовать, предполагая, что их пророчество имело бы больше силы после их воскрешения. Но это противоречит четкому обратному утверждению Христа (см. Лк 16:31).
смотрели на них враги их Те, кто ненавидели и уничижали двух свидетелей, увидят их в славе.

11:13 землетрясение Вслед за вознесением Своих пророков Бог посылает сокрушительное землетрясение. Возможно, что разрушения и потери будут иметь место в основном среди предводителей сил антихриста.
прочие Это относится к евреям, которые все еще не придут к вере во Христа.
воздали славу Богу небесному Это случай спасения искренне уверовавших евреев (ср. Лк 17:18−19), а не тех, кто богохульствовал и отказывался прославлять Бога (16:9). Это исполнение ключевой проповеди пророка Захарии (12:10; 13:1) и апостола Павла (Рим 11:25−27).

11:14 Второе горе Шестая труба (см. пояснение к 9:12). Перерыв между шестой и седьмой трубами закончился (см. пояснение к 10:1). Покаяние Израиля вскоре возвестит вступление в Тысячелетнее Царство (Деян 3:19−21; Рим 11:25−26). Но сначала придет время последнего завершающего суда.

11:15 И седьмой Ангел вострубил Седьмая труба содержит 7 чаш, последний суд, описанный в 16-й главе, и все события, ведущие к установлению Тысячелетнего Царства (гл. 20) и увенчания Иисуса как Царя (гл. 19).
Царством Господа нашего и Христа Его Предпочтительнее читать «единственным царством». Несмотря на многочисленные политические и культурные деления, Библия рассматривает падший мир как одно царство с единственным правителем — сатаной (Ин 12:31; Ин 14:30; Ин 16:11; 2Кор 4:4). Следуя примеру сатаны, люди, стоящие у власти, обычно проявляют враждебность ко Христу (Пс 2:2; Деян 4:26). Длительный бунт мирового царства против Бога закончится победоносным возвращением Господа Иисуса Христа, Который победит Своих врагов и установит Свое Божье Царство (Ис 2:2−3; Дан 2:44; Дан 7:13−14, 18, 22, 27; Лк 1:31−33). Это Царство принадлежит также Богу Отцу (см. пояснения к Дан 4:6; Дан 6:26; 1Кор 15:24).

11:16 двадцать четыре старца См. пояснение к 4:4.

11:17 Который еси и был и грядешь Последняя фраза «грядешь» (встречается в 1:4, 8; 4:8) опускается во многих достоверных греческих рукописях. Пришествие Царства — это не будущее, оно произойдет мгновенно.

11:18 И рассвирепели язычники У них больше нет страха, но их переполняет ярость и бешенство, их враждебность проявляется в глупых попытках бороться против Христа. Но все, во что выльется человеческий бунт против Христа (16:14; 19:17−21), бесполезно и обречено.
гнев Твой Всемогущий Бог отвечает на слабую, бессильную злобу язычников (ср. Пс 2:1−9). Двадцать четыре старца говорят о будущем гневе Божьем (20:11−15), подчеркивая его неизбежность, как будто это уже имело место. Основной темой Писания является то, что Бог однажды изольет Свой гнев на бунтующее человечество (ср. Ис 24:17−23; Ис 26:20, 21; Ис 30:27−33, Иез 38:16 и послед., 2Фес 1:5−10).
судить мертвых Излияние Божьего гнева включает суд над мертвыми (ср. Мф 25:31−46; Ин 5:25−29). Суд состоит из двух частей: 1) Бог награждает ветхозаветных святых (Дан 12:1−3; ср. 22:12; 1Кор 3:8; 1Кор 4:5), святых восхищенной церкви (1Кор 15:51−52; 1Фес 4:13−18) и святых великой скорби (20:4) и 2) Бог навсегда ввергает нераскаявшихся грешников в озеро огненное (20:15).

11:19 храм Божий на небе См. 3:12; 7:15; 14:15, 17; 15:5−8; 16:1, 17. Небесная святая святых (см. пояснение к Исх 26:31−37), где обитает Бог в непреходящей сияющей славе, обычно считается Его престолом (гл. 4 и 5). Ср. Евр 9:24. Иоанн видел престол (4:5), жертвенник (6:9; 8:3−5) и там святая святых. ковчег завета Его Этот предмет в ветхозаветной скинии и храме (см. пояснение к Исх 25:10−22) символизировал присутствие Бога, искупление и завет с Его людьми. Тот земной ковчег был только копией этого небесного (см. Евр 9:23; Евр 10:20). Именно здесь Бог даровал милость и искупление греха. Поскольку святая святых на земле прекратила свое действие, когда цена за грех была уплачена (Мф 27:51; Евр 10:19−20), то открывается святая святых на небесах, чтобы засвидетельствовать о спасающем новом завете Бога и о Его цели искупить даже в середине суда.
громы и землетрясение и великий град То, что было предсказано в 4:5 и 8:5, станет устрашающей действительностью. Эти события происходят как часть наказаний седьмой чаши (16:17−21) и являются кульминацией седьмой трубы. Так как небеса являются источником возмездия, гнев также исходит из святая святых Бога (14:15, 17; 15:5−8; 16:1, 7, 17). См. пояснение к 6:1.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [80] — См. Лк 21:24, а также Дан 7:25; Дан 9:26-27; Дан 12:7 (42 месяца и 1 260 дней (ст. 3) — это один и тот же отрезок времени, равный 3,5 годам).
3 [81] — Одежда из рубища, в данном случае, говорила о грядущем суде и необходимости раскаяния в грехах.
4 [82] — См. Зах 4:1-14.
18 [83] — См. Пс 2:1.
18 [84] — Или: кто истребляет людей на земле.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.