Бытие 36 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Вот родословие Исава (он же Эдом).
2 Исав взял себе жен из Ханаана: Аду, дочь хетта Елона, Оголиваму, дочь Аны и внучку хиввея Цивеона,
3 а также Басемату, дочь Измаила, сестру Невайота.
4 Ада родила Исаву Элифаза, Басемата родила Рагуила,
5 Оголивама родила Иеуша, Ялама и Кораха. Это сыновья Исава, рожденные ему в Ханаане.
6 Исав взял своих жен, сыновей, дочерей и всех домашних, взял стада, скот и всё имущество, которое он приобрел в Ханаане, и перебрался в другую землю, на некоторое расстояние от своего брата Иакова,
7 потому что у них было слишком много добра, чтобы им оставаться вместе. У них было столько скота, что земля, где они жили пришельцами, не могла прокормить их обоих.
8 Так Исав (он же Эдом) поселился в нагорьях Сеира.
9 Вот родословие Исава, отца эдомитян, жившего в нагорьях Сеира.
10 Вот имена сыновей Исава: Элифаз, сын Исава от его жены Ады, Рагуил, сын Исава от его жены Басематы.
11 Сыновья Элифаза: Теман, Омар, Цефо, Гатам и Кеназ.
12 У сына Исава Элифаза была наложница по имени Тимна, которая родила ему Амалика. Это внуки Исавовой жены Ады.
13 Сыновья Рагуила: Нахат, Зерах, Шамма и Миза. Это внуки Исавовой жены Басематы.
14 Сыновья Исава от его жены Оголивамы, дочери Аны и внучки Цивеона, которых она родила Исаву: Иеуш, Ялам и Корах.
15 Вот вожди среди потомков Исава.
Сыновья Элифаза, первенца Исава: вожди Теман, Омар, Цефо, Кеназ,
16 Корах[194], Гатам и Амалик. Это вожди, произошедшие от Элифаза в Эдоме; они были внуками Ады.
17 Сыновья Рагуила, Исавова сына: вожди Нахат, Зерах, Шамма и Миза. Это вожди, произошедшие от Рагуила в Эдоме; они были внуками Исавовой жены Басематы.
18 Сыновья Исава от его жены Оголивамы: вожди Иеуш, Ялам и Корах. Это вожди, произошедшие от Исавовой жены Оголивамы, дочери Аны.
19 Вот сыновья Исава (он же Эдом) и вот их вожди.
20 Вот сыновья Сеира хоррея, жившие в той области: Лотан, Шовал, Цивеон, Ана,
21 Дишон, Ецер и Дишан. Эти сыновья Сеира в Эдоме были вождями хорреев.
22 Сыновья Лотана: Хори и Гомам[195]. Сестрой Лотана была Тимна.
23 Сыновья Шовала: Алван, Манахат, Евал, Шефо и Онам.
24 Сыновья Цивеона: Айя и Ана. Это тот Ана, который открыл в пустыне горячие ключи[196], когда пас ослов своего отца Цивеона.
25 Дети Аны: Дишон и Оголивама, дочь Аны.
26 Сыновья Дишона:[197] Хемдан, Эшбан, Ифран и Херан.
27 Сыновья Ецера: Билган, Зааван и Акан.
28 Сыновья Дишана: Уц и Аран.
29 Вот вожди хорреев: Лотан, Шовал, Цивеон, Ана,
30 Дишон, Ецер и Дишан.
Они были вождями хорреев по родам их в земле Сеир.
31 Вот цари, которые правили в Эдоме ещё до того, как в Израиле появились цари:
32 Бела, сын Беора, был царем в Эдоме. Его город назывался Дингава.
33 После смерти Белы царем вместо него стал Иовав, сын Зераха, из Боцры.
34 После смерти Иовава царем вместо него стал Хушам из земли теманитян.
35 После смерти Хушама царем вместо него стал Гадад, сын Бедада, который разбил мадианитян в земле Моава. Его город назывался Авит.
36 После смерти Гадада царем вместо него стал Самла из Масреки.
37 После смерти Самлы царем вместо него стал Саул из Реховота, что у реки[198].
38 После смерти Саула царем вместо него стал Баал-Ханан, сын Ахбора.
39 После смерти Баал-Ханана, сына Ахбора, царем вместо него стал Гадад[199]. Его город назывался Пау, а имя его жены было Мегетавель; она была дочерью Матреды, внучкой Мезагава.
40 Вот имена вождей — потомков Исава, по их кланам и землям, поименно:
Тимна, Алва, Иетет,
41 Оголивама, Эла, Пинон,
42 Кеназ, Теман, Мивцар,
43 Магдиил и Ирам.
Это вожди Эдома по их поселениям в земле, которой они владеют.
Исав был отцом эдомитян.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе рассказывается о потомках Исава, которые в честь его начали называться Едомлянами, в честь того Исава, который продал первородство и потерял благословения, был менее любим Богом, чем Иаков. Дается краткий перечень нескольких поколений семьи Исава. Это сделано:

(1) Так как он был сыном Исаака, и ему была оказана эта честь ради отца.

(2) Так как Едомляне были соседями Израиля, и их генеалогия могла бы пролить свет на дальнейшие события, касавшиеся обоих народов.

(3) Чтобы показать исполнение данного Аврааму обетования о том, что он будет «отцом многих народов», и подтвердить слова пророчества, сказанные Ревекке, когда она вопрошала к Богу, — «два племени во чреве твоем», чтобы подтвердить благословения Исаака: «от тука земли будет обитание твое». Здесь также приводится:

(I) Перечень жен Исава (ст. 1−5).

(II) Переезд на гору Сеир (ст. 6−8).

(III) Имена его сыновей (ст. 9−14).

(IV) Старейшины, которые произошли от его сыновей (ст. 15−19).

(V) Старейшины Хорреянина (ст. 20−30).

(VI) Цари и старейшины Едома (ст. 31−43). Кроме имен, практически больше ничего не упоминается о них, потому что с божественной точки зрения событиям, происходящим вне церкви (как бы весомы они ни были в политике), придается небольшое значение. Лишь в церкви отличительным образом проявляется особая благодать и особое провидение, которые делают жизнь особенной. Все остальное в этом мире — суетная обыденность. Эта глава сокращена, 1Пар 1:35 и далее.

Стихи 1−8. Обратите внимание, в этих стихах рассказывается:

1. О самом Исаве. Он назван Едомом (ст. 1 и вновь — ст. 8) — именем, увековечившим память о глупой сделке, совершенной при продаже права первородства из-за этого красного, красного этого. Достаточно лишь упоминания имени, чтобы увидеть причину краткого описания жизни его семьи. Заметьте: если человеку напоминают о совершенной глупости, он должен винить лишь себя.

2. О его женах и детях, которых они родили ему в Ханаанской земле. Жен было три, и от них он имел лишь пятеро сыновей. Многие мужья от одной жены имеют больше. В Своем провидении Бог зачастую разочаровывает тех, кто созидает семью неправильным путем. Тем не менее обетование распространялось и на него, поэтому у Исава была семья.

3. О его переезде на гору Сеир, которую Бог дал ему во владение, в то время как землю Ханаанскую сохранил для потомков Иакова. Бог владеет этой землей, впоследствии было сказано: «Исаву я дал гору Сеир» (Втор 2:5; Нав 24:4), поэтому Едомлян не следовало лишать владения ею. Не обладающие правами обетования, какие Иаков имел по отношению к Ханаану, по Божьему провидению могут получить право на свое владение, подобно Исаву, на горе Сеир. Исав поселился среди родственников своих жен до прихода Иакова из Месопотамии (Быт 32:3). Возможно, Исаак послал их в ту сторону (как в свое время Авраам отослал сынов наложниц в землю восточную подальше от Исаака, Быт 25:6), чтобы Иаков имел более четкое представление об обладании обетованной землей. При жизни Исаака, возможно, Исав все еще имел какие-то дела в Ханаане, однако после его смерти он полностью переселился на гору Сеир, взяв с собой причитающуюся ему часть отцовского наследства, и оставил Ханаан не только потому, что эта земля была обещана Иакову, но понимая, что для дальнейшего процветания места для двоих будет недостаточно. И поселился Исав на горе Сеир (ст. 8). Заметьте: несмотря на любое противление, Божье слово будет исполнено, и противящиеся ему рано или поздно увидят необходимость покориться и согласиться с ним. Исав боролся за Ханаан, но теперь покорно удаляется на гору Сеир, потому что планы Божьи относительно ранее определенного времени и границ нашего обитания осуществятся.

Стихи 9−19. Обратите внимание, что здесь (1) записаны имена детей и внуков Исава — только имена, а не история жизни. Моисей сохраняет летопись лишь тех, кто относится к Церкви, а не тех, кто вне ее. О тех старейшинах, которые жили по вере, сделана добрая запись. Сион производит достойных и славных людей, а не Сеир (Пс 86:5). Генеалогическое древо Исава не опускается дальше третьего или четвертого поколения, их имена после погребения предаются забвению. Только родословная израильтян, которым принадлежало наследие Ханаана и через которых должно было прийти обетованное, святое семя, имеет определенное продолжение (если для этого есть повод), где упоминаются все колена, пока Ханаан не был поделен между ними; также упоминается царская линия до пришествия Христа.

(2) Сыновья и внуки Исава названы старейшинами (ст. 15−19). Возможно, они были вельможами или военачальниками, командующими воинами, потому что Исав и его семья жили мечом своим (Быт 27:40). Заметьте, что почетные титулы, данные вне Церкви, были более древними, чем данные в ней. Сыновья Исава были старейшинами, в то время как сыновья Иакова простыми пастухами (Быт 47:3). Это отнюдь не является причиной, из-за которой христиане не должны пользоваться подобными титулами, но это объясняет, почему люди не должны из-за них переоценивать себя и других. Почести, которые приходят от Бога, и имя в Его доме бесконечно более драгоценны. Едомляне могут быть князьями среди людей, а израильтяне в действительности стали царями и священниками Богу.

(3) Возможно, князья имели множество семей с детьми и слугами в княжествах. Бог обещал умножить и обогатить Иакова, а первым возрос и обогатился Исав. Заметьте: нет ничего нового в том, что мирские люди имеют много детей и их чрево наполнено из сокровищниц (Псал 16:14). Божье обетование для Иакова начинает проявляться позже, но его последствия пребывают дольше и имеют полное осуществление в духовном Израиле.

Стихи 20−30. Посредине родословного древа Едомлян вставлена генеалогия Хорреев — тех Хананеян, или Хеттев (ср. Быт 26:34), которые изначально проживали на горе Сеир. Об этом упоминается в Быт 14:6 и отмечается, что они владели горой Сеир до захвата Едомлянами этой земли (Втор 2:12, 22). Об этом говорится не только для того, чтобы пролить немного света на их историю, но и осудить Едомлян, которые соединились с ними многими брачными узами, вследствие чего научились их образу жизни и безнравственности. Исав, продав первородство и потеряв благословение, вступает в союз с Хеттеями; его наследие и сыны Сеира здесь упоминаются вместе. Заметьте: предательски оставляющие Церковь справедливо приравнены к никогда не пребывающим в ней. Отступники Едомляне стоят на том же уровне, что и живущие под проклятием Хорреи. Особенно отмечен Ана, напоивший ослов своего отца Цивеона (ст. 24) и названный старейшина Ана (ст. 29). Заметьте: стремящиеся к возвышению должны начинать снизу. Благородное происхождение не должно удерживать человека от честного труда, как и скромное занятие не должно препятствовать его продвижению. Ана был не только трудолюбивым, но также находчивым и успешным, потому что нашел мулов (англ. пер.) или (как читают некоторые) теплые воды в пустыне. Усердные и старательные в своей работе иногда получают больше преимуществ, чем ожидают.

Стихи 31−43. Похоже, Едомляне постепенно выведали все у Хорреев, приобрели землю в полную собственность и управляли ею.

1. Ими правили цари, приходившие на трон посредством избрания, а не по родословной линии (как отмечает епископ Патрик). Эти цари правили в земле Едома прежде царствования царей у сынов Израильских, то есть до времени Моисея, который был царем у Израиля (Втор 33:5). Бог прежде обещал Иакову: цари произойдут из чресл твоих (Быт 35:11); тем не менее кровь Исава стала царской намного раньше, чем Иакова. Заметьте: во внешнем процветании и почестях дети завета зачастую оказываются позади других, в то время как не имеющие завета с Богом преуспевают в этом. Триумф нечестивых может быть стремительным, но он непродолжителен; он быстро созревает и так же быстро увядает; а последствия обетования, хотя и не скоро осуществляются, верны и долговечны: и говорит о конце и не обманет. Можно предположить, что огромным испытанием веры Божьего Израиля было слышать о помпезности и мощи царей Едома, в то время как они были рабами в Египте; однако ожидающие великих свершений от Бога должны быть удовлетворенными и ожидать их; Божье время всегда наилучшее.

2. Впоследствии страной вновь правили старейшины, имена которых упомянуты; предположительно они управляли страной в одно и то же время, находясь в разных местах. Возможно, они установили систему управления, похожую на Хоррейскую, где она уже действовала (ст. 29), или Божье провидение ограничило их в этом, наказав за недоброжелательность по отношению к Израилю (как предполагают) и отказ в прохождении через их страну (Чис 20:18). Заметьте: когда злоупотребляют силой, справедливо с Божьей стороны ослабить ее, направив в другие русла. Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников. Грех низвел Едом с царей в князья, от венца — к короне. Мы читаем о князьях Едома (Исх 15:15), и затем, впоследствии, об их царях.

3. Гора Сеир называется землей обладания их (ст. 43). В то время как израильтяне пребывали в доме рабства, а их Ханаан все еще оставался лишь землей обетования, Едомляне жили в собственных обителях и Сеир находился в их руках. Заметьте: дети этого мира имеют все в своих руках, но им не на что надеяться (Лк 16:25), в то время как богатство детей Божьих сокрыто в их надежде, хотя в руках у них почти ничего нет. Задумавшись обо всем этом, можно сделать вывод: лучше иметь Ханаан в обетовании, чем гору Сеир во владении.

Примечания:

 
Новый русский перевод
16 [194] — Данное имя отсутствует в ряде древн. переводов.
22 [195] — В евр. тексте: Гемам— вариант имени Гомам (см. 1Пар 1:39).
24 [196] — В других древн. переводах: нашел воду. Значение этих слов в евр. тексте неясно.
26 [197] — В евр. тексте: Дишан— вариант имени Дишон.
37 [198] — По-видимому, Евфрат.
39 [199] — Так во многих евр. рукописях и в некот. древн. переводах; в большинстве евр. рукописей: Гадар.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.