1 Паралипоменон 11 глава

Первая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Все израильтяне собрались к Давиду в Хеврон и сказали:
— Мы — твоя плоть и кровь.
2 Даже прежде, когда нашим царем был Саул, ты водил израильтян в бой. И Господь, твой Бог, сказал тебе: «Ты будешь пасти Мой народ, Израиль, и станешь его правителем».
3 Когда все старейшины Израиля пришли к царю Давиду в Хеврон, он заключил с ними в Хевроне союз перед Господом, и они помазали[66] Давида в цари над Израилем, как и обещал через Самуила Господь.
4 Давид и все израильтяне пошли на Иерусалим (то есть Иевус). Иевусеи, жившие там,
5 сказали Давиду:
— Ты не войдешь сюда.
Но Давид захватил укрепление Сион, что ныне Город Давида.
6 Давид сказал:
— Кто ударит по иевусеям первым, станет главой войска.
Первым поднялся Иоав, сын Саруи, и получил командование.
7 Давид обосновался в укреплении, и потому оно стало называться Городом Давида.
8 Он обстроил его кругом от Милло[67] до окружной стены, а Иоав отстроил остальные части города.
9 Давид становился всё сильнее и сильнее, потому что с ним был Господь Сил.
10 Вот вожди воинов Давида, которые вместе со всем Израилем своей силой поддержали его в его царстве, чтобы воцарить его, как обещал Господь.
11 Вот список воинов Давида:
Иашовеам, сын Хахмония, который был главой троих[68]. Он сражался с копьем против трехсот человек и убил их в одной схватке.
12 После него в числе троих воинов был Элеазар, сын ахохитянина Додо.
13 Он был с Давидом в Пас-Даммиме[69], когда филистимляне собрались там для битвы. Там было поле, засеянное ячменем. Войско стало разбегаться перед филистимлянами,
14 но эти воины встали посреди поля, защитили его и перебили филистимлян, и Господь даровал им великую победу.
15 Трое из тридцати вождей пришли к Давиду к скале у пещеры Адуллам, когда войско филистимлян стояло лагерем в долине Рефаим.
16 Давид тогда был в укреплении, а войска филистимлян в Вифлееме.
17 Давида томила жажда, и он сказал:
— О, если бы кто-нибудь принес мне попить из колодца у вифлеемских ворот!
18 Тогда те трое пробились через филистимский лагерь, зачерпнули воды из колодца у вифлеемских ворот и принесли Давиду. Но он отказался пить и вылил воду как приношение Господу.
19 — Сохрани меня Бог сделать это! — сказал он. — Разве я стану пить кровь этих людей?! Ведь они принесли воду, рискуя своей жизнью! — И он не стал пить.
Такие подвиги совершили трое этих воинов.
20 Брат Иоава Авишай, был главой троих. Он с копьем сражался против трехсот человек, перебил их всех и прославился наравне с теми тремя.
21 Он был в большем почете,[70] чем те трое, и стал их вождем, хотя сам не был одним из них.
22 Беная, сын Иодая, был доблестным воином из Кавцеила, совершившим великие подвиги. Он сразил двух сильнейших воинов[71] из Моава. Ещё он спустился в ров в снежный день и убил там льва.
23 Он также сразил огромного египтянина, который был 5 локтей[72] ростом. У египтянина в руке было копье, большое, как ткацкий навой, а Беная вышел против него с палкой. Он вырвал копье из руки египтянина и убил его этим же копьем.
24 Таковы были подвиги Бенаи, сына Иодая. Он прославился наравне с теми тремя.
25 Он был знаменит среди тридцати, но славой с теми тремя не равнялся. Давид поставил его начальником своей стражи.
26 Могучими воинами были:
Асаил, брат Иоава,
Элханан, сын Додо из Вифлеема,
27 хародитянин[73] Шаммот,
пелонитянин Хелец,
28 Ира, сын Иккеша из Текоа,
Авиезер из Анатота,
29 хушатянин Сивхай,
ахохитянин Илай,
30 нетофитянин Магарай,
Хелед, сын Бааны нетофитянина,
31 Иттай, сын Рибая, из Гивы, что в земле Вениамина,
пирафонянин Беная,
32 Хурай с рек Гааша,
арбатитянин Авиил,
33 Азмавет из Бахарума,
шаалбонитянин Элияхба,
34 сыновья гизонитянина Гашема,
Ионафан, сын араритянина Шаге,
35 Ахиам, сын араритянина Сахара,
Элифал, сын Ура,
36 мехератитянин Хефер,
пелонитянин Ахия,
37 Хецрай из Кармила,
Наарай, сын Езбая,
38 Иоиль брат Нафана,
Мивхар, сын Гагрия,
39 аммонитянин Целек,
Нахарай из Беэрота, оруженосец Иоава, сына Саруи,
40 итриянин Ира,
итриянин Гарев,
41 хетт Урия,
Завад, сын Ахлая,
42 Адина, сын Шизы, из рода Рувима (он был вождем рувимитян, и с ним было тридцать воинов),
43 Ханан, сын Маахи,
митнитянин Иосафат,
44 аштератит Уззия,
Шама и Иеил, сыновья Хофама из Ароера,
45 Иедиаел, сын Шимрия,
его брат тициянин Иоха,
46 махавитянин Элиэл,
Иеривай и Иошавия, сыновья Элнаама,
моавитянин Ифма,
47 Элиэл, Овид и Иаасиил из Мецоваи.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе вновь говорится:

(I) О восхождении Давида на престол сразу же после смерти Саула, по всеобщему согласию (ст. 1−3).

(II) Об отвоевании крепости Сион у иевусеев (ст. 4−9).

(III) О героях и знатных людях Давидова царства, которые здесь перечислены и названы по именам (ст. 10−47).

Стихи 1−9. В этих стихах повествуется о том, как Давид завладел:

I. Престолом Израиля после семи лет царствования над Иудой в Хевроне. Израильтяне помазали Давида на царство, учитывая его родство с ними (ст. 1), былые заслуги и, в особенности, его предназначение свыше (ст. 2); при этом он обязался защищать их, а они хранить ему верность и истинную преданность (ст. 3). Примите во внимание:

(1) Божья воля в конечном счете непременно исполнится, несмотря на трудности, лежащие на пути. И если Бог сказал: Давид будет править, то бесполезно этому противиться.

(2) Следует надеяться, что, когда люди, долгое время действовавшие вопреки собственным интересам, наконец утомятся от суетного и ложного, они начнут понимать, что содействует их миру, и вернутся к Милосердному своему.

(3) Между правителем и народом изначально существует договор, который должен верно соблюдаться обеими сторонами. Давид, как никто другой, мог претендовать на абсолютную власть, ибо ему таковую предложили, но он предпочел заключить с народом завет и принести при коронации присягу, что будет править по закону.

II. Крепостью Сион, которую до прихода Давида удерживали иевусеи. То ли Давид сам приметил это место как подходящее для царского города, то ли он получил обетование от Бога; но, похоже, что завладение этой твердыней Давид определил в качестве одного из первых испытаний; и когда он справился с таковым, то назвал это место городом Давидовым (ст. 7). Слова «Я помазал Царя Моего над Сионом» (Пс 2:6) имеют отношение к этому событию. Обратите внимание, что служит стимулом и пробуждает решительность в великих предприятиях.

1. Сопротивление. Когда иевусеи воспротивились Давиду и сказали: не войдешь сюда, он твердо решил завоевать крепость любой ценой.

2. Перспектива повышения. Когда Давид сказал, что поставит военачальником того, кто первым атакует крепость Сион, то это предложение воодушевило Иоава, который взошел прежде всех... и сделался главою. Раньше была поговорка: «Убери из поля зрения воина вид почестей, и ты обрежешь шпоры на его ногах».

Стихи 10−47. В этих стихах приводятся сведения о достойных людях из Давидова окружения, о героях времени его царствования, которые служили ему и получили от него повышение. «Первое издание» этого списка находится во 2Цар 23:8 и далее. Список, приведенный в данной главе, в основном совпадает с тем, только здесь еще добавлены имена, начиная со стиха 41 и до конца. Примите во внимание:

I. Какую связь имеет этот список со словами, сказанными о Давиде:

(1) И преуспевал Давид, и возвышался более и более (ст. 9), а это его храбрые. Своей силой и честью великие люди во многом обязаны слугам, на которых могут положиться, поэтому в глазах мудрых их помпезность и власть не столь огромны. Давид был великим, так как окружил себя великими людьми; без них он остался бы на прежнем месте.

(2) Господь Саваоф был с ним, а также главные из сильных. Бог был с Давидом и совершал для него великие дела через людей и при помощи побочных средств. А то, что Бог был за Давида, становится очевидным, если учесть, что Господь располагал сердца людей, способных послужить его интересам, приходить к нему. Если Бог за нас, то кто против нас? Поэтому если Бог за нас, то на нашей стороне будут все, в ком мы нуждаемся. Тем не менее Давид приписывал свое преуспевание и возвышение не воинству, которое было в его распоряжении, а Господу Саваофу, не своим сильным а сильному Богу, от Чьего присутствия с нами зависит успех любого дела.

II. Как этот список озаглавлен: вот главные из сильных у Давида, которые крепко подвизались с ним (ст. 10). Подвизавшись с ним, они и сами стали сильными и укрепили собственные интересы; ибо возвышение Давида было возвышением и для них. То, что мы делаем на своем месте для поддержки царства Сына Давидова, принесет нам пользу. Подвизавшись за Него, мы становимся сильнее. Возможно и такое чтение: они крепко держались его и всего Израиля. Следует заметить: когда Богу нужно совершить какое-то дело, у Него не будет недостатка в подходящих орудиях исполнения. Если работа требует участия сильных людей, то таковые либо найдутся, либо будут созданы, чтобы выполнить ее по повелению Господню.

III. Упомянутые здесь люди удостоились чести за добрую службу царю и стране; они помогли Давиду стать царем сделали доброе дело (ст. 10). Они поражали филистимлян и других врагов государства и действенно защищали Израиль. Следует заметить: чтобы стать великим, нужно делать добро. Такой чести они удостоились, усердно трудясь и рискуя жизнью. А почести царства Христова уготованы тем, кто подвизался добрым подвигом веры, кто трудится и страдает и готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью, ради Христа и доброй совести. Стремиться к славе, чести и бессмертию мы должны терпеливым постоянством в добрых делах; и кто верен Сыну Давидову, тот найдет свое имя в списке несравненно более почетном, чем приведенный здесь список знаменитых людей.

IV. При перечислении великих подвигов Давидовых храбрых ничего не говорится о славных деяниях самого Давида, сказано лишь он вылил воду во славу Господа, хотя перед этим ему сильно захотелось пить (ст. 17−19). В этом поступке, который, судя по всему, был столь же выдающимся, как и достижения других героев, мы видим четыре несомненных достоинства Давида.

1. Раскаяние в собственной слабости. Человек заслуживает похвалы, если, осознав, что его действия или слова были неразумными, исправляет ошибку покаянием; но позор тому, кто настаивает на своем, когда делает или говорит что-то неправильно.

2. Отказ в удовлетворении собственных желаний. Давиду сильно захотелось воды из колодезя Вифлеемского; но когда он ее получил, то не стал пить, чтобы не ублажать себя и не потакать собственным капризам. Человек, столь хорошо владеющий собою, лучше храброго. Умение владеть собой похвальная черта, но тот, кто стремится к самообладанию, должен быть готов поступать вопреки собственным желаниям.

3. Преданность Богу. Давид вылил во славу Господа воду, которую счел слишком хорошей и драгоценной, чтобы пить самому. Если мы располагаем чем-то лучшим, нежели все остальное, то следует почтить этим Господа, ведь Он самый лучший и Ему должно принадлежать наилучшее.

4. Чуткость по отношению к слугам. Давид сильно смутился, когда представил, как три смелых человека рисковали своей жизнью, чтобы принести ему воды. Именно в этом смысле он сравнивает воду с кровью. Похвально, когда великий человек относится бережно к крови своих подчиненных, и, давая им распоряжения, всегда ставит себя на их место.

V. В удивительных достижениях перечисленных здесь героев следует видеть Божью силу. Разве смог бы один убить трехсот врагов (причем такой подвиг совершили два героя, ст. 11, 20), другой поразить двух людей, сильных как львы (англ. пер., ст. 22), а третий великана-египтянина (ст. 23) без необычного присутствия Господа? Нет, но, согласно обетованию: один из вас прогоняет тысячу, ибо Господь Бог ваш Сам сражается за вас (Нав 23:10).

VI. Об одном из этих героев говорится, что он был Аммонитянином (ст. 39), а о другом что он Моавитянин (ст. 46), тогда как закон гласил, что Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне (Втор 23:3). Вероятно, эти герои доказали свою искреннюю преданность интересам Израиля, и в данном случае их решили освободить от запрета закона; к тому же эта ситуация могла служить прообразом того, что и у Сына Давидова будут храбрые из язычников, ибо у Него нет различия между иудеем и эллином.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [66] — Посредством обряда помазания человек посвящался на определенное служение. Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники.
8 [67] — Искусственная земляная платформа.
11 [68] — В других рукописях: тридцати полководцев. См. 2Цар 23:8.
13 [69] — Или: в Эфес-Даммиме. См. 1Цар 17:1.
21 [70] — Ср. 2Цар 23:19; смысл этого места в евр. тексте неясен.
22 [71] — Или: двух сыновей Ариила.
23 [72] — Около 2,3 метра ростом.
27 [73] — Ср. 2Цар 23:25; букв.: хароритянин.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.