1 Паралипоменон 17 глава

Первая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 После того как Давид поселился в своем дворце, он сказал пророку Нафану:
— Смотри, я живу во дворце из кедра, а ковчег Господнего завета стоит под шатром.
2 Нафан ответил Давиду:
— Делай всё, что у тебя на сердце, потому что Бог с тобой.
3 В ту ночь к Нафану было Божье слово:
4 «Пойди и скажи Моему слуге Давиду, что так говорит Господь: „Не ты построишь Мне дом для обитания.
5 Я не жил в доме с того дня, как вывел Израиль из Египта и до сегодняшнего дня, но переходил из шатра в шатер и из скинии в скинию.
6 Где бы Я ни ходил со всеми израильтянами, разве Я говорил кому-нибудь из их судей, которым Я повелел пасти Мой народ: «Почему вы не построили Мне дом из кедра?»“
7 Итак, скажи Моему слуге Давиду, что так говорит Господь Сил: „Я взял тебя, когда ты смотрел и ухаживал на пастбище за овцами, чтобы ты стал правителем Моего народа Израиля.
8 Я был с тобой, куда бы ты ни ходил, и сокрушил перед тобой всех твоих врагов. Я уподоблю твое имя именам великих людей земли.
9 Я устрою место для Своего народа, Израиля, и укореню его, чтобы ему иметь свой дом, и никто его больше не тревожил. Нечестивые больше не будут притеснять его, как прежде,
10 с того времени, как Я поставил судей над Своим народом, Израилем. Я смирю всех твоих врагов.
Я объявляю тебе, что Господь устроит твой дом.
11 Когда тебе придет время отойти к своим предкам, Я возведу на престол твоего потомка, одного из твоих сыновей, — и упрочу его царство.
12 Он построит Мне дом, и Я упрочу его престол навеки.
13 Я буду ему Отцом, и он будет Мне сыном. Я не отниму от него Своей милости, как отнял её от твоего предшественника.
14 Я поставлю его над Своим домом и Своим царством навечно, и его престол будет упрочен навеки“»[86].
15 Нафан пересказал Давиду все слова этого откровения.
16 Тогда царь Давид вошел, сел перед Господом и сказал:
«Кто я, Господи Боже, и что такое моя семья, что Ты так возвеличил меня?
17 И словно этого не было достаточно в Твоих глазах, Боже, Ты ещё рассказал о будущем дома Твоего слуги. Ты смотришь на меня, как если бы я был из числа великих, Господи Боже.
18 Что ещё может сказать Тебе Давид за прославление Твоего слуги? Ведь Ты знаешь Твоего слугу,
19 Господи! Ради Твоего слуги и по воле Своей Ты совершил это великое дело и дал все эти великие обещания.
20 Господи, нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, как слышали мы своими ушами.
21 И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, к которому приходил Бог, чтобы выкупить его и сделать Своим народом? Чтобы все узнали имя Твое, Ты совершил великие и ужасные дела, выкупив Свой народ из Египта и изгнав перед ним другие народы.
22 Ты сделал Израиль Своим собственным народом навеки, и Ты, Господи, стал его Богом.
23 И теперь, Господи, пусть обещание, которое Ты дал о Своем слуге и его доме, утвердится навеки, и сделай, как Ты обещал.
24 Пусть утвердится и возвеличится Твое имя вовеки, чтобы люди говорили: „Господь Сил, Бог Израиля, — Бог над Израилем!“ И дом Твоего слуги Давида утвердится пред Тобой.
25 Так как Ты, мой Бог, открыл Своему слуге, что устроишь его дом, то слуга Твой нашел в себе смелость молиться перед Тобой.
26 Господи, Ты Бог! Ты обещал Своему слуге это благо.
27 Пусть же станет Тебе угодно благословлять дом Твоего слуги, чтобы он был перед Тобой вечно. Ведь Ты, Господи, благословил его, и он будет благословен навеки».

Толкование Мэтью Генри

О выдающемся событии, описанном в данной главе, мы читали во 2Цар.

7. Оно стоит того, чтобы оглянуться назад и вспомнить, о чем там говорилось. Особого внимания заслуживают два момента:

(I) Бог с благодарностью принимает намерение Давида построить дом для Него и дает вслед за этим обетование (ст. 1−15).

(II) Давид с благодарностью принимает Божье обетование об устройстве его дома и вслед за этим совершает молитву (ст. 16−27).

Стихи 1−15. Здесь следует принять во внимание:

I. Какую заботу и усердие должны проявлять благочестивые люди в служении интересам Божьего царства в этом мире. Давид не мог наслаждаться жизнью в своем доме из кедра, пока ковчег находился под шатром (ст. 1). Мы должны принимать близко к сердцу интересы общества. Какую радость может принести личное благосостояние, если не видишь блага в Иерусалиме? Видите, о чем Давид начал заботиться и что планировать, когда обрел богатство и власть? Нет, он не стал говорить: «Что мне сделать для своих детей, чтобы каждый имел хороший удел. Что мне сделать, чтобы наполнить свои сундуки и расширить владения?» Но: «Что мне сделать для Бога, как служить Ему и почтить Его?» Кто стремится поделиться своим добром и достижениями с другими, тот непременно задастся вопросом о состоянии ковчега: уделяется ли ему достаточно внимания.

II. С какой готовностью Божьи пророки должны поощрять каждое доброе намерение. Не успел Нафан узнать о достойных планах Давида, как предложил ему: все, что у тебя на сердце, делай (ст. 2), ибо у него не было причин сомневаться, что с Давидом в этом деле Бог. Ведь пророки должны побуждать к проявлению даров и благодатей не только себя, но и других.

III. Как мало Бог переживает о внешней помпезности и великолепии служения. Его ковчегу было хорошо и в скинии, и Бог не упоминал о строительстве дома для ковчега, даже когда поселил израильтян в больших и хороших городах, которые они не строили (Втор 6:10). Он велел судьям пасти Свой народ, но никогда не предлагал построить дом Ему Самому (ст. 6). Мы вполне можем довольствоваться скромными условиями, ведь и Божий ковчег находился в таком положении какое-то время.

IV. С какой благосклонностью Бог принимает добрые намерения Своего народа, даже если при этом предотвращает осуществление таковых. Давид не должен строить Ему дом (ст. 4). Пусть он приготовит все, что нужно, но не строит; подобным же образом Моисею надлежало привести израильтян к тому месту, откуда виден Ханаан, и передать их в руки Иисуса Навина, под руководством которого им предстояло завладеть землей. И только Христос вправе начать и закончить Свое дело. Тем не менее из-за того, что Давиду не позволено строить храм:

(1) Он не должен думать, что его восхождение на престол было напрасным. Нет: «Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был не строителем храма, а вождем народа Моего Израиля; достаточно для тебя и этой чести; остальное оставь тому, кто придет после тебя» (ст. 7). Зачем человеку думать, что он один возьмет на себя все добрые дела и доведет их до совершенства? Нужно оставлять кое-что и грядущему поколению. Бог даровал Давиду победы и сделал ему имя (ст. 8) и в дальнейшем намеревался использовать Давида для укрепления позиций Своего народа и защиты от врагов (ст. 9). Именно это должно стать его делом, так как он муж брани и пригоден к таковому, а строительство церквей пусть оставит тому, кто не создан быть воином.

(2) Он не должен считать, что его намерение о строительстве храма было тщетным и он не получит награды своей. Нет, поскольку именно Бог предотвратил осуществление такового, то Он сполна вознаградит Давида, как если бы тот совершил задуманное: «Господь устроит тебе дом (ст. 10) и приложит к нему корону Израиля». Если душа расположена к доброму делу, то это будет не только одобрено, но и вознаграждено».

(3) Давид не должен считать, что если он не сможет совершить это благое дело, то оно так и останется несделанным и даже напрасно об этом думать. Нет, Я восставлю семя твое после тебя, и он построит Мне дом (ст. 11−12). Божий храм будет возведен в определенное время, даже если мы не удостоимся чести участия в строительстве и удовольствия видеть его завершенным.

(4) Давид не должен ограничиваться мыслями о преходящем преуспевании своей семьи, но пусть ободряет себя перспективой царства Мессии, Который произойдет из его чресл и престол Которого будет тверд вечно (ст. 14). Что касается Соломона, то он не поселился в Божьем доме, как следовало бы, равно как и род его не поселился в царстве, но: «От тебя произойдет еще один потомок, Которого Я поставлю в доме Моем и в царстве Моем»; и здесь подразумевается, что Он будет и первосвященником в Божьем доме, и Единственным Управляющим делами Божьего царства среди людей, Которому принадлежит вся власть на небе и на земле, в доме и в царстве, в Церкви и в мире. Он будет священником на престоле Своем, и Он создаст храм Господень и совет мира будет между тем и другим (Зах 6:12−13).

Стихи 16−27. Здесь приводится торжественное обращение Давида к Богу в ответ на полученное от Него милостивое послание. Подобно патриархам, Давид принимает Божьи обетования верою, радуется им и убежден в их исполнении (Евр 11:13). Как скромно и смиренно он говорит о себе, признавая собственную никчемность! Как высоко он превозносит Божье имя и восхищается снизошедшей к нему благодатью и благосклонностью Господа! С какой любовью и преданностью он возвеличивает Бога Израилева и как ценит Израиля Божия! Как твердо он уповает на обетование и с какой живой верой просит о его исполнении! Какой пример являет нам эта смиренная и усердная молитва с верой! И всем нам Господь дает силы искать Его таким образом! Мы обсуждали молитву подробно в 2Цар 7. Поэтому здесь остановимся на некоторых моментах, которые отличаются от записанного там и содержат дополнительные сведения.

I. Там мы читаем: это уже по-человечески. Господи мой, Господи! (2Цар 7:19), а здесь Давид говорит с признательностью: «Ты взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже! Ты сделал меня великим и относишься ко мне соответственно». Бог допускает верующих к Себе и заключает с ними завет, дает им звание, дарует им милости и делает для них определенные приготовления, поэтому и взирает на них как на людей великих, хотя они порочны и ничтожны. Поскольку Он Сам дал им отличие, то и относится к ним, как к людям знатным, в соответствии с качествами, которыми Он соблаговолил их наделить. Существует и другое чтение этих слов: «Ты посмотрел на меня как на человека, обитающего в вышних. Господи Боже». Или: «Ты дал мне возможность увидеть в Том, Кто по виду человек, величие Господа Бога». И это указывает на Мессию, ибо Давид, наряду с Авраамом, увидел день Его и возрадовался, причем увидел Его верою в образе человека, ибо Слово стало плотью, но, тем не менее, разглядел Его славу славу, как Единородного от Отца. Именно это имел в виду Бог, когда возвестил о доме Давида вдаль, и именно это предвидение произвело на Давида наибольшее впечатление. А посему и мы не сочтем странным, что Давид столь недвусмысленно говорил о двух естествах Христа, называя Его по вдохновению свыше Господом, хотя знал, что Он его Сын (Пс 109:1), и предвидел, что Он будет ненадолго унижен перед ангелами, но впоследствии увенчается славою и честью (англ. пер., Евр 2:6−7).

II. После слов «что еще может прибавить пред Тобою Давид» здесь звучит дополнение «для возвеличения раба Твоего?» (ст. 18). Следует заметить: честь, которой удостаиваются Божьи служители, когда Господь допускает их к общению с Собой и заключает с ними завет, столь велика, что они не нуждаются и не могут желать чего-то большего. Стоило бы им сесть и помечать, то они даже не подумали бы о столь великой чести для себя, как о ней говорится в Божьем Слове.

III. Легко заметить, что в Книге Царств сказано: ради слова Твоего (2Цар 7:20), тогда как здесь говорится: для раба Твоего (ст. 19). А Иисус Христос назван как Словом Божиим (Откр 19:17), так и рабом Божьим (англ. пер., Ис 42:1, в русск. Отрок Мой), именно ради Него и благодаря Его посредничеству всем верующим даются и исполняются обетования; именно в Нем таковые «да» и в Нем «аминь». Ради Него совершаются все милости; Ему мы обязаны величием, и от Него надлежит ожидать великих дел. Речь идет о неисследимом богатстве Христовом, которое мы можем увидеть верой у себя и в руке Господа Иисуса и непременно будем славить как великое единственное, чему присуще истинное величие, и говорить об этом следует с подобающим почтением.

IV. В Книге Царств о Господе Саваофе сказано как о Боге над Израилем (2Цар 7:26), а здесь о Нем говорится: Бог Израилев, даже Бог Израилю (англ. пер., ст. 24). «Бог Израилев» означает, что Он носит имя Бога израильтян, причем Сам называет Себя так; а «Бог Израилю» значит, что упомянутое имя соответствует тому, что Он делает для израильтян, ибо делает для них все необходимое и поддерживает отношения. Мы знаем, что о богах говорили: «бог такого-то и такогото народа», например: боги Ассирии и Египта, боги Емафа и Арпада, но никакими богами они для тех народов не были, так как совсем им не помогали просто символы ничего, кроме имени. Тогда как Бог Израилев приходится Богом Израилю; израильтянам приносят пользу и ощутимое преимущество все Его атрибуты и достоинства. И поэтому блажен ты, блажен втройне народ, у которого Господь есть Бог; ибо Он будет им Богом, Богом вседостаточным.

V. Заключительные слова молитвы в Книге Царств: и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки. Так Давид выразил свое святое желание. Здесь же слова передают святую веру: ибо если Ты, Господи, благословишь, то будет он благословен вовек (ст. 27).

1. Воодушевление на просьбу о благословении Давид получил от Самого Бога, Который дал ему намек, что имеет в запасе благословения для него и его семьи: «Ты благословляешь, Господи, и поэтому всякая плоть приходит к тебе за благословением. И я прихожу к тебе за обещанным мне благословением». Предназначение обетований направлять и побуждать нас к молитве. Разве Бог не сказал: «Я благословлю»? Тогда пусть сердце ответит: «Господи, благослови меня».

2. Давид ревновал о благословении, ибо верил, что, кого благословляет Бог, тот получает истинное благословение навсегда: если Ты, Господи, благословишь, то будет он благословен вовек. Люди могут лишь умолять о благословении, но повелевает таковым Бог. Что Он планирует, то и осуществляет; что обещает, то исполняет; у Господа слова с делом не расходятся. Более того, будет он благословен вовек. Бог не отменяет Своих благословений, и они не встречают сопротивления, а над сопутствующими им благами не властно время. Молитва Давида завершается так же, как и Божье обетование: на веки, вовек (ст. 14, 27). Божий взгляд на вещи вечен такими же должны быть наши желания и надежды.

Примечания:

 
Новый русский перевод
13 [86] — См. Лк 1:32; Рим 1:3-4; Евр 1:5.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.