1 Паралипоменон 19 глава

Первая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Некоторое время спустя Нахаш, царь аммонитян, умер, и вместо него царем стал его сын.
2 Давид подумал: «Я окажу Хануну, сыну Нахаша, милость, потому что его отец оказал милость мне». И Давид отправил к Хануну послов, чтобы выразить соболезнования о его отце.
Люди Давида пришли к Хануну в землю аммонитян, чтобы сказать ему слова утешения,
3 и аммонитские вожди сказали Хануну:
— Неужели ты думаешь, что Давид прислал к тебе этих людей с соболезнованиями из уважения к твоему отцу? Разве не затем они пришли к тебе, чтобы высмотреть, разведать и разрушить эту землю?
4 Ханун схватил людей Давида, обрил их, отрезал их одежды наполовину, до ягодиц, и отослал их обратно.
5 Они ещё были в пути, когда об этом рассказали Давиду, и он послал им навстречу людей, потому что они были сильно опозорены. Царь сказал:
— Оставайтесь в Иерихоне, пока не отрастут ваши бороды, а потом возвращайтесь.
6 Аммонитяне поняли, что сделались ненавистными Давиду, и Ханун с аммонитянами послали 1 000 талантов[91] серебра, чтобы нанять колесницы и колесничих из Арам-Нахараима[92], из Арам-Маахи и из Цовы.
7 Они наняли тридцать две тысячи колесниц и колесничих, а также царя Маахи с его воинами, который пришёл, расположившись лагерем возле города Медевы. Аммонитяне собрались из своих городов и приготовились к сражению.
8 Услышав об этом, Давид послал Иоава со всем войском сразиться с ними.
9 Аммонитяне вышли и расположились боевым порядком у входа в свой город, а пришедшие на помощь цари стояли отдельно в открытом поле.
10 Увидев, что сражаться придется и спереди и сзади, Иоав отобрал лучших воинов Израиля и выстроил их против арамеев.
11 Остальных людей он отдал под начало своего брата Авишая, и они выстроились против аммонитян.
12 Иоав сказал:
— Если арамеи станут одолевать меня, то ты придешь ко мне на помощь, а если аммонитяне станут одолевать тебя, то я приду к тебе на помощь.
13 Будь мужествен! Будем храбро сражаться за наш народ и города нашего Бога, и пусть Господь сделает так, как Ему угодно!
14 После этого Иоав со своими воинами вступил в сражение с арамеями, и те побежали перед ним.
15 Аммонитяне увидев, что арамеи бегут, тоже побежали от Авишая, брата Иоава, и отступили в город. А Иоав вернулся в Иерусалим.
16 Увидев, что они разбиты израильтянами, арамеи послали гонцов за арамеями, жившими за рекой Евфрат, во главе которых был Шофах[93], начальник войска Ададезера.
17 Об этом доложили Давиду, он собрал весь Израиль, переправился через Иордан и пришёл к арамеям, выстроив против них своих воинов. Как только Давид атаковал арамеев,
18 те побежали перед Израилем, и Давид перебил из них семь тысяч колесничих и сорок тысяч пеших воинов. Он убил и начальника их войска Шофаха.
19 Увидев, что они разбиты Израилем, подданные Ададезера заключили с Давидом мир и покорились ему.
И арамеи больше не хотели помогать аммонитянам.

Толкование Мэтью Генри

Здесь повторяется описание войны Давида с аммонитянами и их союзниками сирийцами и его побед над ними; эти события представлены в точности, как и во 2Цар 10. Мы узнаем:

(I) О любезности Давида по отношению к царю аммонитян, явленной в том, что он отправил к нему посольство с соболезнованиями по случаю смерти его отца (ст. 1−2).

(II) Об огромном оскорблении, которое царь аммонитян нанес Давиду, поступив весьма нелюбезно с его послами (ст. 3−4).

(III) О законной обиде Давида и о разразившейся вследствие этого войне, в которой аммонитяне поступили хитро и призвали себе на помощь сирийцев (ст. 6−7); о смелых действиях Иоава (ст. 8−13) и об очередной победе Израиля (ст. 14−19).

Стихи 1−5. Здесь мы примем во внимание, что:

(1) Благочестивым людям приличествуют добрососедские отношения и особенно благодарность. Давид пожелал отдать дань почтения Аннону, потому что тот был его соседом; и религия учит нас проявлять порядочность и любезность в отношениях с людьми, быть почтительными со всеми и охотно оказывать всевозможные услуги тем, среди которых мы живем; различия в религии не должны служить помехой. Но, кроме этого, Давид помнил о любезности, которую явил ему некогда отец Аннона. Приняв какую-то услугу, мы должны оказать ответную по мере возможности и при удобном случае; и если услуга была оказана родителями, а они умерли, то оказать ответную нужно их детям.

(2) Как гласит древняя притча: от беззаконных исходит беззаконие (1Пар 24:14). Злой человек будет злословить, и орудием невежи будет грубость, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав (Ис 32:6−7). Если человек подл и сам замышляет зло, то склонен подозревать в коварстве и других без особой на то причины. Слуги Аннона внушили ему, что Давидовы послы пришли как разведчики; как будто бы такой великий и могущественный человек, как Давид, нуждается в столь ничтожных средствах (если бы он вынашивал замыслы против аммонитян, то выступил бы открыто, не прибегая к обходным маневрам). Или как будто бы человек такой чести и достоинства способен на подлость. Тем не менее Аннон к своим слугам прислушался и, вопреки международному праву, поступил с Давидовыми послами коварно.

(3) Господа должны защищать своих слуг и с величайшим вниманием заботиться о них, если во время службы те потерпели ущерб или бесчестье. Именно так повел себя Давид по отношению к своим послам (ст. 5). И Христос сделает это для своих служителей. И пусть все господа оказывают рабам должное и справедливое.

Стихи 6−19. Здесь мы видим:

(1) Как сердце грешников, предопределенных к уничтожению, ожесточается себе же на погибель. Аммонитяне увидели, что они сделались ненавистными Давиду (ст. 6), и могли бы проявить мудрость, если бы стали искать примирения, смирились и предложили какую-нибудь сатисфакцию за нанесенное ему оскорбление; но они сделались не только ненавистными Давиду, а и отвратительными с точки зрения правосудия Господа, Который является Царем народов и пожелает восстановить поруганную честь и призовет к ответу за нарушение международного права. Вместо поисков мира они приготовились к войне и таким образом навлекли на себя от руки Давида такое разорение, которого он никогда и не замышлял.

(2) Как мужество храбрых людей возрастает и усиливается под действием трудностей. Когда Иоав увидел, что впереди и сзади разгорается бой (ст. 10), то не стал думать об отступлении, но удвоил свою решительность; а поскольку войско он удвоить не мог, то разделил его на две части и не только говорил, а и действовал, как доблестный муж, проявив огромное присутствие духа в окружении врага. Он договорился со своим братом о взаимопомощи (ст. 12), воодушевив себя и других командиров, чтобы каждый на своем посту действовал решительно, думая о Божьей славе и о благе своей страны, а не о чести и преимуществе для себя, и потом предоставил дело Богу: и Господь пусть сделает, что Ему угодно.

(3) Сколь бессильны высочайшее мастерство и сила против правосудия и справедливости. Аммонитяне изо всех сил старались укрепить свои позиции: вывели на поле боя хорошее войско и расположили его по всем правилам военного искусства; но поскольку их дело неправое и они, по сути, защищали зло, то им это не помогло; с ними случилось наихудшее. А справедливость в конечном счете победит и восторжествует.

(4) Сколь бесполезно объединяться и укреплять свои силы, если Бог не на вашей стороне. Когда сирийцы (хотя их никоим образом не интересовала моральная сторона дела, так как они служили у аммонитян наемниками) потерпели поражение, то сочли нужным восстановить свою честь и поэтому призвали на помощь сирийцев с другого берега Евфрата; но это оказалось бесполезным, ибо все равно Сирияне побежали от Израильтян (ст. 18); их потери насчитывали 7000 человек, которые обслуживали семьсот колесниц (2Цар 10:18); ибо тогда в сухопутных войсках к одной колеснице приставляли 10 воинов, подобно тому как сейчас в военноморских силах к одному орудию приставляют десять человек.

(5) Кто вмешивается в чужую ссору, тот, убедившись, что вмешался на свою голову, наконец хорошо усваивает урок и больше не вмешивается. Сирийцы увидели, что победа на стороне Израиля, и не только разорвали союз с аммонитянами, не желая им больше помогать, но и заключили с Давидом мир и подчинились ему (ст. 19). Пусть тот, кто тщетно противился Богу, усвоит этот урок и помирится с Ним скорее, пока еще на пути. Пусть он подчинится Богу и станет Его слугой, ибо, оставшись врагом Господа, непременно погибнет.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [91] — Около 34 т.
6 [92] — То есть из северо-западной Месопотамии.
16 [93] — В 2Цар 10:16 он назван Шовах.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.