1 Паралипоменон 9 глава

Первая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Весь Израиль был внесен в родословия, записанные в «Книге царей Израиля». Народ Иуды был уведен в плен в Вавилон за свою неверность.
2 Первыми, кто вернулся к своим владениям в своих городах, были простые израильтяне, священники, левиты и храмовые слуги.
3 Вот те из родов Иуды, Вениамина, Ефрема и Манассии, кто жил в Иерусалиме:
4 Уфай, сын Аммиуда, Аммиуд был сыном Омри, Омри был сыном Имрия, Имрий был сыном Бани, потомка Пареца, сына Иуды.
5 Из шилонитян: первенец Асая и его сыновья.
6 Из потомков Зераха: Иеуил.
Народа из Иуды было 690 человек.
7 Из потомков Вениамина:
Саллу, сын Мешуллама, внук Годавии, правнук Гассенуи,
8 Ивния, сын Иерохама; Эла, сын Уззия, внук Михри; и Мешуллам, сын Шефатии, внук Рагуила, правнук Ивнии.
9 От Вениамина, по их родословиям, было 956 человек. Все эти люди были главами своих семейств.
10 Из священников:
Иедаия, Иоиарив, Иахин,
11 Азария, сын Хелкии, Хелкия был сыном Мешуллама, Мешуллам был сыном Цадока, Цадок был сыном Мераиофа, Мераиоф был сыном Ахитува, главы дома Божьего.
12 Адая, сын Иерохама; Иерохам был сыном Пашхура, Пашхур был сыном Малхии;
Маасай, сын Адиила, Адиил был сыном Иахзера, Иахзер был сыном Мешуллама, Мешуллам был сыном Мешиллемита, Мешиллемит был сыном Иммера.
13 Священников, которые были главами своих семейств, было 1 760 человек. Они были искусны в деле служения в доме Божьем.
14 Из левитов:
Шемая, сын Хашшува, Хашшув был сыном Азрикама, Азрикам был сыном Хашавии, потомка Мерари;
15 Бакбакар, Хереш, Галал и Маттания, сын Михи; Миха был сыном Зихрия, Зихрий был сыном Асафа,
16 Авдий, сын Шемаи, Шемая был сыном Галала, Галал был сыном Идутуна;
и Берехия, сын Асы, Аса был сыном Элканы, который жил в селениях нетофитян.
17 Привратниками были:
Шаллум, Аккув, Талмон, Ахиман и их родственники. Шаллум был их главой,
18 До сих пор его род стоит на страже у Царских ворот, что с восточной стороны. Это привратники, которые были из лагеря левитов.
19 Шаллуму, сыну Коре, который был сыном Евиасафа, а тот был сыном Кораха, и привратникам из его родства (корахитам), которые несли службу вместе с ним, было доверено охранять пороги шатра[62], как их отцы охраняли вход в святилище Господа.
20 В прежние времена Пинехас, сын Элеазара, начальствовал над привратниками, и Господь был с ним.
21 Захария, сын Мешелемии, был привратником у входа в шатер собрания.
22 Всего в привратники было избрано 212 человек. Они были внесены в родословия по своим поселениям.
На ответственные места привратников поставили Давид и провидец Самуил.
23 Им самим и их потомкам было доверено охранять ворота Господнего дома — дома, называемого скинией.
24 Привратники находились с четырех сторон — на востоке, на западе, на севере и на юге.
25 Их сородичи в поселениях должны были время от времени приходить, чтобы делить с ними обязанности в течение семи дней.
26 Но четырем главным привратникам, которые были левитами, были доверены комнаты и сокровища Божьего дома.
27 Они проводили ночь возле Божьего дома, потому что должны были охранять его и каждое утро отпирать двери.
28 Некоторым из них были доверены вещи, которыми пользовались при храмовых службах. Левиты пересчитывали их, когда принимали их и когда выдавали.
29 Другие были поставлены заботиться об утвари и всех прочих вещах святилища, а также об отборной муке и вине, масле, ладане и благовониях.
30 А некоторые из священников смешивали благовония.
31 Левиту по имени Маттифия, первенцу корахита Шаллума, было доверено печь хлеб для приношений,
32 а некоторым из их каафитских сородичей были вверены заботы о священном хлебе на каждую субботу.
33 Музыканты, главы левитских семейств, жили в комнатах храма и были свободны от других обязанностей, потому что несли свою службу днем и ночью.
34 Все они были главами левитских семейств, вождями по своим родословиям, и жили в Иерусалиме.
35 Иеил, отец Гаваона, жил в Гаваоне. Его жену звали Мааха,
36 а первенцем его был Авдон, после которого родились Цур, Киш, Баал, Нир, Надав,
37 Гедор, Ахио, Захария и Миклот.
38 Миклот был отцом Шимама. Они тоже жили в Иерусалиме рядом со своими родственниками.
39 Нир был отцом Киша, Киш был отцом Саула, Саул был отцом Ионафана, Малхи-Шуа, Авинадава и Эшбаала.
40 Сын Ионафана: Мериб-Баал, который был отцом Михи.
41 Сыновья Михи: Пифон, Мелех, Тахреа и Ахаз[63].
42 Ахаз был отцом Иады, Иада[64] был отцом Алемета, Азмавета и Зимри, а Зимри был отцом Моцы.
43 Моца был отцом Бинеи, сыном которого был Рефая, сыном которого был Эласа, сыном которого был Ацел.
44 У Ацела было шесть сыновей. Вот их имена: Азрикам, Бохру, Исмаил, Шеария, Авдий и Ханан — это сыновья Ацела.

Толкование Мэтью Генри

Читая данную главу, мы понимаем, что одна из целей записи генеалогий состояла в том, чтобы указать евреям теперь, когда они вернулись из пленения, с кем объединяться и где поселиться; ибо здесь приводятся сведения о людях, завладевших Иерусалимом по прибытии из Вавилона, и о начале восстановления города на старом основании.

I. Израильтяне (ст. 2−9).

II. Священники (ст. 10−13).

III. Левиты и другие нефинеи (ст. 14−26).

IV. Особая обязанность некоторых священников и левитов (ст. 27−34).

V. Повторение генеалогии Саула (ст. 35−44).

Стихи 1−13. Первый стих напоминает о приведенных выше генеалогиях и сообщает, что они взяты из книги царей Израильских и Иудейских (англ. пер.), которая не входит в канон Писания, а является гражданским официальным документом, причем надежным, как и у нас документы государственной важности. Упоминая Израиль и Иуду, историк обращает наше внимание на то, что они за беззакония свои переселены в Вавилон. Да не будет забыт этот суд! Пусть о нем помнят всегда, и пусть он служит предупреждением для потомков, чтобы остерегались грехов, которыми праотцы навлекли его на себя. Когда бы мы ни рассказывали о постигшей нас беде, полезно добавлять: «Это за мои беззакония», чтобы показать правоту и честность Бога в Своем суде. Затем приводятся сведения о первых поселенцах, вернувшихся из пленения и обосновавшихся в своих городах, в частности в Иерусалиме.

1. Израильтяне. Здесь использовано общее название (ст. 2) для представителей южного и северного царства, потому что, кроме иудеев и вениамитян, в Иерусалим пришли многие из колен Ефрема, Манассии и остальных десяти (ст. 3), которые или сбежали в Иудею, когда основную часть десяти колен увели в плен, или вернулись туда после мятежей в Ассирии, а потом отправились вместе с иудеями в Вавилон, или встретились и воссоединились с ними уже в Вавилоне и таким образом разделили с двумя коленами радость освобождения. Причем было предсказано, что соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе... и выйдут из земли переселения (Ос 1:11) и снова станут одним народом (Иез 37:22). Людей, между которыми были разногласия, сводит вместе беда; а отколовшиеся куски металла снова станут единым целым в плавильном тигле. Многие иудеи и израильтяне остались в стране пленения; тогда как другие представители обоих царств, получив побуждение от Духа Божия, стали искать путь к Сиону. Здесь приводятся имена разных людей и упоминается большое число остальных, не названных по имени, которые были главы родов в поколениях своих (ст. 9), ибо они достойны памяти и чести, как подлинно израильтяне.

2. Священники (ст. 10). К своей чести, они были в числе первых вернувшихся. Кому следует быть вождями в добром деле, если не священникам, служителям Господним? Если бы народ не пожелал идти без них, то поступил бы правильно; ибо кто, если не священники, должен хранить ведение? Кто, кроме священников, благословит народ во имя Господне?

(1) Об одном из них сказано, что он был начальствующим в доме Божием (ст. 11), не главным начальствующим, ибо тогда первосвященником был Иисус Иоседеков, а вторым после первосвященника, его заместителем, который, возможно, занимался делами более усердно, чем сам первосвященник. В Божьем доме обязательно должны быть управляющие, но не для создания новых законов, а чтобы заботиться о надлежащем исполнении закона Божия священниками и народом.

(2) О многих из них сказано: люди отличные в деле служения в доме Божием (ст. 13). В Божьем доме необходимо служить, причем служить постоянно; и хорошо, если люди, занятые служением в церкви, хорошо к нему подготовлены и имеют способность быть служителями Нового Завета (2Кор 3:6). Служение в храме проводилось надлежащим образом, особенно в то сложное время, когда народ только вернулся из Вавилона, и от всех требовалось огромное мужество и душевные силы, наряду с крепостью тела, поэтому они удостоились похвалы, как люди сильные и доблестные.

Стихи 14−34. В этих стихах приводится дальнейший отчет о том, как сразу же по возвращении из Вавилона дела религии приводили в надлежащий порядок. Народ пострадал за пренебрежение таинствами в прошлом и в последнее время был лишен таковых. Это страдание и лишение побудило людей к очень ревностному и усердному восстановлению поклонения Богу; таким образом они наконец начали поклоняться Господу правильно. Подтверждением тому служит несколько примеров.

I. До того как дом Господа был построен, установили дом скинии простой передвижной шатер, который очень пригодился в это время. Если община не достаточно богата для возведения храма, то у нее должна быть скиния, за которую нужно благодарить и наилучшим образом ее использовать. Никогда не допускайте, чтобы Божье дело оставалось невыполненным из-за отсутствия места для его выполнения.

II. Была распределена работа между священниками и левитами, соответственно их обязанностям и с учетом образца, оставленного Давидом и Самуилом-прозорливцем (ст. 22). В свое время Самуил составил модель служения и заложил основы, хотя тогда ковчег пребывал в забвении; а Давид завершил впоследствии это дело, причем и Самуил и Давид действовали по прямым указаниям от Бога. Или же Давид с момента своего помазания постоянно думал об этом и советовался с Самуилом (хотя то время было для него нелегким), и схема служения была составлена совместными усилиями и в согласии. И возможно, долгое время ей не придавали значения; теперь же, после долгого перерыва, к ней вернулись и возродили. При разделении обязанностей учитывали межу давнюю.

III. Большей частью священники и левиты жили в Иерусалиме (ст. 34), тем не менее некоторые поселились в сельской местности (ст. 16, 22), возможно, потому, что всем в Иерусалиме пока не хватало места. Тем не менее они были задействованы в служении при скинии: братья же их жили в селениях своих, приходя к ним от времени до времени на семь дней (ст. 25). Они по очереди совершали недельное служение.

IV. Многие из левитов служили привратниками у ворот дома Божия, включая четырех начальников привратников (ст. 26) и остальных, бывших у них в подчинении, общим числом 212 (ст. 22). Они следили за воротами (ст. 23), были стражами у порогов (как написано на полях, ст. 19) и охраняли вход. Создается впечатление, что речь идет о непочетном служении, но даже Давид предпочел бы таковое проживанию в шатрах нечестия (Пс 83:11). В обязанности этих левитов входило:

(1) Открывать двери Божьего дома каждое утро (ст. 27) и закрывать их на ночь.

(2) Не впускать нечистых и препятствовать проникновению в дом Божий тем, кому закон запрещал там появляться.

(3) Направлять и вводить во дворы Господни людей, которые пришли на поклонение, и показывать им, куда идти и что делать, чтобы не навлечь на себя наказание. Это служение требовало внимательности, прилежания и постоянного присутствия. И духовным служителям надлежит выполнять работу подобного рода.

V. Здесь упоминается некий Финеес, сын Елеазаров, который был прежде начальником над ними (ст. 20); но не знаменитый первосвященник, носивший такое же имя, а (как предполагают) выдающийся левит, причем о нем сказано, что Господь был с ним, или (согласно халдейскому парафразу) Слово Господа было его помощником — Вечное Слово сильный Иегова, на помощь Которого следует уповать.

VI. О некоторых священниках и левитах сказано, что вокруг дома Божия они проживали (англ. пер., ст. 27), потому что этого требовали их обязанности. Хорошо, когда духовные служители находятся рядом с местом своей работы, чтобы всецело посвящать себя ей. Левиты разбивали свои палатки около скинии, когда народ ходил по пустыне. Тогда они были носильщиками, перенося тяжелые элементы святилища, теперь они стали привратниками (русские слова привратник и носильщик в англ. языке могут передаваться, как здесь, одним словом porter, прим. перев.), неся службу у ворот и дверей, причем и в той и в другой ситуации они были на страже у святилища.

VII. Каждый знал свои обязанности. Одним доверили посуду, служебные сосуды, чтобы выдавать и принимать их по счету (ст. 28). Другим предписали поставлять лучшую муку, вино, елей и прочее (ст. 29). В обязанности третьих (являвшихся священниками) входило составление мира для священного помазания (ст. 30). Четвертые работали с мясом жертвенных животных (ст. 31). Пятые заботились о хлебах предложения (ст. 32). В Божьем доме, как и в любом другом большом домашнем хозяйстве, работа будет сделана, если каждый знает свой долг и место и занимается своим делом. Наш Бог это Бог порядка; тогда как если какое-то дело считают долгом каждого, то оно оказывается ничьим.

VIII. Певцы... день и ночь обязаны заниматься искусством своим (ст. 33). Они были главные в поколениях левитских, что свидетельствовало об их служении как о серьезном деле; это не просто поющие люди, их служение настоящее искусство. Чтобы постоянно служить в храме, они оставались в его покоях и были освобождены от других обязанностей. По-видимому, пение хора звучало всегда, по крайней мере, в установленное время как днем, так и ночью. Бога хвалили непрестанно, ибо Он достоин этого, как непрестанно творящий добро. Таким образом преданный народ в любое время получает поддержку в поклонении. Ведь этот земной храм был прообразом храма небесного, где хвалящие Бога ни днем, ни ночью не имеют покоя (Откр 4:8). Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

Стихи 35−44. В этих стихах в точности повторяется информация, приведенная в 1Пар 8:29−38 и имеющая отношение к предкам Саула и потомкам Ионафана. Там она является завершением генеалогии Вениамина; здесь выступает в качестве предисловия к истории Саула. Мы принимаем повторения, когда обнаруживаем их; но если допустить, что в первоисточниках, особенно этих книг, присутствуют некоторые ошибки переписчиков, то у меня было бы искушение думать, что повторения появились здесь по недосмотру: кто-то, переписывая генеалогии, после слов стиха 34 (они жили в Иерусалиме) случайно перевел взгляд на те же слова предыдущей главы (они жили в Иерусалиме, 1Пар 8:28) и продолжил писать, начиная с этого места, вместо продолжения, которому надлежит быть здесь; и когда переписчик понял свою ошибку, то не захотел вычеркивать слова из книги и оставил все как есть. В нашем законе есть такое правило: redundons non nocet — многословие не приносит вреда.

Примечания:

 
Новый русский перевод
19 [62] — В знач.: «храма»; то же в ст. 21 и 23.
41 [63] — Так в некот. древн. переводах (см. также 1Пар 8:35); в евр. тексте этого имени нет.
42 [64] — Так в некот. евр. рукописях (ср. также 1Пар 8:36); в большинстве рукописей: Иары; Иара.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.