2 Паралипоменон 18 глава

Вторая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Иосафат был очень богат и славен, и породнился он через брак с Ахавом.
2 Несколько лет спустя он отправился навестить Ахава в Самарию. Ахав заколол множество мелкого и крупного скота для него и для его людей и убеждал его напасть на Рамот Галаадский.
3 Ахав, царь Израиля, спросил Иосафата, царя Иудеи:
— Пойдешь ли ты со мной на Рамот Галаадский?
Иосафат ответил:
— Как ты, так и я, мой народ — твой народ, мы присоединимся к тебе для битвы.
4 Но ещё Иосафат сказал царю Израиля:
— Спроси сперва совета у Господа.
5 Царь Израиля собрал пророков — четыреста человек — и спросил их:
— Идти ли нам войной на Рамот Галаадский или нет?
— Иди, — ответили они. — Бог отдаст его в руки царя.
6 Но Иосафат спросил:
— Разве нет здесь ещё пророка Господа, которого мы могли бы спросить?
7 Царь Израиля ответил Иосафату:
— Есть ещё один человек, через которого мы можем вопросить Господа, но я ненавижу его, потому что он никогда не пророчествует обо мне ничего доброго, а только плохое. Это Михей, сын Имлы.
— Царю не следует так говорить, — сказал Иосафат.
8 Тогда царь Израиля позвал одного из военачальников и сказал:
— Немедленно приведи Михея, сына Имлы!
9 Облаченные в царские одеяния царь Израиля и Иосафат, царь Иудеи, сидели на своих тронах на гумне у ворот Самарии, а все пророки пророчествовали перед ними.
10 Так Цедекия, сын Хенааны, сделал себе железные рога[68] и сказал:
— Так говорит Господь: «Ими ты будешь бодать арамеев, пока они не будут истреблены».
11 Все остальные пророки пророчествовали о том же, говоря:
— Иди на Рамот Галаадский и будь победителем; Господь отдаст его в руки царя.
12 Посланник, который ходил, чтобы позвать Михея, сказал ему:
— Слушай, все остальные пророки, как один, предсказывают царю успех. Пусть твое слово будет согласно с их словами, и говори благоприятно.
13 Но Михей сказал:
— Верно, как и то, что жив Господь, я скажу ему лишь то, что скажет мой Бог.
14 Когда он пришёл, царь спросил его:
— Михей! Идти ли нам воевать с Рамотом Галаадским или нет?
— Идите конечно, и будьте победителями — ответил он. — Город обязательно будет отдан в ваши руки.
15 Но царь сказал ему:
— Сколько раз мне заставить тебя поклясться, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа?
16 Тогда Михей ответил:
— Я видел весь Израиль рассеянным по горам, как овцы без пастуха, и Господь сказал: «У них нет господина. Пусть каждый возвращается с миром домой».
17 Царь Израиля сказал Иосафату:
— Разве я не говорил тебе, что он никогда не пророчествует обо мне ничего хорошего, одно лишь плохое?
18 Михей сказал:
— Итак, выслушай слово Господа. Я видел Господа сидящим на Своем престоле, со всем небесным воинством, стоявшим справа и слева от Него.
19 Господь сказал: «Кто выманит Ахава, царя Израиля, чтобы он пошел и пал при Рамоте Галаадском?»
Один предлагал одно, другой другое,
20 пока, наконец, не вышел некий дух и встал перед Господом и сказал: «Я его выманю». — «Как?» — спросил Господь.
21 «Я пойду и стану лживым духом в устах всех его пророков», — сказал он. «Да, ты преуспеешь в этом и выманишь его, — сказал Господь. — Иди и сделай так».
22 И вот теперь Господь вложил в уста всех этих твоих пророков лживый дух, а тебе Господь определил беду.
23 Тогда Цедекия, сын Хенааны, подошел и ударил Михея по щеке.
— Как это Дух Господа перешел от меня к тебе, чтобы говорить с тобой? — спросил он.
24 Михей ответил:
— Ты узнаешь это в тот день, когда будешь прятаться во внутренней комнате.
25 Тогда царь Израиля приказал:
— Возьмите Михея и отправьте его обратно к Амону, правителю города, и к Иоашу, сыну царя,
26 и скажите: «Так говорит царь: Посадите этого человека в темницу и держите его впроголодь на хлебе и воде, пока я не вернусь благополучно».
27 Михей сказал:
— Если ты благополучно вернешься, значит, Господь не говорил через меня.
И ещё он сказал:
— Пусть все услышат это!
28 Царь Израиля пошел на Рамот Галаадский с Иосафатом, царем Иудеи.
29 Царь Израиля сказал Иосафату:
— Я вступлю в сражение переодетым, но ты носи свои царские одежды. — Царь Израиля переоделся и вступил в сражение.
30 А царь Арама приказал начальникам над своими колесницами:
— Не сражайтесь ни с кем, ни с малым, ни с великим, кроме царя Израиля.
31 Когда начальники над колесницами увидели Иосафата, они подумали: «Это царь Израиля». И они повернули, чтобы напасть на него, но Иосафат закричал, и Господь пришёл к нему на помощь. Бог отвел их от него:
32 начальники над колесницами увидели, что он не царь Израиля и перестали его преследовать.
33 Но кто-то натянул лук и случайно ранил царя Израиля, так что стрела попала в щель между доспехами. Царь сказал своему колесничему:
— Разворачивайся и вывези меня из боя! Я ранен.
34 Но битва кипела весь день, и царь Израиля вынужден был стоять в своей колеснице перед арамеями до вечера. На закате он умер.

Толкование Мэтью Генри

Данная глава излагает историю царствования Ахава, царя Израиля, в том же виде, что и Книга Царств, гл. 22, которая похвально отзывается о том, что Ахав заключил союз с таким благочестивым человеком, как Иосафат. А здесь как великий позор царствования Иосафата представляется тот факт, что он связался с таким нечестивым человеком, как Ахав. Данная глава повествует:

(I) Что он породнился с Ахавом (ст. 1).

(II) Он согласился пойти вместе с ним, чтобы отвоевать Рамоф Галаадский у сириян (ст. 2−3).

(III) Прежде чем выступить, они посоветовались с пророками, ложными и истинными, стоит ли им идти (ст. 4−27).

(IV) Чем закончился их поход. Иосафату с трудом удалось спастись (ст. 28−32), а Ахаву была нанесена смертельная рана (ст. 33−34).

Стихи 1−3. I. Величие Иосафата возрастало. В предыдущей главе о нем сказано (2Пар 17:5), что было у него много богатства и славы, а данная глава вновь повторяет, что его богатство и слава умножились благодаря его благочестию и мудрому руководству.

II. Но он не стал мудрее, ибо в противном случае не объединился бы с Ахавом этим деградировавшим израильтянином, посвятившим себя нечестивым делам. Что хорошего он мог сделать вместе с таким плохим человеком? Что хорошего он мог сделать для человека, который, несмотря ни на что, оставался нечестивым идолопоклонником и преследователем? Иосафат породнился с ним, то есть женил своего сына Иорама на дочери Ахава Гофолии.

1. Это был самый неудачный брак, когда-либо заключенный домом Давидовым. Интересно, на что надеялся Иосафат, совершив этот поступок.

(1) Возможно, гордость нашла себе достойную ровню так часто поступают люди гордые. Религия запрещала ему женить сына на языческих принцессах, окружавших его: «Не бери из дочерей их жен сынам своим», а, имея в изобилии богатство и славу, он считал унижением для себя женить его на подданной. Он решил, что это должна быть царская дочь, а, следовательно, дочь Ахава, мало задумываясь о том, что ее матерью была Иезавель.

(2) Некоторые думают, что он это сделал из политических соображений, надеясь благодаря этому союзу объединить царства в лице своего сына. Возможно, Ахав хотел обольстить его, пообещав назначить своим наследником, хотя не собирался этого делать.

2. Благодаря этому браку Иосафат (1) стал близким родственником Ахава. Он нанес ему визит в Самарию, и Ахав, гордясь оказанной честью, устроил роскошный прием, соответственно возможностям того времени: он заколол для него множество скота мелкого и крупного (ст. 2), что было довольно простой пищей. Совершив этот поступок, Иосафат не последовал путями своего отца Давида, который возненавидел сборище злонамеренных и не желал сидеть с нечестивыми (Пс 25:5), вкушая от сластей их (Пс 140:4).

(2) Заключил союз с Ахавом против сириян. Ахав убедил его объединить армии и выступить против сириян, чтобы вернуть Рамоф Галаадский город в колене Гадовом, находящийся по ту сторону Иордана. Неужели Ахав не знал, что этот город, равно как и все остальные города Израиля, по праву принадлежал Иосафату как наследнику дома Давидова? С каким же выражением лица он просил Иосафата помочь вернуть его тому, кто незаконно захватил власть и необоснованно владел этим городом? Но Иосафат, как человек уступчивый, согласился пойти вместе с ним: «Как ты, так и я» (ст. 3). Милости, оказанные некоторыми людьми, хранят опасность, а их общество заразно. Пир, устроенный Ахавом для Иосафата, предназначался лишь для того, чтобы склонить его участвовать в этом походе. Лживы поцелуи ненавидящего.

Стихи 4−27. Данные стихи почти слово в слово пересказывают 22 главу 3 Книги Царств. Мы не будем повторять то, что было сказано ранее, ибо нам нечего добавить, но используем данную возможность и задумаемся о том:

(1) Что мы обязаны признавать Бога на всех наших путях и вопрошать, что скажет Господь, прежде чем принять решение. Иосафат не хотел приступать к действиям, не сделав этого (ст. 4). С помощью молитвы, к которой мы прилагаем всю свою веру, беспристрастного совета с Писанием и собственной совестью, обращая внимание на намеки провидения, мы можем задать вопрос и получить на него удовлетворительный ответ.

(2) Что нечестивая компания очень опасна даже для благочестивых людей. Даже имеющий мудрость, благодать и решительность не может быть уверен, что близкое общение с нечестивцами не принесет ему вреда. И данные стихи рассказывают, что, уступив Ахаву, Иосафат воссел в царской одежде и терпеливо выслушал лжепророков, говоривших во имя Господа (ст. 9); при этом он слишком мягко порицал царя израильского за то, что он не любит пророка Господнего (ст. 7), и не осмелился ни осудить лжепророка, подло оскорбившего верного провидца, ни противостать Ахаву, заключившему его в темницу. Кто осмеливается сидеть в собрании развратителей, тот должен знать, что теперь за малейшую ошибку на него будет возлагаться большая вина, если только он не отличается необычной мудростью и смелостью, что свойственно немногим.

(3) Насколько несчастны люди, которых окружают льстецы, особенно лжепророки, обещающие мир и пророчествующие только хорошее. Так обманывали Ахава, что заслуженно привело его к гибели, ибо он предпочитал общаться и слушать тех, которые льстили ему, а не благочестивого пророка, честно предостерегшего об опасности. Правильнее всего поступает тот, кто позволяет своим друзьям, и в частности служителям, честно и открыто говорить правду, кто принимает их обличения не только терпеливо, но и с благодарностью. Не всегда наилучшим является совет, который нам больше всего нравится.

(4) Что сатана обладает силой, которая с божественного позволения действует в сынах противления. Один лживый дух может сотворить 400 лжепророков и использовать их для обмана Ахава (ст. 21). Являясь лжецом, дьявол становится убийцей и губит людей, обманывая их.

(5) Что Бог справедлив, предавая сильным заблуждениям тех, кто верит лжи, кто не принимает любви истины, а восстает против нее (ст. 21). Пусть дух лжи преуспевает, чтобы увлекать в гибель тех, кто отказывается принимать увещевания, побуждающие к долгу и блаженству.

(6) В сложной ситуации находятся верные священники, которых часто ненавидят, преследуют, с которыми плохо обращаются за то, что они остаются верными своему Богу и честными и милостивыми к душам человеческим. Михея ударили по щеке, заключили в темницу и приговорили питаться хлебом и водой за то, что он поступил по совести. Но он с уверенностью предложил подождать итога событий, ибо так могут поступать все, кого преследуют за их верность (ст. 27). Время покажет, кто прав, а кто нет, когда явится Христос к неизреченному утешению Своего преследуемого народа и вечному смятению их преследователей, которые увидят в тот день (ст. 24) то, чему они не верили.

Стихи 28−34. Данные стихи рассказывают о том:

(1) Что Иосафат, надев одежду Ахава, подверг себя опасности, но был спасен. У нас есть основания думать, что Ахав, притворяясь другом, на самом деле посягал на жизнь Иосафата и желал ему смерти; тогда управлять страной начал бы наследник царя, который был зятем Ахава. В противном случае он никогда не посоветовал бы ему вступить в сражение в своей одежде, которая делала его легкой мишенью для врага; и если он действительно желал его смерти, то это было самое мерзкое предательство, в котором мог быть виновен человек, поэтому он справедливо пал в яму, которую копал для своего друга. Враги очень быстро заметили царскую одежду и яростно атаковали неосмотрительного правителя, который теперь, когда было слишком поздно, предпочел бы оказаться облаченным в одежду обычного воина, а не царя. Он закричал, обращаясь то ли к друзьям за помощью (но Ахав не обратил на это внимание), то ли к врагам, давая им понять, что он не является царем Израиля, и призывая исправить ошибку. Или, возможно, он воскликнул к Богу, чтобы Тот помог и спас его (к кому еще он мог воззвать?), и увидел, что сделал это не напрасно: Господь помог ему в беде и отвел от него начальников колесниц (ст. 31). Бог держит в Своей руке сердца всех людей и поворачивает их так, как Ему угодно (вопреки их первым намерениям), чтобы они служили Его целям. Многими людьми движет невидимая сила, которая непонятным образом руководит их поступками.

(2) Что нечестивый Ахав надел чужую одежду, желая обезопасить себя, но, тем не менее, был убит (ст. 3З). Ни военная хитрость, ни оружие не смогут спасти тех, кого Бог предопределил для гибели. Разве может что-то навредить тем, кого защищает Бог? И что может укрыть тех, кого Бог собирается уничтожить? Иосафат в одежде Ахава спасся, а Ахав, облаченный в латы, был убит, ибо не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа.

Примечания:

 
Новый русский перевод
10 [68] — Рог был символом могущества, власти и силы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.