2 Паралипоменон 34 глава

Вторая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Иосии было восемь лет, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме тридцать один год.
2 Он делал то, что было правильным в глазах Господа, и ходил путями своего предка Давида, не уклоняясь ни вправо, ни влево.
3 На восьмом году своего правления, ещё юношей, он начал искать Бога своего предка Давида. На двенадцатом году своего правления он начал очищать Иудею и Иерусалим от святилищ на возвышенностях, столбов Ашеры, резных и литых идолов.
4 Под его руководством были разрушены жертвенники Баалов. Он разбил жертвенники для благовоний, которые находились над ними, и уничтожил столбы Ашеры, резных и литых идолов. Он разбил их на куски и разбросал над могилами тех, кто некогда приносил им жертвы.
5 Он сжег кости жрецов на их жертвенниках и так очистил Иудею и Иерусалим.
6 В городах родов Манассии, Ефрема и Симеона, до самой земли Неффалима и в их опустошенных окрестностях[118]
7 он разрушил жертвенники и столбы Ашеры, растолок идолов в пыль и разбил все жертвенники для благовоний по всему Израилю. После этого он вернулся в Иерусалим.
8 На восемнадцатом году правления Иосии, чтобы очистить страну и дом Божий, он послал Шафана, сына Ацалии, и градоправителя Маасею с летописцем Иоахом, сыном Иоахаза, чтобы восстановить дом Господа, своего Бога.
9 Они пришли к первосвященнику Хелкии и отдали ему деньги, принесенные в Божий дом, которые левиты-привратники собрали у народа Манассии, Ефрема, и у всех остальных израильтян, и у всего народа Иудеи, и Вениамина, и у жителей Иерусалима.
10 Они передали их людям, которые были назначены наблюдать за работами при доме Господа. Эти люди платили рабочим, которые ремонтировали и восстанавливали дом Господа.
11 Они давали деньги и плотникам со строителями на покупку тесаного камня и дерева для брусьев и балок в зданиях, которым цари Иудеи позволили прийти в упадок.
12 Эти люди работали честно. Над ними были поставлены Иахат и Авдий — левиты из потомков Мерари, и Захария с Мешулламом из потомков Каафа. Другие левиты, все, кто был искусен в игре на музыкальных инструментах,
13 стояли над носильщиками и руководили всеми работниками при каждом задании. Некоторые из левитов были писарями, начальниками и привратниками.
14 Когда выносили деньги, которые были принесены в дом Господа, священник Хелкия нашел книгу Господнего Закона, который был дан через Моисея.[119]
15 Хелкия сказал писарю Шафану:
— Я нашел в доме Господа книгу Закона — и отдал её Шафану.
16 Шафан отнес свиток царю и доложил ему:
— Твои слуги делают всё, что им было поручено.
17 Они взяли деньги, какие нашлись в доме Господа, и отдали их тем, кто наблюдает за работами и работникам.
18 Затем писарь Шафан известил царя:
— Священник Хелкия дал мне книгу. — И Шафан прочитал её перед царем.
19 Услышав слова Закона, царь разорвал на себе одежду.
20 Он приказал Хелкии, Ахикаму, сыну Шафана, Авдону, сыну Михи[120], писарю Шафану и царскому слуге Асаи:
21 — Идите, вопросите Господа за меня и за оставшийся народ в Израиле и в Иудее о том, что написано в найденной книге. Велик Господень гнев, который обрушился на нас из-за того, что наши отцы не сохранили Господне слово: они не поступали так, как написано в этой книге.
22 Хелкия и те, кого послал царь, пошли к пророчице Олдане, жене Шаллума, сына Токгата[121], внука Хасры[122], хранителя одежд. Она жила в Иерусалиме, во Втором округе, и говорили с ней об этом.
23 Она сказала им:
— Так говорит Господь, Бог Израиля: «Скажите человеку, который послал вас ко Мне:
24 так говорит Господь: „Я наведу на это место и на его обитателей беду — все проклятия, записанные в книге, которую читали перед царем Иудеи.
25 Из-за того, что они оставили Меня, возжигали благовония другим богам и вызывали Мой гнев всем, что сделали их руки,[123] Мой гнев обрушится на это место и не угаснет“.
26 Скажите царю Иудеи, который послал вас вопросить Господа, что так говорит Господь, Бог Израиля, о словах, которые ты слышал:
27 „Так как твое сердце смягчилось и ты смирил себя перед Богом, услышав сказанное Им против этого места и его обитателей, и так как ты смирил себя предо Мной, разорвал свои одежды и плакал предо Мной, то и Я услышал тебя, — возвещает Господь. —
28 Поэтому Я возьму тебя к твоим отцам, и тебя похоронят в мире. Твои глаза не увидят всей той беды, которую Я наведу на это место и на его обитателей“».
Они передали её ответ царю.
29 Тогда царь созвал всех старейшин Иудеи и Иерусалима.
30 Он пошел в дом Господа с народом Иудеи, жителями Иерусалима, священниками и левитами — со всем народом, от великого до малого. Он прочитал им вслух все слова книги завета, которую нашли в доме Господа.
31 Царь стоял у царской колонны и заключил перед Господом завет, обещая следовать Господу, и исполнять Его повеления, предписания и установления от всего сердца и от всей души, и соблюдать этим слова завета, записанные в этой книге.
32 Он велел всем, жившим в Иерусалиме и в земле Вениамина, дать такое же обещание, и жители Иерусалима стали делать то, что требовал завет с Богом, Богом их отцов.
33 Иосия убрал всех отвратительных идолов из всех земель, которые принадлежали израильтянам, и велел всем, кто находился в Израиле, служить Господу, их Богу, и всё время, что он был жив, они не уклонялись от следования Господу, Богу их отцов.

Толкование Мэтью Генри

Прежде чем увидеть Иудею и Иерусалим разрушенными, мы рассмотрим славные года, когда страной управлял благочестивый Иосия. Бог еще раз испытал Свой народ его благочестивыми усилиями в реформации; и если бы тогда они узнали, что это день их посещения, то все содействовало бы им ко благу и улучшило бы их, а их гибель была бы предотвращена. Но после этого царствования все было сокрыто от их глаз, и следующие цари привели их к полному уничтожению.

I. Данная глава приводит основную характеристику Иосии (ст. 1−2).

II. Он ревностно желал искоренить идолопоклонство (ст. 3−7).

III. Он позаботился о восстановлении храма (ст. 9−13).

IV. Обнаружили книгу закона и правильно ею воспользовались (ст. 14−28).

V. Книгу закона публично зачитали народу, и в связи с этим обновили завет с Богом (ст. 29−33).

Большая часть этих событий описана в 4 Книге Царств, 22 гл.

Стихи 1−7. Об Иосии данные стихи рассказывают:

(1) Что он завладел венцом, когда был очень молод. Ему исполнилось всего восемь лет (но его юный возраст не лишал его права царствовать), и он правил страной тридцать один год (ст. 1) значительный период времени. Тем не менее, я опасаюсь, что в начале царствования дела в стране обстояли так же, как при его отце, ибо, будучи ребенком, он был вынужден предоставить руководство ими другим людям; поэтому лишь в двенадцатый год его царствования началась реформация в стране (ст. 3). Он не мог, как Езекия, немедленно приступить к ней.

(2) Что он царствовал хорошо (ст. 2), положительно представил себя Богу, ходил путями Давида и не уклонялся ни направо, ни налево, ибо по обе стороны находились ошибки.

(3) Что, когда еще он был молод, около шестнадцати лет, он начал прибегать к Богу (ст. 3). У нас есть основания полагать, что он не получил такое хорошее воспитание, как Манассия (хорошо, если окружавшие не пытались развратить его); тем не менее он начал искать Бога, когда был молодым. Молодые люди исполнят свой долг и посодействуют личным интересам (для юношей это будет особой честью), если, достигнув возраста осмысления, начнут прибегать к Богу, ибо ищущие Его с раннего утра, найдут Его.

(4) Что в двенадцатый год своего царствования, когда, скорее всего, он полностью взял руководство в свои руки, он начал очищать свое царство от остатков идолопоклонства. Он уничтожил высоты, рощи, истуканов, жертвенники и все принадлежности для идолопоклонства (ст. 3−4). Он не только низверг их, как Манассия, но и разбил вдребезги, превратив в пыль. В данной книге говорится, что идолопоклонство было уничтожено в двенадцатый год его царствования, а в Книге Царств (4Цар 23:23) в восемнадцатый. Возможно, кое-что в этом направлении было сделано в двенадцатый год; тогда он только начал очищать свое государство от идолопоклонства, но это доброе дело столкнулось с оппозицией, и поэтому реформация была основательно завершена лишь шесть лет спустя, когда нашли книгу закона. В данной главе кратко изложены события, подробно описанные в Книге Царств. К реформации Иосию побудила его ревность, и она коснулась не только Иудеи и Иерусалима, но и городов Израиля, на которые он оказывал влияние.

Стихи 8−13. В данных стихах:

(1) Царь дает повеление восстановить храм (ст. 8). Очистив дом от находившихся в нем мерзостей, он начал делать его пригодным для проведения богослужений. Подобным образом и мы должны поступать с духовным храмом нашего сердца: вначале очистить его от скверн греха, а затем обновить, чтобы оно могло преобразоваться по образу Божьему. Издавая это повеление, Иосия назвал Бога Господом, Богом своим. Кто истинно любит Бога, тот будет любить обитель дома Его.

(2) О храме проявлена действенная забота. Левиты обошли страну и собрали деньги на его восстановление, которые были переданы трем доверенным людям, упомянутым в ст. 8. Деньги принесли к Хелкии первосвященнику (ст. 9), а тот вместе с ними передал их в руки производителям работ смотрителям и рабочим, ответственным за исполнение работы в целом (ст. 10−11). Обращается внимание, что рабочие были очень трудолюбивыми и честными: они действовали честно при работе (ст. 12); рабочих нельзя назвать абсолютно верными, если они не являются внимательными и усердными, ибо рассчитывают, что именно таковыми они будут. Эти слова также подразумевают, что смотрители были честными, ибо сказано, что все, следившие за исполнением работы, умели играть на музыкальных орудиях. Это не значит, что их искусство играть на инструментах использовалось в архитектуре, но свидетельствовало о том, что они были мужами разумными и искусными, по крайней мере, о том, что они были талантливы в математике, и это делало их достойными доверия. Умные люди являются мудрыми в том случае, если они используют свой разум и способности для добрых дел и помощи своим друзьям, и когда имеют возможность, то служат государству. Обратите внимание: в данной ситуации Бог по-разному раздавал Свои дары. Одни были носильщиками, они были созданы для физического труда и пригодны для этой работы; другие, искусные в музыке, были сотворены meliori luto — из лучших материалов и назначены приставниками над носильщиками, писцами и надзирателями. Первые были руками, а эти головами. Они нуждались друг в друге, и работа нуждалась в них. Поэтому пусть смотрители не презирают носильщиков, а трудящиеся в сфере обслуживания не завидуют начальникам, которые руководят ими; пусть каждый оценивает и служит другому в любви и пусть Богу будет слава, а Церкви польза от различных даров и склонностей людей.

Стихи 14−28. Данный отрывок здесь изложен в тех же словах, что и в 4 Книге Царств 22:8−10, и нам нечего добавить к сказанному там.

1. Но у нас есть повод благословить Бога за множество Библий, за то, что они есть и у каждого имеется возможность держать ее в руках, за то, что Книга закона и Евангелие не утеряны и имеются в избытке, за то, что в этом смысле слово Господа не редко. Библии это драгоценные камни, но, благодарение Богу, они не редкость. Источник воды жизни это не источник запертый или источник запечатанный, а потоки, текущие во все места, которые веселят град Божий. Usus communis aquarum Эти воды текут для общего пользования. И нам придется за многое ответить, если великие истины закона Божьего, став всеобщими, для нас станут чем-то непонятным!

2. Из данного примера мы можем постичь следующее: все, что мы читаем или слушаем из слова Божьего, должно воздействовать на наши сердца, чтобы они наполнялись святым страхом перед гневом Божьим, который в нем явлен против всякой нечистоты и неправды человеческой, как это было с нежным сердцем Иосии. Когда он услышал слова закона, то разодрал одежды свои (ст. 19), и Богу понравилось, что он это сделал (ст. 27). Если бы истины, содержащиеся в Писании, были новыми для нас, как для Иосии, то, безусловно, они произвели бы на нас более глубокое впечатление; но они не становятся менее весомыми, и мы не должны с меньшим внимание относиться к ним на том основании, что они хорошо известны. Поэтому раздирайте свои сердца, а не одежду.

3. Данный пример направляет нас обращаться к Господу, когда мы испытываем обличения в грехе и осознаем опасность гнева Божьего; так сделал Иосия (ст. 21). Мы должны спрашивать (как в Книге Деяния 2:37): «Что нам делать, мужи братия?»; или более детально, как темничный страж: «Что мне делать, чтобы спастись!» (Деян 16:30). Если вы подобным образом настоятельно спрашиваете, то обратитесь (Ис 21:12), и, да будет благословен Бог, вы будете иметь живых пророков, к которым можно обратиться с этими вопросами.

4. Данный отрывок предостерегает нас от гибели, которую грех навлекает на народы и государства. Оставившие Бога приносят зло самим себе (ст. 24−25) и зажигают огонь, который не угаснет. Таким будет огонь гнева Божьего, когда выйдет указ пролиться на тех, кто упорствует на своих нечестивых путях и отказывается покаяться.

5. Нас ободряют смириться перед Богом и искать Его, как сделал Иосия. И если с помощью этих средств нам не удается отвратить гнев Божий от своей страны, то все-таки мы сможем спасти собственные души (ст. 27−28). А благочестивых людей данные стихи учат не бояться смерти, а с радостью приветствовать ее, раз она восхищает от грядущего зла. И посмотрите, как меняется ее сущность, когда она становится предметом обетования: «И положен будешь в гробницу твою в мире как Ной придешь в ковчег, когда начнется потоп».

Стихи 29−33. Данные стихи продолжают описывать успехи Иосии в плане реформации своего царства после того, как ему зачитали закон и он принял послание Бога, переданное через пророчицу. Счастлив народ, который имеет такого царя, ибо далее мы узнаем, что (1) его подданные были хорошо наставлены. Иосия не собирался насильно заставлять их исполнять свой долг, пока вначале не наставил их в этом вопросе. Он собрал народ вместе: больших и малых, молодых и старых, богатых и бедных. Кто имеет уши слышать, да слышит слова Книги завета, ибо они касаются его. Чтобы оказать уважение служению и привлечь к нему больше внимания, сам царь зачитал книгу народу (ст. 30), хотя там присутствовали священники и левиты; и, безусловно, он читал ее в особой манере, чтобы показать, что эта книга сильно воздействовала на него самого, ибо данное средство должно было воздействовать на слушающих.

(2) Они были сосредоточенны. Им были зачитаны статьи договора между Богом и Израилем, чтобы они осознанно вступили в завет с Богом; царь и народ с большой торжественностью сделали так, как было предписано в законе. Царь со своей стороны пообещал всем сердцем и душой соблюдать заповеди Бога, согласно словам завета, написанным в книге (ст. 31); он также убедил народ заявить о своем согласии с этим заветом и пообещать усердно соблюдать его исполнять все, что они должны были делать со своей стороны, согласно данному завету. Так они и поступили, ибо стыдно было поступить по-другому. Иосия велел всем присутствующим подтвердить это (ст. 32) и заставил служить Господу Богу своему (ст. 3З) совершать служение и сделать его своим главным делом. Он делал все возможное, чтобы побудить их служить, усердно служить Господу (в англ. пер.). Повторение означает, что его сердце сосредоточилось только на этой цели; в своих действиях он стремился лишь привлечь народ к Богу и их долгу.

(3) Они правильно настроились: были честными и стремились к правильной цели. Во все дни жизни его они не отступали от Господа; с большими трудностями ему удавалось не допустить, чтобы они вновь впали в идолопоклонство. Все дни жизни своей он обуздывал их; это означало, что в них присутствовало нечто, склонявшее их к отступничеству сильная тяга к идолопоклонству. Многие из них хотели, чтобы он оставил свой путь, и тогда у них вновь появились бы высоты и истуканы; поэтому мы читаем, что во дни Иосии (Иер 3:6) Бог обвиняет вероломную Иудею в том, что она не обратилась к Нему всем сердцем своим, а только притворно (Иер 3:10); более того, она прелюбодействовала (ст. 8) и тем самым оправдала отступничество Израиля (Иер 3:11, англ. пер.). В двадцать третий год его царствования, четыре или пять лет спустя, они начали прогневлять Бога делами рук своих (Иер 25:3−7); и, что следует особо отметить, с самого начала реформации Иосии, именно двенадцатым или тринадцатым годом его царствования, датируется нечестие дома Иудина, навлекшее на них гибель, которое пророк должен был положить на свой правый бок (Иез 4:6), ибо от того момента и до разрушения Иерусалима осталось сорок лет. Иосия был искренним в своих поступках, но большинство людей противились реформации и вновь страстно желали идолов. Поэтому, хотя данная реформация была хорошо задумана и правильно осуществлялась правителем, но оказала малое воздействие или вообще не воздействовала на людей. Они неохотно расстались со своими идолами, в глубине сердца желали объединиться с ними и вновь стремились к ним. Бог видел это, и с этого момента вступил в силу указ об их уничтожении, хотя со стороны казалось, что заложено основание для вечной безопасности и мира. Ничто так не приближает гибель народа и не делает его созревшим для нее, как препятствие обнадеживающим попыткам реформации и лицемерное возвращение к Богу. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [118] — Смысл этого места в евр. тексте неясен.
14 [119] — Вероятно первосвященник нашел весь Закон, но, возможно, это было лишь ВТОРОЗАКОНИЕ.
20 [120] — Также называемого Ахбором, сыном Михайи, в 4Цар 22:12.
22 [121] — Также называемого Тиквой в 4Цар 22:14.
22 [122] — Также называемого Хархасом в 4Цар 22:14.
25 [123] — Или: всем, что они совершили.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.