Псалтирь 62 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Псалом Давида, когда он был в Иудейской пустыне.[120]
2 Боже, Ты — Бог мой, Тебя я ищу. Душа моя жаждет Тебя, плоть моя по Тебе томится в краю сухом и бесплодном, где нет воды.
3 Я смотрел на Тебя в святилище и видел силу Твою и славу.
4 Уста мои будут славить Тебя, потому что Твоя милость лучше жизни.
5 Буду славить Тебя, пока я жив, и руки во имя Твое вознесу.
6 Словно лучшими яствами душа моя насыщается, и уста Тебя славят радостно,
7 когда вспоминаю Тебя на ложе своем и думаю в часы ночные о Тебе.
8 Потому что Ты — моя помощь, и в тени Твоих крыльев я возрадуюсь.
9 Душа моя льнет к тебе; Ты правой рукой поддерживаешь меня.
10 Те, кто жаждут души моей, сойдут в нижний мир.
11 Они падут от меча, став добычей шакалов.
12 Царь же возликует о Боге, и все, кто клянется именем Божьим, восхвалят Его, а уста лжецов умолкнут.

Толкование Мэтью Генри

Этот псалом содержит в себе столько же теплоты и энергичного поклонения, как и любой из псалмов Давида. Как самые нежные послания Павла были написаны из тюрьмы, так и самые искренние и теплые псалмы Давида были написаны в то время, когда он находился в пустыне. В изгнании его больше всего огорчала невозможность исполнить гражданские постановления. Прежде всего он стремился к тому, чтобы были восстановлены эти наслаждения, и его нынешние нужды лишь разжигали аппетит. Но сердце Давида стремилось не к постановлениям, а к Богу этих постановлений, и в этом псалме нам представлено (I) его стремление к Богу (ст. 2−3).

(II) Его высокая оценка Бога (ст. 4−5).

(III) Его насыщение в Боге (ст. 6).

(IV) Его тайное общение с Богом (ст. 7).

(V) Его радостное упование на Бога (ст. 8−9).

(VI) Его святое ликование в Боге над своими врагами и уверенность в собственной безопасности (ст. 10−12). Благоговейная и благочестивая душа не нуждается в наставлении о том, как петь этот псалом, настолько естественно он изложен и так искренен его язык. А не удовлетворенная, не знакомая с божественными благами и не испытавшая их влияния душа вряд ли сможет воспеть его с пониманием.

Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.

Стихи 2−3. Вступление говорит нам, где был сочинен этот псалом. В то время Давид находился в пустыне Иудейской, то есть в лесу Херет (1Цар 22:5) или в пустыне Зиф (1Цар 23:15).

1. Даже в Ханаане, несмотря на ее плодородие и многочисленные народы, были пустыни — места менее плодородные и менее населенные, чем другие. Так будет в мире, в Церкви, но не на небесах. Все небеса — это город, это рай, и там не будет пустынной земли; там возвеселится пустыня и расцветет как нарцисс.

2. Жребий даже наилучших и самых дорогих для Бога святых иногда влечет их в пустыню, где они чувствуют себя одинокими и уединенными, забытыми и притесняемыми, нуждающимися, скитающимися, неустроенными и в недоумении, что же им дальше делать.

3. Все стесненные обстоятельства и трудности, с которыми сталкиваешься в пустыне, не должны отвлекать нас от мелодий священных песен, но и тогда наша обязанность и благо — поддерживать радостное общение с Богом. Есть псалмы, подходящие для пустыни, и у нас есть повод благодарить Бога за то, что мы в пустыне Иудейской, а не в пустыне Греха.

В этих стихах Давид побуждает себя крепко держаться за Бога:

I. С помощью живой и энергичной веры: «Боже! Ты Бог мой». Во всех обращениях к Богу мы должны взирать на Него как на Бога, на нашего Бога, — и это будет нашим утешением, когда окажемся в пустыне. Когда мы говорим: «Боже!», то должны признавать, что Бог существует, что мы обращаемся к личности, которая действительно есть и присутствует с нами, понимать, что это слово серьезное, и сожалеть, что часто оно используется напрасно. Мы должны признавать Его власть над нами, Его право собственности на нас и относиться к Нему так: «Ты Бог мой. Ты сотворил меня и поэтому являешься моим полновластным владельцем и правителем. Ты принадлежишь мне по завету и моему добровольному согласию». Такие слова мы должны говорить себе с великим удовольствием, благодаря Бога, как тот, кто решил жить этой мыслью: «Боже! Ты Бог мой».

II. Благодаря благочестивым и благоговейным чувствам, возникшим как результат его выбора Бога и завета, заключенного с Ним.

1. Он принимает решение искать Бога, Его благоволения и благодати: «Ты Бог мой, и поэтому Тебя от ранней зари ищу я, ибо не должен ли народ обращаться к своему Богу» (Ис 8:19)? Мы должны искать Его, жаждать Его благоволения, как собственного основного блага, и заботиться о Его славе, как об основной цели. Мы должны искать общения с Ним через Его слово и через молитву искать Его милости. Мы должны искать Его (1) с ранней зари с крайней заботой, как человек, который боится упустить Его. С Ним мы должны начинать каждый новый день и встречаться рано: «Тебя от ранней зари ищу я».

(2) Ревностно: «…Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя (т.е. я весь стремлюсь к этому) здесь, в земле пустой, иссохшей и безводной». Обратите внимание:

[1] Давид жалуется, что ему не хватает милостивого Божьего присутствия. Он находился в земле иссохшей и пустой и называл ее такой не потому, что это была пустыня, а потому, что это место было далеко от ковчега, от слова Божьего и причастий. Этот мир является иссохшей землей. Мы можем назвать его таким для мирских людей, часть которых принадлежит ему, так как он не может дать им истинного удовлетворения. Таким же он является и для благочестивых, которые проходят через него, — это долина плача, они понимают, что от нее можно мало получить.

[2] Его настойчивое стремление быть в присутствии Бога: «…Тебя жаждет душа моя». Отсутствие желаемого оживляет желания, которые были очень настойчивы. Он жаждет так же, как загнанный олень стремится к ручью и не удовлетворится меньшим. Его желания были нестерпимы; он жаждал, он томился, чтобы поскорее получить возможность участвовать в Божьих постановлениях. Отметьте, что благодатные души смотрят на этот мир со святым пренебрежением, а на Бога — со святым желанием.

2. Он жаждет насладиться Богом. К чему же он так страстно стремится? О чем он просит и чего требует? Чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище (ст. 3). То есть, (1) «чтобы увидеть ее здесь, в пустыне, так же, как я видел ее во святилище; чтобы увидеть ее тайно, как я видел ее в торжественном собрании». Отметьте: когда мы лишены привилегий участвовать в публичных постановлениях, то должны стремиться и прилагать усилия, чтобы в уединении поддерживать такое же общение с Богом, какое имели в большом собрании. Маленькая комната может превратиться в большое святилище. Иезекииль в Вавилоне имел видения о Всевышнем, а Иоанн — на острове Патмос. Когда мы в одиночестве, Отец может быть рядом, и этого достаточно.

(2) «Увидеть ее вновь во святилище, как я раньше видел ее». Он хочет выйти из пустыни, но не для того, чтобы иметь возможность увидеться с друзьями и насладиться придворным весельем, а чтобы иметь доступ ко святилищу; не для того, чтобы увидеть там священников и церемонию поклонения, а чтобы видеть силу Твою и славу Твою (т.е. Твою прославленную силу, или сильную славу, которая присуща всем божественным атрибутам и совершенствам); чтобы я еще лучше познал их и они отложили соответствующее впечатление на мое сердце» — мы же… взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу (2Кор 3:18). Давид не говорит: «Чтобы я мог увидеть силу Твою и славу Твою, как я видел их во святилище», а — «как я видел Тебя во святилище». Мы не можем видеть сущность Бога, но можем видеть Его, созерцая верой Его атрибуты и совершенства. И именно этим Давид угождает себе, вспоминая о них. Это были драгоценные минуты, которые он провел в общении с Богом; ему нравилось вновь думать о них; именно на их отсутствие он жаловался и их восстановления жаждал. Обратите внимание, что, участвуя в святых постановлениях, благодатная душа больше всего стремится увидеть в них Бога, Его силу и славу; и этим она наслаждается.

Стихи 4−7. Как скоро жалобы и молитвы Давида превращаются в хвалу и благодарение! После двух стихов, выражающих его стремление найти Бога, следуют новые, говорящие о его радости и удовлетворенности после обретения Его. Верные молитвы могут быстро превратиться в радостную хвалу, если только их поводом не послужила наша собственная ошибка. Да веселится сердце ищущих Господа (Пс 104:3), пусть они прославят Того, кто сотворил в них это желание и дал уверенность, что Он удовлетворит их. В то время Давид находился в пустыне, но его сердце благословляло Бога. Даже находясь в страданиях, мы будем иметь повод для хвалы, если наше сердце расположено к ней. Обратите внимание:

I. За что Давид собирается славить Бога (ст. 4): «Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь, многие жизни и все жизненные утешения, ее богатства, долголетие и процветание». Милость Божья сама по себе и для всех святых лучше, чем жизнь. Это наша духовная жизнь, и она лучше временной жизни (Пс 29:6). В тысячу раз лучше умереть, имея Божье благоволение, чем жить под Его гневом. Давид, находясь в пустыне, на собственном опыте видит, что милость Божья лучше, чем жизнь, и поэтому, говорит он, уста мои восхвалят Тебя. Тот, чье сердце обновилось доказательствами Божьего благоволения, должен наполнить его своей хвалой. У нас есть добрый повод благословить Бога за то, что мы владеем большим и обеспечены лучше, чем может дать богатство этого мира; за то, что в служении Богу и в общении с Ним мы имеем больше радости и удовольствия, чем можно иметь в бизнесе и наслаждениях этого мира.

II. Как он будет славить Бога и как долго (ст. 5). Он принимает решение всю жизнь благодарить Бога и уповать на Него. Отметьте, (1) как он благословляет Бога: «Так благословлю Тебя, то есть так же, как я только что начал; мои благоговейные чувства к Тебе не высохнут, как утренняя роса, а будут сиять еще ярче, как утреннее солнце». Или «я благословлю Тебя с той же ревностью и страстностью, с которой молился Тебе».

(2) Постоянство и продолжительность, с которой он собирается славить Бога: «Так благословлю Тебя в жизни моей, то есть пока буду жить». Обратите внимание: прославление Бога должно быть делом всей нашей жизни. Мы всегда должны поддерживать в себе благодарные чувства за Его прежние благоволения и продолжать благодарить за них. Каждый день мы должны благодарить Его за даяния, которые получаем. Мы должны благодарить за все и не забывать об этом долге из-за страданий в настоящее время. Сколько бы дней нам ни было отмерено, какими бы мрачными они ни были, хотя иногда приходит время, когда мы говорим: «Нет мне удовольствия в них!», в то же время каждый день должен быть благодарственным до самого смертного часа. Этому мы должны посвящать свое время, так как этим делом будем заняты всю благословенную вечность.

(3) Его постоянное внимание к Богу, которое сопровождалось хвалой: «…во имя Твое вознесу руки мои». Мы должны постоянно вспоминать имя Бога (благодаря которому Он открыл себя нам) в молитвах и славословиях, и этими словами мы научены начинать свои обращения к Нему: «Да святится имя Твое» и заканчивать их: «Твоя есть слава навеки». Мы должны взирать на имя Бога, трудясь и сражаясь. Во имя Господа мы должны возносить свои руки, выполняя свой долг и сталкиваясь с врагами, то есть в силе Его Святого духа и благодати (Пс 70:16; Зах 10:12). Во имя Бога мы должны совершать все свои обеты, Ему мы должны посвящать себя и уповать на Его благодать. И когда мы с радостью и утешением возносим руки, которые ранее висели, то должны делать это во имя Господа. Из Него мы черпаем все утешения, и поэтому Ему же они должны посвящаться. О Боге похвалимся всякий день.

III. С каким удовольствием и наслаждением мы должны славить Бога (ст. 6).

1. С внутренней удовлетворенностью: «Как туком и елеем насыщается душа моя»; она питается не только хлебом, но и туком, который вкусен и приятен (Ис 25:6). Давид надеется, что вновь вернется к наслаждениям Божьих постановлений, и тогда он сможет насытиться и воз-наградить себя за все то время, когда был лишен этого. А если это не произойдет, то, ощущая любящую милость Бога и общаясь с Ним в уединении, он насытится. Отметьте, что в милостивом Боге и в общении с Ним присутствует то, что дает обильное удовлетворение благодатной душе (Пс 35:9; Пс 64:5). А в благодатной душе присутствует то, что щедро принимает удовлетворение в Боге и общении с Ним. Святые в Боге обретают удовлетворенность; чтобы быть счастливыми, они желают иметь лишь Его благоволение. И они имеют необыкновенную самоуспокоенность в Боге, по сравнению с которым все чувственные наслаждения являются безжизненными и не приносят удовольствия, как грязная вода по сравнению с вином утешения.

2. С внешним выражением этого удовольствия. Давид обещает прославить Бога радостным гласом своих уст. Он прославит Его (1) открыто. Его уста будут славить Бога. Когда человек сердцем верует и благодарит, уста его исповедания должны быть этим же наполнены для славы Бога, ибо слова уст не принимаются без сердца (Мф 15:8), а от избытка сердца должны говорить уста (Пс 44:2) для вознесения наших собственных благоговейных чувств и для назидания других.

(2) Радостно. Мы должны славить Бога радостными устами, мы должны исполнять и эту, и другие обязанности в религии с великой радостью и возносить хвалу Богу, побуждаемые святой радостью. Уста, хвалящие Бога, должны быть радостными.

IV. Как Давид услаждал себя мыслями о Боге, находясь в уединении (ст. 7): «Я прославляю Тебя, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей». Каждый раз, вспоминая о Боге, мы должны славить Его. В то время, когда Давид был лишен возможности публично исполнять постановления, он больше обычного времени уделял общению с Богом и таким образом возмещал их отсутствие. Здесь отметьте, (1) как Давид посвящал себя размышлениям о Боге. Бог был во всех его мыслях, что отсутствует в характере нечестивцев (Пс 9:25). У Давида всегда находились мысли о Боге, и он говорит: «…я вспоминаю о Тебе, то есть когда я размышляю, то нахожу Тебя одесную, присутствующим в моих мыслях». Эта тема должна первой приходить к нам на ум, как то, что мы не можем забыть или упустить. И эти мысли всегда были с Давидом: «…я вспоминаю о Тебе». Мысли о Боге не должны быть мимолетными и кратковременными, они должны быть значительными и жить в нашем разуме.

(2) Когда Давид размышлял о Боге — на постели своей в ночные стражи. В то время он странствовал и не имел пристанища, но куда бы он ни приходил, его религия всегда была с ним. «На своих постелях», — читаем в некоторых переводах. Будучи преследуем Саулом, он редко проводил две ночи в одном и том же месте, но где бы он ни лег спать, если, как Иаков, мог найти добрую почву и камень под голову вместо подушки, то добрые мысли о Боге всегда были рядом с ним. Давид был так занят весь день поисками безопасного места, что с трудом мог найти свободное время, чтобы посвятить себя торжественным религиозным обязанностям, и поэтому из-за недостатка времени для их совершения он отказывал себе в необходимом сне. В то время в его жизни наступил трудный период, и мы можем предположить, что часто беспокойство и страх вынуждали его бодрствовать в бессонные ночи, и тогда он утешал себя мыслями о Боге. Иногда мы читаем о том, что Давид плакал в постели (Пс 6:7), но, размышляя о Боге, он утирал свои слезы. Когда сон покидает нас (то ли из-за боли, телесной болезни или беспокойства в разуме) и наши души, то, вспоминая Бога, мы можем успокоиться и отдохнуть. Возможно, один час благочестивых размышлений принесет нам больше пользы, чем час сна (см. Пс 15:7; Пс 16:4; Пс 4:5; Пс 18:62). Для прославления Бога в скинии проводилась ночная стража (Пс 133:1), во время которой Давид, возможно, присоединялся к левитам, и сейчас, не имея возможности находиться вместе с ними, он стремился быть среди них.

Стихи 8−12. Давид, выразив свое стремление к Богу и прославив Его, в этих стихах говорит о своем уповании на Него и радостных надеждах (ст. 8): «…в тени крыл Твоих я возрадуюсь». В этом стихе он ссылается то ли на крылья херувимов, распростертых над крышкой ковчега, между которыми, как говорит Писание, обитал Бог («я возрадуюсь Твоим пророчествам, Твоему завету и общению с Тобой»), то ли на крылья большой птицы, под которыми беспомощные птенцы находили безопасность, как, например, птенцы орла (Исх 19:4; Втор 32:11), что говорит о божественной силе, или птенцы курицы (Мф 23:37), что больше говорит о божественной нежности. Эта фраза часто используется в псалмах (Пс 16:8; Пс 35:8; Пс 56:2; Пс 60:5; Пс 90:4), но в этом смысле нигде больше, за исключением Книги Руфь 2:12, где Руфь, приняв истинную веру и став прозелиткой, пришла, чтоб успокоиться под крылами Бога Израилева. Наша обязанность — радоваться в тени крыльев Бога; это подразумевает, что наши обращения к Нему верой и молитвой так же естественны, как и птенцов к матери, когда им холодно или они напуганы и инстинктивно бегут к ней, чтобы спрятаться в ее крыльях. Эти слова также подразумевают, что мы можем довериться Ему, как личности, которая всегда имеет возможность и готова помочь нам, подкрепить, проявить свою заботу и защитить. Вручая себя Богу, мы должны успокоиться и возрадоваться, избавиться от страха перед нависшим злом. Давайте посмотрим дальше.

I. Что же поддерживало и ободряло упование Давида на Бога? Две вещи были подпорками той надежды, основанием которой было лишь слово Бога:

1. Предыдущие познания о силе Бога, проявившейся в его избавлениях: «Ибо Ты помощь моя, когда другая помощь и помощники оказались безрезультатными. Поэтому я буду радоваться Твоему спасению, буду уповать на Тебя в будущем и делать это с удовольствием и святой радостью. Ты был не только моим помощником, но и моей помощью». Мы сами не можем помочь себе, как и никакое другое творение, если помощь не будет исходить от Него. На этом мы можем строить свой Авен-Езер, сказав: «…до сего места помог нам Господь», и поэтому должны принять решение никогда не оставлять Его, никогда не сомневаться в Нем и никогда не падать духом в своем хождении с Ним.

2. Настоящее ощущение того, что благодать Бога помогала ему спасаться от преследований (ст. 9): «К Тебе прилепилась душа моя», что говорит об искреннем желании и энергичных стремлениях поддерживать общение с Богом. Если мы не можем постоянно держать Бога в своих объятьях, то должны постоянно иметь Его перед глазами, стремясь к Нему, как к основной цели (Флп 3:14). Стремиться к Богу — значит быть близко к Нему, как человек, который боится упустить Его из виду; следовать за Ним поспешно, как человек, жаждущий быть с Ним. Так поступал Давид и делал это для славы Бога. «…Десница Твоя поддерживает меня». Бог поддерживал его (1) в страданиях, чтобы он не пал духом под их тяжестью. Ты под мышцами вечными.

(2) В его поклонении. Бог поддерживал его святые желания и стремления, чтобы, совершая добрые дела, Давид не утомился. Тот, кто следует за Господом, вскоре ослабеет и упадет, если десница Божья не поддержит его. Именно Бог укрепляет нас, когда мы стремимся к Нему, оживляет наши добрые чувства и утешает, пока мы еще не достигли того, к чему стремимся. Силой Божьей (т.е. Его десницей) мы удержаны от падений. И для псалмопевца великим ободрением была надежда, что в должное время Господь даст то, чего он так ревностно желает, так как Своей благодатью Он выработал в нем эти святые стремления и поддерживал их.

II. Что должно было стать поводом для ликования Давида?

1. То, что его враги погибнут (ст. 10−11). Находились такие, которые искали погибели душе его, то есть не только его жизни (чего они добивались, препятствуя его восхождению на трон, так как завидовали и ненавидели его за мудрость, благочестие и полезность), но и его души, чего они добивались, лишая возможности совершать Божьи постановления, которые были пищей и поддержкой для его души. Они делали это для того, чтобы его душа истощилась, изгоняли отовсюду, пытаясь склонить его к служению другим богам, чтобы отравить его душу (1Цар 26:19). Но Давид предвидит и предсказывает (1), что они сойдут в преисподнюю земли — в могилу, в ад. Их враждебность станет их смертью, их проклятьем, их вечной погибелью.

(2) Что они падут от меча, от меча гнева Божьего и Его справедливости, который будет вложен в руку человека (Иов 19:28−29). Они умрут насильственной смертью (Откр 13:10). Так и произошло с Саулом, который пал от меча, своего собственного меча. Давид предсказывал это, но в то же время не убил его, когда это было в его власти — ни в первый раз, ни во второй, ибо мы должны поступать согласно заповедям, а не пророчествам — такового наше правило.

(3) Что достанутся они в добычу лисицам: то ли их мертвые тела станут добычей изголодавшихся зверей (Саул довольно долго лежал непохороненный), или то, что их дома и имущество станет местом обитания диких зверей (Ис 34:14). Таковой будет участь врагов Христа, которые противостоят Его царству и Его интересам в этом мире. Врагов же моих… приведите сюда и избейте предо мною (Лк 19:27).

2. Что в конце концов он достигнет своей цели (ст. 12) и воссядет на престоле, для которого был помазан: «Царь же возвеселится о Боге».

(1) Давид называет себя царем, так как знает, что так будет согласно божественному предназначению и цели. Так же и Павел, еще находясь в сражении, называет себя более чем победителем (Рим 8:37). Верующие поставлены царями, хотя и не владычествуют, пока не настанет утро воскресения.

(2) Он не сомневается, что хотя сейчас сеет со слезами, но впоследствии будет пожинать с радостью. Царь же возвеселится.

(3) Он принимает решение сделать Бога Альфой и Омегой всех своих радостей. Он возвеселится о Боге. Эти слова можно отнести к славе и радости превознесенного Искупителя. Владыка Мессия возвеселится о Боге, Он уже вошел в радость, открывшуюся перед Ним, и Его слава восполнится во время Его второго пришествия. Результатом продвижения Давида будет [1] утешение для его друзей. Всякий, клянущийся ему («Им» в русском переводе), то есть Давиду, который сочувствует ему и поклялся быть верным, восхвален будет его успехом. Или же всякий, клянущийся Им, то есть благословенным именем Бога, а не каким-либо идолом (Втор 6:13) — все благочестивые люди, которые искренне и открыто исповедуют имя Бога, — будут восхвалены в Боге. Они прославятся продвижением Давида. Боящиеся Тебя увидят меня — и возрадуются. Тот, кто искренне сочувствует делу Христа, прославится Его победой. Если терпим, то с Ним и царствовать будем.

[2] Свержение его врагов. Ибо заградятся уста говорящих неправду — Саула, Доика и других, которые говорили неправду о Давиде и оскорбляли его, словно он был отпетым негодяем. Больше они не смогут ни одного плохого слова сказать в его адрес, а будут постыжены и навсегда замолчат. Эти же слова можно сказать в адрес врагов Христа, лгавших Ему, как и все лицемеры, которые говорили, что любят, в то время как их сердца были далеко от Него. Их уста будут заграждены словом «не знаю вас, откуда вы», и они навсегда замолчат (Мф 22:12). Уста лгавших о Нем, которые совращают с прямых путей Господних и говорят плохо о Его святой религии, будут заграждены в тот день, когда Господь придет, чтобы воздать по заслугам за злые речи всем нечестивым грешникам, злословившим о Нем. Второе пришествие Христа будет вечным ликованием для всех его верных друзей и последователей, которые по этому поводу сейчас ликуют, имея верующую надежду.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [120] — См. 1 Цар. 23-24; 2Цар 15:13 — 17:29.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.