Исход 29 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Сделай следующее, чтобы посвятить их Мне в священники: возьми молодого быка и двух баранов без изъяна.
2 Приготовь из лучшей пшеничной муки пресный хлеб, пресные лепешки, замешенные на оливковом масле, и пресные коржи, помазанные оливковым маслом,
3 и положи их в одну корзину. Принеси эту корзину и приведи молодого быка и двух баранов.
4 Приведи Аарона и его сыновей к входу в шатер собрания и омой их водой.
5 Возьми одеяния и одень Аарона в рубашку, ризу под эфод, сам эфод и нагрудник. Обвяжи его по эфоду украшенным поясом.
6 Надень ему на голову тюрбан и прикрепи к тюрбану священный венец.
7 Возьми масло для помазания и помажь его, возлив масло ему на голову.
8 Приведи его сыновей, одень их в рубашки
9 и повяжи им головные повязки. Обвяжи Аарона и его сыновей[104] поясами. Теперь священство принадлежит им по вечному установлению.
Так ты посвятишь Аарона и его сыновей.
10 Приведи молодого быка к шатру собрания, и пусть Аарон и его сыновья возложат руки ему на голову.
11 Заколи его перед Господом у входа в шатер собрания.
12 Возьми и нанеси пальцем на рога жертвенника бычью кровь, а остаток вылей к его основанию.
13 Возьми весь жир вокруг внутренностей, сальник с печени и обе почки с жиром вокруг и в дым обрати на жертвеннике.
14 Мясо быка, шкуру и кишки сожги за пределами лагеря. Это приношение за грех.[105]
15 Возьми одного из баранов, и пусть Аарон с сыновьями возложат руки ему на голову.
16 Заколи его, возьми кровь и окропи жертвенник со всех сторон.
17 Разрежь барана на куски, вымой его внутренности и голени и положи их с головой и прочими кусками.
18 Сожги всего барана на жертвеннике. Это всесожжение Господу, приятное благоухание, огненная жертва Господу.
19 Возьми другого барана, и пусть Аарон и его сыновья возложат руки ему на голову.
20 Заколи его, возьми кровь и помажь Аарону и его сыновьям мочки правых ушей и большие пальцы на правых руках и на правых ногах. Окропи жертвенник кровью со всех сторон.
21 Возьми кровь, которая на жертвеннике, и масло для помазания и окропи Аарона и его одеяния, а также его сыновей с их одеяниями. Тогда он, его сыновья и их одеяния будут освящены.
22 Возьми из этого барана жир, курдюк, жир вокруг внутренностей, сальник с печени, обе почки с жиром вокруг и правое бедро, так как это баран для жертвы посвящения.
23 Из корзины с пресным хлебом, что перед Господом, возьми один хлеб, лепешку, приготовленную на масле, и корж.
24 Вложи всё это в руки Аарону и его сыновьям и потряси перед Господом как приношение потрясания.
25 Затем возьми это у них из рук и сожги на жертвеннике вместе со всесожжением для приятного благоухания Господу, в огненную жертву Господу.
26 Взяв грудину барана для посвящения Аарона, потряси её перед Господом как приношение потрясания, и она будет твоей долей.
27 Отдели как святыню те части барана для жертвы посвящения, которые принадлежат Аарону и его сыновьям: грудину и бедро, которые были принесены в жертву потрясания.
28 Такова обычная доля Аарона и его сыновей от израильтян вовеки. Таково приношение, которое израильтяне должны приносить Господу из жертв примирения.
29 Священные одеяния Аарона перейдут к его потомкам. В них их будут помазывать и освящать.
30 Пусть сын, который станет священником вместо него и будет входить в шатер собрания, чтобы служить в святилище, носит их семь дней.
31 Возьми мясо барана для жертвы посвящения и свари его в священном месте.
32 Пусть Аарон и его сыновья едят мясо барана и хлеб из корзины, что у входа в шатер собрания.
33 Сами они могут есть эти жертвы, которыми были отпущены их грехи при их посвящении и освящении. Но никто другой есть их не может, потому что это — святыня.
34 Если часть мяса для жертвы посвящения или часть хлеба останется до утра, сожги оставшееся. Есть это нельзя; это — святыня.
35 Сделай для Аарона и его сыновей всё, что Я повелел тебе. Отведи семь дней, чтобы освятить их.
36 Каждый день приноси в жертву за грех молодого быка, чтобы получить искупление. Приноси жертву за грех для искупления жертвенника и помажь его, чтобы освятить.
37 Семь дней совершай очищение для жертвенника и ты освятишь его. Жертвенник станет великой святыней. Всё, что прикоснется к нему, станет свято.
38 Ежедневно приноси на жертвеннике двух годовалых ягнят:
39 одного утром, а другого вечером.
40 С первым ягненком приноси десятую часть ефы[106] лучшей муки, смешанной с четвертью гина[107] оливкового масла, и четверть гина вина для жертвенного возлияния.
41 Другого ягненка приноси вечером с таким же хлебным приношением и жертвенным возлиянием, как и утром. Это приятное благоухание, огненная жертва Господу.
42 Пусть в грядущих поколениях это всесожжение совершается у входа в шатер собрания перед Господом постоянно. Там Я буду встречаться с вами, чтобы говорить с тобой.
43 На этом месте Я буду встречаться с израильтянами, и Моя слава освятит это место.
44 Я освящу шатер собрания и жертвенник, Аарона и его сыновей, чтобы они служили Мне как священники.
45 Я буду жить среди израильтян; Я буду их Богом.
46 Они будут знать, что Я — Господь, их Бог, Который вывел их из Египта, чтобы жить среди них. Я — Господь, их Бог.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе даны обстоятельные указания:

(I) О посвящении священников и освящении жертвенника (ст. 1−37).

(II) О ежедневных жертвоприношениях (ст. 38−41). К таковым прилагаются благодатные обетования о том, что Господь признает и благословит их во всяком служении.

Стихи 1−37. Здесь изложен:

I. Закон о посвящении на священническое служение Аарона и его сыновей, которое надлежало совершить со всей серьезностью и торжественностью, дабы и они сами должным образом прочувствовали величие работы, к которой призваны, и народ научился почитать сие служение, и никто не дерзал посягать на таковое.

1. Церемонии, посредством которых сие предстояло совершать, определены весьма полно и детально, потому что ничто подобное не делалось прежде и потому что сему надлежало стать уставом вечным; посвящение священников на служение должно совершаться именно таким образом. Итак:

(1) Предстояло совершить посвящение людей, избранных Богом быть священниками; посредством этого обряда они посвящали и отдавали себя на служение Богу, а Бог провозглашал, что принимает их; а народу предстояло узнать, что те не сами себе присвоили славу быть священниками, но были призваны Богом (Евр 5:4−5). Таким образом между ними и обычными людьми было проведено различие: их удалили от общих работ и отделили Богу для непосредственного служения при Нем. Следует заметить, что все, кому предстоит работать для Господа, должны быть освящены Ему. Сначала человеку надлежит быть принятым, а потом исполнять. На древнееврейском «посвящение» звучит как «наполнение рук»: и наполни руки Аарона и сынов его (ст. 9), и овен посвящения это овен наполнения (ст. 22, 26). Их посвящение было их усовершенствованием; о Христе сказано, как о «на веки совершенном», или освященном (Евр 7:28). Вероятно, употребленное здесь словосочетание связано с тем, что священникам вручалась жертва, которой им надлежало потрясать пред Господом (ст. 24). Однако сие подразумевает:

[1] Что руки служителей были заняты; у них не было времени на пустые забавы так серьезно, так много и непрестанно они трудились.

[2] Им обязательно надлежит иметь что-то для приношения, но они не могут нести это от себя, сие должно быть дано им свыше. Они не могут наполнять сердца людей, если Бог не наполнит их руки; поэтому они должны идти именно к Нему и принимать от Его полноты.

(2) Человеком, которому предстояло совершить сие, по Божьему определению, был Моисей. И хотя он был поставлен для человеков, люди его не посвящали; Моисей, раб Божий и доверенное лицо Господа в этом деле, должен был сие совершить. По особому определению Господа он сейчас выполнял работу священника, поэтому священническая доля жертвоприношения, согласно повелению, была здесь его долей (ст. 26).

(3) Местом был вход в скинию собрания (ст. 4). Богу было угодно обитать в скинии, люди же присутствовали во дворе, так что вход, ведущий из двора в скинию, был самым подходящим местом для посвящения тех, кому предстояло служить посредниками между Богом и людьми: стоять между ними и Господом и возлагать руки (образно говоря) на них и на Него. Посвящение священников совершалось при входе, ибо таковым предстояло стать придверниками.

(4) Сие совершалось со множеством церемоний.

[1] Их надлежало омыть (ст. 4); это символизировало, что носящие сосуды Господни должны быть чисты (Ис 52:11). Кто желает совершать святыню, тот должен очистить себя от всякой скверны плоти и духа (2Кор 7:1; Ис 1:16−18). Сейчас им предстояло омыться полностью, но впоследствии, приступая к служению, они омывали только руки и ноги (Исх 30:19), ибо омытому большего не нужно (Ин 13:10).

[2] Их надлежало облачить в священные одежды (ст. 5−6, 8−9); это означало, что им недостаточно совлечься скверны греха, но нужно надеть на себя благодати Духа, облечься правдою (Пс 131:9). Они должны препоясаться, как мужи, готовые и укрепленные для своей работы; и должны носить ризу и диадему, как мужи, почитающие свой труд и свое положение за истинную честь.

[3] Первосвященника надлежало помазать святым елеем помазания (ст. 7), чтобы Церковь наполнилась и наслаждалась приятным благоуханием его деятельности (ибо масть и курение радуют сердце), а также в знак излияния на него Духа, готовящего его к данному труду. С елеем, которым был помазан Аарон, сравнивается братская любовь (Пс 132:2). О младших по чину священниках сказано, что они были помазаны (Исх 30:30), но не возлиянием елея на голову, как в случае первосвященника (Лев 21:10), а елей добавляли в кровь, которой кропили их одежды.

[4] Предстояло совершить жертвоприношение за посвящаемых. В завет священства, как и во все другие заветы, надлежало вступать при жертве.

Во-первых, нужно было принести жертву за грех, совершить очищение за посвящаемых (ст. 10−14). Закон поставлял священниками людей, имевших немощи, и поэтому, прежде чем совершать очищение за грехи народа, им надлежало сначала принести жертву за свой грех (Евр 7:27−28). Им предстояло возложить руки на голову своей жертвы (ст. 10), признавая, что за свои грехи они заслуживают смерти, и желая, чтобы умерщвление животного могло искупить их вину и быть принятым в качестве заместительного возмещения. С этой жертвой поступали, как и с другими жертвами за грех, только если священники съедали мясо других жертвенных животных (Лев 10:18) в знак того, что снимают с народа грех, сию жертву надлежало полностью сжечь вне стана (ст. 14), что символизировало несовершенство устроения по закону (как отмечает ученый епископ Патрик), ибо грехи священников сами по себе не могут быть устранены этими жертвами, но надлежит ожидать лучшего Первосвященника и лучшую Жертву.

Во-вторых, нужно было совершить всесожжение: полностью сжечь овна в честь Господа в знак полного посвящения себя Богу и Его служению в жертву живую, зажженную от огня и восходящую в пламени святой любви (ст. 15−18). Сначала надлежало принести жертву за грех, а потом совершить всесожжение, ибо, пока не удалена вина, никакое угодное Богу служение совершить невозможно (Ис 6:7).

В-третьих, нужно было принести жертву мирную: она названа овном вручения, потому что более двух других соответствовала случаю. При всесожжении Бог принимал славу священства, а этой жертвой священники принимали блага священства; и в знак взаимного завета между Богом и посвящаемыми:

[1] Кровь жертвы делилась между Богом и ними (ст. 21−22); частично кровью кропили жертвенник со всех сторон и частично кропили священников, возлагали кровь на их тела (ст. 20) и одежды (ст. 21). Таким образом к ним прилагалось искупление, осуществленное посредством жертвоприношения, в чем они получали и заверение, и теперь полностью с головы до ног были освящены на служение Господу. Кровь возлагалась на крайние участки тела, дабы символизировать, что все тело как бы окаймлялось и забиралось для Бога, не исключая края уха и большого пальца ноги. Мы склонны считать, что кровь и елей, попадая на одежду, оставляют на них пятна и загрязнения; однако святой елей и жертвенная кровь, которыми кропят одеяния священников, надлежит почитать величайшим их украшением, ибо таковые символизируют Кровь Христа и благодати Духа, которые составляют и делают совершенным благолепие святыни и говорят в нашу защиту пред Господом; мы читаем об одеждах, убеленных Кровью Агнца.

[2] Мясо жертвы вместе с прилагающимся к ней мучным даром также делилось между Богом и посвящаемыми, чтобы (говоря с благоговением) они разделили трапезу с Господом в знак дружбы и общения.

(1) Частью сего надлежало сначала потрясать перед Господом, а затем сжечь таковую на жертвеннике; часть мяса (ст. 22) и часть мучного (ибо мясо и хлеб должны идти вместе, ст. 23) сначала вручались Аарону, чтобы тот потрясал ими взад и вперед в знак приношения сего Господу (Который, хотя и невидим, но окружает нас со всех сторон), а затем сжигались на жертвеннике (ст. 24−25), ибо жертвеннику предстояло поглотить Божью часть трапезы. Таким образом Бог принимал Аарона и его сыновей к Себе на служение и позволял им прислуживать за столом, получая из их рук то, что приносилось на Его жертвенник. Здесь, как бы между прочим, вводится закон о том, какая часть мирной жертвы достанется потом священникам грудь и плечо, которые сейчас делили. Моисею принадлежала грудь, а плечо сжигалось на жертвеннике вместе с долей Бога (ст. 26−28).

(2) Другую часть как мяса овна, так и хлеба Аарону и его сыновьям предстояло съесть у дверей скинии (ст. 31−33), символизируя, что Господь назвал их не только рабами, но и друзьями (Ин 15:15). Он вечерял с ними, и они с Ним. Прием в пищу того, посредством чего совершено очищение, означало, что они получили примирение, как гласит Писание (Рим 5:11), что они с благодарностью принимают его блага и на этом основании с радостью общаются с Господом: сие-то и является истинной целью и смыслом трапезы после жертвоприношения. Если что-либо оставалось, то надлежало сжечь, дабы избежать риска загнивания и показать, что это была не обычная мирная жертва.

2. Время, которое надлежало уделить данному посвящению: в семь дней наполняй руки их (ст. 35). И хотя все церемонии предстояло совершить в первый день, тем не менее (1) посвящение нельзя было считать завершенным до истечения семидневного срока, что побуждало относиться к принятию посвящаемых с еще большей серьезностью и подчеркивало дистанцию между их нынешним и прежним состоянием, а также обязывало их выдержать перед началом служения паузу, позволяющую размыслить о важности и серьезности такового. Сие надлежало соблюдать и в грядущие века (ст. 30). Преемник Аарона в служении первосвященника должен облачаться в священные одежды семь дней кряду в знак хорошо обдуманного и постепенного вступления в должность, а также чтобы в процессе его посвящения прошла одна суббота.

(2) В каждый из семи дней этого первого посвящения в качестве жертвы за грех надлежало приносить тельца (ст. 36), и это должно было подразумевать:

[1] Что им надлежит весьма усердно побеспокоиться о прощении своих грехов, и, хотя очищение совершилось и утешение такового обретено, нужно сохранять чувство раскаяния во грехе и неоднократно повторять признание в таковом.

[2] Что жертвы, которые таким образом приносились каждый день для совершения очищения, не могли сделать совершенными приходящих, ибо тогда приношения прекратились бы, как утверждает апостол (Евр 10:1−2). Поэтому надлежит ожидать введения лучшей надежды.

3. Сие посвящение священников было тенью будущих благ.

(1) Наш Господь Иисус Великий Первосвященник нашего исповедания, призванный Богом быть таковым, посвященный навеки, помазанный Духом более соучастников Своих (почему и назван Мессией, Христом), облаченный в священные одежды, более того во славу и благолепие, освященный Своей собственной Кровью, а не кровью козлов и тельцов (Евр 9:12), совершившись, или посвятившись, через страдания (Евр 2:10). Таким образом именно в Нем сие стало уставом навеки (ст. 9).

(2) Все верующие суть духовные священники, приносящие духовные жертвы (1Пет 2:5), омытые Кровью Христа и таким образом соделанные священниками Богу нашему (Откр 1:5−6). Они также облачились в благолепие святыни и получили помазание (1Ин 2:27). Их руки заняты работой, в которой они должны непрестанно усердствовать; и именно через Христа, Великую Жертву, они посвящены сему служению. Его Кровь, окропившая совесть, очистит ее от мертвых дел для служения в качестве священников Богу живому и истинному. Дух Божий (как заметил Эйнсворт) назван перстом Божиим (Лк 11:20, ср. Мф 12:28), и через Него подвиг Христа действенно прилагается к нашим душам, так же как и здесь Моисей должен был своим перстом возложить кровь на Аарона. Подобным же образом подразумевается, что и евангельских служителей надлежит отделять на служение со всей осмотрительностью и серьезностью как со стороны рукополагающих, так и со стороны рукополагаемых, ибо им предстоит заниматься великой работой и принять огромную ответственность.

II. Посвящение жертвенника, которое, похоже, происходило одновременно с посвящением священников; при описании жертвоприношений за грех, которые совершались каждый день в течение семи дней подряд, упоминается об очищении жертвенника, равно как и священников (ст. 36−37). Совершалось очищение жертвенника. И хотя речь идет о предмете, неспособном грешить, более того о предмете, который пока еще не был в употреблении и следовательно не был осквернен грехами людей, однако с момента грехопадения никакого освящения Богу быть не может, если таковому не предшествует очищение от греха, что свидетельствует о нашей недостойности и непригодности работать у Бога. Жертвенник также освящался: не только отделялся исключительно для священного употребления, но и делался священным, чтобы освящать дары, на него приносимые (Мф 23:19). Христос наш жертвенник, ибо ради нас Он освятил Себя, дабы мы и наши поступки освятились и могли быть представлены Богу (Ин 17:19).

Стихи 38−46. В этом отрывке звучит:

I. Повеление о ежедневном служении. Надлежало приносить на жертвенник по агнцу каждое утро и каждый вечер, всякая жертва сопровождалась мучным даром в благоухание приятное всесожжение постоянное в роды их (ст. 38−41). Независимо от того, приносились или нет другие жертвы, сии жертвоприношения за счет народа были обязательными во благо и утешение всего Израиля, дабы совершать очищение за каждодневно совершаемые людьми грехи и выражать Богу благодарность за Его каждодневные милости. Сие было по уставу каждого дня. Когда Антиох отнял сие ежедневное жертвоприношение на очень много дней и вечеров, для Церкви это обернулось великой бедой, о чем было предсказано (Дан 8:11). Следует заметить:

(1) Сие служит прообразом непрерывного ходатайства, совершаемого Христом всю Его жизнь в силу Своей искупительной жертвы для постоянного искупления Церкви; и, хотя Он принес Себя единократно, эта единственная жертва становится постоянной жертвой.

(2) Сие учит нас приносить Богу духовные жертвы молитвы и хвалы каждый день утром и вечером в смиренном признании нашей зависимости от Него и наших обязательств перед Ним. Мы должны почитать свое ежедневное поклонение Господу самым необходимым из всех дел дня и самым приятным из всех утешений дня. Каким бы делом мы ни занимались, сие никогда не следует пропускать ни утром, ни вечером; время молитвы нужно соблюдать так же аккуратно, как и время еды. Ежедневные жертвоприношения были подобны приемам пищи в Божьем доме, поэтому они всегда сопровождались хлебом и вином. Кто не поддерживает постоянно служения у престола благодати, тот морит свою собственную душу голодом.

II. Великие и драгоценные обетования о Божьей благосклонности к Израилю и знаки особого присутствия Господа с народом, пока последний соблюдает Его постановления. Господь говорит, как тот, кто весьма доволен определением о ежедневных жертвоприношениях, ибо, прежде чем перейти к другим установлениям, Он вводит сии обетования. Именно постоянство в религии приносит утешение. Бог обещает, (1) что будет хранить общение с народом: встречаться и говорить не только с Моисеем, но и будет открываться сынам Израилевым (ст. 43), дабы принимать жертвы, приносимые от их имени. Следует заметить: Господь не откажет во встречах тем, кто прилежно и добросовестно участвует в определенных Им самим таинствах.

(2) Что будет признавать собственные постановления, скинию, жертвенник и священство (ст. 43−44); Он возьмет во владение все, что посвящено Ему. Следует заметить: что освящено во славу Господа, то будет освящено Его славой. Если мы исполняем свой долг, то Бог исполнит Свой, Он отметит и сделает пригодным для Себя то, что искренно отдают Ему.

(3) Что будет обитать среди израильтян, как Бог, состоящий в завете с ними; Он будет давать им надежные и утешительные знаки Своего особого расположения к ним и Своего особого присутствия с ними: и буду обитать среди сынов Израилевых (ст. 45). Следует заметить: где Бог устанавливает скинию Своих таинств, там Он и Сам будет обитать. И се, Я с вами во все дни (Мф 28:20). Кто пребывает в Божьем доме, с теми пребудет Господь. И буду им Богом, и узнают об этом. Следует заметить: поистине счастливы те, кто имеет свою часть в завете с Богом и утешительное свидетельство об этой части. Если мы это имеем, то имеем достаточно, и для счастья нам ничего большего не нужно.

Примечания:

 
Новый русский перевод
9 [104] — Так в евр. тексте; в одном из древн. переводов: на них.
14 [105] — Или: очистительная жертва, так же в ст. 36.
40 [106] — Возможно, около 1,6 кг.
40 [107] — Возможно, около 1 л.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.