Иеремия 15 глава

Книга пророка Иеремии
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Господь сказал мне:
— Даже если бы встали предо Мной Моисей и Самуил, Мое сердце не обратилось бы к этому народу. Гони его от Меня прочь, пусть уходит!
2 А если станут спрашивать тебя эти люди: «Куда нам идти?» — скажи им, что так говорит Господь:
«Обреченные на смерть — пусть умирают; обреченные на меч — пусть идут под меч; обреченные на голод — пусть голодают; обреченные на плен — пусть уходят в плен».
3 Я нашлю на них четыре вида казней, — возвещает Господь, — меч, чтобы убивать, псов, чтобы терзать, и птиц небесных со зверями земными, чтобы пожирать и губить.
4 Я сделаю их ужасом для всех царств на земле из-за того, что натворил в Иерусалиме иудейский царь Манассия[59], сын Езекии.
5 Кто пожалеет тебя, Иерусалим? Кто оплачет тебя? Кто зайдет, чтобы узнать о твоих делах?
6 Ты отверг Меня, — возвещает Господь, — отступил назад. Свою руку на тебя подниму и погублю тебя: Я устал жалеть.
7 Я провею их вилами у ворот городов страны; Я лишу их детей и погублю Мой народ, так как он не свернул с путей своих.
8 Вдов у них станет больше, чем песка в море. В полдень Я наведу губителя на матерей их юношей; внезапно вселю в них страх и смятение.
9 Изнеможет родившая семерых и испустит дух. Зайдет её солнце во время дневное; она будет унижена и опозорена. А всех уцелевших предам мечу на глазах их врагов, — возвещает Господь.
10 Горе мне, мать моя, что ты родила меня, человека, что спорит и ссорится с целым светом. Я не давал денег в рост и в долг не брал, но всякий меня проклинает.
11 Сказал Господь:
— Я непременно дам свободу тебе во благо, Я непременно заставлю врагов молить тебя во время беды и во время скорби.
12 Может ли кто-нибудь сломать железо, железо с севера[60], или бронзу?
13 Ваши богатства и сокровища Я отдам на разграбление, отдам бесплатно за все ваши грехи, совершенные по всей вашей стране.
14 Я отдам вас в рабство вашим врагам,[61] в страну, что вам незнакома, так как вспыхнул огонь Моего гнева — он будет пылать против вас.
15 Господи, Ты всё знаешь; вспомни меня, обрати на меня Свой взор! Отомсти за меня гонителям. Ты терпелив, не забирай меня; Ты знаешь, что ради Тебя я выношу насмешки.
16 Твои слова были найдены, и я съел их; Твои слова стали моей радостью и весельем моему сердцу, ведь Твоим именем я наречен, Господь, Бог Сил.
17 Не сидел я в кругу насмешников и не праздновал с ними; я сидел одиноко под гнетом Твоей руки, так как Ты наполнил меня гневом.
18 Почему моя боль никак не уймется, почему моя рана тяжка и неисцелима? Неужели будешь Ты для меня ручьем ненадежным, источником пересохшим?
19 Так сказал Господь:
— Если покаешься, Я восставлю тебя и сделаю тебя Своим слугой; если будешь говорить важное, а не пустословить, станешь Моими устами. Пусть они сами к тебе обращаются, а ты к ним не обращайся.
20 Я сделаю тебя для этого народа укрепленной стеной из бронзы; они будут с тобой воевать, но не одолеют, потому что Я с тобой, чтобы избавлять тебя и спасать, — возвещает Господь. —
21 Я спасу тебя от рук нечестивых и выкуплю из рук безжалостных.

Толкование Мэтью Генри

Оставляя в заключительной части предыдущей главы пророка патетически изливающим свои молитвы перед Богом, у нас было основание надеяться, что в данной главе мы увидим Бога, примирившегося с землей, и пророка, пребывающего в спокойном умиротворенном состоянии. Но к нашему удивлению, мы видим, что все обстоит наоборот.

I. Несмотря на молитвы пророка, в данной главе Бог подтверждает приговор, вынесенный народу, предавая его погибели и поворачиваясь глухим ухом ко всем ходатайствам, вознесенным о них (ст. 1−9).

II. Сам пророк, несмотря на удовлетворение, полученное от общения с Богом, обеспокоен и неуравновешен.

1. Он жалуется Богу на постоянную борьбу со своими преследователями (ст. 10).

2. Бог заверяет его в том, что он будет взят под особую защиту, хотя вся земля подвергнется всеобщему опустошению (ст. 11−14).

3. Он взывает к Богу, ссылаясь на собственную искренность в несении им пророческого служения, и считает, что должен был бы получать больше утешения от него (ст. 15−18).

4. Он получает заверения в том, что если будет оставаться верным, то Бог продолжит заботиться и благоволить к нему (ст. 19−21). И тогда, наконец (мы надеемся), он восстановит спокойствие души.

Стихи 1−9. Мы вряд ли смогли бы найти более патетические выражения в адрес божественного гнева, изливающегося против непокорного народа, чем нам представлены в этих стихах. Пророк ревностно молился о них и узнал, что некоторые также присоединились к его молитвам. Тем не менее этого недостаточно, чтобы получить отсрочку приведения приговора в исполнение или по крайней мере смягчить наказание. В ответ на молитвы пророка сказано, что указ уже издан, не подлежит пересмотру и вскоре будет приведен в исполнение. Обратите внимание:

I. За какой грех был вынесен такой суровый приговор.

1. Он был вынесен в память о прежних беззакониях: за то, что Манассия сделал в Иерусалиме (ст. 4). Нам сказано, что он сделал, и именно за это Иерусалим был уничтожен (4Цар 24:3−4). Он был наказан за свое идолопоклонство; за кровь невинную, которую он пролил... Господь не захотел простить. Он назван сыном Езекии, так как ссылка на его благочестивого отца не только не оправдывала, но лишь усугубляла его грех. Большая часть поколения, жившего во времена Манассии, умерла, но тем не менее сейчас народ призван к ответу за него; как и во время последнего разрушения Иерусалима Бог наполнил город кровью праведников, пролитой на земле, чтобы показать, какой тяжелой, рано или поздно, окажется вина за кровь и что отсрочка это не прощение.

2. Взирая на их нынешнюю нераскаянность. Посмотрите, каким здесь описан их грех (ст. 6): «Ты оставил Меня: служение Мне и свой долг передо Мною; ты отступил назад, на пути противоречивые; ты стал совсем не таким, каким Бог хотел сделать тебя Своим законом». Посмотрите, как описано их упорство в грехе (ст. 7): «Они не возвращаются с путей своих: от путей, по которым их ведет собственное сердце, на пути Божьих заповедей». Для свернувших с пути хранится милость, если они вернутся, но на какое благоволение могут рассчитывать те, кто упорствует в своем отступничестве?

II. Какой приговор им вынесен. Он означает не больше не меньше их полное истребление.

1. Сам Бог оставляет их и испытывает к ним отвращение: «Душа Моя не приклонится к народу сему». Как можно подумать, что святой Бог будет испытывать хоть какое-то благоволение к тем, в ком укоренилась такая неприязнь к Нему? Не в порыве чувств, а из святого и справедливого негодования Он говорит: «Отгони их от лица Моего, как то, что в высшей степени отвратительно и оскорбительно для Меня. Пусть они отойдут, ибо Я не буду больше оберегать их».

2. Он не допустит, чтобы кто-либо ходатайствовал о них (ст. 1): «Хотя бы предстали перед лицом Моим Моисей и Самуил, чтобы молитвой или жертвой примирить Меня с ними, то и тогда Меня нельзя было бы убедить проявить к ним благоволение».Моисей и Самуил оба были любимцами небес, равно как и двумя благословениями для земли; они были особо известны своим успешным посредничеством между Богом и Его оскорбительным народом, который много раз был бы стерт с лица земли, если бы Моисей не стал перед Ним в проломе. Подобным образом молитвы Самуила часто спасали их жизнь (1Цар 12:19). Но даже их ходатайство, хотя теперь они были в состоянии совершенства, в данном случае не помогло бы убедить Бога изменить решение, тем более ходатайство Иеремии, который в то время был подвержен таким же страстям, как и другие. Слова «хотя бы они предстали пред лицо Мое» предполагают, что святые на небесах не делают этого и не ходатайствуют о святых на земле. Исключительное право Вечного Слова заключается в том, что Он является единственным Посредником в ином мире, независимо от того, кем были Моисей, Самуил и другие в этом.

3. Он приговаривает всех их к тому или иному губительному суду. Когда Бог изгнал их от Своего присутствия, то куда им идти (ст. 2)? Несомненно, нигде они не окажутся в безопасности или спокойствии, а будут сталкиваться с судами, следующими друг за другом, пока не увидят, что со всех сторон окружены бедами, и поэтому им негде спастись. Таковые обречены на смерть. Здесь под смертью подразумевается мор (Откр 6:8), ибо это будет смерть без каких-либо видимых знаков. Они обречены на смерть, или под меч. Каждый погибнет так, как Бог ему назначил; так закон, приговаривающий преступника к смерти, определяет, какой смертью он умрет. Или пусть тот, кто своим собственным выбором обрек себя на тот или иной суд, примет ее; от той или иной смерти он падет, и у него не будет возможности спастись. Этот выбор подобен тому, который стоял перед Давидом, и из-за этого ему было очень тяжело (2Цар 24:14). Здесь плен упомянут в последнюю очередь, так как это самое суровое наказание постоянно следующая цепь бедствий. Меч повторяется в ст. 3 первым из следующих четырех пугающих губителей, которые Бог пошлет на них, как офицер своих солдат, чтобы они делали все что угодно. Кому удастся избежать меча, тех истребит мор, голод или плен, а падшие от меча будут истреблены божественной местью, которая преследует грешников по ту сторону смерти. Там будут псы, чтобы терзать в поле и пожирать. И если кто-то думает, что ему удастся избежать справедливости, то они станут ее самыми яркими монументами: они будут отданы на озлобление всем царствам земли (ст. 4), как Каин, который, чтобы вселять во всех ужас, стал изгнанником и скитальцем на земле.

4. Они падут, и никто не поможет им. Да и кто сможет помочь им, если (1) Сам Бог, их Бог (каковым Он был), выступает против них: «Я простру на тебя руку Мою»? Эти слова подразумевают умышленно нанесенный удар, который достигнет их, где бы они ни были, и глубоко их ранит. «Я устал от покаяний», говорит Бог (ст. 6, англ. пер.). Довольно странное выражение; они вели себя настолько вызывающе (особенно когда ложно исповедовали покаяние), что истощили даже безграничную терпимость. Бог так часто отвращал Свой гнев, когда тот был готов излиться на них, что теперь Он не даст им ни малейшей отсрочки. В бедственном положении оказываются те, которые так долго грешили против Божьей милости, что в конце концов истощили ее.

(2) Собственная страна выслала их и была готова извергнуть их, как извергла хананеян, живших здесь до них. Именно так звучала угроза в их адрес (Лев 18:28): «Яразвею их веялом за ворота земли: рассею их в собственных воротах, через которые они будут рассеяны, или до ворот земли в города и народы, окружающие их» (ст. 7).

(3) Их дети, которые должны помогать им, когда они разговаривают в воротах с врагом, будут истреблены: «Я лишаю их детей, и поэтому у них остается мало надежды на то, что следующее поколение восстановит их дела, ибо Я гублю народ Мой», а когда жители убиты, то их земля очень скоро становится опустошенной. Эта печальная статья подробно изложена в ст. 8 и 9, где описано:

[1] Что им послан губитель. Когда Бог решает совершить кровавую работу, то Он находит кровавые инструменты для ее совершения. Здесь Навуходоносор назван опустошителем в полдень не вором ночью, который боится быть раскрытым, а тем, кто без страха выступает, уничтожая все препятствия, поставленные законами, и собственность других. Это совершается открыто, под солнцем, высказывая презрение к его свету: «Я наведу на мать юношей опустошителя» (читают некоторые), ибо, когда Навуходоносор впервые напал на Иудею, он был юношей, царствовавшим первый год. Мы читаем: «Я наведу на них, на мать юношей, опустошителя»; то есть на Иерусалим, матерь городов, которая имела многочисленные семьи юношей. Или имеется в виду, что это событие будет особенно ужасным для матерей, имевших много сыновей, годных для участия в войне, которые теперь должны подвергать свою жизнь риску на поле боя, являясь неравным соперником для врага; скорее всего они падут там к невыразимой скорби бедных матерей, питавших их с особой нежностью. Тот же Бог, Который навел на них опустошителя, повелит напасть на них, то есть на отданную им добычу, внезапно; и тогда страх и ужас обрушатся на город; в оригинале сказано резко: «город и ужасы». О город, какое оцепенение пребудет внутри тебя! О ужасы, которые охватят тебя! Город и ужасы будут рядом, хотя кажется, что они на расстоянии друг от друга. Вот как читает это место г-н Гатакер: «Нападет на него (на Иерусалим) стражник и ужасы», ибо это слово использовалось для обозначения стражника (Дан 4:13, 23), а халдейских солдат называли стражниками (Дан 4:16).

[2] Разрушения, нанесенные опустошителем. Эти стихи описывают ужасное истребление. Во-первых, жены лишатся своих мужей: «Вдов их более, нежели песку в море» так много их теперь будет. Ранее обещано, что сынов Израиля (ибо только их пересчитывали) будет много, как песку на берегу моря, но теперь все они будут истреблены; и так же много будет их вдов. Но обратите внимание, Бог говорит: «Будет их у Меня более...» Хотя мужья будут истреблены мечом справедливости, но их бедные вдовы будут собраны в милостивой руке Того, Кто помимо других имеет честь называться Богом вдов. Вдовы причислены к тем, кому Бог особым образом сострадает и о ком заботится. Во-вторых, родители лишатся своих детей: родившая семерых сыновей, от которых ожидает получить поддержку и радость в старости, лежит в изнеможении, видя, как меч в один день истребил всех тех, кого она на протяжении многих лет носила и о ком заботилась. Многочадная изнемогает (1Цар 2:5). Посмотрите, каким зыбким утешением являются дети, поэтому давайте им радоваться, как не радующиеся. Когда дети убиты, тогда мать испускает дыхание свое, ибо ее жизнь связана с их жизнью: еще днем закатилось солнце ее. Она лишилась всех своих утешений как раз тогда, когда считала себя на пике наслаждения ими. Теперь она постыжена и посрамлена тем, что раньше так гордилась своими сыновьями, так сильно любила их и многого ожидала от них. Некоторые под словами «изнемогающая мать» понимают Иерусалим, оплакивающий смерть своих жителей с такой же страстью, с какой бедная мать оплакивает своих детей. Многие уже истреблены, но остаток, которому удалось избежать смерти и который, как надеялись, был сохранен, чтобы стать семенем другого поколения, даже его предам мечу пред глазами врагов их (как осужденный преступник передается шерифу для приведения приговора в исполнение), говорит Господь, Судья небес и земли, Который, мы уверены, судит по истине, хотя наказание кажется суровым.

5. Они падут, и никто не пожалеет их (ст. 5): «Ибо кто пожалеет о тебе, Иерусалим?» Когда твой Бог изгонит тебя от лица Своего и перестанет сострадать тебе, то ни твои друзья, ни твои враги не посочувствуют тебе. Они не пожалеют и не будут сострадать тебе; они не будут переживать о тебе и не отойдут ни на шаг от своего пути, чтобы спросить о твоем благосостоянии, ибо (1) их друзей, от которых они ожидали дружеских услуг, также коснулись бедствия, и им самим было что оплакивать.

(2) Их соседи четко увидели, что они сами навлекли на себя все эти бедствия своим упорством в грехе и что легко могли предотвратить их покаянием и реформацией, к которым их так часто напрасно призывали. Поэтому кто окажет состраданием им! Погубил ты себя, Израиль. Кто мог спастись при несложных условиях, но не захотел, тот навсегда погибнет неоплаканным.

(3) Так Бог дополнит их бедствие. Тогда все близкие будут воздерживаться от общения с ними, как было в ситуации Иова; и тогда Его руку, Его праведную руку признают во всех проявлениях недоброжелательности со стороны их друзей, равно как и во всех бедах, причиненных неприятелем.

Стихи 10−14. Затем Иеремия отходит от своего государственного дела и удаляется в свой кабинет; а в данных и последующих стихах нам рассказывается, что там произошло между ним и его Богом; он олубликовал это, чтобы воздействовать на народ силой и важностью своего послания, обращенного к ним. Здесь представлена:

I. Жалоба на многие разочарования, с которыми пророк сталкивается в своем служении (ст. 10).

1. Он столкнулся со многими противоречиями и сильной оппозицией. Он стал человеком, который спорит и ссорится со всею страною (скорее именно так нужно прочитать, а не «со всею землей», ибо его служение совершалось только для этой страны). И город и сельская местность ссорились с ним и выступали против него, делая все возможное, чтобы помешать ему. Он был миролюбивым человеком, не подстрекавшим никого, более того, не способным возмутиться провокациями в свой адрес, а стал человеком, который спорит, не тем, кто сражается, а с которым сражаются. Он стремился к миру, но когда говорил, это приводило к войне. Что бы ни было предлогом, но реальным основанием для их споров была его верность Богу и их душам. Он показывал им их грехи, приводившие к гибели, и приводил на путь, который мог предотвратить их гибель, что было величайшей милостью, которую можно было оказать им; но именно из-за этого они гневались на него и считали своим врагом. Сам князь мира также был мужем спорящим, предметом пререканий, Претерпевшим над Собою поругание от грешников. Евангелие мира приносит разделение, даже огонь и меч (Мф 10:34−35; Лк 12:49, 51). Это очень беспокоило Иеремию и делало его нетерпимым. Он восклицал: «Горе мне, мать моя, что ты родила меня», словно мать совершила ошибку, родив его, и лучше было, если бы он вообще не родился, чем то, что был рожден для такой тяжелой жизни. Более того, он разгневан, что она родила его человеком, который спорит, словно он был окончательно предопределен для этого звездами, находившимися в зодиакальном созвездии в момент его рождения. Если он действительно подразумевал это в своих словах, то, несомненно, это было его большой слабостью; хотя мы надеемся, что это скорее было патетическое оплакивание его личной ситуации. Отметьте:

(1) Даже самые спокойные и миролюбивые люди, верно служа Богу, часто становятся людьми, которые спорят. Мы можем стараться иметь мир, представляя лишь одну сторону договора, и поэтому можем лишь со своей стороны быть в мире со всеми.

(2) Очень трудно миролюбивым людям жить среди тех, кто постоянно выискивает повод для ссоры.

(3) Тем не менее, если мы не можем жить мирно со своими соседями, как того желаем, то не должны беспокоиться из-за этого, словно тем самым теряем самообладание и уравновешенность.

2. Он постоянно сталкивался с презрением, оскорблениями и обвинениями. Каждый из них проклинал его, как подстрекателя, сеющего раздор и мятеж. Они должны были благословлять его и благословлять Бога за него, но их враждебность к Богу и Его слову достигла такой высокой степени, что из-за Него они проклинали Его посланника, злословили о нем, желали ему зла, делали все возможное, чтобы представить его отвратительным. Так поступали все; он с трудом мог бы найти хоть одного друга в Иудее или Иерусалиме, который сказал бы о нем хорошее слово. Отметьте: очень часто наилучшим людям приписывают наихудшие черты характера. Так преследовали они пророков. Но кто-то мог бы предположить, что сам Иеремия дал им повод, в противном случае с ним так не поступали бы. Нет, ни в коей мере: «Никому я не давал в рост денег, и мне никто не давал в рост денег; я не был ни кредитором, ни должником», ибо именно это чаще всего означали приведенные здесь слова.

(1) Они подразумевают, что люди, посвятившие себя мирскому бизнесу, часто оказываются вовлеченными в споры и ссоры; «теит е? Шит мое и твое» часто становится причинной раздоров; должники и кредиторы возбуждают дела и оказываются ответчиками, а великие дельцы обычно имеют много недоброжелателей.

(2) Это продемонстрировало великое благоразумие Иеремии, и его пример приведен для нашего назидания; истина гласит, что тот, кто призван быть пророком, не связывает себя делами житейскими, а воздерживается от них, чтобы более полно посвятить себя делу своего исповедания и не дать ни малейшей тени подозрения в том, что в своем служении он стремится к мирским преимуществам, равно чтобы не дать повода соседям соперничать с ним. Он не давал в рост денег, так как не был ростовщиком и не имел денег, чтобы одалживать; и он не брал денег, ибо не был торговцем или транжирой. Он был абсолютно мертв для этого мира и его благ; ему очень мало нужно было для жизни, и мы читаем (Иер 16:2), что у него не было ни жены, ни детей, которых нужно было содержать.

(3) Но хотя он вел себя очень благоразумно и можно было подумать, что все окружающие очень высоко ценят его, тем не менее он вызывал у них недоброжелательное отношение в это беззаконное время. Благословен Бог за то, что, как бы плохо ни обстояли у нас дела, они не так плохи у тех, чья добродетель заслуживает похвалы. И поэтому пусть те, которые ведут себя очень благоразумно, не считают странным, если не получают заслуженного уважения и оценки. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.

II. Ответ, данный Богом на эту жалобу. Хотя в ней присутствовала страсть и слабость, тем не менее Бог милостиво принимает ее, так как за Него пророк страдал от порицаний. В этом ответе (1) Бог заверяет его в том, что пророку придется выдержать бурю, но потом наступит покой (ст. 11). Хотя его соседи были недовольны тем, как он выполнял свое служение, но Бог принял его и обещал поддержать. В оригинале это выражено в форме клятвы: «Если Я не позабочусь о тебе, то пусть Меня не считают верным; истинно, остаток твой будет хорош остаток твоей жизни (дословно); остаток твоих дней будет намного приятнее тех дней, что были до сих пор». «Конец твой будет хорош», написано в халдейском переводе. Отметьте: великим и достаточным утешением для народа Божьего является то, что как бы труден ни был их путь, но в самом конце у них все будет хорошо (Пс 36:37). У них есть остаток, Что-то оставленное в запасе, и этого будет достаточно, чтобы сбалансировать все их скорби, а надежда может сделать их спокойными. Может показаться, что Иеремия, помимо недовольства людей, был обеспокоен осознанием того, что его в значительной степени коснутся наказания, предназначенные для страны, приход которых он предвидел; и хотя он не говорит об этом, но Бог отвечает на эту его мысль, как и Моисею (Исх 4:19). Иеремия думал: «Если мои друзья так недоброжелательны ко мне, то какими будут мои враги?», и Бог считает уместным пробудить в нем ожидания подобного рода (Иер 12:5). Но в данных стихах Он успокаивает его обетованием: «Истинно Я заставлю врага поступать с тобою хорошо во время бедствия, когда все окружающие будут истреблены». Отметьте: Бог держит сердца всех людей в Своей руке и может заставить быть доброжелательными к Своим рабам тех, кого они больше всего боялись. А с пророками Божьими чаще намного лучше и честнее обращались их открытые враги, чем те, которые называли себя Его народом. Когда мы видим приближающуюся беду, которая выглядит очень пугающе, давайте не отчаиваться, а уповать на Бога, ибо она может оказаться не такой страшной, как мы ожидали. Это обетование исполнилось, когда Навуходоносор, захватив город, велел начальнику стражи быть добрым к Иеремии и позволил ему иметь все необходимое (Иер 39:11−12). Если сравнить следующие слова «Может ли железо сокрушить железо северное и медь?» с обетованием, данным Богом Иеремии (Иер 1:18), о том, что он будет железным столбом и медною стеною, то они, похоже, предназначались для его утешения. Они постоянно конфликтовали с ним, были грубыми и жесткими, как железо, но Иеремия, вооруженный силой и смелостью свыше, подобен железу северному, которое по своей природе крепче, подобен искусно закаленной стали; поэтому они не одолеют его; сравните это с Книгой Иезекииля — Иез 2:6; Иез 3:8−9. Ему было бы легче справляться с их противостоянием, если бы он был уверен в победе.

(2) Бог заверяет его в том, что его враги и преследователи погибнут во время бури и в конце будут истреблены; тогда слово Божье в его устах исполнится и он подтвердит, что является истинным пророком (ст. 13−14). Теперь Бог в Своей речи переходит от пророка к народу. К ним также можно применить ст. 12: «Может ли железо сокрушить железо северное и медь?» Сможет ли их смелость и сила, их самые отчаянные и энергичные попытки соперничать с заветами Бога или с армией халдеев, которые так же несгибаемы и непобедимы, как северное железо и сталь. Поэтому пусть услышат свой приговор: «Имущество и сокровища твои отдам на расхищение», причем без платы; захватчики получат их даром, так как они будут для них легкой и дешевой добычей. Обратите внимание: пророк был беден, но не одалживал и не брал взаймы; ему нечего было терять: не было ни имущества, ни сокровищ; поэтому враги хорошо обращались с ним. Cantabit vacuus coram lactrone viator — путник, не имеющий при себе имущества, поблагодарит себя, когда столкнется с грабителем. Но люди, обладавшие большим богатством в виде денег и земли, будут убиты из-за своего богатства, или же враг, увидев их богатство, будет жестоко обращаться с ними, чтобы он отдали побольше. Так они будут наказаны за свои беззакония: «за все грехи твои, во всех пределах твоих». Все уголки страны, даже самые отдаленные, участвовали в государственных грехах и были виновны в них, и поэтому сейчас им придется ответить за это. Ни одно колено не должно возлагать вину на другое, а должно пристыдить самих себя, ибо все это за все грехи их во всех пределах их. Они останутся дома, чтобы увидеть, как гибнет их состояние., а затем будут уведены в плен, чтобы провести печальный остаток своей бедственной жизни в рабстве: «Я отправлю тебя с врагами твоими, которые будут вести тебя с ликованием, в землю, которой ты не знаешь, и поэтому тебе не стоит надеяться, что там ты найдешь утешение». Все это плоды гнева Божьего: «ибо огонь возгорелся в гневе Моем, будет пылать на вас; и если его не погасить вовремя, он будет гореть вечно».

Стихи 15−21. Здесь, как и ранее, нам представлено:

I. Смиренное обращение пророка к Богу, которое свидетельствует о его честности и о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться, несмотря на это качество. Великое утешение для нас заключается в том, что, когда что-либо беспокоит нас, у нас есть Бог, к Которому мы можем прийти, чтобы изложить свою ситуацию, к Чьему всеведению мы можем взывать, как в данном месте пророк: «О Господи! Ты знаешь... Ты знаешь мою искренность, которую решили не признавать люди; Ты знаешь мое бедственное положение, к которому люди относятся с презрением». Здесь обратите внимание:

1. О чем молится пророк (ст. 15).

(1) Чтобы Бог поразмыслил о его ситуации и помнил о нем: «О Господи! Вспомни обо мне; вспомни обо мне во благо».

(2) Чтобы Бог даровал ему силу и утешение: «Посети меня; не только вспомни меня, но и дай мне знать, что Ты помнишь меня и близок ко мне».

(3) Чтобы Он вступился за него и выступил против тех, кто причинил ему зло: «Отомсти за меня гонителям моим, или, скорее, защити меня от гонителей моих; суди их и пусть свершится такой суд, который необходим для моего оправдания, чтобы они подчинились и признали, что делали мне зло». Дальше этого благочестивый человек не будет желать, чтобы Бог отомстил за него. Пусть что-то совершится, чтобы убедить мир в том (какие бы противоречия ни выдвигали хулители), что Иеремия праведный человек, а Бог, Которому он служит, праведный Бог.

(4) Чтобы Бог пощадил его и продлил его жизнь на земле живых: «Не погуби меня внезапным ударом, а по долготерпению Твоему продли дни мои». Наилучшие мужи признают себя настолько отвратительными для гнева Божьего, что считают себя обязанными перед Его долготерпением, за то что Он продляет их жизнь. Или нужно понимать так: «Пока Ты проявляешь долготерпение к моим гонителям, не позволь им одолеть и уничтожить меня». Хотя в страсти он пожаловался на свое рождение (ст. 10), тем не менее здесь выражает желание, чтобы его смерть не торопилась, ибо жизнь приятна для человеческой природы, равно как и жизнь полезного человека для благодати. Не молю, чтобы Ты взял их из мира.

2. На что он ссылается, умоляя Бога о милости и спасении от врагов, преследователей и хулителей.

(1) На то, что в данной ситуации задета честь Бога: «Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание, так покажи это другим». Кто своими ошибками и глупостью дал повод открыто подвергнуть себя порицанию, у того есть основания сносить его терпеливо, но нет оснований надеяться, что Бог вступится за него. Но если мы страдаем за то, что делаем добро, и если нас всячески злословят за праведность, тогда мы можем надеяться, что Бог отстоит нашу честь, равно как и Свою. Для подтверждения того же сказано (ст. 16): «Ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф!» Именно поэтому враги ненавидели его, и именно поэтому он надеялся, что Бог признает и вступится за него.

(2) На то, что его душа познала силу и наслаждение словом Божьим, которое он должен был проповедовать другим, и поэтому благодати Духа сделали его достойным божественного благоволения, равно как и Божьих даров. Мы находим некоторых людей, отказавшихся от Бога, которые тем не менее могли сказать: «Господи, мы пророчествовали от имени Твоего». Но Иеремия мог сказать больше (ст. 16): «Обретены слова Твои, обретены мною (он исследовал Писание, усердно изучал закон и нашел в нем то, что придавало ему сил; если мы ищем, то найдем); обретены для меня (слова, которые он должен был говорить другим, готовыми были вложены ему в руку, были дарованы ему вдохновением); и я не только вкусил их, но и съел их, принял во всей полноте и близко к сердцу; они были желанны для меня, как пища для голодного; я с радостью принял их, переварил, обратил в succum et sanguinem — в кровь и дух и сам погрузился в атмосферу тех истин, которые должен был передать другим». Пророку было велено съесть свиток (Иез 2:8; Откр 10:9). «Я съел его», то есть, что следует дальше, «и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего»; не могло быть ничего более приятного. Можно понять это как речь:

[1] О самом послании, которое нужно было передать. Хотя он должен был предсказать уничтожение дорогой для него страны, которое обязательно глубоко коснется его, тем не менее все его природные чувства были поглощены ревностью по славе Бога, и даже эти послания о гневе, божественные послания, были для него удовлетворением. Вначале он возрадовался в надежде, что люди примут предостережения и предотвратят суд.

[2] О принятом им поручении передать это послание. Хотя работа, к которой он был призван, не несла никаких мирских благ, а, наоборот, подвергала его презрению и преследованию, но так как она поставила его на путь служения Богу и добру, он наслаждался ею и был рад ей; теперь его пища творить волю пославшего его (Ин 4:34). Или:

[3] Об обещании Бога помогать ему и признать его в этой работе (Иер 1:8); он был доволен этой помощью, уповал на нее и надеялся, что она не подведет его.

(3) На то, что он приступил к обязанностям своего служения со всей серьезность и самоотречением, хотя в последнее время получал от нее слишком мало удовольствия (ст. 17).

[1] Его утешало то, что он полностью посвятил себя этому служению, не старался охладеть к нему или стать непригодным для него. Он воздерживался от неподходящих компаний, отказывал себе даже в законных развлечениях, воздерживался от всего, что выглядело легкомысленным, чтобы тем самым не сделать себя низким и не лишиться уважения. Он сидел одиноко, много времени проводил в своем кабинете, ибо над ним тяготела крепкая рука Господня, помогающая исполнить служение (Иез 3:14). «Ибо Ты исполнил меня негодования, и гневные послания против этого народа делают меня постоянно грустным». Отметьте: когда народ презрительно относится к Божьим служителям, то они получат утешение, если их совесть будет свидетельствовать, что они ни одним пустым и безрассудным поступком не сделали себя заслуживающими презрения, оставаясь мертвыми не только для богатств этого мира, как в данной ситуации пророк (ст. 10), но и к его удовольствиям, как в данном отрывке. Но:

[2] Он жалуется, что не получает никакого удовольствия от своего служения. Вначале он возрадовался в сердце своем, но потом оно сделало его печальным, и поэтому его сердце не было расположено сидеть в собрании смеющихся. Ему были безразличны компании, ибо никто не интересовался им. Он сидел одиноко, недовольный упрямством народа и незначительной успешностью своего служения среди них. Это наполнило его святым негодованием. Отметьте: некоторые благочестивые люди демонстрируют безрассудство и слабость, когда теряют удовольствие от своей религии, поддаваясь раздражительности и тревоге, свойственным их природному характеру, которым они потакают, вместо того чтобы умерщвлять их.

(4) В очень страстных увещеваниях он вверяет себя Божьему состраданию и обетованию (ст. 18): «За что так упорна болезнь моя и ничто не может облегчить ее? Почему раны, постоянно наносимые моему миру и моей репутации, неисцелимы, и почему ничего не делается, чтобы восстановить мои утешения или репутацию? Я никогда не думал, что буду таким презираемым человеком; неужели Бог, пообещавший мне Свое присутствие, будет для меня как бы лжецом (англ. пер.); Бог, на которого я уповал, окажется неверною водою?» Нам хотелось бы придать этим словам наилучший смысл и сделать их призывом:

[1] К милости Божьей: «Я знаю, что Он не позволит, чтобы страдания Его раба были вечными, и обязательно облегчит их; Он не допустит, чтобы его рана была неисцелимой, а исцелит ее; и поэтому я не буду отчаиваться».

[2] К Его верности: «Неужели ты будешь для меня как бы лжецом? Нет, я знаю, что нет. Бог не человек, чтобы лгать. Источник жизни никогда не будет для Своего народа неверною водою».

II. Милостивый ответ Бога на это обращение (ст. 19−21). Хотя в словах пророка присутствует много человеческих пороков, тем не менее Бог соизволил ответить ему добрыми и утешительными словами, ибо Он знает нашу природу. Обратите внимание:

1. Чего Бог требует от него в качестве условия для получения милостей, предназначенных для него. Иеремия много сделал и много пострадал ради Бога, но Бог не является его должником, и пророк должен улучшить свое поведение. Бог признает его Своим, но:

(1) Он должен исправить свой нрав, примириться со своим служением, полюбить его и не жаловаться на него, как раньше. Он должен обратиться: избавиться от подозрительных и недовольных мыслей и чувств, не покоряться им, восстановить миролюбивое расположение духа и радоваться, принять решение быть довольным. Отметьте: когда мы оступились и пошли неверным путем или приобрели недовольный нрав, то должны постараться вернуться и привести себя в правильное расположение духа и разума. И если подобным образом мы прилагаем усилия, чтобы помочь себе, то лишь тогда можем ожидать, что Бог поможет нам.

(2) Он должен принять решение быть верным своему служению и может надеяться на божественную защиту лишь до тех пор, пока остается таковым. Хотя не было повода обвинять Иеремию в неверности и Бог знал, что его сердце искренне, тем не менее Бог счел уместным предостеречь его. Исполняющие свой долг не должны считать неуместным, когда им говорят об их долге. Он должен быть верен в двух вещах:

[1] проводить различие между разными людьми, которым проповедует, извлекать драгоценное от ничтожного. Праведники драгоценны, даже если незначительны и бедны, а нечестивцы ничтожны, даже если богаты и занимают видное положение. В наших собраниях эти люди перемешаны, как пшеница и шелуха на одном гумне; мы не можем распознать их по имени, но должны уметь различать по характеру и давать каждому свое: говоря слова утешения драгоценным святым и наводя ужас на отвратительных грешников, чтобы не опечаливать сердце праведника и не поддерживать руки беззаконника (Иез 13:22), а верно преподавать слово истины. Служители должны сделать своими друзьями тех, кого считают драгоценными, поддерживать с ними общение, чтобы делать им добро и получать от них хорошее, а не сидеть одиноко, как Иеремия.

[2] Он должен тщательно придерживаться Его наставлений и ни на йоту не отступать от них. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним, то есть, проповедуя, он должен делать все, что в его силах, чтобы напомнить людям о Боге; он должен говорить, что ради собственного блага они должны достойно вести себя. Те, кто отошел, кому не нравятся условия, на которых Бог предлагает Свое благоволение, сами будут обращаться к тебе; еще раз обдумав, они согласятся с условиями и заключат договор. Но «ты не обращайся к ним, не угождай и не иди им на уступки, равно как и не пытайся сделать их ситуацию легче, чем она представлена словом Божьим». Сердце человека должно принять закон Божий, а его жизнь соответствовать ему, ибо закон Божий никогда не согласится с человеком и не будет подстраиваться под него.

2. Что Бог обещает ему при исполнении этих условий. Если он исполнит их, то:

(1) Бог успокоит его разум и смирит нынешнее беспокойное расположение его духа: «Если ты обратишься, то Я восставлю тебя, восстановлю душу твою» (как в Пс 22:3). Если в какое-либо время наилучшие и сильнейшие святые отошли от правильного пути, но решили вернуться, то они нуждаются в благодати Божьей, которая вернула бы их на прежний путь.

(2) Бог будет использовать его в Своем служении в качестве пророка и займет той работой, которая и в наихудшие времена имела в себе достаточно утешения и чести в качестве платы за нее: «Ты будешь предстоять пред лицем Моим, чтобы принимать наставления от Меня, как слуга от своего господина; ты будешь как Мои уста, чтобы передавать народу Мои послания, как посол является устами правителя, пославшего его». Отметьте: верные служители это уста Бога, обращенные к нам; таковыми они считают себя, проповедуя волю Божью, как и приличествует пророкам Божьим; и таковыми должны их считать мы, слушая Бога, обращающегося к нам через них. Обратите внимание: если будешь тщательно следовать наставлениям, то будешь как Мои уста, но не в другом случае; и Бог заступится за Своих служителей лишь в том случае, если они будут следовать написанному слову. «Ты будешь как Мои уста, то есть твои слова исполнятся, словно Я сказал их» (см. Ис 44:26; 1Цар 3:19).

(3) Совершая свое служение, он будет иметь достаточно сил и смелости, чтобы противостать многим трудностям, встретившимся на пути, и его дух не ослабеет, как теперь (ст. 20): «Я сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною, которую не смогут пошатнуть яростные удары шторма. Не обращайся к ним, в какой-то степени одобряя их грех, а поверь, что Бог Своей благодатью вооружит тебя святой решимостью. Не будь трусом, и Бог сделает тебя смелым». Он жаловался, что стал человеком, который ссорится. «Будь готов к этому, говорит Бог, они будут ратовать против тебя, продолжать противиться, но не одолеют тебя, ибо не вынудят отступить от своего служения и не истребят с земли живых».

(4) Бог будет его защитником и могущественным избавителем: «Я с тобою, чтобы спасать тебя». С кем Бог, тот имеет Спасителя, Который обладает достаточной мудростью и силой, чтобы справиться с самым грозным врагом; а тех, кто с Богом и верен Ему, Он избавит (ст. 21) от беды и поможет пережить ее. Возможно, они попадут в руки злых, и те окажутся ужасными, но Бог спасет тебя от их руки. Они не смогут убить их, пока те не закончат свое свидетельство, и не смогут помешать их блаженству. Бог избавит их и сохранит для Своего Небесного Царства (2Тим 4:18); и этого избавления будет достаточно. Многое кажется пугающим, но оказывается не таким пагубным для благочестивого человека.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [59] — См. 4Цар 21:1-18; 2Пар 33:1-9.
12 [60] — Считалось, что лучшее железо привозится с севера. Здесь говорится о том, что Иудее будет невозможно отразить северного врага, Вавилон.
14 [61] — Так к некоторых евр. рукописях и древн. переводах (см. также Иер 17:4), большинство евр. рукописей: « Я сделаю так, что ваши враги уведут вас…».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.