Осия 14 глава

Книга пророка Осии
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Народ Самарии должен понести свое наказание, потому что он восстал против своего Бога. Они падут от меча, их дети будут разорваны на куски, их беременные женщины будут рассечены на части.
2 Вернись, Израиль, к Господу, своему Богу. Твои грехи были твоим падением!
3 Возьмите с собой слова покаяния и вернитесь к Господу. Скажите Ему: «Прости все наши грехи и милостиво прими нас, чтобы мы могли принести Тебе жертву наших уст.[69]
4 Ассирия не может спасти нас; мы не будем садиться на боевых коней и не станем более говорить изделиям наших рук: „Боги наши“, потому что у Тебя сироты находят милость».
5 «Я исцелю их неверность и изберу любовь к ним, потому что больше не гневаюсь на них.
6 Я буду росой для Израиля, и он расцветет, как лилия. Он пустит свои корни, как ливанский кедр.
7 Его побеги прорастут, и он будет красив, как оливковое дерево, и благоухание от него, как от Ливана.
8 Люди снова будут жить под его тенью. Он будет расти, как зерно, расцветет, как виноградная лоза, и прославится, как ливанское вино.
9 Ефрем, какое Мне дело до идолов?[70] Я отвечаю ему и забочусь о нём. Я — как вечнозеленый кипарис, от Меня твоя плодовитость».
10 Тот, кто мудр, уразумеет эти вещи. Кто проницателен, поймет их. Пути Господа правильны, и праведники будут идти по ним, а грешники на них споткнутся.

Толкование Мэтью Генри

Тема данной главы отличается от предыдущих глав. Те в основном представляли собой обличения во грехе и угрозы о гневе, а данная глава состоит из призывов покаяться и обетований о милости. Этими словами пророк заканчивает свой труд, ибо все предыдущие обличения и угрозы из его уст предназначались для того, чтобы приготовить им путь. Он поражал, чтобы исцелить. Дух обличает, чтобы утешить. Эта глава — урок для раскаявшихся грешников, и таковые в то время находились в Израиле, как бы плохо ни обстояли дела. В данной главе представлены:

(I) Наставления покаяться: что нужно делать и говорить (ст. 2−4).

(II) Ободрения покаяться, вытекающие из готовности Бога принять вернувшихся грешников (ст. 5, 9) и утешений, которые Он хранил для них (ст. 6−8).

(III) Торжественные рекомендации для нашего серьезного размышления поступать так же (ст. 10).

Стихи 2−4. В данных стихах:

I. Милостивое предложение грешникам покаяться (ст. 2). Оно обращено к Израилю — народу, исповедующему Бога. Их призывают обратиться. Отметьте: об обращении нужно проповедовать даже тем, кто находится в лоне Церкви, а не только язычникам. «Ты — Израиль и поэтому связан со своим Богом обязанностями, благодарностью и выгодой; именно поэтому твое отступничество от Него так отвратительно, а возвращение к Нему так необходимо». Пусть Израиль увидит, (1) что он сделал такого, что требовало покаяния: «Ты упал от нечестия твоего». «Ты споткнулся», — читают некоторые. Их идолы были их камнями преткновения. «Ты отпал от Бога и впал в грех; ты пал под тяжестью вины и проклятия». Отметьте: грех — это падение, и тот, кто впал в грех, должен постараться вновь встать благодаря покаянию.

(2) Что он должен сделать при покаянии: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; вернись к Нему как к Господу, на Которого ты уповаешь, как к своему Богу, Которому ты принадлежишь по завету и в Котором имеешь часть». Отметьте: кто отступил от Бога, тот должен стараться обратиться к Богу и творить прежние дела. «Вернись к Тому, от Которого ты отпал и Кто единственно может поднять тебя. Возвратись к Господу, или в дом Господень: не только посмотри на Него или сделай несколько шагов по направлению к Нему, а соверши основательную работу». В древние времена евреи говорили, основываясь на этой мысли: «Покаяние — великая вещь, ибо оно возносит человека к престолу славы».

II. Им даются необходимые наставления, как каяться.

1. Они должны подумать о том, что сказать Богу, когда придут к Нему: «Возьмите с собой молитвенные слова». Нужно, чтобы они принесли не жертвы и приношения, а раскаянные молитвы и просьбы — плоды твоих уст, но не только уст, но и сердца, в противном случае слова — лишь ветер. Один раввин сказал: «Это должны быть такие слова, которые исходят из того, что вначале произносится внутренним человеком; сердце должно диктовать языку». Мы должны взять с собой хорошие слова, имея хорошие мысли и чувства. Verbaque praevisam rem non invita sequentur — Кто выбирает тему, тот редко нуждается в словах. Отметьте: когда мы приходим к Богу, то должны задуматься, что нам говорить Ему, ибо если мы приходим без определенной цели, то, скорее всего, останемся без ответа. «Что скажем мы?» (Езд 9:10). Мы должны взять с собой слова из Писания, взять нх у Духа благодати и молитвы, который учит нас восклицать: «Авва, Отче!» и ходатайствует в нас.

2. Они должны задуматься, что им делать, и не только взять с собой слова, но и обратиться к Господу: внутренне — в своем сердце, и внешне — в своей жизни.

III. Чтобы им помочь и ободрить, Богу угодно вложить слова в их уста и научить, что им говорить. Безусловно, мы можем надеяться, что нам удастся договориться с Богом, раз Он Сам обеспечил нас обращением и вложил его в наши руки, а Его Дух написал его для нас; и, несомненно, мы добьемся успеха, если желания нашей души согласуются со словами, которые здесь предлагаются нам. Вот они:

1. Слова прошения. Данные стихи направляют нас просить (1) об освобождении от виновности. Когда мы возвращаемся к Господу, то должны сказать Ему: «Господи, отними всякое беззаконие». В то время они были поражаемы за грех, но здесь их учат молиться не так, как молился фараон: «Отврати от меня сию смерть», а: «Отврати от меня этот грех». Отметьте: когда мы страдаем, то должны больше беспокоиться о том, чтобы были прощены наши грехи, а не удалены наши страдания. «Отними всякое беззаконие, освободи нас от него как от бремени, под тяжестью которого мы можем погибнуть, или как от камня преткновения, из-за которого мы часто падали. Господи, убери его, чтобы оно не выступило против нас для позора и осуждения. Убери его через добровольное и полное прощение, ибо мы не можем делать вид, что побеждаем хоть одно из них, принося свое удовлетворение». Когда Бог прощает грех, то Он прощает все грехи — этот огромный долг; и когда мы молимся о прощении греха, то должны молиться обо всех грехах, не исключая ни одного.

(2) Чтобы в глазах Бога мы были приняты праведными: «Прими нас во благо. Позволь нам иметь Твое благоволение и любовь, чтобы Ты уважал нас и наши дела. Прими милостиво наши молитвы; благоволи к тем делам, которые мы смогли совершить благодаря Твоей благодати». Прими благо (дословно); прими его, чтобы дать нам — дай благо (написано на полях). Эти слова следуют за просьбой, чтобы Он отнял всякое беззаконие, ибо, пока беззаконие не будет убрано, у нас нет оснований ожидать какого-либо блага от Бога, а отвращение беззакония делает возможным передачу блага removendo prohibens — с помощью устранения препятствий. «Дай благо» — они не говорят, какое именно благо, а полагаются полностью на Бога; это не то благо, которое демонстрирует мир (Пс 4:7), а то благо, которое дает Бог. «Дай благо — то благо, которого мы лишились, которое Ты обещал и которое необходимо нам в данной ситуации». Отметьте: обращаясь к Богу, мы должны ревностно желать и молиться, чтобы Он милостиво принял нас и явил благословенные плоды и знаки этого. «Дай благо — то благо, которое сделает нас благочестивыми и удержит от возврата к своим беззакониям».

2. Слова обещаний. Они также вкладываются им в уста, но не для того, чтобы воздействовать на Бога или обязать Его оказать им милость, а чтобы обязать себя вернуться к своему долгу. Отметьте: наши молитвы о том, чтобы Бог простил и принял нас, всегда должны сопровождаться искренними стремлениями и обетами о новом послушании. Они должны пообещать и дать обет (1) быть благодарными. «Прости наши грехи и прими нас — так мы принесем жертву наших уст»; «плоды наших уст», — написано в Септуагинте; данное слово там используется для обозначения всесожжений и поэтому согласуется с еврейским переводом. Апостол цитирует эту фразу (Евр 13:15), под плодами наших уст подразумевая жертву хвалы Богу, прославляющей имя Его. Отметьте: хвала и благодарение — наша духовная жертва, и если они исходят от правого сердца, то благоугоднее Господу, нежели вол и телец (Пс 68:31, 33). Ощущение того, что Бог простил и принял нас, переполнят наши сердца хвалой и благодарением. Кто принят во благо, тот может и должен принести жертву своих уст — незначительную благодарность за щедрую милость; тем не менее, если она искренняя, то более приемлемая, чем тельцы из стойла.

(2) Изменить свою жизнь. Эти стихи учат их не только словесно обещать, но и реально проводить изменения. Нас же здесь наставляют [1] при возвращении к Богу давать обещание не грешить. Не стоит надеяться, что Бог уберет грех и простит его, если мы сами не оставим его.

[2] Быть обстоятельными, давая обещание и принимая решение не грешить, каковыми мы должны быть и при своем исповедании, ибо обман заключается в обобщении.

[3] Особенно не совершать те грехи, которым мы были часто подвержены и которые с особой легкостью поражали и побеждали нас. Мы должны хранить себя, а поэтому и остерегаться, чтобы не согрешить (Пс 17:24). Таким образом, грех, противостоять которому они здесь обещали, тем самым признавая, что были виновны в нем, — это воздавание другому той славы, которая должна принадлежать одному Богу. И они обещают, что никогда не будут, во-первых, возлагать на творения упование, которое нужно возлагать только на Бога. Они не будут доверять союзам, заключенным с иноземными государствами: «Ассур (т.е. Ассирия) не будет уже спасать нас. Мы не будем, как раньше, заискивать перед ассирийцами, чтобы получить от них помощь, когда окажемся в беде (Ос 5:13; Ос 7:11; Ос 8:9); мы не будем заключать с ними союзы и полагаться или уповать на них. Имея Бога, к Которому мы можем прийти, Бога вседостаточного, Которому можно довериться, мы считаем неприемлемым быть обязанными ассирийцам за помощь». Они не будут возлагать надежды на свои военные приготовления, особенно в тех видах оружия, которые им были запрещены: «Не станем садиться на коня, то есть не будем заискивать перед Египтом», откуда они брали своих лошадей (Втор 17:16; Ис 30:16; Ис 31:1, 3). «Когда враги нападут на нас, то мы будем уповать на своего Бога и Его помощь нашей пехоте и не будем стараться восстановить свою кавалерию». Или можно понять так: «Мы не станем садиться на коня, торопясь от одного творения к другому в поисках помощи, а пойдем самым близким и единственно верным путем, обращаясь к Богу» (Ис 20:5). Отметьте: истинное покаяние избавляет нас от упования на плотскую мышцу и побуждает полагаться только на Бога ради обретения всех благ, в которых мы нуждаемся. Во-вторых, воздавать творениям те почести, которые нужно воздавать только Богу. «Не будем более говорить изделию рук наших: «Боги наши»». Они должны пообещать никогда больше не поклоняться идолам и сделать это на добром основании, ибо самым глупым и безрассудным в мире можно назвать того, кто молится как богу изделию своих рук. Мы должны пообещать не привязываться сердцем к прибылям этого мира и не гордиться внешними религиозными обрядами, ибо фактически это то же самое, что сказать делам своих рук: «Вы — боги наши».

3. В их уста вкладываются слова ходатайства: «...потому что у тебя милосердие для сирот». Мы должны черпать ободрение в молитве не в заслугах, которые Бог находит в нас, а в милости, которую надеемся обрести в Боге. Эта мысль содержит в себе великую истину, гласящую, что Бог особым образом заботится о сиротах (Пс 67:5−6). Таков Он в Своем законе (Исх 22:22) и в Своем провидении (Пс 27:10). Бог обладает исключительным правом помогать беспомощным. Для таковых у Него всегда есть милость, ибо они являются подходящим объектом для милости. В Нем они обретут ее, ибо там она хранится для них и там они должны искать ее. Ищите и найдете. Эти слова появляются здесь как хорошая просьба о милости и благодати, равно как и ободрение для их веры.

(1) Они ссылаются на свое бедственное положение и условия: «Мы сироты, лишенные помощи». Надеяться обрести помощь в Боге могут те, кто реально осознает свою беспомощность и готов признать ее. Это правильный шаг, чтобы получить утешение. «Если у нас не хватает смелости назвать Бога Отцом, но в то же время без Него мы считаем себя сиротами и поэтому склоняемся у Его ног, то Он будет смотреть на нас с состраданием».

(2) Они ссылаются на то, что им, находящимся в таком трудном положении, не хватает Божьей благости: «У Тебя милосердие для сирот; они у Тебя не только могут обрести его, но обретают и будут обретать». Когда мы возвращаемся к Богу, то великим ободрением для нашей веры и надежды является тот факт, что Его слава — быть Отцом сирот и помогать беспомощным.

Стихи 5−8. В данных стихах приводится положительный ответ на молитвы об обращении Израиля. Они ищут лица Божьего и будут искать не напрасно. Бог обязательно встретит с милостью тех, кто возвращается к Нему и становится на путь долга. Если мы, разговаривая с Богом, возносим к Нему хорошие молитвы, то Он ответит нам хорошими обетованиями, как Он ответил Ангелу словами благими и утешительными (Зах 1:13). Если, приходя к Богу, мы ободряем себя предыдущими словами, то можем сослаться на следующие стихи для укрепления своей веры и посмотреть, как эти слова согласуются с теми.

I. Они возвращаются к Богу, так как приходят в ужас и боятся вызвать Его недовольство? — Он заверяет их, что если они будут покорны, то гнев Его отвратится от них. Это приводится как основание для всех дальнейших милостей, обещанных здесь. «Я сделаю то и то, ибо гнев Мой отвратился, и поэтому открылась дверь, чтобы к ним текли все блага» (Ис 12:1). Отметьте: хотя Бог справедливо и сильно гневается на грешников, но Он не безжалостен в Своем гневе; его можно отвратить, и он будет отвращен от тех, кто отвратится от своих беззаконий. Бог примирится с теми, кто примирился с Ним и полностью покорился Его воле.

II. Они молятся о том, чтобы Бог отнял всякое беззаконие? — Он заверяет их, что уврачует отпадение их; Он обещал это (Иер 3:22). Отметьте: хотя отпадение от Бога — это опасная болезнь и ранит душу, но она не является неисцелимой, ибо Бог милостиво пообещал, что если отпавшие грешники обратятся к Нему как к своему целителю и согласятся с Его методами исцеления, то Он уврачует их отпадение. Он уврачует их отступничество прощающей милостью и их склонность к отступничеству — обновляющей благодатью. Их нечестие не будет им преткновением.

III. Они молятся, чтобы Бог принял их во благо? — Посмотрите, в ответ на эту молитву Он обещает: «Я возлюблю их по благоволению». Бог ненавидел их, пока они грешили (Ос 9:15), но теперь, когда они вернулись и покаялись, Он любит их; Он не только перестал гневаться на них, но с удовольствием смотрит и желает им благ. Он возлюбит их по благоволению: абсолютной и полной любовью (читают некоторые), ибо в Нем не осталось прежнего недовольства. Свободной и щедрой любовью (читают другие); в Своей любви Он откроет для них Свои объятия и будет считать, что им можно все дать и все сделать для них. Радостной и охотной любовью: всегда имея желание и расположенность. В день твоего покаяния Он не скажет: «Как принять тебя вновь?», как сказал в день отступничества: «Как поступлю с тобою?» Незаслуженной и предотвращающей любовью. Кого Бог любит, того любит по благоволению, по Своему соизволению, а не потому, что тот заслуживает Его любви. Он любит, потому что хочет любить (Втор 7:7−8).

IV. Они молятся, чтобы Бог дал благо и сделал им во благо? — Посмотрите, в ответ на эту молитву Он обещает: «Я буду росою для Израиля» (ст. 6). Обратите внимание:

1. Какую милость Бог подарит им. Это благословение их отца Иакова: «Да даст тебе Бог от росы небесной» (Быт 27:28). Более того, Бог будет не только давать им все необходимое, но и Сам для них будет тем необходимым, в чем они нуждаются: «Я буду росою для Израиля». Эти слова заверяют, что они будут иметь духовные благословения в небесных благах, и следуют за обещанием исцелить их отпадение, ибо прощающая милость всегда сопровождается обновляющей благодатью. Отметьте: для израильтян Бог несомненно будет росою. Он будет наставлять их; Его доктрина будет подкреплять их, как роса (Втор 32:2). Они будут узнавать Его больше и больше, ибо Он придет к ним как дождь (Ос 6:3). Он освежит их Своими утешениями, и их души станут подобны напоенному водою саду (Ис 58:11). Для истинно раскаявшихся грешников Он будет как роса для Израиля, когда он был в пустыне, как роса, которая содержала в себе манну (Исх 16:14; Чис 11:9). Благодати Духа являются сокровенной манной, сокрытой в росе; Бог даст им хлеб с небес, как в изобилии давал Израилю в росе (Ин 1:16).

2. Какой плод произведет в них это благоволение. Благодать, данная по благоволению, не будет напрасной. Те души, те израильтяне, для которых Бог будет как роса и которых Он благословит Своей благодатью:

(1) Расцветут. Плохая суть через благодать Бога станет хорошей, и благодаря той же благодати они станут хорошими, ибо благодать там, где она является истинной, расцветает.

[1] Они вырастут ввысь и расцветут, как лилии или (как читают некоторые) как розы. Лилия вырастает из луковицы очень быстро и стремительно. В течение всей зимы кажется, что она умерла в почве, но когда весенняя роса освежает ее, то очень скоро она дает росток. Так и благодать Бога иногда очень быстро воздействует на молодых обращенных. Лилия, поднявшаяся во весь свой рост, очень красивый цветок (Мф 6:29); так и благодать делает душу привлекательной (Иез 16:14). Это — красота святости, которую производит утренняя роса (Пс 119:3).

[2] Их корни разрастутся, и они станут более устойчивыми. Безусловно, лилия растет быстро и становится красивой, но очень скоро отцветает и ее легко выдернуть; поэтому в данном месте Израилю обещано, что он будет цвести, как лилия, и иметь корни, как кедр. Он пустит корни свои, как Ливан, как деревья Ливана, которые, благодаря глубоким корням, невозможно выдернуть (Ам 9:15). Отметьте: духовный рост чаще всего заключается в росте корней, который невозможно увидеть. Чем больше мы уповаем на Христа и питаемся от Него живительным соком и добродетелями, чем больше в религии мы поступаем под воздействием духовных принципов, чем более твердыми и решительными в ней мы становимся, тем больше мы пускаем свои корни.

[3] Они разрастутся вширь (ст. 7): «Расширятся ветви его во все стороны». Он расцветет как виноград (ст. 8), чьи ветви растут дальше ветвей любого другого дерева. Иосиф должен был стать отраслью плодоносного дерева (Быт 49:22). Когда к Церкви прибавятся многие извне, когда вырастет обнадеживающее поколение, тогда Израиль расширит ветви свои. Когда отдельные верующие начнут изобиловать добрыми делами, возрастут в познании Бога и во всяком добром даре, тогда можно будет сказать, что их ветки расширились. Внутренний человек со дня на день обновляется.

(2) Они будут милыми и приемлемыми и для Бога, и для человека. Благодать привлекательна и делает тех, кто обладает ею, действительно привлекательными людьми. Здесь они сравниваются с деревьями, которые приятны [1] на вид: «И будет красота его, как маслина, которая всегда зеленая». Зеленеющею маслиною именовал тебя Господь (Иер 11:16). Постановления — это красота Церкви, в них она является и будет вечно зеленой. Святость — красота души; когда верующие сердцем исповедуют веру устами, когда они оправдывают и украшают это исповедание соответствующим образом жизни, тогда их красота подобна зеленеющей маслине (Пс 51:10). Обетование деревьям праведности гласит, что их лист не увянет.

[2] На запах: «И благоухание от него, как от Ливана (ст. 7), и аромату него, как вино Ливанское (англ. пер. ст. 8)». Такова была слава их отца Иакова: «Запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь» (Быт 27:27). Церковь сравнивается с садом благовонных растений (Песн 4:12, 14), которыми благоухает ее одежда. Истинные верующие угодны Богу и достойны одобрения от людей. Бог обоняет приятное благоухание их духовных жертв (Быт 8:21), и они приняты множеством братьев. Благодать — это благоухание души; благоухание имени делает его подобным дорогой масти (Еккл 7:1), поэтому воспоминания будут как вино Ливанское (написано на полях): не только сейчас ожившие их утешения, но и восстановленные почести, которых они были лишены, будут как вино Ливанское, имеющее нежный аромат. Вера процветающих церквей возвещается во всем мире (Рим 1:8), имя их будет памятным в род и род (Пс 44:18); память о благоуспешных святых блаженна, и она останется такой же, как у тех, кто верой получил хорошее свидетельство.

(3) Они будут плодоносными и полезными. В данном месте Церковь сравнивается с виноградной лозой и оливой, которые производят полезные плоды, чтобы почтить Бога и человека. Более того, даже тень от Церкви будет приятна (ст. 8): «Возвратятся сидевшие под тенью его — под Божьей тенью (в некоторых переводах), под тенью Мессии (в халдейском переводе)». Верующие живут под сенью Всемогущего Бога (Пс 90:1): там они пребывают в безопасности и покое. Но скорее имеется в виду под тенью Израиля, под тенью Церкви. Отметьте: Божьи обетования принадлежат тем, и только тем, кто пребывает в тени Церкви, исполняет Божьи постановления и держится своего народа: не тем, кто спешит в эту тень только для того, чтобы обрести прибежище в жаркий день, а кто пребывает в ней (Пс 26:4). Эти слова также можно применить к отдельным верующим: когда действенным образом приводится в дом Бога человек и все, кто пребывает под тенью его, — дети, слуги, подданные и друзья. Ныне пришло спасение дому сему. Пребывающие под тенью Церкви возвратятся; их угасающий дух вернется, а они сами получат подкрепление и утешение. Он подкрепляет душу мою (Пс 22:3). Они оживут, как зерно (ст. 8, англ. пер.), которое при посеве вначале умирает, а затем оживает, и принесут много плода (Ин 12:24). Обещано, что народ Божий будет благословением для мира, как хлеб и вино. Великая и ценная милость — быть полезным для своего поколения. Этому сопутствует утешение и почести.

Стихи 9−10. А теперь давайте послушаем заключение по этому вопросу.

I. Относительно Ефрема. В данных стихах говорится о нем, и к нему обращены эти слова (ст. 9). Здесь говорится:

1. О его покаянии и реформации: «Что мне еще за дело до идолов?» — скажет Ефрем. Как полагают некоторые, в данных стихах Бог увещевает и убеждает его отказаться от идолопоклонства: «О Ефрем! Что же ты решил относительно Меня и идолов? Какое согласие или договор может быть между Мною и идолами? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2Кор 6:14−15). Поэтому ты должен разорвать договор с ними, если хочешь заключить завет со Мной». Как мы читаем, Бог обещает привести Ефрема к этому решению и поддержать его в нем: «Скажет Ефрем...», Бог вложит в его сердце желание сказать: «Что мне еще за дело до идолов?» Он пообещал (ст. 4) более не говорить изделию рук своих: «Боги наши». Но обетования Бога в значительно большей степени защищают нас и дают силу умертвить грех, чем наши обещания Богу, поэтому в данной ситуации Бог Сам становится Заступником раба Своего ко благу его: вкладывает желание в его сердце и слова в его ус га. Все хорошее. что мы когда-либо говорим или делаем. произведено в нас Богом. Бог торжественно призывает Ефрема не называть идолов своими богами и далее обещает, что он примет решение не иметь дела с ними. Он отменит их и откажется от них с величайшим отвращением, ибо в нашей жизни необходимо не только отвернуться от греха, но в своем сердце восстать против него. Здесь обратите внимание (1) на силу божественной благодати. Ефрем привязался к идолам (Ос 4:17), он настолько полюбил их, что можно было подумать, никогда не откажется от них; тем не менее Бог произведет в нем такую перемену, что он будет испытывать к ним такое же отвращение, как раньше — любовь к ним.

(2) На то, насколько выгодно иметь освященные привязанности. Ефрем был поражаем за свое идолопоклонство; из-за этого он подвергался одному наказанию за другим, и поэтому плодом сего будет снятие греха с него (Ис 27:9).

(3) Посмотрите на природу покаяния: это твердое осознанное решение не иметь ничего общего с грехом. Вот речь раскаявшегося грешника: «Мне стыдно, что я привязался ко греху, но я уже достаточно настрадался из-за него; я ненавижу его и благодаря Божьей благодати никогда больше не вернусь к нему и буду остерегаться всего, что ведет к нему». Ты скажешь им: прочь отсюда, скажешь искусителю: «Отойди от меня, сатана».

2. Бог милостиво обратит Свое внимание на него: «Я услышал его и призрел на него (англ. пер.); Я услышал его и призрю на него (читают в некоторых переводах)». Отметьте: Бог небес знает мысли и решения раскаявшихся грешников. Он ожидает и желает покаяния грешников, так как не радуется их гибели. Он будет смотреть на людей (Иов 33:27), наблюдать и слушать (Иер 8:6). И если в человеке будет хоть малейшее расположение покаяться, то Он будет доволен. Когда Ефрем плакал перед Богом, то был дорогим сыном и любимым чадом (Иер 31:20). Бог встречает раскаявшихся грешников с милостью, как отец встречал возвратившегося блудного сына. Бог наблюдал за Ефремом, чтобы увидеть, произведет ли он плод, достойный совершенного им покаяния, в котором исповедовался, и укрепится ли в своих благих намерениях. Он наблюдал за ним, чтобы сделать ему благо и утешить, соответственно крайне тяжелой его ситуации.

3. На милость, которую Бог предназначил для него, чтобы утешить и помочь остаться верным принятым им решениям; Бог будет для него всем во всем. Раньше Израиль сравнивался с деревом, и теперь Бог сравнивает Себя с ним. Он будет для Своего народа (1) как ветви дерева: «Я буду как зеленеющий кипарис, и таким Я буду для тебя». В тех странах кипарисы вырастают очень большими и толстыми и становятся укрытием от солнца и дождя. Бог будет для всех истинных верующих и наслаждением, и защитой; под Его защитой и влиянием они будут жить в безопасности и покое. Он будет либо солнцем и щитом, либо тенью и щитом, соответственно требованиям ситуации. Они будут с удовольствием сидеть в Его тени (Песн 2:3). Он будет таким в любую погоду (Ис 4:6).

(2) Как корни дерева: «От Меня будут тебе плоды», под которыми можно понимать плоды, произведенные для нас (именно благодаря Ему мы имеем все наши утешения), или плоды, произведенные нами, ибо от Него мы получаем благодать и силу, которые помогают нам совершить свой долг. Какие бы плоды праведности мы ни производили, хвалу за них мы должны воздавать Богу, ибо именно Он производит в нас желание и возможность делать добро.

II. Относительно каждого, кто слышит и читает слова пророчества этой книги (ст. 10): «Кто мудр, чтобы разуметь это?» Возможно, пророк имел обыкновение заканчивать произнесенную им проповедь этими словами, и теперь ими же он заканчивает всю книгу, в которую включил некоторые отрывки из многих своих проповедей. Обратите внимание:

(1) на характер тех, кто действительно получил пользу от переданных им истин: «Кто мудр и разумен? Тот уразумеет и познает это». Кто старается понять и познать эти истины, тот тем самым демонстрирует, что мудр и разумен, и благодаря своим стараниям станет мудрее и разумнее; а кто не понимает и не знает их, то потому, что глуп и неразумен. Кто мудр в исполнении своего долга и разумен в практической религии, тот, скорее всего, познает и поймет истины и провидения Бога, которые остаются тайной для других (Ин 7:17). Тайна Господня — боящимся Его (Пс 24:14). Кто мудр? Эти слова подразумевают желание, чтобы те, кто читает и слышит эти истины, поняли их (О, если бы они рассудили!), и жалобу, что таковых немного — Кто поверил слышанному от нас?

(2) На превосходство тех истин, относительно которых наставляют нас эти стихи: «Правы пути Господни, и поэтому мы поступим мудро и исполним свой долг, если познаем и уразумеем их». Пути Божьих заповедей, по которым мы должны ходить согласно Его требованиям, правы; они согласуются с принципами вечного благоразумия и справедливости и прямо ведут нас к вечному блаженству. Все пути Божьего провидения, в которых Он приближается к нам, правы; никакой ошибки не может быть найдено в том, что Бог делает, ибо все, что Он делает, превосходно. Его суды над нераскаявшимися грешниками, равно как и милости, оказанные раскаявшимся, правы; как бы их ни извращали и неверно истолковывали, в конце Бог всегда будет оправдан и прославлен ими. Его пути правы.

(3) Правы пути Бога для тех, кто благочестив, и они будут благоуханием живительным к жизни; праведники ходят по ним. Они приспособятся к воле Бога, явленной в Его заповедях и провидениях, и получат утешение от этого. Они хорошо поймут намерения Бога, явленные в Его слове и Его делах; они примирятся с ними и приноровятся к ним. Праведники будут ходить этими путями, ведущими к великой цели, и достигнут ее.

(4) Правые пути Бога для нечестивцев будут запахом смертоносным к смерти: беззаконные падут на них — не только на своих путях, но и на правых путях Господних. Христос, Который для одних является каменным основанием, для других — камень преткновения и камень соблазна. То, что было дано для жизни, из-за злоупотребления станет для них смертью. Так как нечестивцы должным образом не использовали Божьи провидения, те ожесточили их и ускорили их гибель. Бог являет нам Себя в судах Своих уст и в судах Своих рук соответственно тому, как они воздействуют на нас. Recipitur ad modum recipientis — Полученное оказывает влияние соответственно качествам получающего. Одно и то же солнце плавит воск и делает твердой глину. Но из всех преступников в самой опасной ситуации оказываются те, кто пал на путях Господних, кто потерпел крушение на скале веков и высасывал отраву из бальзама Галаадского. Пусть грешники на Сионе боятся этого.

В русском переводе Библии стих 1 главы 14 соответствует стиху 16 главы 13 в английском переводе Библии.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [69] — Или: плод наших уст. Букв.: хвалу наших уст как жертвенных быков.
9 [70] — В некот. древн. переводах: « Какое дело Ефрему до идолов?»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.