Числа 26 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 После мора Господь сказал Моисею и Элеазару, сыну священника Аарона:
2 «Сделайте перепись всего народа израильтян, годных к военной службе, от двадцати лет и старше, по семьям их отцов».
3 На равнинах Моава у реки Иордан, напротив Иерихона, Моисей и священник Элеазар говорили с ними и сказали:
4 «Сделайте перепись израильтян от двадцати лет и старше, как повелел Моисею Господь».
Вот израильтяне, которые вышли из Египта.
5 Потомки Рувима, первенца Израиля:
через Еноха — клан енохитов;
через Фаллу — клан фаллуитов;
6 через Хецрона — клан хецронитов;
через Хармия — клан хармитов.
7 Это кланы Рувима, исчислено было 43 730 мужчин.
8 Сыном Фаллу был Элиав,
9 а сыновьями Элиава — Немуил, Датан и Авирам. Эти Датан и Авирам были знатными людьми. Они восстали против Моисея и Аарона и оказались среди сообщников Кораха, когда те восстали против Господа.
10 Земля разверзлась и поглотила их вместе с Корахом, сообщники которого погибли, когда огонь сжег 250 мужчин. Они стали предостережением.
11 Но сыновья Кораха не погибли в тот день.
12 Потомки Симеона по их кланам:
через Немуила — клан немуилитов;
через Иамина — клан иаминитов;
через Иахина — клан иахинитов;
13 через Зераха — клан зерахитов;
через Саула — клан саулитов.
14 Это кланы Симеона, 22 200 мужчин.
15 Потомки Гада по их кланам:
через Цефона — клан цефонитов;
через Хагги — клан хаггитов;
через Шуни — клан шунитов;
16 через Ознию — клан ознитов;
через Ерия — клан еритов;
17 через Арода — клан ародитов;
через Арели — клан арелитов.
18 Это кланы Гада, исчислено было 40 500 мужчин.
19 Сыновьями Иуды были Ир и Онан. Они умерли в Ханаане.
20 Потомки Иуды по их кланам:
через Шелу — клан шеланитов;
через Пареца — клан парецитов;
через Зераха — клан зерахитов.
21 Потомки Пареца:
через Хецрона — клан хецронитов;
через Хамула — клан хамулитов.
22 Это кланы Иуды, исчислено было 76 500 мужчин.
23 Потомки Иссахара по их кланам:
через Толу — клан толаитов;
через Фуа — клан фуанитов;
24 через Иашува — клан иашувитов;
через Шимрона — клан шимронитов.
25 Это кланы Иссахара, исчислено было 64 300 мужчин.
26 Потомки Завулона по их кланам:
через Середа — клан середитов;
через Елона — клан елонитов;
через Иахлеила — клан иахлеилитов.
27 Это кланы Завулона, исчислено было 60 500 мужчин.
28 Вот потомки Иосифа по их кланам через Манассию и Ефрема.
29 Потомки Манассии:
через Махира — клан махиритов (Махир был отцом Галаада);
через Галаада — клан галаадитов.
30 Вот потомки Галаада:
через Иезера — клан иезеритов;
через Хелека — клан хелекитов;
31 через Асриила — клан асриилитов;
через Шехема — клан шехемитов,
32 через Шемиду — клан шемидитов;
через Хефера — клан хеферитов.
33 (У Целофхада, сына Хефера, не было сыновей; у него были только дочери; их звали Махла, Ноа, Хогла, Милка и Тирца.)
34 Это кланы Манассии, исчислено было 52 700 мужчин.
35 Вот потомки Ефрема по их кланам:
через Шутелаха — клан шутелахитов;
через Бехера — клан бехеритов;
через Тахана — клан таханитов.
36 Вот потомки Шутелаха:
через Ерана — клан еранитов.
37 Это кланы Ефрема, исчислено было 32 500 мужчин.
Это потомки Иосифа по их кланам.
38 Потомки Вениамина по их кланам:
через Белу — клан белаитов;
через Ашбела — клан ашбелитов;
через Ахирама — клан ахирамитов;
39 через Шефуфама — клан шуфамитов;
через Хуфама — клан хуфамитов.
40 Потомки Белы через Арда и Наамана:
через Арда — клан ардитов;
через Наамана — клан нааманитов.
41 Это кланы Вениамина, исчислено было 45 600 мужчин.
42 Вот потомки Дана по их кланам:
через Шухама — клан шухамитов.
Это кланы Дана:
43 все они были родами шухамитов, исчислено было 64 400 мужчин.
44 Потомки Асира по их кланам:
через Имну — клан имнитов;
через Ишви — клан ишвитов;
через Берию — клан бериитов;
45 а через потомков Берии:
через Хевера — клан хеверитов;
через Малхиила — клан малхиилитов.
46 (У Асира была дочь, которую звали Серах.)
47 Это кланы Асира, исчислено было 53 400 мужчин.
48 Потомки Неффалима по их кланам:
через Иахцеила — клан иахцеилитов;
через Гуни — клан гунитов;
49 через Ицрия — клан иецеритов;
через Шиллема — клан шиллемитов.
50 Это кланы Неффалима, исчислено было 45 400 мужчин.
51 Всего израильтян было 601 730 мужчин.
52 Господь сказал Моисею:
53 «Землю нужно разделить между родами по числу людей.
54 Большему роду дай больший удел, а меньшему — меньший. Пусть каждый род получит удел по количеству исчисленных.
55 Пусть земля будет распределяться по жребию. Они получат уделы по именам отцовских родов.
56 Пусть каждый удел распределяется по жребию между более и менее многочисленными».
57 Левиты, исчисленные по их кланам:
через Гершона — клан гершонитов,
через Каафа — клан каафитов,
через Мерари — клан мераритов.
58 Вот кланы левитов:
клан ливнитов,
клан хевронитов,
клан махлитов,
клан мушитов,
клан корахитов.
(Кааф был предком Амрама.
59 Жену Амрама звали Иохеведа, она была из потомков Левия и родилась среди левитов[84] в Египте. Амраму она родила Аарона, Моисея и их сестру Мирьям.
60 Аарон был отцом Надава и Авиуда, Элеазара и Итамара.
61 Но Надав и Авиуд умерли, когда принесли Господу чуждый огонь.[85])
62 Всех исчисленных мужчин-левитов от месяца и старше было 23 000 человек. Они не были исчислены с остальными израильтянами, потому что не получили своего удела.
63 Вот те, кого исчислили Моисей и священник Элеазар, когда они считали израильтян на равнинах Моава, у Иордана, напротив Иерихона.
64 Среди них не было никого, кто был исчислен Моисеем и священником Аароном, когда они считали израильтян в Синайской пустыне.
65 Ведь Господь сказал им, что они непременно умрут в пустыне, и из них не осталось никого, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина.

Толкование Мэтью Генри

Эта книга названа «Числа», так как в ней описывается исчисление сынов Израильских. Один раз они были пересчитаны у горы Синай, в первый год, когда вышли из Египта, что описывается в главах 1 и 2. А теперь они были пересчитаны во второй раз в долинах Моава, как раз перед тем, как войти в Ханаан, и именно это событие описывается в данной главе.

I. Было дано повеление исчислить народ (ст. 1−4).

II. Отдельно зарегистрированы семьи, количество людей в каждом колене (ст. 5−50) и общее количество людей (ст. 51).

III. Дано повеление разделить между ними землю (ст. 52−56).

IV. Исчислены семьи и число левитов (ст. 57−62).

V. Отмечено исполнение угрозы, что умрут все, кто был пересчитан в первый раз (ст. 63−65). Похоже, этому вопросу уделяется особое внимание при описании этого события.

Стихи 1−4. Здесь обратите внимание, (1) что Моисей пересчитывал народ лишь тогда, когда ему велел Бог. Давид в свое время сделал то же самое, не получив повеления, и ему пришлось дорого заплатить за это. Бог — Царь Израиля, и Он хотел, чтобы этот акт, подтверждающий власть, совершался лишь по Его четким указаниям. Возможно, к тому времени Моисей услышал о благословениях, произнести которые был вынужден Валаам, хотя и против своей воли; он благословил Израиль и обратил особое внимание на его многочисленность. Моисей был в достаточной степени доволен этим свидетельством о силе и славе Израиля, прозвучавшем из уст противника, хотя точно не знал его численность, пока Бог не повелел исчислить народ.

(2) Елеазар помогал ему исполнить это поручение, как ранее — Аарон; тем самым Бог облачил Елеазара честью перед старейшинами народа и подтвердил его право наследования.

(3) Это исчисление было велено произвести сразу после поражения, чтобы показать, что, хотя Бог из справедливости боролся с ними, послав бедствие, тем не менее Он не покончил и полностью не истребил их. Божий Израиль не будет уничтожен, хотя может быть сурово наказан.

(4) Они должны были следовать тому же правилу, что и при предыдущем исчислении, пересчитывая лишь тех, кто был годен идти на войну, ибо теперь им предстояло это служение.

Стихи 5−51. В этих стихах приводится перечень колен в том порядке, в котором они записывались в этот раз и который совпадал с предыдущим (гл. 1). Обратите внимание:

I. На приведенное здесь описание семей каждого колена, которые нельзя рассматривать как семьи в том смысле, как мы это понимаем: родственников, живущих в доме вместе. Семью представляли потомки нескольких сыновей патриархов, которых называли их именами во славу их; их потомки отличались от других и друг от друга. Семьи двенадцати колен перечислены в таком порядке. От Дана была лишь одна семья, так как у него был один сын, тем не менее это колено было самым многочисленным после колена Иуды (ст. 42−43). Эта семья началась с малого, но к тому времени значительно умножилась. Колено Завулона состояло из трех семей, Ефрема — из четырех, Иссахара — из четырех, Неффалима — из четырех, Рувима — из четырех семей; колена Иуды, Симеона и Асира включали в себя по пять семей каждое, Гад и Вениамин — по семь семей, Манассия — восемь. Вениамин привел десять сыновей в Египет (Быт 46:21), но, похоже, трое из них умерли бездетными или их семьи вымерли, так как здесь перечисляются только семь сохранившихся имен, и все это колено нельзя причислить к самым многочисленным, ибо провидение, строя семьи и народы, не привязывает себя к вероятностям. Даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает (1Цар 2:5).

II. На численность каждого колена. Очень интересно сравнить нынешнюю численность с той, когда они были исчислены у горы Синай. Общее количество людей было приблизительно тем же; теперь их стало на 1820 человек меньше, чем раньше, тем не менее семь колен значительно умножились. Иуда увеличился на 1900 человек, Иссахар — на 9900, Завулон — на 3100, Манассия — на 20500; Вениамин — на 10200, Дан — на 1700 и Асир — на 11900. Но остальные пять колен значительно уменьшились и не смогли уравновесить возрастание. Рувим уменьшился на 2770, Симеон — на 37100, Гад — на 5150, Ефрем — на 826, Неффалим — на 826. В связи с этим мы можем отметить:

(1) Все три колена, стоявшие под знаменем Иуды, который был предшественником Христа, умножились, ибо Его Церковь будет назидаться и возрастать.

(2) Ни одно колено не возросло так значительно, как колено Манассии, которое при предыдущем исчислении было самым малочисленным из всех колен и составляло лишь 32200; теперь оно стало одним из самых значительных, а колено его брата Ефрема, которое было многочисленным, теперь стало одним из наименьших. Иаков перекрестил руки над их головами и отдал предпочтение Ефрему перед Манассией, которым ефремляне, возможно, слишком гордились и из-за чего они попирали своих братьев из колена Манассии. Но когда Господь увидел Манассию пренебрегаемым, то значительно умножил его, ибо Его слава — помогать слабейшему и поднимать угнетенного.

(3) Ни одно из колен не уменьшилось так значительно, как Симеон: от 59300 до 2226; осталось немногим более одной трети от прежнего количества людей. Одна семья этого колена (а именно колено Огада, упоминаемое в Исх 6:15) вымерло в пустыне. Поэтому Симеон не упоминается в благословении Моисея (Втор 33 гл., и часть этого колена в Ханаане была незначительной — лишь участок в уделе Иуды (Нав 19:9). Некоторые предполагают, что большинство из 2426, которые были истреблены поражением за беззаконие Фегора, были из этого колена, ибо Зимри — зачинщик преступления — был начальником этого колена и его пример оказал на них большое влияние, в результате чего они последовали его разврату.

III. При описании колена Рувима упомянуто восстание Дафана и Авирона, выходцев этого колена, вступивших в заговор левита Корея (ст. 9−11). Хотя эта история детально описана несколькими главами ранее, тем не менее здесь она вновь всплывает, чтобы потомство помнило и задумывалось о ней всякий раз, когда обращается к родословным и наслаждается древним происхождением своих семей и славой своих предков, осознавая себя семенем злоумышленников. Здесь о них говорится, что (1) они были людьми известными в собрании (ст. 9, англ. пер.). Возможно, они были знамениты своей изобретательностью, активностью и способностями к бизнесу. Возможно, Дафан и Авирон были продвинуты в определенное время, когда подчинялись Богу и Моисею, но амбициозный дух побудил их восстать против Бога и Моисея, ибо, соперничая с одним, они соперничали с другим. И каков же был исход?

(2) Люди, пользовавшиеся известностью, были преданы забвению: и стали они в знамение (ст. 10). Они превратились в монументы божественной справедливости; истребляя их, Бог продемонстрировал Свою славу в святости, и таким образом они стали предостережением для других во все века, чтобы те остерегались идти их шагами по пути гордости и мятежа. Отмечено, что сыны Корея были сохранены (ст. 11); они не умерли, как дети Дафана и Авирона. Несомненно, они не подверглись этой инфекции и не присоединились к своему отцу в его бунте. Если мы не согрешаем вместе с грешниками, то не подвергнемся поражению. Эти сыны Корея впоследствии совершили выдающееся служение для Церкви, став во времена Давида певцами в Церкви Господней. Поэтому многие псалмы озаглавлены «для сынов Корея»; возможно, много лет спустя они были вынуждены носить это имя (а не имя какого-либо другого предка) для предостережения самим себе и в качестве примера силы Божьей, которая производит избранные плоды даже из горького корня. Дети в семьях, которые были опозорены, должны прилагать усилия, чтобы с помощью своих выдающихся добродетелей отвратить порицание своих отцов.

Стихи 52−56. Если кто-нибудь спросит, почему проводилось такое детальное описание колен, семей и численности народа Израиля, то вот ответ: по мере того как он умножался, люди делились на группы, но не общим провидением, а обетованием; и для поддержания славы божественного откровения Бог исполнит обетование, обращая внимание на их умножение и наследие. Когда Моисей исчислил народ, то Бог не сказал: «Эти люди завоюют землю»; но, считая это уже осуществленным, Он говорит: «Сим в удел должно разделить землю». «Люди, которые сейчас записаны как сыны Израиля, будут считаться (словно это является копией судебной ведомости) наследниками земли Ханаанской». И теперь при распределении или разделении земли между коленами, Моисею велено следовать основному правилу справедливости: более многочисленному колену дать больше, а менее многочисленному — меньше (ст. 54); но увы, ему не было суждено дать хоть что-то другим, так как самому ничего не должно принадлежать, и поэтому данное ему наставление было предназначено для его преемника Иисуса Навина.

(2) Это основное правило должно было осуществляться с помощью жребия (ст. 55); несмотря на то, что, казалось бы, все зависело от благоразумия их лидера, тем не менее окончательное решение оставалось за Божьим провидением, с которым все они должны согласиться, как бы оно ни противоречило их планам и желаниям: по жребию должно разделить землю. Как Бог народов и, в частности, как Бог Израиля, Он оставляет за собой право разделить им уделы их. Подобным образом когда Христос, наш Иисус Навин, был вынужден назначить одного из Своих учеников воссесть по правую руку, а другого — по левую в Своем царстве, то признал абсолютную власть Своего Отца в этом выборе: «это не от Меня зависит». Иисус Навин не должен был распределять наследство Ханаана по собственному усмотрению, «но кому уготовано Отцем Моим».

Стихи 57−62. Левиты были Божьим коленом, которому не было удела вместе с остальными коленами в земле Ханаана, и поэтому они не были исчислены с другими, а пересчитывались отдельно. Это событие, имевшее место у горы Синай, описано в начале Книги Числа, и поэтому левитов не касался приговор, вынесенный тем, кто был перечислен в тот раз, и гласивший, что ни один из них не войдет в Ханаан, за исключением Халева и Иисуса Навина; ибо что касается левитов, которые не были перечислены с остальными израильтянами и не должны были воевать, то Елеазар и Ифамар, а также другие старше двадцати лет (что следует из главы 4:16, 28) вошли в Ханаан. Тем не менее это колено теперь, при втором исчислении, возросло лишь на тысячу и оставалось одним из наименьших. Здесь упоминается смерть Надава и Авиуда за принесение чуждого огня, как ранее — грех и наказание Корея, так как все это происходило с ними, как образы.

Стихи 63−65. В заключительной части стоит обратить внимание на описание исполнения приговора в адрес ропотников (Чис 14:29), гласившего, что никто из исчисленных от двадцати лет и выше не войдет в Ханаан, кроме Халева и Иисуса Навина (это не касалось левитов ни в возрасте старше одного месяца, ни в возрасте от тридцати до пятидесяти). Несомненно, что при осмотре были даны особые наставления тем, кто занимался исчислением, сравнить эти списки с предыдущими, чтобы проследить, остались ли среди людей те, которые были исчислены у горы Синай; и оказалось, что таковых не было ни одного, кроме Халева и Иисуса Навина (ст. 64−65). В этом явилась (1) праведность Бога и Его верность произнесенным угрозам, раз однажды вышло повеление. Он поклялся во гневе и исполнит то, в чем поклялся. Пусть лучше останутся в земле эти трупы (даже если бы их было в десять раз больше), чем слово Божье останется неисполненным. Хотя подрастающее поколение представляло собой разнородную толпу и много виновных и осужденных грешников на много лет пережили приговор и дожили до последнего из сорока годов, но все они были истреблены тем или иным средством до того, как был совершен осмотр. Тем, кого осудил Бог, не удастся избежать наказания, скрывшись в толпе или задержав приведение его в исполнение.

(2) Милость Бога к Своему народу, несмотря на их провокационные действия. Хотя род ропотников был истреблен, тем не менее Бог произвел другое поколение, которое было таким же многочисленным, как и предыдущее, чтобы имя Израиля, несмотря на их гибель, не изгладилось и наследство обетованное не было утеряно из-за недостатка наследников. И хотя их общая численность незначительно уменьшилась, по сравнению с численностью у горы Синай, тем не менее у ныне перечисленных было большое преимущество: это были мужчины среднего возраста от двадцати до шестидесяти лет в расцвете своих сил, годные к служению; а на протяжении тридцати восьми лет блужданий и страданий в пустыне у них была возможность ознакомиться с законами и постановлениями Бога, так как у них не было бизнеса, гражданских или военных дел, которые бы отвлекали от изучения божественных истин, в которых наставляли их Моисей, Аарон и благой Дух Божий (Неем 9:20).

(3) Истина Божья, исполнившая обетование, данное Халеву и Иисусу Навину. Они были сохранены и их не коснулось общее истребление. Хотя стрелы смерти летят в темноте, но они не летят наугад, даже когда летят в гуще; они точно направлены на определенную цель. Все, что написано для живых, сбудется, и в самые опасные времена их души будут сохранены. Тысячи могут падать по их правую руку и десятки тысяч по левую, но они спасутся.

Примечания:

 
Новый русский перевод
59 [84] — Или: Иохеведа, дочь Левия, которая родилась у Левия.
61 [85] — См. Лев 10:1-2.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.