В этой главе содержится:
I. Введение ко всему посланию, во многом похожее на введения к другим посланиям, ст. 1−2.
II. Принесение апостолом благодарения и хвалы Богу за неоценимые благословения, дарованные уверовавшим ефесянам, ст. 3−14.
III. Его искренняя молитва за них, ст. 15−23. Этот великий апостол имел обыкновение уделять много места молитвам благодарения к всемогущему Богу и строил их обычно таким образом, чтобы они одновременно несли с собой откровения о великих доктринах христианской веры, а также веские наставления для всех, серьезно вникающих в эти доктрины.
Стихи 1−2. 1. Звание Павла, присваиваемое им как принадлежащее ему, — Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа. Он считал огромной честью для себя, что Христос употреблял его как одного из Своих посланников к сынам человеческим. Апостолы были служителями церкви высшего ранга, поставленными свыше и только на определенное время.
Они были наделены от Господа сверхъестественными дарами и непосредственным содействием Духа Святого, чтобы возвещать и распространять Евангелие и руководить церковью в период ее младенчества. Павел был одним из них, апостольское служение было дано ему не по воле человека, он не присвоил его себе сам, но стал апостолом волею Божиею, которая была выражена ему очень ясно, через призвание непосредственно Самим Христом (как и другие апостолы). Каждый верный служитель Христа (хотя его призвание и положение не такие сверхординарные, как были у апостолов) может вместе с апостолом Павлом смотреть как на великую честь, что волею Божиею он есть то, что есть.
2. Лица, кому адресовано это послание: ...находящимся в Ефесе святым... то есть христианам, членам церкви в Ефесе, метрополии Асии. Он называет их святыми, ибо таковыми они были по исповеданию, таковыми обязались быть по истине и в действительности, и многие из них были такими. Все христиане должны быть святыми, и если они не являются такими на земле, то никогда не будут святыми во славе. Он называет их верными во Христе Иисусе, то есть верующими в Него, твердыми и постоянными в своей преданности Ему, Его истине и Его путям. Не могут быть святыми те, кто не верен, то есть не верует во Христа, не предан Ему, не верен своему исповеданию о принадлежности Господу. Заметьте: иметь Божию милость быть верным Ему — это честь, даруемая не только служителям, но каждому христианину. Во Христе Иисусе, от Кого они получают всю благодать и духовную силу и в Ком они сами и их дела становятся угодными Богу.
3. Апостольское благословение: Благодать вам и мир и далее. Это отличительный признак каждого послания апостола, оно выражает благоволение апостола к его друзьям и искреннее желание их благополучия. Под благодатью следует понимать щедрую, незаслуженную любовь и благоволение Божии, а также плоды Духа, исходящие от нее; под миром — все другие благословения, духовные и временные, плоды и результаты благодати. Нет мира без благодати. И нет ни мира, ни благодати, кроме как от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Эти особые благословения исходят от Бога не как от Творца, а как от Отца, и приходят они через нашего Господа Иисуса Христа, Который приобрел их для Своих людей и имеет право даровать их им. Святые и верные во Христе Иисусе уже получили благодать и мир, но очень важно, чтобы они возрастали; самые лучшие из святых нуждаются в свежем наполнении благодатью Святого Духа и не могут не стремиться к духовному росту и совершенству, поэтому они должны молиться, каждый за себя и все друг за друга, чтобы эти благословения могли в обильной мере пребывать на них.
После краткого вступления апостол переходит непосредственно к сущности и содержанию послания; и хотя это может показаться несколько необычным, однако Дух Божий усмотрел возможным облечь рассуждения о божественных предметах в этой главе в форму моления и славословия; являясь торжественным обращением к Богу, они, в то же время, содержат в себе серьезные наставления для других. Как молитвы, так и славословия могут проповедовать.
Стихи 3−14. Павел начинает с благодарения и славословия, описывая, с большой долей красноречия и пафоса, те необыкновенно великие и драгоценные благословения, какими мы обладаем в Иисусе Христе. Великие привилегии нашей веры достойны того, чтобы вспоминать о них в наших благодарственных молитвах к Богу.
I. Он благодарит Бога за духовные благословения вообще, ст. 3. Он называет Его при этом — Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа, ибо по отношению к Христу как Посреднику Отец был Его Богом, в то время как по отношению к Нему как к Богу, второй Ипостаси божественной Троицы, Он был Его Отцом. Это говорит о мистическом единстве Христа и верующих, а именно: что Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа является в Нем и через Него также и нашим Богом и Отцом. Все благословения приходят от Бога как от Отца нашего Господа Иисуса Христа. Только благодаря Его посредничеству мы можем ожидать какие-либо блага от святого и праведного Бога. Он благословил нас... всяким духовным благословением. Заметим: духовные благословения — это самые лучшие благословения, какими Бог благословляет нас, и за них мы должны благословлять Его. Он, благословляя нас, дарует нам нечто такое, что делает нас истинно благословенными. Мы, со своей стороны, не можем благословить Бога таким же образом, но можем и должны делать это, восхваляя, возвеличивая и благодаря Его за полученные благословения. Тех, кого Он благословляет, Он благословляет всяким духовным благословением; кому Он дает Христа, тому щедро дает и все благословения. Это не относится к земным благам, так как одним Он дает здоровье, но не дает богатства, а другим дает богатство, но не дает здоровья и т.п. Но когда Бог благословляет духовным благословением, то дарует всякое благословение. Это есть духовное благословение в небесах, то есть, как считают некоторые, в церкви, отделенной от мира, избранной из него. Слова в небесах можно понимать также и в смысле в небесном, то есть в том, что нисходит с неба и предназначено для приготовления человека к небу, к принятию его туда. Это учит нас, что духовное и небесное является главным, о чем нам следует помышлять, что духовные и небесные благословения — наилучшие благословения, с которыми мы не можем быть несчастными и без которых не можем быть счастливыми. О горнем помышляйте, а не о земном. Эти благословения мы получаем во Христе, ибо как все наши дела восходят к Богу через Христа, так и благословения нисходят к нам тем же самым путем, поскольку Христос является Посредником между нами и Богом.
II. Далее перечисляются и подробно рассматриваются многие из тех духовных благословений, какими мы благословляемся во Христе и за которые должны благословлять Бога.
1. Избрание и предопределение, являющиеся источниками всех других благословений, ст. 4−5, 11. Избрание, или выбор, подразумевает, что из общей массы рода человеческого некоторые избираются и отделяются. Предопределение относится к тем благословениям, для которых предназначены избранные, в частности к усыновлению: согласно предопределению Божиему мы призваны быть Его усыновленными детьми и таким образом получить право на все привилегии и наследство детей. Здесь указано время, когда имел место этот акт любви, — прежде создания мира. Тот факт, что эти благословения были в планах Божиих еще прежде создания мира, в высшей степени возвеличивает их. Милостыня, которую вы подаете нищему, стоящему у ваших дверей, является сиюминутным порывом, но наследство, собираемое отцом для своих детей, есть результат его многих размышлений, и он с великой торжественностью закрепляет свое решение в завещании. Это не только возвеличивает Божии благословения, но и гарантирует их для Его избранных, ибо предвечные намерения Божии относительно избранных неизменны. Даруя Своему народу духовные благословения, Бог действует согласно Своему вечному предопределению. Он благословил нас, потому что избрал нас в Нем, то есть во Христе, Он является великой Главой избранных и называется избранным Божиим. В этом избранном Искупителе сосредоточено Божие благоволение к избранным. Заметьте здесь, в чем состояли великая цель и намерение этого избрания — чтобы мы были святы. Не в смысле Его предведения, что мы будем святы, но в том смысле, что Он предопределил сделать нас таковыми. Все избранные избраны к блаженству как цели и к святости как средству достижения этой цели. Их освящение, как и их спасение, является результатом предопределения божественной любви. И непорочны пред Ним, то есть их святость должна быть не только внешней, видимой, непорочной только в глазах людей, но внутренней, истинной, какую считает непорочной Сам Бог, видящий сердце; она должна быть святостью, происходящей от любви к Богу и ближним, ибо любовь — это первоисточник истинной святости. В оригинале слово непорочны означает такую чистоту, в какой никто не может обнаружить изъяна, поэтому некоторые полагают, что здесь подразумевается та совершенная святость, какой святые достигнут только в грядущей жизни, когда они будут вечно в непосредственном общении с Ним. Здесь также указывается принцип и главная причина божественного выбора: ...по благоволению воли Своей (ст. 5), не потому что Он что-то предвидел в них, но потому что такова была Его суверенная воля, потому что это было благоугодно Ему. По определению, твердому и неизменному решению Совершающего все по изволению воли Своей, ст. 11. Он властно совершает все, что касается Его избранных, согласно тому, как Он предопределил и постановил в Своей премудрости и суверенной свободе, имея конечной целью всего этого Свою собственную славу: В похвалу славы благодати Своей (ст. 6), дабы послужить к похвале славы Его нам... (ст. 12), то есть жить и вести себя так, чтобы Его щедрая благодать была возвеличена, прославлена и удостоилась самой высокой похвалы. Все от Бога, из Него и через Него, поэтому все должно быть к Нему и для Его славы. Заметим: слава Бога является Его собственной целью, и она должна быть также нашей целью во всем, что мы делаем. Этот отрывок понимается некоторыми в совершенно другом смысле, с особой ссылкой на обращение ефесян в христианство.
2. Следующим духовным благословением, какое отмечает апостол, является принятие нас Богом через Иисуса Христа: Которою, то есть благодатью, Он облагодатствовал нас в Возлюбленном (англ. принял. — Прим. переводчика), ст. 6. Иисус Христос является Возлюбленным Своего Отца (Мф 3:17), а также ангелов и святых. Быть принятым Богом — это огромная привилегия, означающая, что Он простирает к нам Свою любовь, принимает нас под Свою защиту, в Свою семью. Мы не можем быть приняты Богом, или облагодатствованы, иначе, как только во Христе Иисусе. Он любит Свой народ ради Своего возлюбленного Сына.
3. Прощение грехов и искупление кровью Иисуса, ст. 7. Без искупления нет прощения. По причине греха мы находились в рабстве и могли быть освобождены от него только через прощение наших грехов. И искупление и прощение мы имеем во Христе, в Его пролитой крови. Вина и позор греха могут быть сняты не иначе, как только кровью Христа, в струе ее изливаются на нас все наши духовные благословения. Эта великая привилегия, доставшаяся нам даром, а нашему благословенному Господу Иисусу очень дорогой ценой, была, тем не менее, явлением богатства благодати Божией. В великом деле искупления человека соединены в одно целое заместительная жертва Христа и богатство Божией благодати. Христос вполне удовлетворил Бога как наш Заместитель и Поручитель, но это было по богатству Божией благодати, что Он принял Его заместительную жертву, вместо того чтобы привести в исполнение суровый закон против преступников. Это богатство благодати Божией было явлено также и в том, что Он даровал нам в качестве нашего Заместителя Своего собственного Сына, когда ничего подобного не могло прийти нам в голову и ничто другое не могло быть найдено для нас. В этом Он не только явил богатство благодати Своей, но и в преизбытке даровал нам ее во всякой премудрости и разумении (ст. 8) — в премудром плане искупления и в разумном осуществлении его. Как прославились Божия премудрость и Его разумение в этом великом деле, как чудно сочетались в нем справедливость и милость, как была соблюдена честь Бога и Его закона, и, в то же время, гарантировано избавление и спасение грешников!
4. Следующая привилегия, за которую апостол благословляет Бога, есть божественное откровение: Он открыл нам тайну Своей воли (ст. 9), то есть Свое благоволение к людям; в течение долгого времени оно было сокрыто и до сих пор остается сокрытым от большей части мира; этим откровением мы обязаны Христу, Кто, будучи от вечности в недре Отчем, пришел объявить Его волю сынам человеческим. По Своему благоволению, то есть согласно Своим тайным определениям относительно искупления людей, которое Он прежде положил в Самом Себе (рус. в Нем. — Прим. переводчика), или принял решение Сам и от Себя Самого, независимо от чего бы то ни было в них. В этом откровении, в том, что Он открыл нам тайну Своей воли, преизобильно просияли Божия премудрость и Его разумение. Эта тайна описывается (ст. 13) как слово истины, благовествование вашего спасения. Каждое слово его истинно. Оно содержит самые великие и важные истины и наставляет нас в них, оно подтверждено и скреплено клятвой Божией, откуда следует, что мы должны прибегать к нему во всех наших исследованиях божественной истины. Оно является благовествованием нашего спасения: возвещает радостную весть о спасении, предлагает спасение, указывает путь к спасению, а благословенный Дух Святой делает чтение слова и служение словом действенным для спасения душ. О, как мы должны ценить это славное Благовествование и благословлять за него Бога!
5. Единство во Христе и со Христом — это великая привилегия, духовное благословение, являющееся основанием для многих других благословений. Он все... соединяет под главою Христом, ст. 10. Все линии божественного откровения сходятся во Христе, вся религия сосредоточивается в Нем. Объединившись со Христом, иудеи и язычники объединились друг с другом. Все небесное и земное соединено в Нем; в Нем достигнут мир и установлено согласие между небом и землей. Неисчислимые воинства ангелов объединились в одно целое с церковью через Иисуса Христа; именно это Он прежде положил в Себе, в этом состоял Его замысел в том домостроительстве (рус. устроении. — Прим. переводчика), которое должно было осуществиться через послание Христа при достижении полноты времен, то есть в точное время, установленное Богом.
6. Вечное наследство великое благословение, которым мы благословляемся во Христе: В Нем мы и сделались наследниками... ст. 11. Небо — это наследие, блаженство неба есть удел души, могущий вполне удовлетворить ее; оно дается по наследству как дар Отца Его детям. Если дети, то и наследники. Все благословения, какими мы обладаем теперь, незначительны по сравнению с этим наследством. То, чем пользуется наследник в пору его несовершеннолетия, не может сравниться с тем, что сберегается для него до того времени, когда он придет в возраст. О христианах говорится как об уже получивших это наследство во Христе, так как во Христе как их Главе и Представителе они уже теперь имеют право на него и даже действительно обладают им.
7. К перечисляемым благословениям относятся также печать и залог Духа Святого. О нас говорится, что мы запечатлены обетованным Святым Духом, ст. 13. Благословенный Дух свят и нас делает святыми. Он называется Духом обетованным, так как был обетован. Верующие запечатлеваются Им, то есть отделяются для Бога и отмечаются как принадлежащие Ему. Дух Святой — залог наследия нашего, ст. 14. Залог — это часть платы, гарантирующая выплату полной суммы. Так и дар Духа Святого: все Его влияния и действия как Освящающего и как Утешающего нас — это начало неба, это слава в зародыше. Его просвещение есть залог вечного света; Его освящение — залог совершенной святости; Его утешение — залог вечной радости. О Нем сказано, что Он есть залог для искупления удела Его (до искупления приобретенного удела, согласно англ. тексту. — Прим. переводчика). Это наследие называется здесь уделом (англ. владением. — Прим. переводчика), так как залог его дает такую надежную гарантию для наследников, что они могут считать себя уже владеющими своим наследством; оно обретено для них кровью Иисуса Христа. Об искуплении наследия здесь говорится в связи с тем, что оно было потеряно по причине греха; Христос возвращает его нам, и это называется искуплением как напоминание о законе искупления. Заметим из всего этого, каким благодатным является обетование, гарантирующее дар Святого Духа тем, кто просит о нем.
Апостол упоминает о великой цели Бога в ниспосылании всех этих духовных благословений: Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа, — нам, кому Евангелие было проповедано раньше, кто первыми обратились к Христу и возложили свое упование на Него. Заметим: духовный возраст имеет свои преимущества; те, кто в течение более длительного времени испытывает на себе благодать Христа, должны особенно прославлять Бога. Они должны быть сильными в вере, более возвышенно славить Бога, хотя это должно быть целью всех христиан. Для этого мы сотворены, для этого мы искуплены, это составляет цель христианства и всего, что Бог сделал для нас: ...в похвалу славы Его, ст. 14. Он хочет, чтобы все Его совершенства были явлены человеку и чтобы сыны человеческие прославили Его.
Стихи 15−23. Мы подошли к последней части этой главы, представляющей собой горячую молитву Павла о ефесянах. Мы должны молиться о тех, за кого воздаем благодарность. Апостол благодарит Бога за то, что Он уже сделал для ефесян, и просит, чтобы Он сделал для них еще более. Он благодарит Его за духовные благословения, дарованные им, и просит о дальнейших, ибо Богу угодно, чтобы дом Израилев просил Его сделать это для них. Бог вручил Своему Сыну, Господу Иисусу, духовные благословения для нас, но Он хочет, чтобы мы брали их посредством молитвы. Наша доля в этих благословениях не может быть более того, на что мы притязаем своей верой и о чем просим в своих молитвах. Основанием для молитвы Павла о ефесянах было то доброе известие, какое он получил о них: ...услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, ст. 15. Вера во Христа и любовь к святым сопровождаются и всеми другими добродетелями. Любовь к святым как таковым, потому что они святые, включает в себя любовь к Богу. Кто любит святых как таковых, тот любит всех святых, какими бы они ни были слабыми в благодати, незначительными в этом мире, капризными и раздражительными. Другим побуждающим мотивом к молитве за ефесян было то, что они получили залог наследия, на что указывает слово посему, связывающее ст. 15 с предыдущим. «Возможно, вы думаете, что если получили залог Духа, то достаточно блаженны и не нуждаетесь в дальнейшем попечении — ни в ваших молитвах за самих себя, ни в моих молитвах за вас». Нет, как раз наоборот. Посему... непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, ст. 16. Благодаря Бога за дарование им Духа Святого, Павел продолжает просить о том, чтобы Он послал в них Духа (ст. 17), чтобы даровал Его им в еще большей мере. Заметим: даже самые лучшие из христиан нуждаются в молитвах за них; слыша доброе о своих друзьях, мы должны считать себя обязанными ходатайствовать за них перед Богом, чтобы они изобиловали благодатью и возрастали в ней все более и более. О чем же Павел просит в своей молитве за ефесян? Не о том, чтобы они избавились от преследований, и не о благоденствии их в этом мире, чтобы они имели богатство и славу, но о более великом — о том, чтобы Бог просветил их разум, чтобы они возрастали в познании Бога; при этом он имеет в виду практическое, опытное познание. Дары и утешения Святого Духа сообщаются душе посредством просвещения разума. Именно таким способом душа приобретает и сохраняет их. Сатана действует совершенно иначе: он овладевает ощущениями и страстями души, в то время как Христос — разумом. Заметим здесь следующее:
I. Откуда должно прийти это познание — от Бога Господа нашего Иисуса Христа... ст. 17. Господь есть Бог познания, здравое спасительное познание может исходить только от Него, поэтому мы должны обращаться за ним к Тому, Кто является Богом Господа нашего Иисуса Христа (ст. 3) и Отцом славы. Это евраизм. Бог бесконечно славен в Самом Себе, Ему принадлежит вся слава от Его творения, и Он является источником всей той славы, в какую уже облечены или будут облечены святые. Итак, Он дает познание, даруя Духа познания, ибо Дух Божий — это Учитель святых, Он есть Дух премудрости и откровения. Откровения Духа даны в слове Божием, но какая нам будет польза от слова, если в нашем сердце нет Духа премудрости? Если тот же самый Дух, Который является Автором Священного Писания, не снимет покрова с нашего сердца и не сделает нас способными понимать и применять Писание, то мы никогда не станем лучше. К познанию Его, или для знакомства с Ним, то есть не просто к теоретическому знанию о Христе, о том, что написано о Нем, но к познанию власти Христа путем послушного сообразования с Ним, достигаемого с помощью Духа премудрости и откровения. Это познание начинается в разуме. Он просит (ст. 18), чтобы Бог просветил очи их сердца (англ. разума. — Прим. переводчика). Заметьте: те, чьи очи открыты, и они имеют некоторое познание о Боге, нуждаются в большем просвещении, в том, чтобы иметь более ясное, отчетливое и опытное познание. Христиане не должны думать, что вполне достаточно иметь сердечные переживания, им следует прилагать усилия к тому, чтобы приобрести ясное понимание, стремиться быть знающими и рассудительными христианами.
II. Павел желает, в частности, чтобы они познали:
1. В чем состоит надежда призвания Его... ст. 18. Христианство есть наше призвание. Бог призвал нас к нему, и поэтому оно называется Его призванием. В этом призвании есть надежда, ибо кто имеет дело с Богом, тот имеет надежду. И мы должны знать, в чем состоит надежда нашего призвания, то есть знать, какими привилегиями обладают дети Божии в настоящей жизни и чего им ожидать от Бога в будущем, в небесном царстве, чтобы это знание вдохновляло их с большим усердием и терпением проходить христианское поприще. Мы должны ревновать и усердно молиться о более ясном понимании и более полном представлении о величии того, что составляет надежду христианина.
2. И какое богатство славного наследия Его для святых. Кроме небесного наследства, уготованного для святых, существует наследие святых и в этой жизни, ибо благодать есть начало славы, а святость — блаженство в зародыше. В этом наследии есть слава, богатство славы, оно делает христианина более превосходным и истинно достойным, чем все окружающие его в этом мире. Это нужно познать на опыте: познать духовную, божественную жизнь, ее законы, ее радости и ее силу. Эти слова можно отнести и к славному наследию святых на небесах, где Бог, так сказать, выложит все Свои богатства, чтобы сделать их блаженными и славными, и где они будут обладать славой, превосходящей всякое человеческое представление; познание, какого можно достичь об этом на земле, очень желательно, интересно и доставляет большое наслаждение. Будем же стараться посредством чтения Слова, размышления и молитвы познавать небо, насколько это возможно, чтобы мы могли желать его и стремиться к нему.
3. И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих... ст. 19. Практическая вера во всемогущество Бога и Его всесильную благодать абсолютно необходима для тесного и постоянного хождения с Богом. Мы должны стремиться на личном опыте познать могущественную силу благодати, начинающей и совершающей дело веры в наших душах. Привести человека к вере во Христа, к упованию на Его праведность, к надежде на вечную жизнь — это очень трудная задача. Ничто, кроме всемогущей силы, не может осуществить ее в нас. Апостол высказывается необычайно возвышенно, красноречиво, и все-таки ему как-будто нехватает слов, для того чтобы выразить, как безмерно величие могущества Его, той державной силы, какой Он действует в Своих детях, какой Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых, ст. 20. Воскресение Христа было для мира поистине великим доказательством истины Евангелия, а действие этой силы в наших сердцах (наше освящение, наше воскрешение из мертвого греховного состояния, в сообразовании с воскресением Христа) является великим доказательством для нас лично. Хотя это не может доказать истинность Евангелия для других, кто ничего не знает об этом (для таковых доказательством является воскресение Христа), тем не менее мы можем на основании своего опыта утверждать, подобно самарянам: «Мы сами слышали Его, мы ощутили могущественную перемену в нашем сердце». Мы можем с полной уверенностью заявить: Теперь мы уверовали, что Он есть Христос, Сын Божий. Многие считают, что апостол говорит здесь о том безмерном величии могущества, каким Бог воскресит тела верующих к вечной жизни, той самой державной силой, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых. Каким желанным должно быть познание этой силы, когда мы будем наконец восстановлены ею из могил для вечной жизни!
Упомянув о Христе и Его воскресении, апостол делает небольшое отступление от темы чтобы сказать еще нечто о величии Господа Иисуса Христа и о Его вознесении. Он сидит одесную Отца на небесах, ст. 20−21. Иисус вознесен превыше всего, Он восседает над всем, и все покорено Ему. Вся слава горнего мира и все силы обоих миров всецело отданы в Его распоряжение. Отец все покорил под ноги Его (ст. 22) согласно Своему обетованию, Пс 109:1. Все творения находятся в подчинении Ему, они должны либо добровольно покориться Ему, либо будут вынуждены подчиниться Его жезлу и принять от Него осуждение себе. Бог поставил Его выше всего, главою Церкви. Быть вознесенным до такого владычества и главенства и иметь приготовленное для Него мистическое тело было даром Христу как Посреднику, а для церкви является даром иметь своей главою Того, Кто наделен таким могуществом и властью. Бог дал Ему быть Главою над всем. Он дал Ему власть как на небе, так и на земле. Отец любит Сына и ВСЕ дал в руки Его. Но самое утешительное из этого то, что Он является Главою над всем ради церкви; Ему дана всякая власть, то есть Он может распоряжаться всеми делами на земле в соответствии с намерениями Своей благодати относительно церкви. Поэтому мы можем ответить посланцам народов, что Господь основал Сион. Та же самая сила, что держит мир, держит и церковь, и мы можем быть уверены, что Он любит Свою церковь, ибо она есть Его тело (ст. 23), Его мистическое тело, и Он будет заботиться о ней. Она есть полнота Наполняющего все во всем. Иисус Христос наполняет все во всем, Он восполняет всякий недостаток во всех Своих членах, исполняя их Своим Духом и даже полнотою Божиею, 3:19. И в то же время о церкви говорится, что она является Его полнотой, потому что Христос как Посредник без церкви не имел бы полноты. Как бы Он мог быть царем, если бы не имел царства? Поэтому то, что Церковь есть Его полнота, представляет честь для Христа как Посредника.