Руфь 2 глава

Книга Руфи
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 У Ноемини был родственник со стороны мужа из того же клана, что и Элимелех, богатый и влиятельный человек, по имени Боаз.
2 Руфь моавитянка сказала Ноемини:
— Отпусти меня в поля, подбирать оставшееся зерно за тем,[9] в чьих глазах найду расположение.
Ноеминь сказала ей:
— Иди, моя дочь.
3 Она вышла и начала подбирать в полях за жнецами. И случилось так, что она пришла на ту часть поля, которая принадлежала Боазу из клана Элимелеха.
4 Как раз тогда из Вифлеема пришёл Боаз и приветствовал жнецов:
— Господь с вами!
— Благослови тебя Господь, — откликнулись они.
5 Боаз спросил старосту своих жнецов:
— Чья та молодая женщина?
6 Староста ответил:
— Это та моавитянка, что вернулась из Моава с Ноеминью.
7 Она сказала: «Пожалуйста, позволь мне подбирать колосья следом за жнецами». Она пришла на поле и находится здесь с утра до этого времени; мало бывает она дома[10].
8 Боаз сказал Руфи:
— Послушай меня, моя дочь. Не ходи подбирать на другое поле и не удаляйся отсюда. Оставайся здесь с моими служанками.
9 Смотри, на каком поле жнут мои слуги, и держись вместе с моими служанками. Я велел своим слугам не трогать тебя. И всякий раз, когда ты захочешь пить, иди и пей из кувшинов, которые наполняют мои слуги.
10 Она поклонилась, коснувшись лицом земли, и воскликнула:
— За что ты так добр ко мне, почему ты проявляешь такую заботу о чужеземке?
11 Боаз ответил:
— Мне рассказали обо всем, что ты сделала для своей свекрови после смерти твоего мужа: как ты оставила отца и мать и свою родину и пришла жить к народу, которого ты прежде не знала.
12 Пусть Господь воздаст тебе за то, что ты сделала. Да получишь ты богатую награду от Господа, Бога Израиля, к Которому ты пришла, чтобы найти прибежище под Его крыльями.
13 — Да буду я и дальше находить милость в твоих глазах, мой господин, — сказала она. — Ты утешил меня и говорил с твоей служанкой по-доброму, несмотря на то что я не стою ни одной из твоих служанок.
14 Во время обеда Боаз сказал ей:
— Подойди сюда. Возьми хлеб и обмакивай его в уксус.
Она села рядом со жнецами, и он предложил ей жареного зерна. Она съела столько, сколько хотела, и ещё осталось.
15 Когда она встала, чтобы подбирать дальше, Боаз приказал своим слугам:
— Даже если она будет собирать среди снопов, не обижайте её.
16 Наоборот, отбрасывайте для неё колосья из вязанок и оставляйте ей подбирать и не попрекайте её.
17 И так Руфь подбирала на поле до вечера. Когда она вымолотила ячмень, который собрала, получилось около ефы[11].
18 Она принесла его в город, и её свекровь увидела, как много она собрала. Ещё Руфь вытащила и дала ей то, что осталось у неё после обеда.
19 Свекровь спросила её:
— Где ты собирала сегодня? Где ты работала? Пусть будет благословен тот человек, который позаботился о тебе!
Руфь рассказала своей свекрови, у кого она работала.
— Человека, у которого я сегодня работала, зовут Боаз, — сказала она.
20 — Благослови его Господь! — сказала Ноеминь своей снохе. — Он[12] не оставил без милости ни живых, ни умерших.
Затем прибавила:
— Этот человек с нами в близком родстве.[13]
21 Руфь моавитянка сказала:
— Он даже сказал мне: «Оставайся с моими работниками до тех пор, пока они не закончат убирать всё мое зерно».
22 Ноеминь сказала своей снохе Руфи:
— Это хорошо, моя дочь, что ты будешь ходить с его служанками, потому что на чьем-нибудь другом поле тебя могли бы обидеть.
23 Руфь держалась со служанками Боаза и подбирала колосья, пока не кончилась жатва ячменя и пшеницы[14]. А жила она у своей свекрови.

Толкование Мэтью Генри

Вряд ли во всей священной истории можно найти еще одну главу, которая снисходит так низко и рассказывает о таком презренном человеке, как Руфь бедной моавитянке, вдове, посвятившей себя такому ничтожному занятию, как сбор остатков урожая на полях своих соседей, и мельчайших обстоятельствах ее жизни. Но все это было необходимо для того, чтобы она была привита к линии Христа и упоминалась среди Его предков, чтобы она стала прообразом языческой Церкви, сочетавшейся со Христом (Ис 54:1). Это делает данную историю выдающейся, а многие ее отрывки несут наставления и заслуживают подражания.

I. Руфь смиренно трудится на поле, собирая остатки урожая хлеба. Провидение направляет ее на поле Вооза (ст. 1−3).

II. Во многих ситуациях Вооз демонстрирует свое благоволение к ней (ст. 4−16).

III. Руфь возвращается к своей свекрови (ст. 18−23).

Стихи 1−3. Ноеминь поселилась в Вифлееме среди своих старых друзей; и далее описывается:

I. Ее богатый родственник Вооз человек весьма знатный (богатый, в англ. пер. ст. 1). Халдеи читают: «Сильный в законе». Если он был и тем и другим и богатым и сильным в законе, то это весьма редкое и отменное сочетание качеств; обладающие ими несомненно люди сильные. Он был внуком Наассона князя колена Иудина в пустыне, и сыном Салмона, скорее всего, младшим сыном, которого родила Раав, блудница из Иерихона. Его имя свидетельствовало о его силе: Вооз в нем сила. Он был из семьи Елимелеха семьи, которая тогда сильно сократилась и бедствовала. Обратите внимание:

(1) Хотя Вооз был богатым и знатным человеком, но имел бедных родственников. Не каждая ветвь дерева представляет собой верхушку. Люди, занимающие знатное положение в мире, не должны стыдиться своих бедных и презренных родственников, чтобы не стать гордыми, презрительными и бессердечными.

(2) Хотя Ноеминь в то время была бедной презренной вдовой, но имела богатых родственников, которыми тем не менее не хвалилась; она не желала быть для них бременем и, возвращаясь в Вифлеем в бедственном положении, не ожидала от них помощи. Кто имеет богатых родственников, оставаясь человеком бедным, тот должен знать, что именно мудрое провидение Бога делает людей разными (и мы должны с этим согласиться) и что гордиться своими знатными родственниками большой грех, равно как и глупо уповать на них.

II. Ее бедная невестка Руфь.

1. Ее положение было ничтожным, а она сама бедной, что было большим испытанием для веры и постоянства молодой прозелитки. Жители Вифлеема поступили бы хорошо, если бы пригласили Ноеминь с ее невесткой вначале пожить в одном богатом доме, а потом в другом (это было бы большим облегчением для пожилой вдовы и большой поддержкой для новообращенной), но вместо того, чтобы вкусить лакомства Ханаана, они были вынуждены добывать себе необходимую пищу сбором остатков урожая хлеба, в противном случае, как мне кажется, им грозила голодная смерть. Отметьте: Бог избрал бедных мира; скорее всего, они были бедными, ибо хотя Бог избрал их, но люди чаще всего презрительно относились к ним.

2. Даже оказавшись в таких тяжелых условиях, ее характер остался хорошим (ст. 2). Она не сказала Ноемини: «Позволь мне вернуться в землю моавитскую, ибо здесь невозможно жить; здесь нас ожидает нужда, а в доме моего отца достаточно хлеба». Нет, она в мыслях не имела то отечество, из которого вышла, в противном случае теперь у нее появился бы хороший повод вернуться. Бог Израиля будет ее Богом, и хотя Он убивает ее, но она будет верить Ему и никогда не оставит Его. Она просит Ноеминь: «Позволь мне пойти на поле подбирать колосья» (англ. пер.). Кто родился в благополучной семье и был хорошо воспитан, тот не знает, в каких стесненных обстоятельствах может оказаться и каким презренным трудом будет вынужден заниматься, чтобы добыть себе хлеб (Плач 4:5). И если наше положение становится таким печальным, то давайте вспомним Руфь, которая была великим примером (1) смирения. Когда провидение сделало ее бедной, она не сказала: «Мне стыдно собирать остатки; это все равно что просить милостыню», а с готовностью покорилась своим презренным обстоятельствам и смирилась со своим жребием. Гордый дух скорее умрет, чем покорится, но Руфь не принадлежала к таковым. Она не сказала свекрови, что не привыкла питаться крохами. Хотя она не привыкла к этому, но была вынуждена так поступать, и это ее не сильно беспокоило. Более того, это было ее личное побуждение, а не указ свекрови. Смирение является одним из самых ярких украшений юности и одним из наилучших знамений. Прежде чем возвыситься, Руфь была унижена. Обратите внимание, как смиренно она говорит о себе, ожидая получить позволение отправиться собирать остатки: «Позволь мне подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение». Она не говорит: «Я пойду и буду собирать колосья, и никто не запретит мне делать это», а: «Я пойду на поле и буду подбирать, надеясь, что мне разрешат это делать». Отметьте: бедные люди не должны требовать, чтобы к ним были добры, словно им чем-то обязаны, а смиренно просить и считать благоволением, даже если другим это ничего не стоит. Бедным приличествует быть просителями.

(2) Трудолюбия. Она не сказала своей свекрови: «Позволь мне пойти и посетить женщин этого города или пойти прогуляться в поле, чтобы подышать свежим воздухом и развеселиться; я не могу сидеть с тобой и грустить весь день». Ее сердце стремилось не развлечься, а потрудиться: «Позволь мне пойти подбирать колосья, ибо это может принести нам пользу». Она была одной из тех добродетельных женщин, которые не ели хлеба праздности и любили потрудиться. Это является примером для молодежи. Пусть они своевременно научатся работать и все, что может рука их делать, по силам делают. Трудолюбие сулит хорошее и в этом и в другом мире. Не любите спать, развлекаться и прогуливаться, а любите свое дело. Руфь также является хорошим примером для людей бедных, чтобы они работали ради обретения средств к жизни, а не просили того, что могут заработать. Мы не должны стыдиться никакой честной работы, даже если она ничтожная. Ergon ouden oneidos Всякий труд почетен. Только грех ниже нас, и никакое другое занятие мы не должны считать недостойным, если провидение призывает нас к нему.

(3) Уважения к своей свекрови. Хотя Ноеминь не была ее родной матерью, хотя смерть освободила ее от подчинения своему мужу и она вполне могла считать себя свободной от обязательств перед матерью мужа, тем не менее она соблюдает свои обязанности перед ней. Она не уходит, не известив ее и не спросив у нее разрешения. Подобное уважение молодые люди должны оказывать своим родителям и начальникам; это почести, которые они заслужили. Она не сказала: «Мама, если вы пойдете со мной, то я пойду подбирать остатки», а: «Оставайтесь дома и отдохните, а я пойду поработаю». Juniores ad labores — Молодые должны трудиться. Молодежь должна получать советы у взрослых, но не заставлять их работать.

(4) Упования на провидение, которое подразумевается в ее словах: «Я буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение». Она не знает, куда идти и у кого спросить, а верит, что Божье провидение пошлет того или иного друга, который будет милостив к ней. Давайте всегда поддерживать в себе хорошие мысли о божественном провидении и верить, что, пока мы поступаем хорошо, у нас все будет благополучно. И оно было благоприятно для Руфи, ибо когда она пошла одна подбирать колосья, без друга или спутника, то пришла на ту часть поля, которая принадлежала Воозу (ст. 3). Для нее в этом не было ничего необычного. Она не знала, чье это поле, и у нее не было оснований выбрать его, а не другое, и поэтому Писание говорит, что это случилось; хотя именно Божье провидение направило ее на это поле. Отметьте: Бог мудро располагает незначительные события, и то, что кажется случайным, прославляет Его и благочестивых людей из народа Божьего. Многие великие дела совершаются благодаря незначительным событиям, которые нам кажутся случайными, но они были направлены провидением с определенными умыслом.

Стихи 4−16. В данных стихах появляется Вооз, и в его поведении по отношению к своим слугам и этим бедным странницам проявляется его порядочность.

1. В отношении к слугам, которые были наняты для жатвы и сбора урожая. Время сбора урожая беспокойное, тогда многие руки должны быть заняты работой. Так как Вооз имел большое имение и был человеком богатым, то у него было много работы и, следовательно, много людей должно было трудиться под его руководством и жить за его счет. Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? Вооз в данном случае является примером хорошего хозяина.

1. У него был слуга, присматривавший за жнецами (ст. 6). Когда семья большая, то необходимо, чтобы был человек, который бы следил за остальными слугами и определял каждому его часть работы и еды. Именно такими слугами в доме Божьем являются служители; необходимо, чтобы они были мудрыми и верными и все показывали Господу, как в данном случае (ст. 6).

2. Тем не менее, он сам пришел к своим жнецам, чтобы посмотреть, как продвигается работа, все ли они делают правильно и не нужно ли что-то исправить, а также, чтобы дать им дальнейшие указания, что делать. Он делал это для своей выгоды (ибо тот, кто поручает всю работу другому, получит ее сделанной наполовину; глаз хозяина делает лошадь тучнее), а также для ободрения своих слуг, которые с большим рвением совершают свою работу, когда хозяин навестил и находится рядом с ними. Хозяева, живущие беззаботно, должны нежно заботиться о тех, кто трудится для них, переносит тягость дня и зной.

3. Вооз и его жнецы обменялись доброжелательными и благочестивыми приветствиями.

(1) Он сказал им: «Господь с вами», и они ответили: «Да благословит тебя Господь!» (ст. 4). Тем самым они выразили:

[1] Взаимное уважение друг к другу; он свое уважение к ним как к хорошим слугам, а они свое уважение к нему как к хорошему господину. Придя к ним, он не стал распекать их, словно пришел лишь для того, чтобы придраться и проявить свою власть, а помолился о них: «Господь с вами; пусть Он даст вам процветание, здоровье и силу и да сохранит от всякой беды». Со своей стороны, когда он удалился и не мог слышать их слов, они не стали проклинать его, как поступают злобные слуги, ненавидящие своего господина, а ответили ему вежливо: «Да благословит тебя Господь; пусть наш труд послужит твоему процветанию». Скорее всего, благополучно будут обстоять дела в доме, где царит такое доброжелательство, как в данном случае между господином и его слугами.

[2] Свое взаимное упование на божественное провидение. Они выразили свое доброе отношение, помолившись друг о друге, и тем самым проявили не только свою обходительность, но и благочестие; они также признали, что все блага приходят от присутствия Бога и Его благоволения, и поэтому мы должны ценить их и стремиться, прежде всего, быть в присутствии Бога и иметь Его благоволение ради собственного блага и для блага других.

(2) На этом примере давайте научимся:

[1] Вежливо приветствовать, выражая свою искреннюю доброжелательность к своим друзьям.

[2] Благочестиво восклицать, вознося свои сердца к Богу и умоляя Его о благоволении в таких коротких молитвах, как здесь приведены. Единственное, чего мы должны опасаться, чтобы они не деградировали и не превратились в формальность, чтобы, вознося их, мы не произносили имени Господа, Бога своего, напрасно. Но если, вознося короткие молитвы, мы остаемся серьезными, то в них можем поддерживать общение с Богом и черпать в Нем милость и благодать. Похоже, в то время вполне обычным считалось подобным образом желать жнецам скорейшего завершения работы (Пс 128:7−8).

4. Он выслушал доклад своих жнецов о чужеземке, с которой встретился на поле, и повелел, чтобы они не трогали (ст. 9) и не обижали ее (ст. 15). Господа должны не только заботиться о том, чтобы им самим не причинили вреда, но и не допускать, чтобы их слугам и другим подчиненным не причиняли вреда. Он также приказал, чтобы они были добры к ней и от снопов откидывали ей. Хотя господа вполне могут порицать своих слуг за расточительность и велеть им быть бережливыми, но не должны запрещать им благотворить, а разрешать делать это, давая при этом благоразумные наставления.

II. Вооз был очень добр к Руфи и оказал ей значительное благоволение; к этому его побудили рассказы жнецов о ней и его собственные наблюдения; Бог также склонил его сердце благоволить к ней. Находясь среди своих жнецов, он обратил внимание на находившуюся среди них незнакомку и спросил о ней своего управляющего. Тот рассказал хозяину, кем она была; и здесь очень детально описывается, как развивались дальнейшие события.

1. Управляющий честно описал ее Воозу и положительно отозвался о ней, что побудило его быть благосклонным к ней (ст. 6−7).

(1) Она была странницей, а следовательно, одной из тех, кому, по закону Божьему, было позволено подбирать оставшееся от жатвы (Лев 19:9−10). Она была моавитянкой.

(2) Она была связана с его семьей, ибо пришла вместе с Ноеминью, женой Елимелеха, который приходился родственником Воозу.

(3) Она была новообращенной, ибо вышла из Моава, чтобы поселиться в земле израильской.

(4) Она была очень скромной и не начала подбирать оставшееся, пока не получила разрешение.

(5) Она была очень трудолюбивой и работала с утра до самого вечера. А бедных, которые много трудятся и готовы прилагать усилия, следует ободрять. В полдень она немного отдыхала в доме или палатке, поставленной посреди поля в качестве укрытия от непогоды и для отдыха, а некоторые полагают, что, возможно, она удалялась туда для молитвы. Но вскоре она возвращалась к своей работе и, за исключением небольшого перерыва, трудилась весь день, хотя эта работа была непривычной для нее. Слуги должны быть честными, описывая характер других людей и докладывая о них своему хозяину, должны остерегаться, чтобы не представить ложно человека и тем самым не убедить хозяина отказаться от благотворительности к этому человеку, не имея никаких оснований.

2. Выслушав доклад управляющего, Вооз был максимально вежлив с ней, что проявилось в нескольких отдельных случаях.

(1) Он повелел ей трудиться вместе с его жнецами на каждом поле, куда они пойдут работать, и не собирать остатки на полях других людей, ибо ей не стоит искать другого поля, чтобы облегчить свою работу (ст. 8): «Будь здесь, с моими служанками», ибо представительницы ее пола были для нее самой подходящей компанией.

(2) Он повелел всем своим слугам быть добрыми и уважительно относиться к ней; и нет сомнений, что именно так они и вели себя, видя доброжелательность к ней своего господина. Она была чужеземкой и, возможно, речью, одеянием и внешним видом отличалась от них, но он повелел ни в чем не оскорблять и не обижать ее, как склонны поступать жестокие слуги с пришельцами.

(3) Он разрешил ей принимать пищу, которой обеспечил своих жнецов: не только пить воду, которую привозили для них (ибо, похоже, здесь подразумевается вода, добытая из известного колодца в Вифлееме, располагавшегося у ворот, которую так страстно жаждал Давид, 2Цар 23:15), но и во время обеда приходить и есть хлеб (ст. 14), ей предлагалось даже кушать их соус, чтобы сделать хлеб более пикантным: «Приди сюда и ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус, чтобы было вкуснее», ибо Бог позволяет нам вкушать не только питательную, но и приятную на вкус пищу: не только необходимую для поддержания жизни, но для наслаждения. И чтобы ободрить ее и подать пример слугам, он сам, присутствуя в то время, когда жнецы сели поесть, подал ей хлеба. Для благородной руки не унижение длань свою подать нуждающемуся (Притч 31:20) и принимать участие в служении бедным. Обратите внимание: Вооз был щедрым, обеспечивая пищей своих жнецов, но при этом доставлял пищи больше, чем им было необходимо, чтобы можно было угостить странников. Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется.

(4) Он похвалил ее за должное уважение к своей свекрови, ибо хотя сам не видел ее, но много слышал о ней (ст. 11): «Мне сказано все, что сдепала ты для свекрови своей». Отметьте: нужно хвалить тех, кто поступает хорошо. Но особенно он хвалил ее за то, что она оставила свою страну и стала последовательницей иудейской веры, ибо именно так халдеи истолковывают это место: «Ты стала новообращенной и пришла к народу, которого ты не знала». Кто оставляет все, чтобы принять истинную религию, тот достоин двойной похвалы.

(5) Он помолился о ней (ст. 12): «Да воздаст Господь за это дело твое». Ее сильная любовь к обществу израильскому, от которого, согласно своему рождению, она была отчуждена, была результатом действия в ней божественной благодати, которая несомненно будет увенчана полной наградой от Того, под Чьими крыльями она успокоится. Отметьте: кто верой приходит под крылья божественной благодати, имея полную удовлетворенность и уверенность в ней, тот может быть уверен в том, что получит полное воздаяние за это. Из этого выражения следует, что иудеи описывали новообращенных как тех, кто собран под крыльями божественного величия.

(6) Он ободрил ее продолжить сбор остатков урожая и не предложил оставить это занятие, ибо величайшая милость, которую мы можем оказать своим бедным родственникам, это помочь и ободрить их быть трудолюбивыми. Вооз велел своим слугам, чтобы ей позволили собирать между снопами, куда не позволялось приходить другим сборщикам, и запретил порицать ее, то есть называть воровкой или подозревать в том, что она берет больше, чем позволено (ст. 15). Все это показывает, что Вооз был щедрым человеком, который, согласно закону, размышлял о сердце странника.

3. Руфь приняла его благоволение со смирением и благодарностью и вела себя соответственно своему положению; равно как и он сам, согласно своему положению, мало задумывался о том, что очень скоро она будет хозяйкой этого поля, на котором сейчас подбирает остатки урожая.

(1) Она оказала ему максимальное уважение и почет, согласно обычаям этой страны: «Она пала на лицо свое и поклонилась до земли». Отметьте: хорошее воспитание является великим украшением религии; и мы должны отдавать всякому должное: кому честь, то честь.

(2) Она смиренно признала себя недостойной его милостей: «Я чужеземка (ст. 10) и не похожа ни на одну из рабынь твоих (ст. 13, англ. пер.): не так хорошо одета и не так хорошо наставлена. Не так опрятна и искусна». Отметьте: нам всем приличествует думать о себе очень скромно, обращая внимание на свои недостатки и оценивая других выше себя.

(3) Она с благодарностью признает, что он оказал ей милость; хотя это не много ему стоило, и он сделал лишь то, что должен был делать согласно божественному закону, но она возвеличивает его поступок и восхищается им: «Чем снискала я в глазах твоих милость?» (ст. 4).

(4) Она умоляет, чтобы он продолжал оказывать ей свое благоволение: «Да буду я в милости перед очами твоими» (ст. 13), и признает, что сказанные им слова были ей приятны: «Ты утешил меня и говорил по сердцу рабы твоей». Кто занимает значительное положение и оказывает влияние на других, тот не знает, как много хорошего он может сделать для своих подчиненных, одарив их добрым взглядом или дружески поговорив с ними; это совсем не трудно, и поэтому не стоит жалеть доброго взгляда или слова, если они будут положены на весы нашей благотворительности.

(5) Когда Вооз угостил ее обедом вместе со своими жнецами, то она съела ровно столько, сколько нужно, чтобы утолить голод, затем оставила остальных и сразу пошла подбирать колоски (ст. 14−15). Она не ела больше того, что было необходимо, ссылаясь на нужду или труд, чтобы это не сделало ее непригодной для работы после обеда. Умеренность друг трудолюбия; мы должны есть и пить лишь для того, чтобы подкрепить себя для работы, а не сделать себя не расположенными к ней.

Стихи 17−23. I. Руфь закончила свой трудовой день (ст. 17).

1. Она постаралась не терять даром времени, ибо трудилась до самого вечера. Мы не должны утомляться, совершая хорошие дела, потому что в должное время пожнем. Она не искала повода, чтобы посидеть и отдохнуть или пойти домой, пока не настал вечер. Мы должны делать дела Пославшего нас, доколе есть день. Она вряд ли воспользовалась, тем более не злоупотребляла, добротой Вооза, ибо хотя он велел своим слугам откидывать для нее от снопов, но она продолжала подбирать разбросанные колосья.

2. Она постаралась не потерять собранное и сама вымолотила его, чтобы легче было нести домой и зерно было готово для употребления. Ленивый не жарит своей дичи, и поэтому не получает выгоды; а имущество человека прилежного многоценно (Притч 12:27). Руфь собирала колосок к колоску, но когда она сложила все вместе, то получилась ефа ячменя, около одного бушеля. Мало-помалу и получается много. Великим ободрением быть трудолюбивым является тот факт, что любой труд, даже подбирание остатков урожая, дает прибыль, а от пустословия только ущерб. Добыв зерно, она взяла, сколько могла унести, и понесла в город, хотя если бы попросила, то, скорее всего, кто-то из слуг Вооза сделал бы это для нее. Мы должны научиться быть незначительными и не доставлять беспокойства тем, кто добр к нам. Она не считала для себя слишком трудным или презренным занятием нести зерно в город, а скорее была довольна, что ей удалось так много собрать благодаря своему трудолюбию, и поэтому несла его аккуратно, чтобы все сохранить. Давайте и мы подобным образом будем стараться, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились и что добыли (2Ин 1:8).

II. Она оказала уважение своей свекрови, отправившись сразу домой и не вступая в разговор со слугами Вооза; там она показана, что собрала, чтобы свекровь увидела, что она не бездельничала.

1. Она угостила ее тем, что осталось от обеда, которым потчевал ее Вооз, и дала ей то, что оставила, наевшись сама (ст. 18), что следует из ст. 14. Если у нее было какое-то лакомство, то она должна была поделиться им со своей свекровью. Так, продемонстрировав свое трудолюбие в поле, дома она показала свое благочестие. Когда дети почитают свою семью (1Тим 5:4), то воздают должное родителям, чего требует пятая заповедь (Мф 15:6).

2. Она рассказала, чем занималась весь день и как милостивое провидение благоволило к ней сегодня, что значительно утешило ее, ибо подбирать колосья у праведного человека лучше, чем собирать урожай у многих нечестивцев (Пс 36:16).

(1) Ноеминь спросила, где она была: «Где ты собирала сегодня?» Отметьте: родители должны знать, какими путями ходят их дети: как, где и в какой компании они проводят время. Это может предотвратить многие нелепые поступки, которые они совершают, когда предоставлены сами себе, в результате чего подвергают позору себя и своих родителей. Если мы не являемся стражами своих братьев, то несомненно являемся стражами своих детей; мы знаем, каким сыном оказался Адония, которого никогда не наказывали. Родители должны проверять своих детей, но не пугать или удручать их, не вызывать в них ненависть к дому или искушать их говорить ложь, а хвалить, если они поступают хорошо, и мягко порицать и предупреждать, если они поступают плохо. Очень хорошо в конце дня задать себе вопрос: «Где я собирал сегодня? Каким образом я улучшил знание и возрос в благодати? Что я сделал или обрел такого, о чем смогу дать хороший отчет?»

(2) Руфь детально описала, какие милости оказал ей Вооз (ст. 19) и какие дальнейшие милости она надеялась получить от него, после того как он велел ей трудиться вместе с его слугами на протяжении всего сбора урожая (ст. 21). Отметьте: дети должны считать себя обязанными отчитываться перед родителями и начальниками, которых они имеют, и не считать для себя унижением, когда их опрашивают; пусть делают добро, и они получат за это похвалу. Руфь рассказала свекрови, какую милость Вооз оказал ей, чтобы та могла воспользоваться той или иной возможностью признать это и отблагодарить его, но она не рассказала, как Вооз похвалил ее (ст. 11). Скромность учит нас не только не хвалить себя, но и не рассказывать всем, когда другие хвалят нас.

(3) Данные стихи рассказывают, что на это ответила Ноеминь.

[1] Она от всего сердца помолилась за того, кто стал благодетелем ее невестки, когда еще не знала, кто это был (ст. 19): «Да будет благословен принявший тебя, кем бы он ни был», посылая наугад стрелу молитвы. Но она помолилась особым образом, когда узнала, кем был этот благодетель (ст. 20): «Благословен он от Господа». Отметьте: бедные должны молиться о тех, кто добр и щедр к ним, и подобным образом отвечать им, если не могут подругому отблагодарить. Пусть чресла бедного благословят того, кто подкрепляет их (Иов 29:13; Иов 31:20). И мы можем надеяться, что Тот, Кто услышал вопли бедных против их угнетателей (Исх 22:27), услышит молитвы бедных об их благодетелях. Теперь она вспомнила прежние милости, оказанные Воозом ее мужу и сыновьям, и объединяет их: «Он не лишил милости своей ни живых, ни мертвых». Если мы щедры и оказываем милость даже тем, кто, похоже, забыл наши прежние милости, то это может помочь возродить память о тех, кто похоронен.

[2] Она рассказала Руфи о родственных связях в своей семье, к которой принадлежал и Вооз: «Человек этот близок к нам». Похоже, она так долго оставалась в Моаве, что забыла своих родственников, проживавших в земле Израиля, пока, благодаря данному провидению, Бог не напомнил ей о них. Или, по крайней мере, она не рассказывала о них Руфи, хотя это могло в некоторой степени ободрить молодую прозелитку. Многие люди не похожи на смиренную Ноеминь: хотя их дела пришли в упадок, но они постоянно хвалятся своими высокопоставленными родственниками. Более того, обратите внимание на порядок мыслей и на цепь провидений, совершающих то, что было предопределено для Руфи. Руфь отозвалась о Воозе как о человеке, который был добр к ней. Ноеминь пытается вспомнить, что это за человек, и наконец вспоминает: «Человек этот близок к нам; теперь, когда я услышала это имя, я хорошо вспомнила его». Эта мысль рождает другую: «Он из наших родственников, наш goel, который имеет право выкупить наше заложенное имущество, и поэтому мы можем надеяться на милость с его стороны. Он самая подходящая личность во всем Вифлееме, чтобы восстановить нас». Так внезапно иногда Бог посылает мысли в наш разум, которые чудесным образом направляют нас к нашему благу.

[3] Она велит Руфи продолжать трудиться на полях Вооза (ст. 22): «Хорошо, чтобы слуги не встретили тебя на другом поле (англ. пер.), ибо это будет расценено как неуважение к его любезности». Наш благословенный Спаситель — наш Goel; именно Он имеет право выкупать. Если мы надеемся благодаря Ему получить выгоду, то давайте будем держаться поближе к Нему, Его полям и Его семье. Давайте не будем ходить в мир и на его поля ради того, что можно обрести только в Нем и что Он ободрил нас ожидать только от Него. Господь был щедр к нам? Тогда давайте стараться, чтобы нас не нашли на других полях ищущими блаженства и удовлетворенности в творениях. Торговцам не нравится, когда люди, записанные в их кредитных книгах, ходят в другие магазины. Мы потеряем божественные милости, если будем пренебрегать ими. Некоторые полагают, что в словах Ноемини подразумевался упрек, когда Руфь сообщила, что ей велено держаться поближе к слугам (ст. 21, англ. пер). «Более того, говорить Ноеминь, хорошо, дочь моя, что ты будешь ходить со служанками, ибо они более подходящая для тебя компания, чем слуги». Но думающие так слишком критичны. Руфь упоминала молодых мужчин (в англ. пер.), потому что они были основными работниками и именно им Вооз дал указание относительно ее; а Ноеминь считает доказанным, что, придерживаясь молодых мужчин, она будет общаться со служанками, как и должно. Руфь тщательно соблюдала наставления своей свекрови; она продолжала подбирать остатки урожая до конца сезона, пока не закончилась жатва не только ячменя, но и пшеницы, которая созревала позднее, дабы собрать во время жатвы пищу, которой они могли бы прокормиться зимой (Притч 6:6−8). Она ходила вместе со служанками Вооза, с которыми позже познакомилась, ибо это было полезно для нее (ст. 23). Но вечером, в положенное время, она постоянно возвращалась к своей матери, как приличествует целомудренной женщине, которая днем работает и не веселится ночью. И когда закончился сбор урожая (как истолковывает епископ Патрик), она не стала блуждать по разным местам, а оставалась дома в компании своей матери. Дина оставила свой дом, чтобы посмотреть дочерей земли, и мы знаем, к какому позору ее привело это суетное желание, а Руфь оставалась дома и помогала вести хозяйство своей матери и выходила из дому лишь тогда, когда нужно было выполнить ее поручение и обеспечить ее пищей. И в конце мы увидим, как было награждено ее смирение и трудолюбие. Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет почтен.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [9] — См. Лев 19:9-10; Лев 23:22; Втор 24:19.
7 [10]Мало бывает она дома. Смысл этого места в евр. тексте неясен.
17 [11] — Вероятно, около 13 кг.
20 [12] — Под местоимением он может иметься в виду или Бог, или Боаз.
20 [13] — Букв.: искупитель, евр. юридический термин, обозначающий ответственного за выкуп своего родственника из серьезного затруднительного положения (см. Лев 25:25-55).
23 [14] — Жатва ячменя и пшеницы проходила с конца апреля до начала июня.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.