4 Царств 12 глава

Четвертая книга Царств
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 На седьмом году правления Ииуя Иоаш стал царем и правил в Иерусалиме сорок лет. Его мать звали Цивия; она была родом из Вирсавии.
2 Иоаш делал то, что было правильным в глазах Господа, всё время, пока его наставлял священник Иодай.
3 Лишь святилища на возвышенностях не были убраны, и народ продолжал приносить там жертвы и возжигать благовония.
4 Иоаш сказал священникам:
— Соберите все деньги, что приносятся как священный дар в дом Господа, — деньги, собранные по переписи, деньги, полученные по обетам, и деньги, которые были добровольно пожертвованы на дом.
5 Пусть возьмут деньги у казначеев и используют их на восстановление дома Господа там, где найдется повреждение.
6 Но к двадцать третьему году правления царя Иоаша священники всё ещё не восстановили дом.
7 И вот царь Иоаш призвал священника Иодая и прочих священников и спросил их:
— Почему вы не чините дом? Не берите больше денег у казначеев, а передайте их на починку дома.
8 Тогда священники согласились, что не будут больше ни принимать от народа денег, ни отвечать за восстановление дома.
9 Священник Иодай взял ящик и проделал в его крышке отверстие. Он поставил его у жертвенника, с правой стороны от входа в дом Господа, и священники, которые охраняли вход, клали в ящик все деньги, приносимые в дом Господа.
10 Всякий раз, когда они видели, что в ящике много денег, приходили царский писарь и первосвященник, считали деньги, принесенные в дом Господа, и клали их в мешки.
11 Когда деньги были пересчитаны, они отдавали их тем, кто смотрел за работами в доме. А те платили тем, кто работал в доме Господа, — плотникам и строителям,
12 тем, кто клал стены, и тем, кто тесал камни. Они также покупали дерево и тесаные камни для восстановления дома Господа и оплачивали все прочие расходы на восстановление дома.
13 Но ни серебряных кубков, ни ножниц для фитилей, ни кропильных чаш, ни труб, ни иных вещей из золота или серебра для дома Господа не изготовляли на деньги, приносимые в дом.
14 Деньги платили рабочим, которые восстанавливали дом.
15 От тех, кому отдавали деньги для выплаты рабочим, не требовали отчета, потому что они действовали честно.
16 Деньги от жертв повинности и жертв за грех[47] не вносились в дом Господа — они шли священникам.
17 В то время Хазаил, царь Арама, напал на город Гат и захватил его. Затем он решил идти на Иерусалим.
18 Но Иоаш, царь Иудеи, взял все священные вещи, посвященные его отцами Иосафатом, Иорамом и Охозией, царями Иудеи, дары, которые посвятил он сам, и все золото, которое нашлось в сокровищницах дома Господа и царского дворца, и послал их Хазаилу, царю Арама, который после этого отошел от Иерусалима.
19 Что же до прочих событий правления Иоаша и всего, что он сделал, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Иудеи»?
20 Его приближенные составили против него заговор и убили его в Бет-Милло, на дороге, которая спускается к Силле.
21 Иозавад, сын Шимеаты, и Иегозавад, сын Шомеры, — вот те приближенные, которые сразили его до смерти. Он был похоронен со своими предками в Городе Давида. Амасия, его сын, стал царем вместо него.

Комментарии МакДональда

К. Царь Иоас Иудейский (Гл. 12)

Иоас, сын Охозии, царь Иудейский, царствовал сорок лет (835−796 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 23:1 — 24:27).

12:1−5 Джон Ч. Уиткомб так пишет о правлении Иоаса:

«Сорокалетнее правление Иоаса можно поделить на два периода: до и после смерти его духовного наставника, Иодая. Обратите внимание на зловещие слова: «И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай». Без моральной и духовной поддержки первосвященника Иоас был непостоянен, как Лот без Авраама. Поэтому Бог проявил милость к народу Иудеи, чудесным образом продлив жизнь Иодая до 130 лет (2Пар 24:15)! Таким образом, Иодай жил дольше, чем кто бы то ни было за последнюю тысячу лет, с тех пор как Амрам, предок Моисея, умер в возрасте 137 лет (Исх 6:20)». В целом правление Иоаса было хорошим. Но ему не удалось помешать народу поклоняться на высотах. Его главным вкладом был ремонт поврежденного в храме. Он приказал с этой целью священникам собирать средства для восстановления дома Господня. Согласно Уильямсу, там были: 1) все средства посвящаемые, то есть подать из Исх 30:12; 2) деньги от приходящих, то есть те, о которых сказано в Лев 27; 3) все серебро, сколько кому приходит на сердце принести — то есть добровольные пожертвования, описанные в книге Левит.

12:6−16 Когда пошел двадцать третий год правления царя Иоаса, а в храме пока ничего не было сделано, царь вызвал Иодая и священников и объявил о новом плане сбора средств и восстановления храма. Священники больше не должны были сами собирать средства и руководить починкой храма (ст. 7). Вместо этого справа от жертвенника был поставлен специальный ящик для сбора денег на восстановление храма. Писец царский и первосвященник пересчитывали средства и отдавали их производителям работ. Руководители работ были честны, поэтому не нужно было отчитываться за средства перед обществом. Стих 13 на первый взгляд противоречит 2 Паралипоменон 24:14; но стих 13 означает, что эти средства не использовались для приобретения храмовой утвари, пока храм восстанавливался, в то время как во 2 Паралипоменон 12:14 отмечается, что после завершения работ по восстановлению храма излишек средств был использован с этой целью. В соответствии с Божьим словом (Лев 5:16; Чис 5:8−9), серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе продолжало поступать священникам.

12:17−18 В это время Азаил, царь Сирийский, захватил Геф и выступил на Иерусалим. Иоас отдал ему пожертвованное из храма и сокровища из дома царского, чтобы Азаил не нападал на столицу Иудеи.

12:19−21 После смерти Иодая князья Иудеи обратили своего царя в идолопоклонство. Когда Захария, сын (или внук) первосвященника, попытался вернуть народ к поклонению Иегове, царь Иоас велел забить его камнями до смерти (2Пар 24 гл.).

Собственные слуги Иоаса устроили заговор против него и убили его в доме Милло. Это был Божий суд над ним за убийство Захарии.

Иисус упомянул о смерти Захарии, упрекая книжников (Лк 11:51). Он сказал, что кровь всех пророков, от Авеля до Захарии, спросится с этого поколения. Таким образом, Он включил сюда кровь всех мучеников ветхозаветного периода, от Авеля в книге Бытия до Захарии здесь и во 2 Паралипоменон, последней книге Еврейской Библии. (Еврейская Библия содержит те же книги, что и наш Ветхий Завет, но они расположены в другом порядке).

Иодай был очень благочестивым человеком, посвятившим себя служению царству и храму. Он получил за это два благословения: его сын Захария пошел по его стопам, и он был похоронен с царями иудейскими — великая честь для человека, рожденного не в царской семье. Иоас, с другой стороны, стал править хуже после смерти Иодая. Он забрал сокровища из храма, который когда-то восстановил, и опустошил царскую сокровищницу, чтобы подкупить сирийцев. Он не был погребен с царями, потому что погиб от Божьего суда за убийство Захарии. Для того, чтобы унаследовать Божье царство, надо жить благочестиво. Какой пример для нас Иодай! Какое предупреждение — судьба Иоаса!

Примечания:

 
Новый русский перевод
16 [47] — Или: очистительной жертвы, так же по всей книге.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.