4 Царств 4 глава

Четвертая книга Царств
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Жена одного ученика пророков кричала Елисею:
— Твой слуга, мой муж, умер, и ты знаешь, что он чтил Господа. А теперь его заимодавец пришёл, чтобы забрать обоих моих мальчиков в рабство.
2 Елисей ответил ей:
— Как мне помочь тебе? Скажи мне, что у тебя есть дома?
— У твоей служанки ничего нет, — сказала она, — лишь горшок масла.
3 Елисей сказал ей:
— Ступай и попроси у соседей пустые сосуды, да набери их побольше.
4 Потом войди и запри за собой и за сыновьями дверь. Наливай масло в сосуды и, наполнив сосуд, отставляй в сторону.
5 Она пошла и заперла дверь за собой и сыновьями. Они подносили ей сосуды, а она наливала.
6 Вот все сосуды наполнились, и она сказала сыну:
— Дай мне ещё один.
Но он ответил:
— Ни одного сосуда больше нет.
И масло перестало течь.
7 Она пошла и рассказала Божьему человеку, а он сказал:
— Пойди, продай масло и расплатись с долгами, а на то, что останется, ты с сыновьями сможешь жить.
8 Однажды Елисей отправился в Шунем. Там жила одна богатая женщина, которая уговорила его остаться поесть. И всякий раз, проходя мимо, он останавливался там поесть.
9 Она сказала мужу:
— Я знаю, что человек, который часто заходит к нам, — святой Божий человек.
10 Давай сделаем на крыше маленькую комнату и поставим туда постель, стол, стул и светильник для него. Тогда он сможет останавливаться там всякий раз, когда будет заходить к нам.
11 Однажды, когда Елисей пришёл туда, он поднялся в комнату и лег.
12 Потом сказал своему слуге Гиезию:
— Позови эту шунамитянку.
Он позвал её, и она пришла к нему.
13 Елисей сказал ему:
— Скажи ей: «Ты так хлопотала ради нас. Что для тебя сделать? Может, замолвить о тебе слово перед царем или начальником войска?»
Она ответила:
— Я живу среди своего народа.
14 — Что же сделать для неё? — спросил Елисей.
Гиезий сказал:
— Да вот сына у неё нет, а её муж уже стар.
15 Тогда Елисей сказал:
— Позови её.
Он позвал её, и она встала в дверях.
16 — Примерно в это время в следующем году, — сказал Елисей, — ты будешь держать на руках сына.
— Нет, мой господин, — возразила она, — не обманывай свою служанку, Божий человек!
17 Но вот эта женщина забеременела, и в следующем году, примерно в это время, родила сына, как и сказал ей Елисей.
18 Ребенок подрос. Однажды он вышел к отцу, который был со жнецами.
19 — Моя голова! Моя голова! — сказал он отцу.
Отец велел слуге:
— Отнеси его к матери.
20 Слуга поднял его и отнес к матери. Ребенок сидел у неё на коленях до полудня, а потом умер.
21 Она поднялась и положила его на постель Божьего человека, заперла дверь и вышла.
22 Затем она позвала мужа и сказала:
— Прошу, пошли мне одного из слуг и ослицу, чтобы мне быстро съездить к Божьему человеку и вернуться.
23 — Зачем ходить к нему сегодня? — спросил он. — Сегодня же не праздник Новолуния[12], не суббота[13].
— Все будет хорошо, — ответила она.
24 Она оседлала ослицу и сказала слуге:
— Веди. Не останавливайся, пока не скажу. —
25 Она отправилась в путь и пришла к Божьему человеку на гору Кармил.
Увидев её издалека, Божий человек сказал своему слуге Гиезию:
— Смотри! Это шунамитянка!
26 Беги ей навстречу и спроси её: «Здорова ли ты? Здоров ли твой муж? Здоров ли твой ребенок?»
— Здоровы, — сказала она.
27 Придя к Божьему человеку на гору, она обняла его ноги. Гиезий подошел, чтобы оттолкнуть её, но Божий человек сказал:
— Оставь её! Она в большом горе, но Господь утаил это от меня и не сказал мне.
28 — Разве я просила тебя о сыне, мой господин? — сказала она. — Разве я не говорила тебе: «Не буди во мне надежду?»
29 Елисей сказал Гиезию:
— Заправь полы плаща под пояс, возьми в руку мой посох и беги. Если встретишь кого, не приветствуй, и если кто будет приветствовать тебя, не отвечай. Положи мой посох мальчику на лицо.
30 Но мать ребенка сказала:
— Верно, как и то, что жив Господь и жив ты сам, — я не отстану от тебя.
Тогда он поднялся и пошел за ней.
31 Гиезий шёл впереди их и положил посох мальчику на лицо, но в ответ не раздалось ни звука. Тогда Гиезий вышел навстречу Елисею и сказал ему:
— Мальчик не пробудился.
32 Елисей пришёл в дом, а мальчик лежал мертвым на его постели.
33 Он вошел, запер за собой дверь и помолился Господу.
34 После этого он поднялся на постель и лег на мальчика — рот ко рту, глаза к глазам, руки к рукам. Он простерся над ним, и тело мальчика согрелось.
35 Елисей отвернулся, походил по комнате взад и вперед и, поднявшись на постель, простерся над ним ещё раз. Мальчик семь раз чихнул и открыл глаза.
36 Елисей позвал Гиезия и сказал:
— Позови шунамитянку.
И тот сделал это. Когда она пришла, он сказал:
— Возьми своего сына.
37 Она вошла, упала ему в ноги и поклонилась до земли. Затем она взяла сына и вышла.
38 Елисей же вернулся в Гилгал. В той области тогда был голод. Ученики пророков встретили его, и он сказал слуге:
— Поставь большой котел и свари для этих людей похлебки.
39 Один из них вышел в поле собирать овощи[14] и нашел дикие огурцы. Он набрал полную одежду диких плодов с него и, когда вернулся, накрошил их в котел с похлебкой, хотя никто не знал, что это такое.
40 Людям разлили похлебку, но начав есть, они закричали:
— Божий человек, в котле смерть! — и не стали есть похлебку.
41 Елисей сказал:
— Принесите муки.
Он бросил её в котел и сказал:
— Разливай людям, чтобы они ели.
И в котле не осталось ничего вредного.
42 Из Баал-Шалиши пришёл некий человек, который принес Божьему человеку двадцать ячменных хлебов, испеченных из зерна первого урожая, и колосья с молодым зерном.
— Отдай людям, пусть едят, — сказал Елисей.
43 — Как же я накормлю этим сто человек? — спросил слуга.
Но Елисей ответил:
— Отдай людям, пусть едят. Ведь так говорит Господь: «Они наедятся, и ещё останется».
44 Тогда он раздал им, и они ели, и ещё осталось, по слову Господа.

Комментарии МакДональда

Д. Чудесное служение Елисея (4:1 — 8:15)

1. Чудесное умножение масла (4:1−7)

У бедной вдовы одного из сынов пророческих должны были забрать ее сыновей в рабство за неуплату долгов. Елисей сделал так, что у нее оказался чудесный источник елея, ограниченный только количеством сосудов. Продав елей, женщина смогла заплатить долги и содержать на оставшиеся средства свою семью. Эта история подает пример милостивого отношения к должникам.

Благодать, которую Бог проявляет по отношению к нуждающимся грешникам, освобождает нас от долгов и рабства и дает все необходимое для новой жизни.

2. Чудесное рождение (4:8−17)

Одна богатая женщина из Сонама оказала Елисею невиданное гостеприимство: она приготовила для него отдельную горницу в своем доме. Когда царь по ходатайству Елисея предложил ей высокую должность, она скромно отказалась, говоря, что предпочитает жить среди своего народа. Тогда Гиезий, слуга пророка, предположил, что она, возможно, хотела бы иметь сына. И следующей весной она родила сына по слову пророка. Господь породил жизнь из бесплодного чрева, и это чудо символизирует духовное рождение каждого из детей Божьих (Еф 2:1−10).

3. Воскресение сына сонамитянки (4:18−37)

4:18−25а Много лет спустя с мальчиком, когда он был на поле, случился какой-то удар. Его отнесли домой к матери его, и в полдень он умер у нее на руках. Она положила его тело в комнате пророка. Потом, не объясняя причины, она сообщила своему мужу, что хочет посетить человека Божьего на горе Кармил. Ему показалось странным это желание посетить пророка, потому что это был не религиозный праздник, но он распорядился о транспортных средствах. Женщина поспешила отправиться из Сонама, на равнине Ездрилонской, на гору Кармил.

4:25б-28 Видя, что она приближается, Елисей послал Гиезия встретить ее и расспросить, как у нее дела. Она не рассказала Гиезию о причине своего приезда. Фактически она обманула его, сказав, что она сама, ее муж и ребенок здоровы. Она предпочла сообщить обо всем непосредственно пророку. Женщина обрушила на пророка шквал эмоций, и Гиезий прогнал бы ее, если бы пророк не почувствовал ее огорчения и не позволил ей говорить. Господь не объявил Елисею о цели ее визита, и она сама тоже. Но она намекнула, сказав: «Просила ли я сына у господина моего? Разве я не говорила не обманывать меня?» Иначе говоря: «Разве для того был дан мне сын, чтобы теперь отнять его у меня?» Возможно, Елисей сделал из этого вывод, что ее сын тяжело болен.

4:29−31 Сначала пророк послал Гиезия положить жезл на лицо мертвого ребенка, причем велел ему по пути избегать долгих восточных приветствий. Женщина чувствовала, что это не поможет и настаивала, чтобы Елисей сам пошел с ней. Когда они приблизились к Сонаму, Гиезий вышел им навстречу, говоря, что мальчик не пробуждается.

4:32−37 Елисей тогда вошел в комнату, где лежало тело, закрыл дверь, помолился и простерся над ребенком, приложив уста к устам, глаза к глазам и ладони к ладоням. Потом пророк встал, прошел по горнице взад и вперед, и снова простерся на мальчике. На этот раз ребенок чихнул семь раз и открыл глаза свои. Благодарная мать получила обратно своего сына. Воскрешая ребенка, Елисей полностью отождествил себя с ним: уста к устам, глаза к глазам, ладони к ладоням. Его жезл ничего не дал, но, когда он сам прижался к мертвому телу и вдохнул в него собственную жизнь, мальчик воскрес.

4. Превращение отравленной похлебки в нормальную (4:38−41)

Следующее чудо произошло в Галгале. Во время голода (возможно, семилетнего голода, упоминаемого в главе 8), Елисей велел своему слуге приготовить похлебку для сынов пророческих. По ошибке в похлебку положили ядовитые овощи. Когда ошибка обнаружилась, Елисей высыпал в котел немного муки, и она стала пригодной для еды.

5.  Чудесное умножение хлеба (4:42−44)

В другой раз Елисей накормил сто человек двадцатью маленькими ячменными хлебцами и горстью сырых зерен. Этого оказалось достаточно, и даже остались излишки, как и обещал Господь. Елисей щедро отдавал другим то, что принадлежало ему. Когда мы делимся с другими и уповаем на Бога, Он удовлетворяет наши потребности и потребности окружающих, и еще даже остается лишнее (Притч 11:24−25).

Примечания:

 
Новый русский перевод
23 [12] — Израильтяне, пользовавшиеся лунным календарем, праздновали начало каждого месяца, которое совпадало с новолунием.
23 [13] — Седьмой день недели у иудеев. День, посвященный Господу. В этот день, согласно повелению Господа, израильский народ отдыхал и совершал ритуальные жертвоприношения.
39 [14] — Букв.: травы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.