Неемия 13 глава

Книга Неемии
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 В тот день народу читали вслух книгу Закона Моисея и нашли написанным там, что никакого аммонитянина и моавитянина нельзя принимать в Божье общество,
2 потому что они не встретили израильтян с пищей и водой, но наняли Валаама, чтобы проклясть их. (Но наш Бог превратил проклятие в благословение.[50])
3 Услышав этот закон, они удалили из Израиля всех, кто происходил от чужеземцев.
4 Перед этим заботе священника Элиашива были вверены хранилища дома нашего Бога. Он был тесно связан с Товией
5 и приготовил для него большую комнату, где прежде хранили хлебные приношения, ладан и храмовую посуду, а также десятины зерна, молодого вина и масла, предназначенные согласно повелению для левитов, певцов и привратников, а ещё пожертвования для священников.
6 Но когда всё это происходило, меня не было в Иерусалиме, ведь в тридцать второй год[51] правления Артаксеркса, царя Вавилона[52], я уже вернулся к царю. Некоторое время спустя я отпросился у него
7 и вернулся в Иерусалим. Здесь я узнал о зле, которое сделал Элиашив, приготовив во дворах Божьего дома комнату для Товии.
8 Я очень разгневался и выбросил все домашние вещи Товии из комнаты.
9 Я приказал очистить комнаты и опять внес в них предметы дома Божьего, хлебные приношения и ладан.
10 Ещё я обнаружил, что доли, предназначенные для левитов, не были им даны и что все левиты и певцы, проводившие служения, вернулись на свои поля.
11 Я упрекнул начальствующих и спросил их: «Почему оставлен дом Божий?» Затем я собрал их и расставил по местам.
12 Тогда весь народ Иудеи принес в хранилища десятины зерна, молодого вина и масла.
13 Я вверил хранилища заботам священника Шелемии, книжника Цадока и левита по имени Педая и дал им в помощники Ханана, сына Заккура, сына Маттании, потому что эти люди считались надежными. Им было поручено распределять запасы между их собратьями.
14 Вспомни меня за это, Боже мой, и не изгладь моих благих дел, которые я сделал для дома моего Бога и для его служб.
15 В те дни я увидел в Иудее людей, которые топтали виноград в давильнях в субботу, завозили снопы с зерном и грузили их на ослов вместе с вином, виноградом, инжиром и всяким другим грузом. И всё это они везли в Иерусалим в субботу. Поэтому я предостерег их, чтобы в этот день они не торговали едой.
16 Люди из Тира, которые жили в Иерусалиме, привозили рыбу и всякие виды товаров и продавали их в Иерусалиме в субботу народу Иудеи.
17 Я упрекнул знать Иудеи и сказал им: «Что за злое дело вы делаете, оскверняя субботний день?
18 Разве не то же самое делали ваши отцы, и наш Бог навел на нас и на этот город всю эту беду? А вы сейчас, оскверняя субботу, разжигаете против Израиля ещё больший гнев».
19 Когда перед субботой у ворот Иерусалима начали опускаться сумерки, я приказал запереть двери и не открывать их, пока не пройдет суббота. Я поставил у ворот несколько человек из своих слуг, чтобы в субботу нельзя было внести никакого груза.
20 Один или два раза купцы и торговцы всякого рода товаром ночевали вне Иерусалима.
21 Но я предостерег их и сказал: «Зачем вы ночуете у стены? Если вы сделаете это ещё раз, я применю против вас силу».
И с того времени они уже не приходили в субботу.
22 Затем я велел левитам очиститься и пойти стеречь ворота, чтобы сохранить субботний день святым.
Вспомни меня и за это, Бог мой, и помилуй меня по величию Твоей милости.
23 Более того, в те дни я видел иудеев, которые женились на женщинах из Ашдода, Аммона и Моава.
24 Половина их детей говорила на языке Ашдода или на языке какого-нибудь из прочих народов и не умела говорить по-иудейски[53].
25 Я упрекал их и призывал на них проклятия. Я бил некоторых из них и таскал за волосы. Я заставил их поклясться Божьим именем и сказал: «Вы не должны отдавать своих дочерей замуж за сыновей других народов и не должны брать их дочерей в жёны своим сыновьям или самим себе.
26 Не из-за таких ли вот браков впал в грех царь Израиля Соломон? У многих народов не было царя, подобного ему. Его любил Бог и сделал его царем над всем Израилем, но даже его ввели в грех чужеземные жёны.
27 Должны ли мы теперь слышать, что и вы совершаете всё это страшное зло и нарушаете верность нашему Богу, женясь на чужеземках?»
28 Один из сыновей Иоиады, сына первосвященника Элиашива, был зятем хоронитянина Санбаллата. Я прогнал его от себя.
29 Вспомни их, Боже мой, ведь они осквернили священство и завет священства и левитов.
30 Так я очистил их от всего чужеземного и установил обязанности священникам и левитам, каждому — свое дело.
31 А ещё я позаботился о поставке дров в назначенные сроки и о первых плодах.
Вспомни меня, Бог мой, мне во благо.

Комментарии МакДональда

II. ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НЕЕМИИ: РЕФОРМЫ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 13)

А. Изгнание Товии из храма (13:1−9)

13:1−3 Прослужив в Иерусалиме двенадцать лет, в 433 г. до Р. Х. Неемия на какое-то время вернулся в Вавилон. Потом он получил разрешение снова посетить Иерусалим, чтобы разобраться со злоупотреблениями. «В тот день» (ст. 1) может относиться к предыдущей главе, или же к другому дню во время отсутствия Неемии (ст. 6). В любом случае, Слово читалось, включая то место, где говорилось об исключении моавитян с аммонитянами из собрания. Эти хананеи не только отказали Божьему народу в хлебе и воде, но и наняли Валаама, чтобы тот проклял Божий народ. Но Бог превратил проклятие в благословение. Как чудесен Бог! Его народ отделил все иноплеменное от Израиля.

13:4−5 Изгнав иноземцев, они завершили дело, начатое в 9:2. Священник Елиашив поселил нечестивого Товию во дворе дома Бога, в помещении, в котором должна была храниться десятина для левитов и священников.

13:6−9 По возвращении Неемия быстро разобрался с этой ситуацией. В его отсутствие возникли и другие проблемы, и Неемия решительно боролся с ними.

Б. Восстановление левитской десятины (13:10−14)

Неемия упрекнул должностные лица, которые за это отвечали, в пренебрежительном отношении к левитам. Левиты были вынуждены работать в поле, чтобы содержать себя. Но теперь их снова собрали, и к кладовым были приставлены верные люди, которые заботились о распределении десятин среди них. Неемия попросил Бога помянуть его за это доброе дело (ст. 14).

В. Запрет на незаконную работу по субботам (13:15−22)

Неемия упрекнул правителей, которые позволяли народу работать в субботу. Иноземцы, жившие среди них, пытались сделать субботу рыночным днем. Но суббота должна была быть святой, и им следовало запрещать работать. Были посланы люди сторожить ворота, а жадные торговцы, расположившиеся лагерем вне города, были прогнаны под угрозой насилия. Незаконная деятельность была решительно прекращена. За это Неемия также просил помнить его (ст. 22).

Г. Расторжение незаконных браков (13:23−31)

За несколько лет до того, жены-иноземки были оставлены израильтянами по приказанию Ездры (Езд 10 гл.). Народ заключил завет, пообещав отделиться от язычников (гл. 10), и до какой-то степени сдержал слово. Но через какое-то время обычай жениться на Азотянках, Аммонитянках и Моавитянках снова стал процветать среди иудеев, в том числе священников. Некоторые из преступников были наказаны физически; другие изгнаны из общества. Внук первосвященника был выгнан. Язычников изгнали, и Неемия попросил Господа наказать тех, кто опорочил свое священное призвание. Неемия снова просит Господа, чтобы Он его вспомнил (ст. 31).

В церкви не запрещено вступать в брак с представителем другой этнической группы, потому что христианство — это вера всех народов и племен. Но и в ветхозаветные времена основная причина такого запрета заключалась, без сомнения, в развращенности ложных религий языческих народов.

Кемпбелл, так пишет о смешанных браках, оказывающих губительное влияние на христиан:

«Новый Завет добавляет нечто новое к свидетельству против браков между верующими и неверующими. Павел велит верующим вступать в брак «только в Господе» (1Кор 7:39). Но в наши дни, как и в былое время, некоторые верующие полагают, что смогут привести неспасенного партнера к Господу. Это происходит крайне редко, и чаще всего дети начинают подражать образу жизни необращенного супруга». На протяжении всего своего правления Неемия был человеком действия. Здесь больше, чем где бы то ни было, проявляется ревность о делах Бога, снедавшая его (Пс 68:10). Он не был лицеприятен, и все, преступавшие закон Господа, вызывали у него гнев. Он предупреждал, увещевал, упрекал, боролся, проклинал, бил и рвал волоса, и вообще всячески осложнял жизнь нечестивым! Это был отважный человек, упрямо сражавшийся на передовой с силами зла. Он неустанно трудился и созидал для Бога.

Эта глава завершает ветхозаветную историю. Книги, следующие за книгой Неемии, хронологически предшествуют ей (кроме Малахии, который был современником Неемии).

Чарльз Суиндолл завершает свой комментарий к книге Неемии, «Подайте мне еще один кирпич», следующим призывом, обращенным ко всем нам:

«Я думаю важно, что в последней сцене в книге Неемии он на коленях молит Бога о благодати. Он жестоко сражался за правое дело, но сердце его было кротко перед Господом. Какой великолепный образец руководителя! Это был честный, убежденный и преданный человек. Вы справитесь с еще одним кирпичом?».

=====

Примечания

(6:10−14) Такие молитвы иногда называют «молитвенными стрелами», потому что они быстро достигают Божьего престола.

(8:1−8) Еврейский и арамейский — родственные семитские языки. Позже были записаны арамейские «переложения» оригинального еврейского текста, получившие название «Таргумов».

(11:3−36) Здесь Иерусалим впервые назван «святым городом».

(13:23−31) Иосиф Флавий утверждает, что изгнанный бунтовщик направился в Самарию, где Санаваллат построил для него храм, ставший убежищем для иудеев-отступников.

(13:23−31) Период после Неемии иногда называют «четыреста лет молчания», хотя это не совсем точное определение. Например, в одиннадцатой главе книги пророка Даниила подробно описана история греческой эпохи, хотя это пророчество, написанное до того, как случились события. На самом деле, этот отрывок Писания написан с такой точностью и в таких подробностях (для тех, кто знаком с историей Птолемеев и Селевкидов), что большинство либеральных исследователей и их поклонников отрицают, что книга Даниила — пророческая. Ветхозаветные апокрифы, хоть они и не богодухновенны, содержат ценные исторические сведения об этом периоде.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [50] — См. Втор 23:3-5.
6 [51] — 433 г. до н. э.
6 [52] — Персидский царь Артаксеркс назван здесь царем Вавилона потому, что Персия завоевала Вавилонскую империю.
24 [53] — То есть по-еврейски.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.