Екклесиаст 2 глава

Книга Екклезиаста
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Я сказал себе: «Попробую-ка повеселиться и рассмотреть, что есть добро». Но и это оказалось суетой.
2 О смехе я сказал: «Безумие», а о веселье: «Что оно дает?»
3 Я пытался утешить себя вином и, сохраняя мудрость, предаться глупости. Я хотел увидеть, что стоит людям делать под небом в немногие дни их жизни.
4 Я совершил великие дела: построил себе дома, и насадил виноградники,
5 разбил сады и рощи, и посадил в них разные плодовые деревья.
6 Я сделал водоемы, чтобы поливать цветущие деревья в роще.
7 Купил себе рабов и рабынь, и были у меня и другие рабы, рожденные в доме моем. Также крупного и мелкого скота было у меня больше, чем у кого-либо, кто жил до меня в Иерусалиме.
8 Я собрал себе серебро, и золото, и богатство царей и областей. Приобрел я певцов, и певиц, и много наложниц[4] — отраду сердца мужчин.
9 Я превзошел величием всех, кто жил в Иерусалиме до меня. При всем этом мудрость моя оставалась со мной.
10 Чего бы ни пожелали глаза мои, я ни в чем им не отказывал; сердцу своему я не отказывал в удовольствии. Мое сердце радовалось от всего, что я делал — это и было наградой за весь мой труд.
11 Но когда я посмотрел на всё, что сделали мои руки, и на тот труд, что я совершил, я увидел, что всё суета, всё — погоня за ветром, и ни в чем нет пользы под солнцем.
12 Затем я стал размышлять о мудрости, о безумии и глупости. Ведь что ещё может сделать преемник царя, кроме того, что уже делалось?
13 И увидел я, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы.
14 Мудрый ясно видит куда идет, а глупый блуждает во тьме. Но я понял, что их обоих ждет одна участь.
15 Затем я сказал себе:
«Участь глупого постигнет и меня, так к чему же мне моя мудрость?» И я сказал себе, что и это суета.
16 Потому что мудрого, так же как и глупого, не будут помнить вечно; придет время — забудут обоих. Мудрый умирает, как и глупый!
17 И возненавидел я жизнь, потому что печальным показался мне всякий труд, который делается под солнцем. Всё — суета, всё — погоня за ветром.
18 Я возненавидел всё, ради чего трудился под солнцем, потому что всё это я должен оставить тому, кто придет после меня.
19 И кто знает, будет ли он мудрым или глупым? А ведь он будет управлять всем, что я приобрел под солнцем тяжелым трудом и мудростью. И это тоже суета.
20 И сердце мое впало в отчаяние от всего труда, который я делал под солнцем,
21 потому что человек может трудиться с мудростью, знанием и умением, а затем должен оставить всё тому, кто палец о палец не ударил. И это — суета, это — большая несправедливость.
22 Что приобретает человек от всего своего труда и переживаний под солнцем?
23 Все дни труда его — боль и скорбь, и даже ночью разум его не знает покоя. Это тоже суета.
24 Нет ничего лучше для человека, чем есть, пить и находить наслаждение в труде. Я понял, что и это дает рука Божья,
25 ведь кто без Него может есть и наслаждаться?
26 Человеку, который угоден Ему, Он дает мудрость, знание и счастье, а грешнику — бремя: собирать и копить богатство, чтобы передать его тому, кто угоден Богу. И это — суета, это — погоня за ветром.

Комментарии МакДональда

Б. Суетность удовольствий, престижа и влияния (Гл. 2)

2:1 Когда Соломону не удалось найти удовлетворение в интеллектуальных достижениях, он стал искать веселья. Он подумал: Возможно, человек будет счастлив, если сможет найти достаточно удовольствий. Удовольствие — это по определению приятные ощущения, которые можно получить при удовлетворении личных желаний. Так что он решил испытать в жизни все приятные ощущения, известные человеку. Возможно, если он выпьет чашу веселья до дна, сердце его успокоится.

Но и этот поиск ни к чему не привел. Он пришел к выводу, что все удовольствия под солнцем — суета. Его разочарованию эхом вторит следующий стих:

Я пытался пить из дырявого сосуда, Господь,
Но вода вытекла из него.
Я перестал пить, а вода бежала
И смеялась надо мной, в то время как я плакал.
Б. Э.

Значит ли это, что Бог не хочет, чтобы верующие получали удовольствие? Вовсе нет! Совсем наоборот. Бог хочет, чтобы Его люди жили хорошо. Но Он хочет, чтобы мы понимали: мир не может дать нам истинное наслаждение. Его можно найти только над солнцем. В Его присутствии — «полнота радостей»; «блаженство в деснице Его вовек» (Пс 15:11). В этом смысле Бог — величайший гедонист и любитель удовольствий из всех!

Большая ложь, которую пропагандируют фильмы, телевидение и реклама, заключается в том, что человек якобы может создать на земле свои собственные небеса, без Бога. Но Соломон узнал, что этот мир предлагает нам лишь сточные колодцы и дырявые сосуды, тогда как Бог предлагает источник жизни.

2:2 Вспоминая о пустом смехе, он видит, что это безумие, и что все его веселье в конечном итоге ни к чему не привело. Так и есть. За всем смехом стоит печаль, а те, кто развлекает других, часто сами нуждаются в помощи.

Билли Грэм рассказывает в своем «Секрете счастья» о пациенте, который обратился за помощью к психотерапевту. Он страдал от сильной депрессии. Ничто ему не помогало. Он просыпался в тоске и отчаянии, и его состояние ухудшалось в течение дня. Он был в полном отчаянии, он больше не мог так жить. Психотерапевт рассказал пациенту о представлении в одном местном театре. Там выступал итальянский клоун, видя которого зал каждый вечер содрогался от хохота. Доктор посоветовал пациенту сходить на представление, которое может стать прекрасной терапией и поможет ему на несколько часов забыть свои проблемы. Сходите и посмотрите на итальянского клоуна! Пациент с мрачным выражением лица проворчал в ответ: «Этот клоун — я». Он тоже мог бы сказать о смехе «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»

Как часто в жизни мы смотрим на других людей и воображаем, что у них нет проблем, нет трудностей, что они ни в чем не нуждаются. Э. А. Робинсон развенчивает это представление в своем стихотворении «Ричард Кори».

Когда в городе появлялся Ричард Кори, Мы, люди с улицы, смотрели на него: Он был джентльменом с ног до головы, Чисто выбритым и царственно стройным. Он всегда был так спокоен, Он всегда разговаривал приветливо; И сердца бились сильнее, когда он говорил: «Доброе утро», И от него исходило сияние, когда он проходил мимо. Он был богат — богаче, чем король, — И поразительно изящен; Короче говоря, мы думали, что у него есть все, И мы хотели быть на его месте. И мы работали, и ждали лучших дней, И обходились без мяса, и проклинали свой хлеб; А Ричард Кори, в одну спокойную летнюю ночь Пришел домой и пустил себе пулю в лоб.

2:3 Далее Соломон, ветхозаветный блудный сын, обращается к вину. Он решил стать знатоком лучших вин. Вероятно, он думал, что, получая самые изысканные вкусовые ощущения, сможет расслабиться.

Он был достаточно мудр, чтобы держать свое эпикурейство в определенных границах. Это видно из слов: сердце мое руководилось мудростью. Иначе говоря, он не предался разгулу или пьянству. Он не собирался приобретать зависимость от крепких напитков. И ни разу в своих поисках истины он не использовал наркотики. Он был слишком мудр для этого!

После этого он решил испробовать глупость — безвредную и приятную разновидность безрассудства. На тот случай, если он не найдет ответа в мудрости, он решил исследовать и ее противоположность. Иногда глупцы кажутся более счастливыми, чем мудрецы. Так что ему не хотелось упускать такую возможность. Он обратился к безделью, развлечениям и удовольствиям. Это был отчаянный поиск лучшего занятия для человека в течение его кратких дней под солнцем. Но ответа он снова не нашел.

2:4−5 Затем Соломон решил заняться строительством. Если образование, удовольствия, вино и глупости не помогли ему, может быть, он обретет счастье в богатствах? Он построил роскошные дома, посадил виноградники. Судя по тому, что мы знаем о строительных программах Соломона, он не жалел на них средств.

Он построил громадные поместья с парками и садами — настоящий рай. Там были рощи со всякими плодовитыми деревьями. Нетрудно представить себе, как он водил своих друзей по садам и как его радовали их восторг и энтузиазм.

Вероятно, никто из гостей не осмелился сказать ему то, что Сэмюэль Джонсон сказал одному миллионеру, проводившему такую экскурсию. Увидев всю роскошь и великолепие, Джонсон заметил: «Вот из-за таких вещей людям и трудно умирать!»

В мире по-прежнему есть заблуждающиеся миллионеры, как король из сказки Андерсена про платье короля. Король думал, что он вышел на парад в поразительно прекрасном наряде, но маленький ребенок видел, что он голый.

2:6 Такие громадные сады нуждались в орошении жарким и сухим летом. Поэтому Соломон построил водопроводы, водохранилища и пруды, со всеми необходимыми каналами, колодцами и трубами для водоснабжения.

Если накопление богатств гарантировало бы мир и счастье, то он точно был бы счастлив. Но, как и все мы, он узнал, что настоящее удовольствие скорее заключается в благородном самоотречении, чем в ревностном накопительстве. Он тратил деньги не на хлеб и не на то, что насыщает (Ис 55:2).

2:7 Для того, чтобы содержать в порядке огромные имения царя, требовалось большое количество слуг и служанок. У него были также домочадцы — то есть слуги, рожденные в доме, очень важный символ положения в обществе в ту эпоху.

Для Соломона, как и для большинства людей, то, что ему прислуживают, было признаком величия. Сидящий за столом более велик, чем тот, кто прислуживает. Но Тот, Кто был больше Соломона и пришел в мир как Раб рабов, показал нам, что подлинное величие Его царства — в служении (Мк 10:43−45; Лк 9:24−27).

На пастбищах Соломона паслись величайшие стада крупного и мелкого скота, какие когда-либо видели в Иерусалиме. Если престиж — ключ к счастливой жизни, то он должен был быть счастлив. Но он не был счастлив, потому что это не так. Кто-то сказал: «Я просил обо всем, чтобы наслаждаться жизнью; мне была дана жизнь, чтобы я мог наслаждаться всем».

2:8 Что же говорить о финансовых ресурсах Соломона! У него было много серебра и золота и драгоценностей от царей и областей. Могут иметься в виду налоги, которые он собирал от подчиненных, богатства покоренных территорий или произведения искусства, которые дарили ему такие высокопоставленные посетители, как царица Савская.

Он попытался заняться музыкой. Говорят, что музыка способна околдовать человека. Поэтому он собрал лучших певцов и певиц. Вероятно, весь Иерусалим обсуждал его потрясающие концерты. Но, конечно же, царь слушал и частные концерты: во время обеда, у себя в покоях, и тому подобное. Однако он был разочарован, и это разочарование хорошо описывает Сэмюэль Джонсон в «Истории Расселаса, принца Абиссинии»:

«Я могу также позвать лютниста и певца, но звуки, которые услаждали мой слух вчера, сегодня меня утомляют, а завтра станут еще более  утомительными.  Я понимаю, что воспринимаю их не без удовольствия, но не ощущаю восторга. Без сомнения, есть в человеке какое-то скрытое чувство, которое не дает ему покоя, или же в нем есть какие-то желания, не связанные с органами чувств, которые он должен утолить, чтобы быть счастливым». Он попробовал также найти счастье в удовольствиях, которые дарили ему женщины. Не только вино (ст. 3) и музыка (ст. 8), но и женщины. Вино, женщины и музыка! Значение слова, которое переведено как музыкальные орудия, на самом деле неизвестно, и перевод сделан исключительно на основании контекста. В НАСБ эта фраза переведена как «услаждение сынов человеческих — множество наложниц». В Библии сообщается (хоть и без одобрения), что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц (3Цар 11:3). Неужели он предполагал, что таков путь к счастью? Только представьте себе, сколько ревности, сплетен и зависти было в таком гареме!

Однако в нашем больном обществе сохраняется заблуждение, что секс — путь к счастью и удовлетворению. В рамках учрежденного Богом моногамного брака это может быть так. Но злоупотребление сексом ведет только к несчастью и самоуничтожению.

Одна из жертв современной одержимости сексом почувствовала себя обманутой. Она пишет:

«Мне казалось, что секс — это некое психоделическое средство, от которого весь мир засияет огнями, но, когда все закончилось, я почувствовала себя обманутой. Я помню, что думала: «И это все? Это действительно так?»»

2:9 Итак, Соломон сделался великим. Он превзошел всех своих предшественников в отношении престижа — хоть это удовольствие оказалось не таким уж большим. Его природная мудрость пребыла с ним, даже после всех экспериментов и изысканий. Он не потерял голову.

2:10 В поисках удовольствий он не ставил себе ограничений. Если он видел что-то желанное, то покупал это. Если ему казалось, что ему доставит удовольствие какая-то вещь, он смело пробовал ее. От этих бесконечных приобретений и попыток он получал определенное удовлетворение. Эта преходящая радость стала его долей, полученной в результате неустанного поиска удовольствий и богатств.

2:11 Потом он посмотрел на все, что он сделал, вспомнил, сколько сил потратил, и каков был результат? Все суета и томление духа. Он не нашел длительного удовлетворения под солнцем. Как и Лютер, он обнаружил, что «все империи мира — объедки, которые стоит бросить псам». Все ему надоело.

Ральфу Бартону, известному карикатуристу, тоже все наскучило. Он писал:

«У меня мало трудностей, много друзей, большой успех. Я уходил от одной жены к другой, переезжал из одного дома в другой, посетил величайшие страны мира. Но мне надоело придумывать что-то, чтобы заполнить двадцать четыре часа в сутки».

Еще один пример того, что удовольствия и богатство не способны заполнить сердце человека, — вымышленный персонаж, которому достаточно было только пожелать чего-либо, и он тут же получал это:

«Он пожелал иметь дом, и дом тут же появился, слуги стояли у двери; он пожелал Кадиллак, и тот сразу появился вместе с шофером. Сначала ему это нравилось, но вскоре стало надоедать. Он сказал: «Я не хочу всего этого. Я хочу что-то создавать, над чем-то мучиться. Лучше уж быть в аду, чем здесь». И услышал в ответ: «А как вы думали, где вы сейчас?»» Таково наше современное общество — ад материализма, в котором человеческое сердце пытается насытить себя кратковременными удовольствиями.

2:12 Так как исследования завершились так печально, Соломон решил взглянуть, кем лучше быть: мудрецом или безумцем. Он решил изучить этот вопрос. Раз уж жизнь — погоня за миражами, имеет ли человек, живущий мудро, какие-то преимущества перед тем, кто выбирает безумие и глупость?

Будучи единовластным монархом, к тому же мудрым и богатым, он вполне мог это выяснить. Если он не найдет ответа, есть ли шансы у его преемников? Вряд ли кто-нибудь после царя сможет прибавить что-либо к тому, что им уже сделано.

2:13 В целом он сделал вывод, что мудрость лучше безумия в той же мере, в которой свет лучше тьмы. Мудрый человек ходит во свете и видит подстерегающие его опасности на пути. Безумец же пробирается наощупь во тьме и попадает во все западни и ловушки.

2:14 Но даже притом, что у мудреца есть преимущества — глаза его видят происходящее — какая в конечном итоге разница? Оба умирают рано или поздно, и никакая мудрость не может отменить или отсрочить этот конец. Такая участь постигает их всех.

2:15 Когда Соломон понял, что одно и то же ждет в конечном итоге его и безумца, он задумался, почему он так почитал мудрость всю свою жизнь. Единственный смысл мудрости оказывается в том, что она освещает путь. В остальном она ничем не лучше глупости. Так что преследование мудрости — напрасная трата сил.

2:16−17 Он развивает эту мысль в стихах 16 и 17. Кого бы ни похоронили, мудреца или глупца, о нем скоро забудут. Через поколение или два никто не вспомнит об их существовании. Имена и лица, которые кажутся такими важными сегодня, завтра будут забыты. Что касается долгосрочной славы, то мудрый не находится в более выигрышном положении, чем глупый.

Леденящее душу осознание того, что слава эфемерна и что человека очень быстро забывают, заставило Соломона возненавидеть жизнь. Вместо того, чтобы найти удовлетворение и счастье в человеческой жизни под солнцем, он нашел только печаль. Его опечалило осознание того, что все — суета и томление духа.

Бывший спортсмен, достигший известности, сказал:

«Величайшей радостью в моей жизни был тот момент, когда я впервые забил решающий мяч в важной игре и услышал рев радостной толпы. Но тем же вечером, наедине в своей комнате, я почувствовал тщетность всего этого. В конце концов, чего это стоило? Неужели весь смысл жизни в том, чтобы забивать мячи в ворота? Эти мысли стали началом моего поиска удовлетворения. В глубине души я знал, что никто не удовлетворит моих потребностей, кроме Самого Бога. Вскоре после этого я обнаружил во Христе то, чего никогда не нашел бы в мире».

2:18 Одной из величайших несправедливостей, обеспокоивших Соломона, было то, что ему не будет позволено насладиться накопленным им богатством. Ч. Э. Стюарт пишет:

«Смерть — это червь, который подтачивает корень дерева удовольствия. Она портит удовольствие, она убивает наслаждение, потому что забирает человека именно тогда, когда он, после долгих лет труда, собирается пожать его плоды». Ему придется оставить все своему наследнику.

2:19 Его беспокоило, что наследник может не оказаться мудрым. Может, он будет расточительным, глупым, развратником, пьяницей, но все равно унаследует его состояние. Он будет растрачивать то, чего не накапливал и ради чего не трудился.

Это действительно тревожило Соломона. Вероятно, он предчувствовал, что случится после его смерти. Вероятно, Соломон предвидел, что его сын Ровоам неразумно растратит то, ради чего он так усердно трудился. История сообщает нам, что Ровоам так и повел себя. Отказавшись слушать старых советников, он привел царство к расколу. Когда египтяне вторглись в Иудею, он подкупил их, отдав им храмовые сокровища. Золотые щиты отправились в египетские сокровищницы, а Ровоам заменил их медными (см. 2Пар 12:9−10).

2:20 Мысли о недостойном наследнике, который растрачивает результаты трудов всей его жизни и накопленные им богатства, ввергли Екклесиаста в отчаяние и депрессию. Все казалось таким бессмысленным и нелепым. Все его труды казались напрасными.

2:21 Его расстроила сама эта мысль: человек накапливает богатство, мудро вкладывая средства, умело принимая решения, искусно всем управляя, а потом смерть вынуждает его оставить все недостойному, который и пальцем не пошевелил, чтобы все это добыть. Что это, как не нелепость и великое зло?

Несмотря на открытие, сделанное Соломоном, родители всего мира по-прежнему тратят лучшую часть своей жизни на то, чтобы накопить состояние для своих детей. Они называют это своим моральным долгом. Но Джеймсон, Фоссет и Браун полагают, что «так называемая забота неверующих родителей о детях на самом деле объясняется эгоизмом». Прежде всего они заботятся о собственном благополучии в старости. Они думают прежде всего о себе. То, что их дети все наследуют, — всего лишь следствие смерти родителей и законов о наследстве.

С христианской точки зрения родителям нет смысла работать, чем-то жертвовать, копить и страдать, чтобы оставить своим детям деньги. Лучшее наследство духовное, а не финансовое. Деньги, оставленные по завещанию, часто вызывают зависть и раскол в семьях, которые до того были дружными и любящими. Дети могут погибнуть духовно и морально, внезапно став наследниками больших состояний. Почти неизбежны и другие несчастья.

С духовной точки зрения правильно тратить наши деньги сейчас на дело Божье, а не оставлять их детям, которые иногда оказываются недостойным, неблагодарными и даже неверующими. Мартин Лютер считал, что должен вверить свою семью Богу, как вверил самого себя. В своем завещании он написал: «Господи Боже, благодарю Тебя за то, что Тебе было угодно сделать меня бедным и незначительным человеком на земле. У меня нет ни дома, ни земли, ни денег, мне нечего оставить после себя. Ты дал мне жену и детей, которых теперь я возвращаю Тебе. Господи, питай, учи и храни их, как и меня».

2:22 Соломон приходит к выводу, что в результате всего труда своего и всей головной боли человек под солнцем не получает ничего ценного. Он прикладывает усилия, он много трудится, он суетится и переживает — и зачем? Какое значение будет иметь все это через пять минут после его смерти?

Если бы у нас не было откровения, мы пришли бы к такому же выводу. Но мы знаем из Слова Божьего, что можем жить для Бога и вечности. Мы знаем, что получим награду за все, что делаем для Него. Наш труд не напрасен для Господа (1Кор 15:58).

2:23 Но для человека, который ни на что не надеется после смерти, дни действительно полны боли и утомительных трудов, а ночи беспокойны и мучительны. Жизнь — это одно сплошное разочарование, полное тревог и головной боли.

2:24 В такой ситуации логический вывод для человека, живущего под солнцем, — искать удовольствие в еде, питье и труде своем. Екклесиаст вовсе не проповедует обжорство и пьянство, он скорее советует искать удовольствия там, где только возможно найти их в жизни. И даже эти удовольствия исходят от руки Божьей: нормальные жизненные радости, вкус еды, аромат вина, удовлетворение от честного труда. Человек не может получать удовольствие, если это не дано ему Богом.

Проповедник более позднего периода, апостол Павел, подтвердил слова Соломона. Он писал, что, если воскресения из мертвых нет, то лучший способ поведения таков: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1Кор 15:32).

Соломон добавляет, что способность есть, пить и испытывать другие виды удовольствий исходит от Бога. Без Него мы не смогли бы наслаждаться самыми простыми вещами. Мы зависим от Него в вопросах пищи, аппетита, пищеварения, зрения, слуха, обоняния, памяти, здоровья, умственного состояния и всего, что позволяет нам испытывать каждодневные приятные ощущения.

2:25 В стихе 25 Соломон добавляет, что сумел насладиться всеми этими вещами больше, чем кто-либо.

Джон Дж. Рокфеллер имел доход примерно в миллион долларов в неделю, но его врачи не позволяли ему употреблять пищи больше, чем на несколько центов. Один из его биографов пишет, что от его еды с презрением отвернулся бы нищий:

«Теперь он весил не больше 45 килограммов и съедал (на завтрак) всего понемножку: капельку кофе, ложечку каши, кусочек яйца и кусочек мяса величиной с горошину». Он был богатейшим человеком в мире, но не был способен насладиться вкусом еды.

2:26 Наконец, Екклесиаст замечает, что наблюдал в жизни общий принцип: Бог вознаграждает праведность и наказывает за грех. Человеку, который угоден Ему, Бог дает мудрость и знание и радость. Но грешнику Он дает тяжкое бремя тяжелого труда и заботу собирать и копить, только для того, чтобы потом это отнял кто-то другой. Что может быть более бесплодным и неприятным?

Примечания:

 
Новый русский перевод
8 [4] — Или: виночерпиев.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.