Левит 14 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Господь сказал Моисею:
2 «Вот правила о больном во время его очищения. Когда его приведут к священнику,
3 пусть священник выйдет за лагерь и осмотрит его. Если больной исцелился от заразной кожной болезни,
4 пусть священник велит взять для очищаемого двух живых чистых птиц и кедрового дерева, алой пряжи и иссопа[32].
5 Пусть священник велит убить одну из птиц над глиняным горшком со свежей водой.
6 Пусть он возьмет живую птицу и погрузит её вместе с кедровым деревом, алой пряжей и иссопом в кровь птицы, убитой над свежей водой.
7 Пусть он семь раз окропит очищаемого от заразной болезни, объявит его чистым и выпустит живую птицу в открытое поле.
8 Пусть очищаемый выстирает одежду, сбреет все волосы, вымоется, и будет чист. Теперь он может войти в лагерь, но должен семь дней жить вне шатра.
9 На седьмой день пусть он сбреет все волосы: голову, бороду, брови и остальные волосы. Пусть он выстирает одежду и вымоется, — и будет чист.
10 На восьмой день он должен принести двух ягнят-самцов и одну годовалую самку — всех без изъяна — с тремя десятыми частями ефы[33] лучшей муки, смешанной с маслом, для хлебного приношения и один лог[34] масла.
11 Пусть священник, совершающий очищение, поставит очищаемого с его приношениями перед Господом у входа в шатер собрания.
12 Пусть священник возьмет одного из ягнят и принесет его в жертву повинности вместе с логом масла. Он потрясет их перед Господом как приношение потрясания.
13 Пусть он заколет ягненка в Святом месте, где закалывают жертву за грех и жертву всесожжения. Подобно жертве за грех, жертва повинности принадлежит священнику, это — великая святыня.
14 Пусть священник возьмет кровь жертвы повинности и помажет ею мочку правого уха очищаемого, большой палец его правой руки и большой палец правой ноги.
15 Пусть священник возьмет от лога масла, нальет в ладонь левой руки,
16 погрузит правый указательный палец в масло на ладони и с пальца окропит маслом перед Господом семь раз.
17 Маслом, оставшимся в ладони, священник помажет мочку правого уха очищаемого, большой палец его правой руки и большой палец правой ноги поверх крови жертвы повинности.
18 Оставшееся в ладони масло священник выльет на голову очищаемого и совершит над ним обряд искупления перед Господом.
19 Пусть священник принесет жертву за грех и совершит над этим человеком обряд искупления, очистив его от нечистоты. После этого священник заколет жертву всесожжения,
20 принесет её на жертвеннике вместе с хлебным приношением, совершит над ним обряд искупления, и он будет чист.
21 Но если он беден и такое приношение ему не по средствам, пусть он возьмет одного ягненка-самца в жертву повинности для потрясания, чтобы совершить для себя обряд искупления с одной десятой частью ефы[35] лучшей муки, смешанной с маслом, для хлебного приношения, лог масла
22 и двух горлиц или двух молодых голубей, какие будут ему по средствам, одного в жертву за грех, а другого для всесожжения.
23 На восьмой день пусть он принесет их, чтобы очиститься, к священнику, к входу в шатер собрания, перед Господом.
24 Пусть священник возьмет ягненка жертвы повинности вместе с логом масла и потрясет их перед Господом как приношение потрясания.
25 Пусть он заколет ягненка жертвы повинности, возьмет его кровь и помажет ею мочку правого уха очищаемого, большой палец его правой руки и большой палец правой ноги.
26 Пусть священник нальет масло в ладонь левой руки
27 и указательным пальцем правой руки окропит маслом из ладони перед Господом семь раз.
28 Пусть он помажет маслом из ладони те же места, которые он помазал кровью жертвы повинности: мочку правого уха очищаемого, большой палец его правой руки и большой палец правой ноги.
29 Остальное масло пусть священник выльет из ладони на голову очищаемого, чтобы совершить над ним обряд искупления перед Господом.
30 Пусть он принесет в жертву горлиц или молодых голубей, какие жертвующему по средствам,
31 одного в жертву за грех, а другого во всесожжение вместе с хлебным приношением. Так священник совершит над очищаемым обряд искупления перед Господом.
32 Вот правила для любого, кто болел заразной кожной болезнью и кому не по средствам принести для своего очищения обычные приношения».
33 Господь сказал Моисею и Аарону:
34 «Когда вы войдете в землю Ханаана, которую Я отдаю вам во владение, и Я наведу растущую плесень на какой-нибудь дом в той земле,
35 то пусть хозяин дома пойдет и скажет священнику: „В моем доме я видел что-то, похожее на плесень“.
36 Пусть священник велит вынести всё из дома, прежде чем войдет осмотреть плесень, иначе всё в доме будет объявлено нечистым. После этого пусть священник войдет и осмотрит дом.
37 Пусть он осмотрит плесень на стенах: если на них будут зеленоватые или красноватые пятна, на вид углубляющиеся в поверхность стены,
38 пусть священник выйдет наружу и запрет его на семь дней.
39 На седьмой день священник вернется снова обследовать дом. Если плесень распространилась по стенам,
40 пусть он велит выворотить зараженные камни и бросить их на нечистое место за пределами города.
41 Изнутри пусть стены дома выскоблят, а отскобленную обмазку высыпят на нечистое место за пределами города.
42 Пусть старые камни заменят новыми и обмажут дом новой обмазкой.
43 Если после того, как камни были выворочены, а дом выскоблен и обмазан, плесень появится в доме снова,
44 священник должен пойти и осмотреть его. Если плесень распространилась по дому, это растущая плесень; дом нечист.
45 Пусть дом разрушат, а его камни, строительное дерево и всю обмазку вынесут из города на нечистое место.
46 Любой, кто войдет в дом, когда он заперт, будет нечист до вечера.
47 Любой, кто будет в этом доме спать или есть, должен выстирать одежду.
48 Но если священник, пришедший осмотреть его, увидит, что плесень не распространилась после того, как дом был обмазан, он объявит дом чистым, так как плесень сошла.
49 Чтобы очистить дом, пусть он возьмет двух птиц и кедровое дерево, алую пряжу и иссоп.
50 Пусть он заколет одну из птиц над свежей водой в глиняном горшке.
51 Пусть он возьмет кедровое дерево, иссоп, алую пряжу и живую птицу, погрузит их в кровь убитой птицы и в свежую воду и окропит дом семь раз.
52 Так он очистит дом кровью птицы, свежей водой, живой птицей, кедровым деревом, иссопом и алой пряжей.
53 Пусть он выпустит живую птицу в открытое поле за пределами города. Так он совершит над домом обряд искупления, и дом станет чист.
54 Таковы правила о любой заразной кожной болезни: о лишае,
55 о плесени на одежде и на доме, об опухоли, сыпи и воспалении,
56 чтобы определять, когда что-то нечисто.
Таковы правила о заразных кожных болезнях и плесени».

Комментарии МакДональда

Г. Очищение проказы (Гл. 14)

14:1−7 В этой части описан обряд очищения прокаженного, который исцелился. Вначале его осматривал священник. Это происходило вне стана. Если человек был действительно здоров, то он приносил в жертву двух живых и чистых птиц с кедровым деревом, червленой нитью и иссопом. Кедр и иссоп, взятые из высокого дерева и низкого растения, представляют суд Божий над всем миром и всеми, живущими в нем — от малого до великого. Червленая нить ассоциируется с грехами (Исаия 1:8) — поэтому вполне возможно, что здесь содержится указание на Божий суд над грехами. Одну птицу закалывали над проточной водой, а другую, вместе с кедровым деревом, червленой нитью и иссопом окунали в кровь заколотой птицы. Очищенного прокаженного семикратно окропляли кровью и объявляли чистым. Затем живую птицу отпускали на волю.

Во многих отношениях проказа схожа с грехом. Она делала человека нечистым, отлучала его от стана Бога и Божьего народа, делала человека несчастным и т.д. (Можно провести и другие параллели). Поэтому для очищения прокаженного требовалась кровь (кровь Христа) и живая вода (Святой Дух, Который возрождает). И сегодня, когда грешник с раскаянием и верой обращается к Господу, смерть и воскресение Христа (что ассоциируется с двумя птицами) делают его праведным. Кровь, силой Святого Духа, делает нас чистыми в глазах Бога.

Благодатная скала
Мне спасение дает;
От греха, порока, зла
Я в ней вижу свой оплот.
Из скалы Христа струей
Льется ток воды живой.
Август Топледи

14:8−20 Очистившийся прокаженный омывал свои одежды, сбривал все волосы и омывал тело (ст. 8). После этого его впускали в стан, но войти в свой шатер он мог только через семь дней. После этих семи дней он снова омывался, брился, и его объявляли чистым (ст. 9). На восьмой день он приносил жертвы Господу (ст. 10−11): жертву повинности (ст. 12−18); жертву за грех (ст. 19); жертву всесожжения (ст. 20).

Священник брал кровь и наносил ее на ухо, руку и ногу прокаженного (ст. 14). Это действие говорило о Слове Господнем, которое нужно слушать, о воле Господней, которую нужно исполнять, и о путях Господних, которыми нужно ходить.

14:21−32 Если же очистившийся прокаженный был так беден, что не мог принести требуемых животных, то ему разрешалось принести двух горлиц или двух молодых голубей: одну птицу за грех, а другую — во всесожжение. Но овна в жертву повинности нужно было приносить в любом случае.

Хлебное приношение приносилось вместе с каждой из жертв: с жертвой повинности, с жертвой за грех и с жертвой всесожжения.

14:33−53 И в завершение даются законы о том, как распознать проказу в доме. Эти законы должны были вступить в силу тогда, когда народ придет в Ханаан и будет жить в домах, а не в шатрах. Под «проказой» в доме следует, видимо, понимать грибок, плесень или сухую гниль. Господь предусмотрел в законе возможность вынести из дома все вещи до прихода священника, чтобы все, что в доме, не было объявлено нечистым или подвергнуто карантину (ст. 36, 38). В начале удалялись только камни, на которых была язва. Но если язва распространялась и дальше, дом сносили (ст. 39−45). Если проказа в доме прекращалась, священник совершал обряд очищения, похожий на обряд очищения от проказы человека (ст. 48−53).

14:54−57 В этих стихах подводится итог сказанному в главах 13 и 14.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [32] — По всей вероятности, это не собственно иссоп, а один из видов майорана, распространенный в Израиле. Кедровое дерево, алая шерсть и иссоп являлись символами отпущения греха в иудейской культуре.
10 [33] — Вероятно, около 5 кг.
10 [34] — Вероятно, около 0,3 л.
21 [35] — Вероятно, около 1,6 кг.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.