Левит 16 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Господь говорил с Моисеем после смерти двух сыновей Аарона, которые умерли, приблизившись к Господу.
2 Господь сказал Моисею: «Скажи своему брату Аарону, чтобы он не во всякое время приходил в Святое Святых за завесу, перед крышкой искупления[37] на ковчеге, иначе он умрет, ведь Я буду являться в облаке над крышкой искупления.
3 Вот как Аарон должен приходить в святилище: с молодым быком для жертвы за грех и с бараном для всесожжения.
4 Пусть он надевает священную льняную рубашку и льняное нижнее белье. Пусть он опоясывается льняным поясом и надевает льняной тюрбан. Это священные одеяния: пусть он вымоется, прежде чем наденет их на себя.
5 От общины израильтян пусть он возьмет двух козлов для жертвы за грех и барана для всесожжения.
6 Пусть Аарон принесет молодого быка в жертву за свой грех, чтобы совершить обряд искупления за себя и за свой дом.
7 Пусть он возьмет двух козлов и поставит их перед Господом у входа в шатер собрания.
8 Пусть он бросит о козлах жребии — один для Господа, а другой для отпущения.[38]
9 Аарон приведет козла, чей жребий выпал Господу, и принесет его в жертву за грех.
10 Но козел, выбранный по жребию для отпущения, предстанет перед Господом живым, чтобы над ним совершили обряд искупления и отослали его в пустыню для отпущения.
11 Пусть Аарон приведет молодого быка для жертвы за свой грех, чтобы совершить обряд искупления для себя и своего дома, и заколет его в жертву за свой грех.
12 Пусть он возьмет кадильницу, полную горящих углей с жертвенника перед Господом, и две пригоршни мелко истолченного благовония и внесет их за завесу.
13 Чтобы не умереть, он положит благовоние на огонь перед Господом, и благовонный дым покроет крышку искупления над ковчегом свидетельства.
14 Он возьмет кровь молодого быка и с пальца окропит ею крышку спереди. Затем он семь раз с пальца окропит ею пространство перед крышкой.
15 Пусть он заколет козла в жертву за грех народа, внесет его кровь за завесу и сделает с ней то же, что с кровью молодого быка — окропит ею крышку искупления и перед ней.
16 Так он совершит над Святым Святых[39] обряд искупления, очистив его от нечистоты и отступничества израильтян, какими бы ни были их грехи. Пусть он сделает то же для шатра собрания, который находится среди их скверны.
17 Пусть в шатре собрания не будет никого с того времени, как Аарон войдет, чтобы совершить обряд искупления в Святом Святых, до тех пор, пока он не выйдет, совершив обряд искупления за себя, свой дом и за всё общество Израиля.
18 Пусть он выйдет к жертвеннику, который перед Господом, и совершит над ним обряд его искупления. Пусть он возьмет кровь молодого быка и кровь козла и помажет ею все рога жертвенника.
19 Пусть он с пальца семь раз окропит его кровью, чтобы очистить его от нечистоты израильтян и освятить.
20 Совершив обряд искупления Святого Святых, шатра собрания и жертвенника, пусть он приведет живого козла.
21 Пусть он возложит ему на голову обе руки, открыто признает над ним все нечестие и отступничества израильтян — все их грехи — и возложит их ему на голову. Пусть он отошлет козла в пустыню под надзором человека, назначенного для этого.
22 Козел понесет на себе все их грехи в пустынное место, куда Аарон его выпустит.
23 Пусть Аарон войдет в шатер собрания и снимет льняные одеяния, которые он надел перед тем, как войти в Святое Святых, и оставит их там.
24 Пусть он вымоется в Святом месте и наденет обычную одежду. Пусть он выйдет и принесет всесожжения от себя и от народа, чтобы совершить обряд искупления за себя и за народ.
25 Ещё пусть он сожжет на жертвеннике жир жертвы за грех.
26 Пусть выпустивший козла для отпущения выстирает одежду и вымоется сам; после этого он может войти в лагерь.
27 Молодого быка и козла для жертвы за грех, чью кровь внесли в Святое Святых, чтобы совершить обряд искупления, нужно вынести из лагеря. Их шкуры, мясо и нечистоты нужно сжечь.
28 Пусть тот, кто сожжет их, выстирает одежду и вымоется сам; после этого он может войти в лагерь.
29 Это установление для вас будет вечным: на десятый день седьмого месяца смиряйте себя[40] и не делайте никакой работы — ни уроженец страны, ни живущий у вас чужеземец,
30 потому что в этот день для вас совершается обряд искупления, чтобы очистить вас. Тогда вы будете чисты перед Господом от всех ваших грехов.
31 Это — суббота полного покоя, и вы должны смирять себя. Это вечное установление.
32 Пусть обряд искупления совершает священник, который был помазан и посвящен, чтобы стать первосвященником вместо своего отца. Пусть он наденет священные льняные одеяния
33 и совершит обряд искупления Святого Святых, шатра собрания и жертвенника, пусть совершит обряд искупления над священниками и над всем обществом.
34 Это установление для вас будет вечным: раз в год нужно совершать искупление израильтян, очищая их от всех их грехов».
И сделано было, как Господь повелел Моисею.

Комментарии МакДональда

V. ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ (Гл. 16)

Главным днем в иудейском календаре был День Искупления (евр. Йом Кип-пур), когда первосвященник входил в Святое-святых, внося туда кровь искупительной жертвы — за самого себя и весь народ. Это происходило в десятый день седьмого месяца — за пять дней до Праздника Кущей. И хотя День Искупления перечислен среди праздников Иеговы, это был день поста и смирения (23:27−32).

Читая эту главу, полезно помнить, что под святилищем в ней подразумевается Святое-святых, а само святилище называется скинией собрания.

16:1−3 Святотатство двух сыновей Аарона, Надава и Авиуда, во многом объясняет, почему были даны эти заповеди. Такое же наказание постигло бы и первосвященника, если бы он вошел в Святое-святых в любой день, кроме Дня Искупления. И в этот день священник должен был входить с кровью тельца в жертву за грех и овна всесожжения.

16:4−10 Порядок событий, происходивших во время празднования, восстановить нелегко, но в целом ритуал выглядел следующим образом. Вначале первосвященник совершал омовение и надевал белый льняной хитон (ст. 4). Телец и овен приводились в скинию заранее. Первосвященник приносил их в жертву за себя и за свою семью: тельца в жертву за грех и овна в жертву всесожжения (ст. 5). Затем он ставил двух козлов у входа в скинию и жребий определял, который из них для Господа, а который станет козлом отпущения (ст. 7−8). На иврите козел отпущения называется словом азазел.

16:11−22 После этого священник убивал тельца в жертву за грех — за себя и свой дом (ст. 11). Затем он наполнял кадильницу горящими угольями, а также брал полные горсти благовоний и вносил в Святое-святых. Там он высыпал благовония на горящие угли, и облако курений покрывало крышку ковчега (ст. 12, 13). Священник возвращался к жертвеннику всесожжения за кровью тельца, вносил ее в Святое-святых, семикратно окроплял ей крышку ковчега и кропил также перед ней (ст. 14). Козла, назначенного в жертву за грех, он убивал (ст. 8), а его кровью, как и кровью тельца, совершал кропление перед крышкой ковчега и на ней (ст. 9, 15). Так совершалось очищение Святого Святых от грехов израильтян (ст. 16). Кроплением крови совершалось также очищение скинии и жертвенника всесожжения (ст. 18−19), хотя подробности этой церемонии неизвестны. Очищение начиналось со Святого-святых, затем совершалось в святилище и, наконец, на медном жертвеннике (ст. 15−19). После того, как священник возлагал обе руки на голову козла отпущения (ст. 8) и исповедовал грехи всего народа (ст. 10, 20−21), специально назначенный человек отводил козла отпущения в пустыню (ст. 21−22). Два козла символизируют два аспекта искупления: «совершенство и святость Бога, и отчаянное положение грешников, которым требуется отпущение грехов». Совершаемое Аароном возложение рук на голову живого козла символизирует возложение грехов Израиля (и наших) на Христа — для того, чтобы искупить их навечно (ст. 21).

Автор одного из гимнов выразил это в таких словах:

Мои грехи возложены на Агнца
На непорочного великого Христа
На святого, вечного страдальца,
Что от бремени освободил меня.
Иисус взял на Себя мою вину,
Алые пятна смыл с меня.
Я чистым, непорочным быть могу
Я был спасен страданьями Царя.

Гораций Бонар

16:23−33 В святилище священник совершал омовение, используя для этой цели, скорее всего, умывальник. Затем он надевал великолепные одежды славы (ст. 23, 24а). Согласно иудейскому преданию, белые льняные одежды он больше не надевал. После этого священник приносил в жертву всесожжения двух овнов: одного за себя, а другого — за народ (ст. 24б). Жир двух жертв за грех сжигался на алтаре, а их кожа, мясо и нечистота сжигались вне стана (ст. 25, 27). Даже кожа жертвы, которая обычно доставалась священнику (7:8), подлежала сожжению. В Талмуде говорится, что первосвященник входил в Святое-святых после вечерней жертвы, чтобы вынести курильницу. Во время ритуала искупления люди исповедовали грехи и воздерживались от работы (ст. 29).

Итак, мы видим, что священник входил в Святое-святых не меньше четырех раз. Это вовсе не противоречит сказанному в послании к Евреям (9:7−12), где речь идет о том, что в году был только один день, когда священнику разрешалось входить за завесу.

16:34 Несмотря на всю торжественность этого дня, сами слова «раз в год» говорят о том, что никакие церемонии сами по себе не могли полностью удалить грех: «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр 10:4). Ярким контрастом этому является Жертва Христа, благодаря которой человеческие грехи полностью удаляются, а не просто покрываются еще на год. Исаак Ваттс выразил эту мысль такими словами:

Река животной крови
С иудейских алтарей
Мира не давала совести виновной
И пятна не смывала с ней
Но Христос, Агнец с неба,
На Себе понес наш грех
Всех имен превыше жертва
В той крови спасает всех

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [37] — На языке оригинала стоит слово, которое может значить: крышка место, где отпускаются грехи. Над этой крышкой между золотыми херувимами невидимо пребывал Бог. В День искупления главный священник входил в Святое Святых с кровью жертвы за грехи народа и окроплял ею крышку ковчега.
8 [38] — Смысл этого места в евр. тексте неясен. Также в ст. 10 и 26.
16 [39] — Или: очистит Святое Святых от нечистоты; так же в ст. 18: очистит жертвенник, ст. 20 и 33: очистит Святое Святых, шатер собрания и жертвенник.
29 [40] — Или: поститесь; так же в ст. 31.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.