Числа 19 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Господь сказал Моисею и Аарону:
2 «Вот установление Закона, который дал Господь: „Скажи израильтянам привести к тебе рыжую телицу без изъяна, которая никогда не ходила под ярмом.
3 Отдайте её священнику Элеазару. Потом пусть её выведут за лагерь и заколют в его присутствии.
4 Пусть священник Элеазар возьмет на палец кровь телицы и покропит ею семь раз переднюю сторону шатра собрания.
5 Пусть у него на глазах шкуру, мясо, кровь и нечистоты телицы сожгут.
6 Пусть священник возьмет кедровое дерево, иссоп[57] и алую шерсть,[58] и бросит это на сжигаемую телицу.
7 После этого пусть священник выстирает одежду и вымоется сам. Теперь он сможет войти в лагерь, но будет нечист до вечера.
8 Пусть тот, кто сожжет её, тоже выстирает одежду и вымоется сам. Он тоже будет нечист до вечера.
9 Пусть тот, кто чист, соберет пепел телицы и положит его на чистом месте вне лагеря. Пусть он хранится у народа израильского для воды очищения. Это — очистительное приношение.
10 Пусть тот, кто соберет пепел телицы, тоже выстирает одежду. Он тоже будет нечист до вечера. Это установление будет вечным и для израильтян, и для живущих у них чужеземцев.
11 Любой, кто прикоснется к мертвому человеческому телу, будет нечист семь дней.
12 Пусть он очистит себя водой на третий и на седьмой день; потом он будет чист. Но если он не очистит себя на третий и на седьмой день, то он не будет чист.
13 Любой, кто прикоснулся к мертвому человеческому телу и не очистился, оскверняет скинию Господа. Такой человек должен быть исторгнут из Израиля. Его не окропили водой очищения: он нечист; его нечистота остается на нём.
14 Вот закон, если кто-то умирает в шатре: любой входящий в шатер и любой находящийся в нём будут нечисты семь дней,
15 и любой сосуд без крышки будет нечист.
16 Любой прикоснувшийся в поле к убитому мечом или к умершему своей смертью и любой прикоснувшийся к человеческой кости или могиле будет нечист семь дней.
17 Пусть для нечистого человека положат в сосуд пепел от сожженного очистительного приношения и нальют сверху свежей воды.
18 Пусть тот, кто чист, возьмет иссоп, обмакнет его в воду и окропит шатер, все предметы, людей, которые там, и того, кто прикоснулся к человеческой кости, могиле, убитому или умершему своей смертью.
19 Пусть тот, кто чист, окропит нечистого человека на третий и на седьмой день; так он очистит его на седьмой день. Пусть тот, кто очистился, выстирает одежду и вымоется сам. В тот вечер он будет чист.
20 Но если тот, кто нечист, не очистится, то он должен быть исторгнут из народа за то, что осквернял святилище Господа. Его не окропили водой очищения: он нечист.
21 Это установление для них будет вечным.
Пусть тот, кто кропит водой очищения, тоже выстирает одежду. Любой, кто прикоснется к воде очищения, будет нечист до вечера.
22 Все, к чему прикоснется нечистый человек, станет нечистым, и любой, кто прикоснется к этому, станет нечистым до вечера“».

Комментарии МакДональда

19:1−10 Глава 19 посвящена одному из сильнейших символов очищения в Ветхом Завете — использованию пепла рыжей телицы. Это приношение, в частности, было необходимо для очищения при прикосновении к мертвому телу. Сыны Израилевы не так давно восстали против Господа в Кадесе. Теперь они отправляются в пустыню, чтобы погибнуть за свое неверие. Более шестисот тысяч человек погибнут за тридцать восемь лет, то есть, в день будет погибать более сорока человек. Необходимость пепла рыжей телицы очевидна, ибо кто сможет избежать соприкосновения со смертью в таком путешествии?

Телицу выводили за стан и закалывали (ст. 3). Елеазар священник кропил ее кровью семь раз перед скинией, затем телицу сжигали полностью, вместе с кожей и всем остальным, с кедровым деревом, иссопом и червленой шерстью. Те же самые составляющие использовались при очищении прокаженных (Левит 14:4, 6). Священник и сжигающий телицу считались нечистыми до вечера. Кто-нибудь чистый аккуратно собирал пепел, который потом сохранялся вне стана для будущего использования (ст. 9); человек же считался нечистым до вечера.

19:11−19 Этот отрывок повествует о том, как должен был использоваться пепел рыжей телицы. Если человек оказывался церемониально нечистым, осквернив себя прикосновением к мертвому телу или находясь в шатре, где кто-то умер, тогда кто-нибудь чистый брал немного пепла и смешивал его с живой водой [проточной водой — прим. переводчика]. Чистый окроплял нечистого этой водой, используя для этого иссоп, в третий и седьмой день. В седьмой день нечистый человек должен был вымыть свои одежды, вымыть тело и к вечеру считался чистым (ст. 19).

Уильямс предполагает, что рыжая телица символизировала собой Христа: «без пятна снаружи и без порока внутри; свободного от какого-либо рабства греха; и облаченного в земной прах человеческой природы». Но следует проявлять осторожность, чтобы не зайти в этом символизме слишком далеко.

Одно историческое упоминание использования пепла рыжей телицы приводится в 31-ой главе книге Чисел. Грегори Мантл говорит следующее:

«... Пепел считался сосредоточением основных свойств приношения за грех, и им можно было воспользоваться в любой момент без затраты чрезмерных усилий и потери времени. Одной рыжей телицы хватало на нескольких столетий. Предполагают, что на протяжении всей истории Израиля в качестве подобной жертвы потребовалось всего шесть телиц; для придания очищающих свойств родниковой воде было достаточно небольшого количества пепла». Автор послания к Евреям утверждает, что, в то время как пепел рыжей телицы освящал человека только снаружи, очищая от церемониального осквернения, кровь Христа обладает безграничной силой, производя внутреннее очищение совести от мертвых дел (Евреям 9:13−14). Неизвестный автор поясняет:

«Пепел рыжей телицы был предусмотренной Богом мерой при неизбежном,  неминуемом  контакте с окружающей нас духовной смертью. Возможно, он имеет особое отношение к вине Израиля за пролитие крови Мессии. Он напоминает жертву повинности, но не заменяет ее». Ветхозаветные установления об омовении водой, иногда проточной водой (Левит 15:13) в наше время являются принятой медицинской методикой дезинфекции.

19:20−22 Для человека, который был нечист и не использовал окропительную воду, наказание было неизбежным. Также, Бог постановил, что всякий, кто прикасался к воде или кропил ее, считался нечистым до вечера, и всякий, к кому он прикасался, также был нечист до конца дня.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [57] — По всей вероятности, это не собственно иссоп, а один из видов майорана, распространенный в Израиле.
6 [58] — Кедровое дерево, иссоп и алая шерсть являлись символами отпущения греха в иудейской культуре.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.