Деяния 7 глава

Деяния Апостолов
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Затем первосвященник спросил Стефана:
— Это так?
2 Стефан ответил:
— Братья и отцы! Выслушайте меня. Бог славы явился нашему праотцу Аврааму, когда тот жил ещё в Месопотамии — до того, как он поселился в Харране.
3 «Оставь свою страну и своих родственников, — сказал Он ему, — и иди в землю, которую Я тебе укажу».[40]
4 Авраам покинул страну халдеев и поселился в Харране. Оттуда, после смерти его отца, Бог переселил Авраама в страну, в которой вы сейчас живете[41].
5 Он не дал ему здесь никакого наследия, не дал земли даже на ширину ступни[42]. Но Бог обещал дать эту землю во владение ему и его потомкам, хотя в то время у Авраама не было ребенка.
6 Бог говорил ему: «Твои потомки будут странниками в чужой земле, они будут обращены в рабство и будут терпеть зло четыреста лет.
7 Но Я накажу народ, поработивший их, — сказал Бог, — и тогда они выйдут оттуда и будут служить Мне на этом месте»[43].
8 Затем Он дал Аврааму завет обрезания[44]. Авраам стал отцом Исаака и обрезал его на восьмой день после рождения, Исаак же стал отцом Иакова, а Иаков — двенадцати патриархов[45].
9 Патриархи из зависти к Иосифу продали его в Египет. Но Бог был с ним
10 и избавил его от всех бед. Он дал Иосифу мудрость и помог ему заслужить расположение фараона, царя Египта. Тот сделал Иосифа правителем всего Египта и всего своего дома.
11 Затем во всем Египте и в Ханаане начался голод и великое бедствие, и наши праотцы не могли найти пищи.
12 Иаков услышал о том, что в Египте есть зерно, и послал туда наших праотцев в первый раз.
13 Когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся своим братьям, и фараон узнал о родственниках Иосифа.
14 После этого Иосиф послал за своим отцом Иаковом и за всеми своими родственниками, которых насчитывалось 75 человек.
15 Иаков пришёл в Египет, где умерли и он, и наши праотцы.
16 Тела их были перенесены в Шехем и положены в гробницу, которую Авраам купил за серебро у сыновей Хамора в Шехеме[46].
17 По мере того как приближалось время исполнения обещаний, данных Богом Аврааму, возрастала численность нашего народа в Египте.
18 Так продолжалось, пока в Египте не пришёл к власти другой царь, который не знал про Иосифа.
19 Он притеснял наших предков, действуя с коварством против нашего народа: он заставлял их выбрасывать новорожденных младенцев, чтобы те умирали.
20 В это время родился Моисей, прекрасный перед Богом. Три месяца его вскармливали в отцовском доме,
21 а когда вынуждены были расстаться с ним, его подобрала дочь фараона и воспитала, как своего собственного сына.
22 Моисей был научен всей египетской мудрости; он был силен и в слове, и в деле[47].
23 Когда ему было сорок лет, он решил навестить своих братьев-израильтян.
24 Увидев, что одного из них обижает египтянин, он вступился и отомстил, убив обидчика.
25 Моисей думал, его братья поймут, что Бог через него дает им избавление, но они не поняли.
26 На следующий день Моисей увидел, как двое израильтян дерутся. Он попытался помирить их. «Вы же братья, — говорил он, — зачем вы обижаете друг друга?»
27 Тогда обидчик оттолкнул Моисея и сказал: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами?
28 Или ты хочешь убить и меня, как вчера убил египтянина?»
29 Услышав такие слова, Моисей бежал и поселился в мадианской земле как чужеземец. Там у него родились два сына[48].
30 Через сорок лет Моисею явился Ангел в пламени горящего тернового куста в пустыне горы Синай.
31 Моисей был поражен, когда это увидел. Он подошел ближе, чтобы лучше рассмотреть, и услышал голос Господа:
32 «Я — Бог твоих отцов, Бог Авраама, Исаака и Иакова».[49] Моисей дрожал от страха и не решался поднять глаз.
33 Господь сказал ему: «Сними свою обувь, потому что место, на котором ты стоишь, — святая земля[50].
34 Я увидел угнетение Моего народа в Египте и услышал их стоны. Я сошел, чтобы освободить их. А теперь иди, Я посылаю тебя в Египет».[51]
35 Того самого Моисея, которого они отвергли и о котором говорили: «Кто поставил тебя начальником и судьей?»[52] — Бог посылал теперь как вождя и избавителя через Ангела, Который явился ему в терновом кусте.
36 Моисей вывел их из Египта, совершая чудеса и знамения в Египте, у Красного моря и в пустыне на протяжении сорока лет.
37 Этот же самый Моисей сказал израильтянам: «Из ваших же братьев Бог поставит вам Пророка подобного мне».[53]
38 Он, Моисей, — тот самый человек, который был с народом Израиля, собранным в пустыне; он был там с Ангелом, Который говорил с ним на горе Синай, и с нашими отцами. Он принял живые слова, чтобы передать их нам.
39 Наши отцы, однако, отказались повиноваться ему, но отвергли его и захотели вернуться в Египет.
40 Они сказали Аарону: «Сделай нам богов, которые пойдут перед нами, потому что мы не знаем, что приключилось с этим Моисеем, выведшим нас из Египта».[54]
41 В те дни они сделали золотого тельца, принесли этому идолу жертву и радовались делу своих рук.
42 Бог же отвернулся от них и оставил их поклоняться небесному воинству, как об этом написано в книге пророков:
«Приносили ли вы Мне заклания и жертвы в течение сорока лет в пустыне, дом Израиля?
43 Вы взяли с собой шатер Молоха[55], звезду вашего бога Рефана и изображения, которые вы сделали для поклонения. Поэтому Я пошлю вас в плен дальше Вавилона»[56].
44 У наших отцов в пустыне была скиния свидетельства, сделанная согласно указаниям, которые Бог дал Моисею, и по образцу, который увидел Моисей.
45 Получив эту скинию, наши отцы, под предводительством Иисуса Навина, внесли её во владения народов, которых Бог изгнал перед ними. И так было до времен царствования Давида,
46 который обрел благодать перед Богом и просил у Него позволения найти жилище для Бога Иакова[57].
47 Однако дом Ему построил Соломон.
48 Но Всевышний не живет в домах, построенных людьми. Пророк говорит об этом:
49 «Небеса — престол Мой, и земля — подножие для ног Моих! Какой вы можете построить Мне дом? — говорит Господь. — Где может быть место отдыха для Меня?
50 Разве не Моей рукой всё это сотворено?»[58]
51 Вы — упрямый народ с необрезанными сердцами и ушами![59] Вы всегда противитесь Святому Духу, как и ваши отцы!
52 Кого из пророков ваши отцы не преследовали? Они убили тех, кто предсказывал пришествие Праведного, предателями и убийцами Которого стали теперь вы!
53 Приняв Закон, переданный вам через ангелов, вы не соблюли его.
54 Услышав это, они пришли в ярость и начали скрежетать зубами от злости на Стефана.
55 Стефан же, исполненный Святого Духа, поднял глаза к небу и увидел славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога[60].
56 — Смотрите, — сказал он, — я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога!
57 Тогда они все вместе, заткнув уши, с громким криком бросились на него.
58 Они выволокли Стефана за пределы города и стали бросать в него камни. Свидетели обвинения оставили свои плащи у ног молодого человека по имени Савл.
59 Когда они бросали в Стефана камни, тот молился: «Господь Иисус, прими дух мой!»
60 Потом он пал на колени и громко воскликнул:
— Господи, не наказывай их за этот грех! — С этими словами он умер.

Комментарии МакДональда

7:1−8 Первая часть речи возвращает нас к истокам древнееврейской нации. Не совсем ясно, зачем понадобилось Стефану углубляться в историю Авраама, но возможны следующие объяснения:

1. Такой экскурс был необходим, чтобы показать осведомленность Стефана в истории и любовь его к народу израильскому.

2. Он постепенно подводил слушателей к истории Иосифа и Моисея, где в обоих случаях прослеживалась аналогия с отвержением Христа.

3. Эта история могла показать, что поклонение Авраама было угодно Богу, хотя и не сосредоточивалось в каком-либо определенном месте. (Стефана обвиняли в том, что он выступал против храма — «этого святого места».)

Основные моменты биографии Авраама таковы:

1. Бог явился ему в Месопотамии (ст. 2−3).

2. Он переселился в Харран, а затем в Ханаан (ст. 4).

3. Бог обещал дать Аврааму во владение землю, хотя сам патриарх не владел и пядью ее, что доказывается необходимостью купить пещеру Махпелу как место погребения (ст. 5). Исполнение этого обетования все еще дело будущего (Евр 11:13−40).

4. Бог предсказал египетский плен Израиля и последующее избавление (ст. 6−7). Обе части этого пророчества исполнили люди, прежде отвергнутые народом: Иосиф (ст. 9−19) и Моисей (ст. 20−36). Четыреста лет, упомянутые в ст. 6 и в Быт 15:13, — это время, в течение которого иудейский народ терпел притеснения в Египте. Четыреста тридцать лет, указанные в Исход 12:40 и Галатам 3:17, включают весь период от переселения Иакова и его рода в Египет до исхода и дарования закона. Израильтяне не подвергались преследованиям в течение первых тридцати лет жизни в Египте, фактически с ними обращались вполне почтительно.

5. Завет обрезания (ст. 8).

6. Рождение Исаака, затем Иакова, а затем двенадцати патриархов (ст. 8). Таким образом история подходит к рассказу об Иосифе, одном из двенадцати сыновей Иакова.

7:9−19 Из всех прообразов Христа в ВЗ Иосиф — один из наиболее ярких и самых любимых, хотя об этом прямо и не говорится. Разумеется, евреи, услышав речь Стефана, остро осознали свою вину: когда он напомнил им о некоторых событиях из жизни Иосифа, они вспомнили о том, что они сделали с Иисусом из Назарета!

1. Иосиф продан в Египет своими братьями (ст. 9).

2. Отвергнутый ими, он обретает власть и силу в Египте (ст. 10).

3. Братья Иосифа, гонимые голодом, приходят в Египет, но не узнают своего брата (ст. 11−12).

4. Во второй раз Иосиф открылся им. Тогда отверженный стал спасителем своего рода (ст. 13−14). Заметим, что существует кажущееся противоречие между числами семьдесят пять душ (ст. 14) и семьдесят (Быт 46:27). Стефан следовал греческому переводу Бытие 46:27 и Исход 1:5, в которых приводится число семьдесят пять. В древнееврейском тексте указано другое число — семьдесят. Различие объясняется всего лишь разными способами подсчета семьи Иакова. «Возможно, и оригинальный, и греческий тексты верны:

последний включает сыновей Манассии и Ефрема, рожденных в Египте (1Пар 7:14−27), что было вполне допустимо и часто встречалось в таких списках». (Kelly, Acts, р. 84.)

5. Смерть патриархов и их погребение в земле Ханаанской (ст. 15−16). Эти стихи также нуждаются в разъяснении. Здесь сказано, что Авраам купил место погребения у Еммора. В Бытие (23:16−17) говорится, что Авраам купил пещеру Махпелу в Хевроне у сыновей Хета. Иаков купил землю в Сихеме у сыновей Еммора (Быт 33:19). Существует несколько возможных объяснений. (1) Авраам купил землю как в Сихеме, так и в Хевроне. Позднее Иаков мог еще раз купить участок в Сихеме. (2) Стефан мог называть именем Авраама его потомка Иакова. (3) Стефан, возможно, для краткости объединил сделки Авраама и Иакова в одну.

6. Умножение семьи Иакова в Египте и их порабощение после смерти Иосифа (ст. 17−19). Это, разумеется, готовит нас к следующей части речи Стефана — рассказу о том, как поступил израильский народ с Моисеем.

7:20−43 С язвительной дерзостью Стефан показывает, что до Христа, по крайней мере в двух случаях, иудейский народ отвергал спасителей, которых Бог воздвиг для их избавления. Его второй пример — Моисей.

Стефана обвинили в том, что он говорил хульные слова на Моисея (6:11). Он доказывает, что подлинный виновник — народ израильский, который отверг этого избранного Богом человека.

Стефан напоминает основные моменты жизни Моисея:

1. Рождение, первые годы жизни и воспитание в Египте (ст. 20−22). Выражение «силен в словах» может относиться к его письменным сочинениям, так как сам он не считал себя красноречивым человеком (Исх 4:10).

2. Первый раз Моисей отвергнут своими братьями, когда, вступившись за одного из них, он убил египтянина (ст. 23−28). Обратите внимание на стих 25. В нем звучит напоминание о том, как Христос был отвергнут своими же!

3. Его бегство в землю Мадиамскую (ст. 29).

4. Бог является ему в горящем кусте, посылая обратно в Египет, чтобы избавить Свой народ (ст. 30−35).

5. Моисей становится избавителем нации (ст. 36).

6. Пророчество Моисея о грядущем Мессии (ст. 37). «Как меня» означает «как Он воздвиг меня».

7. Он выступает в роли законодателя собранию в пустыне (ст. 38).

8. Моисей второй раз отвергнут своим народом, который стал поклоняться золотому тельцу (ст. 39−41). Об идолопоклонничестве Израиля подробно рассказывается в стихах 42 и 43. Заявляя, что они приносят жертву Господу, народ принял скинию Молохову, культ которого был одной из самых отвратительных древних форм идолопоклонства, и поклонялся Ремфану, звездному божеству. Бог предупредил, что за этот грех их постигнет наказание — вавилонский плен. В стихах 42−43 Стефан цитирует по Септуагинте книгу пророка Амоса (5:25−27). Вот почему он говорит, что пленение будет далее Вавилона, а не «далее Дамаска». Оба утверждения, разумеется, верны. История повторяется. Каждое новое поколение совершает одни и те же ошибки. Люди не меняются. Сталкиваясь с Божьим посланием, они не понимают его (ст. 25). Они отказываются прислушаться к призыву жить в мире (ст. 39). Спасенные из беды, они предпочитают бесполезных идолов милосердному Богу (ст. 41). Такова человеческая природа — непокорная, неблагодарная, безрассудная. Бог не меняется. Бог, говоривший с Моисеем, Тот же Бог, Который говорил некогда с его предками (ст. 32). Бог видит бедствие людей. И Он приходит им на помощь (ст. 34). Он ведет Свой народ от смерти к жизни (ст. 36). Если же кто по собственной воле отвергает Его, Он подчиняется его желанию (ст. 42). Таков наш великий Господь — милосердный, всемогущий, святой. Что бы ни случилось, Он никогда не изменяется (Мал 3:6). Для слушателей Стефана это было предупреждением не шутить с Богом, а также заверением в том, что каждое обещание Бога всегда действительно. (Daily Notes of the Scripture Union, May 31:1969.)

7:44−46 Стефана обвиняли в том, что он выступал против храма. Он отвечает на это обвинение, обращаясь к тем дням, когда у народа израильского была скиния (палатка) свидетельства в пустыне. Именно в это самое время народ также поклонялся воинству небесному. Когда Иисус Навин привел израильтян в землю Ханаанскую и язычники, населявшие ее, были изгнаны, скинию перенесли в эти владения, где она и находилась до дней Давида. Отцы молили, чтобы найти жилище Богу Иакова и таким образом обрели благодать пред Богом.

7:47−50 Желание Давида построить храм Богу не осуществилось, Соломон же построил Ему дом.

Хотя храм был обиталищем Бога среди Его народа. Бога нельзя ограничить этим зданием. Соломон ясно сказал об этом во время освящения храма (3Цар 8:27). Пророк Исаия также предупреждал народ, что Бог обращает внимание не на здания, а на нравственное и духовное состояние людей (Ис 66:1−2). Он ищет сокрушенное и кающееся сердце, человека, который трепещет перед Его Словом.

7:51−53 Иудейские вожди обвинили Стефана в том, что он выступал против закона. Теперь он отвечает им кратким и красноречивым обвинением.

Именно они — жестоковыйные, люди с необрезанными сердцем и ушами. «Он считает их не богоизбранным народом, а упорствующими язычниками с необрезанными сердцем и ушами». Они были достойными сыновьями своих отцов, подобно им постоянно сопротивляющимися Святому Духу. Их отцы гнали пророков, предвозвестивших пришествие Христа. А они предали и убили этого Праведника. Они были народом, нарушившим закон, тем самым народом, которому он был дан при служении ангелов.

Больше слов не требовалось. Действительно, к этому уже ничего невозможно добавить. Они попытались заставить Стефана защищаться. Но он стал обвинителем, а они — подсудимыми, признанными виновными. Его выступление было одним из последних обращений Бога к народу израильскому перед тем, как Евангелие стало распространяться среди язычников.

7:54−60 Как только Стефан стал свидетельствовать, что видит небеса отверстые, толпа не стала далее его слушать. Они, яростно крича, набросились на него, вытащили за город и стали побивать его камнями.

И как бы между прочим Дух упоминает имя юноши, который охранял одежды разгоряченных палачей. Имя его было Савл. Дух как бы говорит нам: «Запомните это имя. Вы его еще услышите!»

Смерть Стефана напоминала смерть нашего Господа:

1. Он молился: «Господи Иисусе! Прими дух мой» (ст. 59). Иисус же молился: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23:46).

2. Он просил: «Господи! не вмени им греха сего» (ст. 60). Иисус же молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). Не значит ли это, что приобщением к делу Господа Стефан преобразился «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор 3:18)?

Затем, помолившись, он почил. Когда слово «почить» (уснуть) в НЗ обозначает смерть, оно относится к телу, а не к душе. Душа верующего в момент его смерти уходит к Христу, а тело представляется спящим.

Обычно иудеям не разрешалось выносить смертные приговоры, это было прерогативой римских правителей. Но, по-видимому, в тех случаях, когда дело касалось храма, делалось исключение. Стефана обвинили в выступлениях против храма, и хотя обвинение было необоснованным, его казнили иудеи. Господа Иисуса обвиняли в том, что Он грозился разрушить храм (Мк 14:58), но свидетельские показания оказались противоречивыми.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [40]Быт 12:1. Возможно, это повеление Бог дал Авраму еще в Уре Халдейском, а позже повторил его уже в Харране.
4 [41] — См. Быт 11:31−32; Быт 12:4-5.
5 [42] — См. Втор 2:5.
6 [43]Быт 15:13-14; см. также Исх 3:12. Эти слова Бога исполнились, когда Моисей вывел свой народ из Египта (Исх 14; Деян 7:17-36).
8 [44] — См. Быт 17:9-14.
8 [45] — Или: Исаак же обрезал Иакова, а Иаков — двенадцать патриархов.
9 [46] — История жизни Иосифа записана в Быт 37; 39-50.
18 [47] — См. Исх 1:1 — 2:10.
23 [48] — См. Исх 2:11−25; Исх 18:2-4.
32 [49]Исх 3:6.
33 [50] — Это согласуется с древним обычаем, до сих пор распространенным во многих странах Востока, где перед молитвой к Создателю принято разуваться.
30 [51] — См. Исх 3:1-10.
35 [52] — См. Исх 2:14.
37 [53]Втор 18:15.
40 [54]Исх 32:1, 23.
43 [55]Молох. Аммонитский бог, в жертвы которому приносились дети. См. Лев 18:21; Лев 20:2-5.
42 [56]Ам 5:25-27.
46 [57] — В некот. древн. рукописях: для дома Иакова.
49 [58]Ис 66:1-2.
51 [59] — Метафора, обозначающая людей непокорных Богу.
55 [60] — См. Пс 109:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.