Иисус Навин 22 глава

Книга Иисуса Навина
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Иисус призвал рувимитов, гадитов и половину рода Манассии
2 и сказал им:
— Вы исполнили всё, что повелел вам Моисей, слуга Господа, и были послушны мне во всем, что я вам повелевал.
3 Долгое время, до этого самого дня, вы не оставляли своих братьев, но несли служение, которое дал вам Господь, ваш Бог.
4 Теперь Господь, ваш Бог, дал вашим братьям покой, как Он и обещал. Поэтому возвращайтесь домой, в землю, которую слуга Господа Моисей дал вам на другой стороне Иордана.
5 Только прилежно исполняйте повеления и Закон, которые дал вам Моисей, слуга Господа: любите Господа, вашего Бога, ходите всеми Его путями, храните Его повеления, крепко держитесь Его и служите Ему от всего сердца и от всей души.
6 Иисус благословил их и отпустил, и они вернулись в свои шатры.
7 (Одной половине рода Манассии Моисей дал землю в Башане, а другой половине рода Иисус дал землю на западной стороне Иордана с их братьями.) Отпуская их домой, Иисус благословил их,
8 сказав:
— Возвращайтесь домой со своим великим богатством — большими стадами, серебром, золотом, бронзой и железом, и великим множеством одежд — и поделитесь со своими братьями добычей, взятой вами у врагов.
9 И рувимиты, гадиты и половина рода Манассии оставили израильтян в Шило, что в Ханаане, чтобы вернуться в Галаад, в свою землю, которой они овладели по повелению Господа, данному через Моисея.
10 Придя в Гелилот, что рядом с Иорданом, в земле Ханаана, рувимиты, гадиты и половина рода Манассии соорудили там у Иордана огромный жертвенник.
11 Когда израильтяне услышали, что те соорудили жертвенник на границе Ханаана в области, что рядом с Иорданом, на израильской стороне,
12 всё общество Израиля собралось в Шило, чтобы идти на них войной.
13 Израильтяне послали в землю Галаада, к рувимитам, гадитам и половине рода Манассии Пинехаса, сына священника Элеазара.
14 С ним отправилось десять вождей, по одному от каждого из израильских родов, каждый из них был главой семейства среди израильских кланов.
15 Когда они пришли в Галаад — к рувимитам, гадитам и половине рода Манассии, — они сказали им:
16 — Все общество Господне говорит: «Как вы могли совершить такое предательство против Бога Израиля? Как вы могли отступить от Господа и соорудить себе жертвенник, восстав ныне против Господа?
17 Разве не было с нас довольно греха Пеора?[56] До этого самого дня мы ещё не очистились от того греха, за который весь народ Господа поразил мор!
18 А сегодня вы собираетесь отступить от Господа?
Если сегодня вы восстанете против Господа, то завтра Он разгневается на всё общество Израиля.
19 Если ваша земля нечиста, то перейдите в землю Господа, где стоит Господня скиния, и разделите землю с нами. Только не восставайте против Господа и против нас, сооружая себе иной жертвенник, нежели жертвенник Господа, нашего Бога.
20 Разве, когда Ахан, сын Зераха, нечестно поступил с посвященными[57] вещами, не обрушился гнев на всё общество Израиля? А за тот грех умер не он один».
21 Рувимиты, гадиты и половина рода Манассии ответили главам израильских кланов:
22 — Господь, Бог богов! Господь, Бог богов! Он знает, и Израиль пусть знает: если это было восстание или предательство против Господа, то не щадите[58] нас сегодня.
23 Если мы построили свой собственный жертвенник, чтобы отступить от Господа и приносить на нём всесожжения и хлебные приношения или совершать жертвы примирения, то пусть Сам Господь призовет нас к ответу.
24 Нет! Мы сделали это из страха, что однажды ваши потомки могут сказать нашим: «Что вам до Господа, Бога Израиля?
25 Господь сделал Иордан границей между нами и вами, рувимиты и гадиты! Нет у вас доли в Господе». Так ваши потомки могут заставить наших перестать чтить Господа.
26 Вот почему мы сказали: «Приготовимся и соорудим жертвенник, но не для всесожжений или жертвоприношений».
27 Напротив, пусть он будет свидетелем между нами и вами и грядущими поколениями, что мы чтим Господа в Его святилище своими всесожжениями, приношениями и жертвами примирения. Тогда в будущем ваши потомки не смогут сказать нашим: «Нет у вас доли в Господе».
28 Мы говорили, что если они когда-нибудь скажут это нам или нашим потомкам, то мы ответим: «Посмотрите на жертвенник, который соорудили наши отцы по образу жертвенника Господа не для всесожжений или приношений, но для свидетельства между нами и вами».
29 Да не будет с нами того, чтобы нам сегодня восстать против Господа и отступить от Него, соорудив иной жертвенник для всесожжений, хлебных приношений и жертв, нежели тот жертвенник Господа, нашего Бога, что находится перед Его скинией.
30 Когда священник Пинехас и вожди общины — главы израильских кланов — услышали, что сказали рувимиты, гадиты и половина рода Манассии, они были удовлетворены.
31 И священник Пинехас, сын Элеазара, сказал рувимитам, гадитам и половине рода Манассии:
— Сегодня мы узнали, что Господь с нами, потому что вы не совершили против Господа этого предательства. Теперь вы избавили израильтян от руки Господа.
32 И священник Пинехас, сын Элеазара, возвратился вместе с вождями от рувимитов и гадитов в Галааде и принес от них ответ в Ханаан, к израильтянам.
33 Те были рады услышать эту весть и возблагодарили Бога. И больше они не говорили о том, чтобы пойти войной на страну, где живут рувимиты и гадиты, и опустошить её.
34 А рувимиты и гадиты назвали жертвенник «Свидетель», потому что, говорили они: «Это свидетель между нами, что Господь есть Бог».

Комментарии МакДональда

Д. Жертвенник на восточной стороне Иордана (Гл. 22)

22:1−9 Когда закончился раздел земли на западной стороне реки Иордан, Иисус Навин позволил коленам Рувима, Гада, и половине колена Манассии вернуться на свою территорию на восточной стороне Иордана согласно первоначальной договоренности. Он также сказал им забрать с собой свою часть добычи, приобретенной в тех сражениях, в которых они участвовали.

Прошло уже более семи лет с тех пор, как они оставили своих любимых для того, чтобы сражаться с Хананеями. Они стойко переносили боевые тяжести, пока не завладели землей. Мы также призваны своим Главнокомандующим переносить трудности и подвизаться добрым подвигом веры, чтобы приблизить Царство Божье на земле (1Тим 6:12; 2Тим 2:3).

Приносить такого рода жертву не легко, но она является важной составляющей жизни, которая угодна Богу. Люди с горячим рвением в наши дни востребованы на поле сражения.

«Нужно ли мне уноситься в небеса на цветочном ложе легкой жизни, Пока другие сражались за награду, и плыли через море крови? Конечно, я должен сражаться, если хочу править; придай мне храбрости, Господь;

Я перенесу все трудности, вытерплю боль, с поддержкой Твоего Слова». Исаак Ваттс

22:10−11 По дороге домой эти мужчины решили установить жертвенник на берегу реки Иордан. Услышав об этом, другие девять с половиной колен пришли в негодование. Они боялись, что этот жертвенник будет соперничать с тем, что был установлен в Силоме. Они также боялись того, что он в будущем превратится в идолопоклоннический жертвенник, и что Бог накажет за это всю нацию.

22:12−20 До провозглашения войны коленам на восточной стороне Иордана, Израильтяне направили им делегацию, чтобы с ними побеседовать и предложить им землю на западной стороне Иордана, если они посчитают свою собственную территорию нечистой (ст. 19).

Разговаривая с людьми, соорудившими жертвенник, Финеес и другие вспоминают, как Израиль пострадал из-за греха в Фегоре (ст. 17; см. также Чис 25) и пригрешения Ахана (ст. 20; см. также гл. 7).

Они воспринимали этот жертвенник как еще одну угрозу их благосостоянию; что и вызвало такую острую реакцию с их стороны. Они, как нация узнали, что грех оскверняет весь лагерь, и что Бог возлагает на весь народ ответственность за поведение отдельных личностей.

22:21−29 Затем мужи Рувима, Гада и половины колена Манассии поясняют, что это не был жертвенник для всесожжений. Это просто был памятный жертвенник в свидетельство будущим поколениям о том, что колена по восточную сторону Иордана являлись на самом деле частью Израильской нации.

22:30−34 Остальные колена были удовлетворены таким объяснением, и войны удалось избежать. Восточные племена назвали этот жертвенник «Свидетель» в ознаменование того, что он был свидетельством среди колен по обе стороны Иордана того, что Господь — истинный Бог.

Примечания:

 
Новый русский перевод
17 [56] — См. Чис 25:1-9.
20 [57] — См. Исх 22:20 и сноску к нему.
22 [58] — Букв.: то пусть [Он] не пощадит.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.