Иисус Навин 24 глава

Книга Иисуса Навина
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Иисус собрал все израильские роды в Шехеме. Он созвал старейшин, вождей, судей и начальников Израиля, и они предстали перед Богом.
2 Иисус сказал всему народу:
— Так говорит Господь, Бог Израиля: «Издревле ваши отцы — Терах, отец Авраама и Нахора — жили за рекой[59] и поклонялись другим богам.
3 Но Я взял вашего отца Авраама из земли за рекой, водил его по всему Ханаану и дал ему множество потомков. Я дал ему Исаака,
4 а Исааку дал Иакова и Исава. Исаву Я дал нагорья Сеира, но Иаков со своими сыновьями переселился в Египет.
5 Я послал Моисея и Аарона, поразил египтян тем, что Я у них совершил, и вывел вас оттуда.
6 Когда Я вывел ваших отцов из Египта, вы пришли к морю. Египтяне гнались за вашими отцами со своими колесницами и всадниками[60] до самого Красного моря.
7 Но они воззвали к Господу о помощи, и Он положил тьму между вами и египтянами. Он навел на них море, и оно покрыло их. Вы своими глазами видели, что Я сделал с египтянами. После этого вы долгое время жили в пустыне.
8 Я привел вас в землю аморреев, которые жили к востоку от Иордана. Они воевали с вами, но Я отдал их в ваши руки. Я истребил их перед вами, и вы завладели их землей.
9 Когда Валак, сын Циппора, царь Моава, готовился к войне с Израилем, он послал за Валаамом, сыном Беора, чтобы он проклял вас.
10 Но Мне не было угодно послушать Валаама, и он благословлял вас снова и снова, и Я избавил вас от его рук.
11 Вы переправились через Иордан и пришли к Иерихону. Жители Иерихона воевали с вами, как воевали и аморреи, ферезеи, хананеи, хетты, гергесеи, хиввеи и иевусеи, но Я отдал их в ваши руки.
12 Я послал перед вами шершней,[61] которые прогнали от вас двух аморрейских царей. Не мечом твоим и не луком сделал ты это.
13 Так Я дал вам землю, над которой ты не трудился, и города, которых вы не строили; и вы живете в них и едите плоды виноградников и оливковых рощ, которых вы не сажали».
14 Итак, бойтесь Господа и служите Ему достойно и честно. Отриньте богов, которым поклонялись ваши отцы за рекой и в Египте, и служите Господу.
15 Но если вы не желаете служить Господу, то выберите сегодня, кому вы будете служить: богам ли, которым служили за рекой ваши отцы, или богам аморреев, в земле которых вы живете; а я и дом мой будем служить Господу.
16 И народ отвечал:
— Да не будет с нами того, чтобы нам оставить Господа и служить другим богам!
17 Это Господь, наш Бог, Сам вывел нас и наших отцов из Египта, из земли рабства, и совершил у нас на глазах эти великие знамения. Он охранял нас на всем нашем пути и среди всех народов, через которые мы шли.
18 Господь прогнал от нас все народы и аморреев, которые жили в этой земле. Мы тоже будем служить Господу, потому что Он — наш Бог.
19 Иисус сказал народу:
— Вы не сможете служить Господу. Он — святой Бог! Он — ревнивый Бог! Он не простит вам вашего отступничества и ваших грехов.
20 Если вы оставите Господа, делавшего вам добро, и станете служить чужим богам, то Он обратится против вас, наведет на вас беду и истребит вас.
21 Но народ сказал Иисусу:
— Нет! Мы будем служить Господу!
22 Иисус сказал:
— Вы сами стали свидетелями против себя, выбрав служение Господу.
— Да, мы свидетели, — ответили они.
23 — Тогда, — сказал Иисус, — отриньте чужих богов, которые у вас есть, и обратите свои сердца к Господу, Богу Израиля.
24 И народ сказал Иисусу:
— Мы будем служить Господу, нашему Богу, и слушаться Его.
25 В тот день от лица народа Иисус заключил с Господом завет, и там, в Шехеме, он дал народу установления и законы.
26 Иисус записал эти слова в книгу Божьего Закона. Затем он взял большой камень и поставил его там под дубом, возле святилища Господа.
27 — Смотрите! — сказал он всему народу. — Этот камень будет свидетелем против нас, потому что он слышал все слова, которые сказал нам Господь. Он будет свидетелем против вас, если вы солжете вашему Богу.
28 Иисус отпустил народ, каждого в его удел.
29 После этого Иисус, сын Навин, слуга Господа, умер в возрасте ста десяти лет.
30 Его похоронили в земле его удела, в Тимнат-Серахе,[62] в нагорьях Ефрема к северу от горы Гааш.
31 Израиль служил Господу во всё время жизни Иисуса и старейшин, которые пережили его, и которым довелось увидеть всё, что сделал для Израиля Господь.
32 А кости Иосифа, которые израильтяне вынесли из Египта, были захоронены в Шехеме на участке земли, что Иаков купил за 100 кесит[63] серебра у сыновей Хамора, отца Шехема. Он вошел в удел потомков Иосифа.
33 Элеазар, сын Аарона, умер и был похоронен в наделе его сына Пинехаса — в Гиве Пинехасовой, что в горах Ефрема.

Комментарии МакДональда

Ж. Прощальное обращение Иисуса Навина к народу Израиля (24:1−15)

24:1−14 Второе прощальное обращение, на этот раз к народу, было произнесено в Сихеме.

Иисус Навин сделал обзор истории Божьего народа, от Фарры и до времен Авраама, Исаака и Иакова. Он напомнил людям о могущественном освобождении от Египетского рабства, о скитаниях в пустыне, и победе над Моавитянами на восточной стороне Иордана. Затем он рассказал об их вхождении в Обетованную Землю, победе в Иерихоне, и истреблении царей в Ханаане (ст. 2−13). Тьма в 7 стихе указывает на Исход 14:19−20, где облако освещало путь Израильтянам и покрывало тьмой Египтян.

В этом кратком обзоре истории от Бытия до Иисуса Навина отчетливо проступает доказательство верховной власти Бога. Обратите внимание на то, как он излагает эту историю: Я взял (ст. 3), Я дал (ст. 4), Я послал (ст. 5), Я вывел (ст. 6−8), Я не хотел послушать (ст. 10), Я предал их в руки ваши (ст. 11), Я послал (ст. 12), Я дал (ст. 13). Иегова действует согласно Своим вечным намерениям, и кто может удержать Его руку? Такого Бога необходимо бояться и слушаться (ст. 14).

24:15 Здесь не стоял выбор между Господом и идолами: Иисус Навин предполагал, что люди уже решили не служить Богу. Поэтому он призвал их сделать выбор между богами, которым служили их предки в Месопотамии и богами Аморитян, которых они узнали в Ханаане. Благородное решение Иисуса Навина, касающееся его самого и его дома, послужило вдохновением всем последующим поколениям верующих: «А я и дом мой будем служить Господу».

З. Обновление Завета в Сихеме

24:16−28 Когда народ пообещал служить Иегове, Иисус Навин сказал: «Не возможете служить Господу» (ст. 19). Это означает, что они не могли и служить Иегове и поклоняться идолам. Несомненно, Иисус Навин осознавал, что народ уклонится в идолопоклонство, потому что даже тогда у них уже были чужие боги в шатрах (ст. 23). Народ настаивал на том, чтобы дать клятву верности своему Богу, поэтому Иисус Навин установил под дубом большой памятный камень в знак завета, заключенного Израилем. (Святилище Господне, упомянутое в 26-м стихе, означает не скинию, которая находилась в Силоме, а просто святое место.)

Касательно проблемы с идолами, Карл Армердинг пишет:

«Идолопоклонство   было грехом, постоянно преследующим Израиль. Их самые древние предки служили другим Богам, как мы увидели (ст. 2). Когда Иаков со своей семьей покинул Лаван, Рахиль унесла с собой божков своего отца (Быт 31:30−34). Но когда они приехали на место, Иаков приказал своей семье избавиться от этих «странных богов», и спрятал их под дубом, находившемся рядом с Сихемом (Быт 35:2, 4). В том же самом месте Иисус Навин призвал свое поколение избавиться от богов, которым служили их отцы (ст. 14)».

И. Смерть Иисуса Навина

24:29−33 Иисус Навин умер в возрасте ста десяти лет и был похоронен в доставшемся ему городе. Израильский народ хранил верность Богу, пока было живо поколение Иисуса Навина. Мы не знаем, кто записал последние стихи этой книги, но нам и не нужно это знать, в противном случае это обязательно было бы указано.

Кости Иосифа, которые были вынесены из Египта согласно его просьбе, теперь были погребены в Сихеме (Быт 50:24; Исх 13:19).

В конце концов, скончался и сын Аарона, Елеазар, и был похоронен в горах Ефрема.

В последних пяти стихах этой книги упоминаются три погребения: Иисуса Навина (ст. 29−31), Иосифа (ст. 32) и Елеазара (ст. 33). Все трое были захоронены на территории Иосифа. Все трое хорошо служили Богу и своей стране. Иисус Навин и Иосиф были великими освободителями в течение своей жизни, а Елеазар был освободителем при своей смерти, ибо он был первосвященником и его смерть освободила всех, кто убежал в город-убежище (20:6). Подобно книгам Бытия и Второзакония, книга Иисуса Навина завершается звоном похоронного колокола в честь великих и благочестивых людей. «Бог хоронит Своих работников, но продолжает Свою работу».

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [59] — В знач.: «за Евфратом»; так же в ст. 3,14 и 15.
6 [60] — Или: колесничими.
12 [61] — Значение этого места в евр. тексте неясно.
30 [62] — Другое название: Тимнат-Херес (см. Суд 2:9).
32 [63] — Древняя денежная мера неизвестного веса и достоинства.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.