Откровение 1 глава

Откровение Иоанна
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Откровение Иисуса Христа, данное Ему Богом для того, чтобы показать Своим слугам, что должно вскоре произойти. Он сообщил это откровение через Своего ангела Своему слуге Иоанну,
2 и сейчас Иоанн как свидетель рассказывает обо всем, что он видел, — это слово Божье и свидетельство Иисуса Христа[1].
3 Блажен тот, кто читает, и те, кто слушают эти пророческие слова и исполняют их, потому что время уже близко.
4 От Иоанна, семи церквам в провинции Азия[2].
Благодать и мир вам от Того, Кто есть, Кто был и Кто придет, и от семи духов,[3] находящихся у Его престола,
5 и от Иисуса Христа, истинного свидетеля, первенствующего[4] среди воскресших из мертвых, и властелина царей земли.
Он любит нас и Своей кровью освободил нас от наших грехов.
6 Он сделал нас царством и священниками Своего Бога и Отца. Ему да будет слава и власть вовеки! Аминь.
7 И вот Он придет с облаками[5], и увидит Его всякое око, включая и тех, которые Его пронзили, и все народы земли будут рыдать перед Ним[6]. Да будет так, аминь!
8 «Я — Альфа и Омега[7], — говорит Господь Бог, — Тот, Кто есть, Кто был и Кто придет, Вседержитель!»
9 Я, Иоанн, — ваш брат и соучастник в скорби, в царстве и стойкости в Иисусе. Находясь в заключении на острове, называемом Патмос[8], за слово Божье и за свидетельство об Иисусе,
10 я был охвачен Духом в день Господень и в этом состоянии услышал позади себя громкий, как труба, голос.
11 Голос сказал мне:
— Запиши в свиток всё, что ты видишь, и пошли это семи церквам: в Эфес, в Смирну, в Пергам, в Фиатиру, в Сарды, в Филадельфию и в Лаодикию.
12 Я обернулся на голос, который говорил со мной, и увидел семь золотых светильников.
13 Среди светильников стоял Некто, как бы Сын Человеческий[9] [10]. Он был одет в длинное одеяние, а грудь Его была опоясана золотым поясом.
14 Волосы Его головы были белы, как отбеленная шерсть или как снег, а глаза были как пылающий огонь[11];
15 ноги Его — как отполированная бронза[12], раскаленная в печи, и голос Его напоминал шум могучих вод[13].
16 Он держал в правой руке семь звезд, из Его рта выходил обоюдоострый меч, а лицо Его было подобно ярко сияющему солнцу[14].
17 Когда я увидел Его, то пал к Его ногам как мертвый.
Он положил на меня Свою правую руку и сказал:
— Не бойся, Я — Первый и Последний[15],
18 Я жив! Я был мертв, но вот Я навеки жив! У Меня ключи от смерти и ада!
19 Напиши обо всем, что ты видел, что происходит сейчас и что произойдет потом.
20 Тайна семи звезд, которые ты видел в Моей правой руке, и семи золотых светильников такова: семь звезд — это ангелы[16] [17] семи церквей, а семь светильников — это сами семь церквей.

Комментарии МакДональда

I. ЧТО ВИДЕЛ ИОАНН (Гл. 1)

А. Тема книги и приветствие (1:1−8)

1:1−2 Первый стих излагает тему книги: что должно произойти вскоре. Книга Откровения в основном открывает будущее. Это откровение будущих событий Бог даровал Иисусу Христу. Господь Иисус, в Свою очередь, передал его Своему ангелу, а ангел возвестил его рабу Господа Иоанну. Иоанн написал эту книгу с одной целью: поделиться информацией с рабами Господними, то есть со всеми верующими. Делая это, Иоанн свидетельствовал о пророческом слове, которое было дано ему Богом, и о свидетельстве Иисуса Христа. Короче говоря, Иоанн засвидетельствовал обо всем, что он видел в небесном видении.

1:3 Конечно же, Бог хотел, чтобы эта книга была прочитана в Церкви, потому что обещал особо благословить читающего ее вслух и всех находящихся в собрании, кто слушает ее и принимает к сердцу. Время исполнения пророчества близко.

1:4 Иоанн адресует книгу семи церквам, находящимся в римской провинции Асии. Эта провинция была расположена в Малой Азии (современной Турции). Прежде всего, Иоанн желает всем церквам благодать и мир. Благодать — незаслуженное благоволение Божье и сила, постоянно необходимая в христианской жизни. Мир — исходящий от Бога покой, помогающий верующему стойко переносить гонения, преследования и даже саму смерть.

Благодать и мир исходят от Троицы.

Их дарует Тот, Который есть и был и грядет. Это относится к Богу Отцу и дает правильное определение имени «Иегова». Он вечно сущий и неизменный. Благодать и мир исходят также от семи духов, находящихся перед престолом Его. Это относится к Богу Святому Духу в Его полноте, так как семь — число совершенства и полноты. Неудивительно, что в этой заключительной книге Библии число семь встречается пятьдесят четыре раза.

1:5 Благодать и мир исходят и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Это подробное описание Бога Сына. Он — свидетель верный.

Как первенец из мертвых, Он первый, Кто воскрес из мертвых и больше не умрет и Кто занимает почетное место и первенство среди всех воскресших из мертвых, чтобы наслаждаться вечной жизнью. Также Он является владыкой царей земных. Сразу же после своего начального приветствия Иоанн излагает достойную хвалу Господу Иисусу.

Сначала он говорит о Спасителе как о Том, Кто возлюбил, или любит, нас и омыл нас от грехов наших Своей Кровью. (Книга Откровения содержит некоторые разночтения в манускриптах. Причина в том, что у Эразма, опубликовавшего первый НЗ на греческом (15−16), был только один экземпляр Откровения, и тот с недостатками. Потому и имеются незначительные вариации. В этом комментарии отмечены только самые основные, имеющие решающее значение изменения. Там, где наблюдается различие, предпочтение будет отдаваться большинству текстов.)

Обратите внимание на времена глаголов: любит — настоящее продолжающееся действие; омыл — прошедшее завершенное действие. Заметьте также порядок слов: Он любит нас и поистине возлюбил нас, задолго до того как омыл. И обратите внимание на цену: Кровью Своею. Честная самооценка побуждает нас признать, что цена искупления слишком высокая. Мы не заслужили быть омытыми такой непомерно высокой ценой.

1:6 Его любовь не ограничилась только тем, что Он омыл нас, хотя могло бы быть и так. Он соделал нас царями и священниками Своему Богу и Отцу.

Как святые священники, мы приносим духовные жертвы Богу: самих себя, наше имущество, нашу хвалу и наше служение Ему. Как царственные священники, мы возвещаем о совершенствах призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет. Поразмыслив о такой любви, можем неизбежно прийти к выводу, что Он достоин всего того множества славы, чести, поклонения и хвалы, какие мы только можем собрать для Него. Он достоин быть Владыкой нашей жизни, Церкви, мира и всей вселенной. Аминь.

1:7 Этот Благословенный опять грядет на землю на облачных колесницах. Его пришествие не будет локальным или невидимым, потому что узрит Его всякое око (ср. Мф 24:29−30).

Те, кто виновен в Его распятии, придут в ужас. Фактически, восплачут все племена земные, потому что Он придет судить Своих врагов и установить Свое Царство. Но верующие не будут оплакивать его пришествие; они говорят: «Ей, гряди. Аминь».

1:8 Здесь происходит смена говорящего. Господь Иисус представляет Себя как Альфу и Омегу (первая и последняя буквы греческого алфавита), начало и конец. (NU и М тексты опускают «начало и конец».) Он измеряет время и вечность и исчерпывает весь словарный запас. Он — источник и цель творения, и Он Тот, Кто начал и завершит Божественную программу для мира.

Он есть и был и грядет, вечный в бытии и силе Бог Вседержитель.

Б. Видение Христа в судейском одеянии (1:9−20)

1:9 Опять слово берет Иоанн, который представляет себя как брата и соучастника всех верующих в скорби, и в царствии, и в терпении Иисуса Христа.

Он объединяет скорбь, стойкость (терпение) и царство. Павел так же объединяет их в Деяниях (14:22), убеждая святых «пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».

За верность слову Божьему и свидетельство Иисуса Христа Иоанн был в темнице на острове Патмос в Эгейском море. Но темница стала для него приемной неба, где ему явлены были видения славы и суда.

1:10 Иоанн был в Духе, то есть находился в чистом тесном братском общении с Ним и, таким образом, был в состоянии получить Божественную информацию. Это напоминает нам, что человек должен быть скор на слышание. «Тайна Господня — боящимся Его» (Пс 24:14). Описанное видение произошло в день воскресный, или в первый день недели. То был день Христова воскресения, двух последующих явлений Его ученикам, сошествия Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы.

Ученики также собирались для преломления хлеба в воскресный день, и Павел наставлял коринфян, чтобы они собирали пожертвования в первый день недели. Некоторые считают, что здесь Иоанн указывает на время суда, о котором будет писать, но в греческом оригинале выражение «день Господень» в обоих случаях передается разными словами.

Вдруг Иоанн услышал позади себя голос чистый, громкий и по тону похожий на звук трубы.

1:11−12 Это был Иисус, повелевший ему написать книгу о том, что он скоро увидит, и послать написанное семи церквам. Обернувшись, чтобы увидеть Говорившего, Иоанн увидел семь золотых светильников, каждый из которых имел основание, вертикальный ствол и масляную лампу на верхушке.

1:13 Посреди семи светильников находился подобный Сыну Человеческому.

Между Ним и каждым светильником не было ничего: ни посредника, ни иерархии, ни организации. Каждая церковь была автономной. Описывая Господа, Макконки говорит: «Дух находит для символов такую сферу реальности, которая могла бы дать нашим вялым и ограниченным умам некое слабое понятие о славе, великолепии и величии Грядущего, Того, Который есть Христос Откровения». (James H. McConkey, The Book of Revelation: A Series of Outline Studies in the Apocalypse, p. 9.)

Он был облечен в длинную мантию судьи. Пояс по персям Его символизирует справедливость и непогрешимость Его суда (см. Ис 11:5).

1:14 Глава Его и волосы белы, как волна. Это отображает Его вечную сущность, как Ветхого днями (Дан 7:9), мудрость, а также чистоту Его одеяния.

Глаза, как пламень огненный, говорят о совершенном знании, безошибочной проницательности и о том, что невозможно уклониться от Его испытующего взгляда.

1:15 Ноги Господа были подобны отполированной меди, как раскаленные в печи. Так как медь — повторяющийся символ суда, то этим подтверждается мнение, что здесь Он представлен прежде всего с полномочиями судьи. Его голос звучал как шум морских волн или как шум горного водопада, величественный и внушающий ужас.

1:16 То, что Он держал в Своей деснице семь звезд, указывает на обладание, власть, господство и славу. Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч, Слово Божье (Евр 4:12). Здесь оно относится к строгим и точным вердиктам в отношении Его народа, что видно из посланий к семи церквам. Его лицо было как лучезарное солнце, когда оно находится высоко в зените, ослепительное в великолепии и необычайной славе Его Божества.

Собрав воедино все эти размышления, мы видим Христа во всем Его совершенстве, имеющего наивысшую квалификацию, позволяющую судить семь церквей. Далее в этой книге Он будет судить Своих врагов, но «время начаться суду с дома Божия» (1Пет 4:17). Однако заметим, что в каждом конкретном случае это разный суд. Суд над церквами производится, чтобы очистить их и даровать награды; над миром — для приговора и наказания.

1:17 Вид этого Судьи поверг Иоанна к Его ногам, как мертвого, но Господь восстановил его, открыв ему Себя как Первого и Последнего (одно из имен Иеговы; Ис 44:6; Ис 48:12).

1:18 Судья этот — Живой, Который был мертв, но теперь жив во веки веков. Он имеет ключи ада и смерти, то есть контроль над ними и уникальную способность воскрешать из мертвых. («Ад» — в Синодальном переводе. В английском здесь «гадес», откуда и последующее пояснение.) Ад, или Гадес, здесь относится к душе, а смерть — к телу. Когда человек умирает, его душа пребывает в Гадесе, или в бесплотном состоянии. Тело идет в могилу. Для верующего бесплотное состояние равнозначно пребыванию с Господом. В момент воскресения из мертвых душа соединится с прославленным телом и вознесется в дом Отца.

1:19 Иоанн должен написать, что он видел (гл. 1), что есть (гл. 2−3) и что будет после этого (гл. 4−22). Это составляет общее содержание книги.

1:20 Затем Господь объяснил Иоанну скрытый смысл семи звезд и семи золотых светильников. Звезды — это ангелы, или вестники, семи церквей, тогда как светильники — сами семь церквей.

Есть разные объяснения слова «ангелы». Одни считают, что это ангельские существа, представлявшие церкви, точно так же как ангелы представляют народы (Дан 10:13.20.21).

Другие говорят, что это епископы (или пасторы) церквей, хотя такому объяснению недостает духовного основания. Есть и такие, кто говорит, что это вестники — люди, которые взяли послания у Иоанна на Патмосе и доставили их в каждую отдельную церковь.

Греческое слово «angelos» означает и «ангел», и «вестник», но в этой книге явно прослеживается первое значение.

Хотя послания адресованы ангелам, содержание их явно предназначено для всех, составляющих Церковь.

Светильники — носители света и служат подходящим прообразом поместных церквей, которые предназначены излучать Божий свет среди мрака этого мира.

II. ЧТО ЕСТЬ: ПОСЛАНИЯ ОТ НАШЕГО ГОСПОДА (Гл. 2−3)

В главах 2 и 3 мы знакомимся с персональными посланиями, адресованными семи церквам в Асии. Эти послания могут быть применимы, по крайней мере, в трех направлениях. Во-первых, в них описано действительное состояние семи поместных церквей в то время, когда писал Иоанн. Во-вторых, они иллюстрируют христианство на земле в любой из моментов его истории. Характерные признаки, которые мы находим в этих посланиях, хотя бы частично встречались в каждом столетии после Пятидесятницы. В этом отношении послания удивительно сходны с семью притчами в главе 13 Ев. от Матфея. И наконец, послания дают последовательный предварительный обзор истории христианства, где каждая церковь представляет отдельный исторический период. Обычная тенденция в состоянии церквей — в сторону ухудшения. Многие считают, что первые три послания последовательны, а последние четыре совпадают по времени и относятся к периоду восхищения. Согласно третьей точке зрения, эпохи в истории Церкви обычно представляют собой следующий порядок:

Ефес: Церковь первого столетия, которая, в общем, достойна похвалы, но уже оставила свою первую любовь.

Смирна: с первого до четвертого столетия Церковь испытывала преследования со стороны римских императоров.

Пергам: в четвертом и пятом столетиях, благодаря покровительству Константина, христианство было признано официальной религией.

Фиатир: с шестого по пятнадцатое столетия Римско-католическая церковь оказывала широкое влияние на Западное христианство, пока ее не поколебала Реформация. На Востоке господствовала Православная церковь.

Сардис: шестнадцатый и семнадцатый века были постреформационным периодом. Свет Реформации быстро потускнел.

Филадельфия: в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях наблюдались мощные пробуждения и великие миссионерские движения.

Лаодикия: Церковь последних дней изображена как чуть теплая и отступившая. Это церковь либерализма и экуменизма.

В построении этих посланий есть сходство. Например, каждое из них начинается приветствием лично к каждой церкви; каждое представляет Господа Иисуса в образе, больше всего подходящем именно этой церкви; в каждом отмечается, что Ему известны дела этой церкви, о чем говорит слово «знаю».

Слова похвалы адресованы всем церквам, кроме лаодикийской; упрек звучит всем, кроме филадельфийской и смирнской церквей. К каждой из церквей обращено особое увещание слышать, что говорит Дух, и в каждом послании содержится особое обетование для побеждающего.

Каждой церкви присущ свой отличительный характер. Филлипс выделил следующие признаки, отражающие эти доминирующие черты: ефесская церковь — утратившая любовь; смирнская — терпящая преследования; пергамская — чересчур терпима; фиатирская — церковь, идущая на компромиссы; сардийская — спящая церковь; филадельфийсая — церковь, имеющая благоприятные возможности, и лаодикийская — самодовольная церковь. Валвурд так описывает их проблемы: 1) потеря первой любви; 2) страх перед страданиями; 3) отступление от вероучения; 4) моральный упадок; 5) духовная мертвенность; 6) нетвердое удерживание и 7) теплота. (John F. Walvoord, The Revelation of Jesus Christ, pp. 50−100.)

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [1] — Это выражение означает и «свидетельство от Иисуса», и «свидетельство об Иисусе».
4 [2] — Здесь имеется в виду римская провинция на западе Малой Азии (часть территории современной Турции).
4 [3] — То есть семисложный Дух Божий.
5 [4] — Это слово в оригинале, включает в себя много значений. Оно говорит о том, что Иисус был первым среди воскресших, указывает на Его главенствующее положение среди них, а также говорит о том, что Он и является источником воскресения.
7 [5]Дан 7:13.
7 [6]Зах 12:10, 12-14; Ин 19:34.
8 [7] — Первая и последняя буквы греч. алфавита (ср. Ис 44:6; Ис 48:12).
9 [8] — Остров, находящийся недалеко от западного побережья современной Турции.
13 [9] — Здесь говорится об Иисусе; выражение как бы Сын Человеческий перекликается с видением пророка Даниила, который увидел превознесенного Царя, Чье Царство вечно (см. Дан 7:13). Когда Иисус называл Себя Сыном Человеческим, см. напр., Мф 8:20, Он недвусмысленно давал понять, что Он и есть Тот Самый Царь из видения пророка Даниила — Мессия.
13 [10] — См. Дан 7:13.
14 [11] — См. Дан 7:9.
15 [12] — См. Дан 10:6; Иез 1:7.
15 [13] — См. Иез 43:2.
16 [14] — См. Ис 49:2; Мф 17:2; Евр 4:12.
17 [15] — Здесь мы видим, что Иисус говорит о Себе так, как говорил о Себе Сам Бог (см. Ис 44:6; Ис 48:12). То же в Откр 2:8.
20 [16] — Так как с языка оригинала это слово можно перевести и как ангелы, и как вестники, то существует несколько толкований: 1) вестниками здесь названы руководители церквей; 2) представители церквей, которые повезли послания Иисуса, записанные Иоанном, в свои церкви; 3) это настоящие ангелы-хранители, которые наблюдают за народом Бога и отдельными церквами; и др.
20 [17] — Или: вестники.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.