Откровение 2 глава

Откровение Иоанна
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Ангелу[18] церкви в Эфесе напиши:
«Так говорит Держащий в правой руке семь звезд и Ходящий среди семи золотых светильников.
2 Я знаю твои дела, твой труд и твою стойкость. Я знаю, что ты не можешь мириться со злыми людьми; ты проверил тех, кто выдает себя за апостолов, и нашел, что они лжецы.
3 Я знаю, что ты стоек, что ради Моего имени перенес трудности и не изнемог.
4 Но у Меня есть нечто против тебя: ты оставил свою первую любовь.
5 Вспомни высоту, с которой ты упал! Раскайся и твори дела, которые ты делал прежде. Если ты не раскаешься, то Я приду к тебе и уберу твой светильник с его места.
6 Однако ты правильно делаешь, что ненавидишь дела николаитов[19], которые и Я ненавижу.
7 У кого есть уши, пусть услышит, что Дух говорит церквам. Побеждающему Я дам право есть плоды с дерева жизни, которое растет в раю Божьем!»
8 Ангелу церкви в Смирне напиши:
«Так говорит Первый и Последний, Тот, Кто умер и вернулся к жизни.
9 Я знаю твою скорбь и твою бедность, впрочем, ты богат! Я знаю, как тебя чернят те, кто называет себя иудеями, но которые на самом деле не что иное, как собрание сатанинское.
10 Не бойся предстоящих страданий. Некоторых из вас дьявол заключит в темницу, чтобы испытать вас, и вы десять дней будете иметь скорбь. Но оставайся верным даже до смерти, и Я дам тебе венец жизни.
11 У кого есть уши, пусть услышит, что Дух говорит церквам. Побеждающему вторая смерть[20] не причинит вреда!»
12 Ангелу церкви в Пергаме напиши:
«Так говорит Обладатель обоюдоострого меча[21].
13 Я знаю, что ты живешь там, где трон сатаны[22]. Но, невзирая на это, ты верен Моему имени. Ты не отрекся от веры в Меня даже в те дни, когда Мой верный свидетель Антипа был убит в твоем городе, где живет сатана.
14 Тем не менее Мне есть что сказать против тебя: там у тебя есть люди, следующие учению Валаама, который научил в свое время царя Валака тому, как можно спровоцировать народ Израиля на грех, побудив их есть пищу, принесенную в жертву идолам, и жить развратной жизнью[23].
15 Также у тебя есть и приверженцы учения николаитов.
16 Покайся! Иначе Я скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом, выходящим из Моего рта!
17 У кого есть уши, пусть услышит, что Дух говорит церквам. Побеждающего Я угощу сокровенной манной[24] и дам ему белый камень[25], на котором написано его новое имя, и это имя будет знать только тот, кто его получит!»
18 Ангелу церкви в Фиатире напиши:
«Так говорит Сын Божий, глаза Которого подобны пылающему огню, и ноги Которого сверкают, как отполированная бронза.
19 Я знаю твои дела, твою любовь, веру, твое служение и терпение. Я знаю, что твои последние дела более велики, чем первые.
20 Тем не менее вот что Я скажу против тебя: ты терпишь женщину по имени Иезавель[26], которая называет себя пророчицей. Она своим учением вводит в заблуждение Моих слуг и толкает их к тому, чтобы они занимались развратом и ели пищу, принесенную в жертву идолам.
21 Я дал ей время покаяться, но она не хочет раскаяться в своем разврате.
22 Поэтому Я брошу её на ложе, а тех, кто с ней занимается развратом, ввергну в великую скорбь, если не раскаются в том, что пошли её путем.
23 Я поражу её детей смертью, и все церкви узнают, что Я испытываю сердца и мысли человека, и каждый из вас получит по своим делам.
24 Говорю всем остальным в Фиатире, кто не следует её учению и не узнал так называемых „глубин сатанинских“: больше Я не буду обременять вас ничем,
25 но крепко держите то, что у вас есть, до тех пор, пока Я не приду.
26 Побеждающему и исполняющему Мою волю до конца Я дам власть над народами[27],
27 как Я Сам получил её от Моего Отца, и „он будет пасти их железным скипетром; как сосуды глиняные, они сокрушатся“[28].
28 Побеждающему Я дам утреннюю звезду[29].
29 У кого есть уши, пусть услышит, что Дух говорит церквам».

Комментарии МакДональда

А. Послание ефесской церкви (2:1−7)

2:1 Господь представляет Себя ефесской церкви как Держащего семь звезд в деснице Своей, Ходящего посреди семи золотых светильников. Большинство описаний Господа в этих посланиях подобны приведенному в главе 1.

2:2 Эта церковь отличалась множеством дел, ревностным трудом и терпеливой выносливостью. Она не могла сносить в своей среде развратных.

Она обладала способностью распознавать лжеапостолов и поэтому боролась с ними.

2:3−4 Ради имени Христа она терпеливо переносила испытания и бедствия и трудилась не изнемогая. Но трагедией для ефесской церкви было то, что она оставила первую любовь. Ее любовь остыла. Пылкий энтузиазм ранних дней исчез. Христиане могли оглянуться назад, на лучшие времена, когда их первая любовь ко Христу изобиловала огнем, полнотой и свободой.

Они все еще твердо придерживались доктрин и активно участвовали в служении, но истинный мотив их поклонения и служения был утерян.

2:5 Им следовало вспомнить добрые дни начала их веры, покаяться в том, что их первая любовь ослабела, и снова служить с преданностью, присущей началу их христианской жизни.

Иначе Господь сдвинет светильник в Ефесе, то есть их община перестанет существовать. Ее свидетельство постепенно замрет.

2:6 Следующее слово похвалы касается их ненависти к делам николаитов. Мы точно не знаем, кто эти люди.

Некоторые считают, что это последователи религиозного вождя по имени Николай. Другие указывают на то, что это название означает «править мирянами», и видят в этом указание на зарождение клерикальной системы.

2:7 Имеющие уши, чтобы слышать Слово Божье, поощряются слышать то, что Дух говорит церквам.

Потом дается обещание побеждающему. Обычно побеждающим в НЗ является тот, кто верит, что Иисус Христос есть Сын Божий (1Ин 5:5), иными словами, истинный верующий.

Вера делает его способным побеждать мир с его искушениями и обольщениями. Вероятно, в каждом послании обещание содержит дополнительную мысль именно для этой церкви. Так, побеждающим в ефесской церкви может быть тот, кто проявит искренность своей веры посредством покаяния за то, что отступил от своей первой любви. Таковые вкусят от древа жизни, которое посреди рая Божьего. Это не значит, что они спасутся благодаря победе; победа здесь доказывает подлинность пережитого ими обращения.

Люди спасаются единственным путем — благодатью по вере в Христа. Все спасенные вкусят от дерева жизни, то есть войдут на небеса в вечную жизнь во всей полноте.

Ефесскую церковь часто используют для описания общего состояния Церкви вскоре после смерти апостолов.

Б. Послание смирнской церкви (2:8−11)

2:8 Смирна означает «мирт» или «горечь». Здесь Христос предстает как Первый и Последний, Который был мертв и се жив. Это описание может послужить особым утешением для тех, кто ежедневно встречается с угрозой смерти.

2:9 С особой нежностью Господь говорит Своим страдающим святым, что Он знает их скорбь в совершенстве.

Внешне они могут выглядеть нищими, но в духовном отношении они богаты.

Как сказал Чарльз Стенли: «Особая честь — находиться рядом с Тем, Кому негде было преклонить голову, и быть похожим на Него. Я познал это: Иисус — особый спутник Своим бедным слугам».

Против святых в Смирне особенно резко выступали евреи. Историки рассказывают, с какой готовностью иудеи оказывали помощь, когда мучили, например, Поликарпа. Как иудеи, они называли себя народом Божьим, но своими богохульными поступками показывали, что являются сборищем сатанинским.

2:10 Христианам не следует бояться того, что им надобно будет скоро претерпеть. Некоторых из них ввергнут в темницу, и они будут иметь скорбь дней десять. Этот период времени может относиться к десяти буквальным дням, к десяти особым периодам преследования со стороны римских императоров, предшествовавших Константину, или к десяти годам преследования в дни правления Диоклетиана.

Господь поощряет верующих быть верными до смерти, то есть быть готовыми скорее умереть, чем отречься от своей веры в Христа. Они получат венец жизни — особую награду, предназначенную мученикам.

2:11 Опять охотно слушающим звучит призыв слушать голос Духа. Побеждающему обещано, что он не потерпит вреда от второй смерти. Здесь побеждающий — это тот, кто доказывает подлинность своей веры тем, что предпочитает пойти на небо с доброй совестью, нежели остаться на земле с худой. Ему вторая смерть не причинит вреда, поскольку она — заключительный приговор для всех неверующих (20:6.14).

В. Послание пергамской церкви (2:12−17)

2:12 Пергам (или Пергамум) означает «высокая башня» или «сочитанный навсегда». Это послание представляет Господа как Имеющего острый с обеих сторон меч, или Слово Божье (Евр 4:12), которым Он будет судить злых делателей в общине (см. ст. 16).

2:13 Пергам был азиатским центром культа поклонения императору, поэтому он назван местом, где находится престол сатаны. Несмотря на то что церковь находилась в окружении язычества, она оставалась верной Христу, хотя один из ее членов, Антипа, был умерщвлен за то, что исповедовал Господа Иисуса. Он первый известный житель Азии, который умер за отказ поклониться императору.

2:14−15 Но Господь должен был упрекнуть церковь за то, что она позволяла исповедующим ложное учение продолжать находиться в общении с христианами. Среди нее находились те, кто держался учения Валаама, и николаиты.Учение Валаама одобряло употребление в пищу идоложертвенного и сексуальную распущенность.

Оно также практиковало проповедь за плату (Чис 22−25; 31).

Точного определения учению николаитов нет. Многие ученые богословы склонны считать, что это были либертинцы, учившие, что находящиеся под благодатью могут допускать в своей жизни идолопоклонство и сексуальные грехи.

Однако доктор Ч. И. Скоуфилд связывает это учение с возникновением клерикальной системы: «Это учение о том, что Бог учредил класс духовенства, или священников, как отличный от мирян. Это слово состоит из двух греческих: niko — завоеватель или победитель и laos — народ. В НЗ ничего не известно о «духовнике» и еще меньше о священнике кроме того, что все дети Божьи имеют особую милость быть «царственным священством». В первоапостольской Церкви были должности: пресвитеры (или епископы) и диаконы; и дары: апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учителя (Еф 4:11). Наделенные дарами могли быть или не быть пресвитерами и диаконами. Но в более позднем апостольском периоде возникла склонность только пресвитерам приписывать право отправлять таинства и вообще утвердить себя как посредников между Богом и людьми; это и были николаиты. Как видим, то, что в Ефесе, или в апостольском периоде, было «делами», в Пергаме, или две сотни лет спустя, во времена Константина, стало «учением». (Ella E. Pohle, Dr. C. I. Scofield's Question Box, p. 89.)

2:16 К истинным верующим звучит призыв покаяться. Если они сделают это, то смогут успешно изгнать злых делателей и учителей из своей среды. Иначе Сам Господь сразится с этими негодными людьми.

2:17 Послушные святые должны услышать, что Дух говорит церквам.

Побеждающему будет дано вкушать сокровенную манну, ему будет дан белый камень. Побеждающим в Пергаме могло быть Божье дитя, которое отказалось бы терпимо относиться к лжеучениям в поместной церкви. Но что же такое сокровенная манна и белый камень? Манна — прообраз Самого Христа.

Она может символизировать любую небесную пищу в противоположность пище, приносимой в жертву идолам (ст. 14). Сокровенная манна — возможно, «сладостное сокровенное общение с Тем, Кто прославлен как пострадавший здесь». Белый камень объясняют по-разному. В юридической сфере это был знак оправдания. В атлетических состязаниях это был символ победы.

Также это был знак гостеприимства, который хозяин вручал своим гостям.

Ясно, что это выражение личного Божьего одобрения и награда, которую Он дает побеждающему. Элфорд говорит, что новое имя — знак принятия Богом и звание в славе.

Исторически эта церковь, вероятно, представляет период времени после Константина, когда Церковь накрепко объединилась с государством. Тысячи людей стали номинальными христианами, а Церковь стала снисходительной к проявлениям язычества в ее среде.

Г. Послание фиатирской церкви (2:18−29)

2:18 Имя Фиатира означает «непрестанная жертва» или «непрекращающееся жертвоприношение». В этом послании мы видим Сына Божьего, у Которого очикак пламень огненный, и ноги подобны халколивану. Очи говорят об остром зрении, а медные ноги — о грядущем суде.

2:19 Эта церковь была выдающейся в нескольких направлениях. Она не имела недостатка в добрых делах, любви, служении, вере и терпеливой выносливости. Фактически наблюдался рост, а не уменьшение количества дел.

2:20 Но в общине снисходительно относились к нечистому учению, которое позволяло практиковать аморальность и идолопоклонство. Церковь попустила самозваной пророчице по имени Иезавель ввести в грех рабов Божьих. (В основном тексте читаем «твоя жена (женщина) Иезавель».) Как Иезавель в ВЗ развратила Божий народ блудодеянием и идолослужением, так и эта женщина учила, что христиане могут поступать так и это не будет грехом. Возможно, она одобряла вступление верующих в торговые гильдии Фиатиры, несмотря на то, что это влекло за собой необходимость воздавать почести богу или богине торговли и участвовать в празднествах, на которых была идоложертвенная пища. Несомненно, она оправдывала этот компромисс с миром на том основании, что это якобы послужит успеху дела церкви.

2:21−23 Так как она отказалась покаяться, Господь был намерен сменить ей одр похоти на одр болезни в великой скорби. Любодействовавшие с нею будут повержены на одр великой скорби и смерти, если не оставят ее и не устранятся от ее дел. Тогда все церкви уразумеют, что Господь бодрствует и воздает каждому по делам его. Может быть, в Фиатире действительно была пророчица по имени Иезавель. Но исследователи Библии также усмотрели здесь намек на возникновение ложной церковной системы с ее поклонением изображениям, продажей индульгенций и отпущением священниками таких грехов, как блудодеяние.

2:24−25 В Фиатире был верный остаток (прочие, которые не держат этого учения), который не принимал участия в тайных учениях и обрядах Иезавели, известных еще как глубины сатанинские. На них не налагалось иного бремени ответственности, как крепко держаться истины до пришествия Христа.

2:26−28 Победителем в Фиатире был истинный верующий, твердо державшийся дел истинного христианства. Его наградой будет право царствовать с Христом в Тысячелетнем Царстве. Он получит власть над язычниками и право управлять ими жезлом железным. Всякий грех и противление будут наказаны строго и незамедлительно.

Господь обещает дать побеждающему звезду утреннюю. Звезда светлая и утренняя — Сам Господь Иисус (22:16).

Как утренняя звезда появляется на небосводе до восхода солнца, так и Христос явится, как утренняя звезда, чтобы восхитить Свою Церковь на небеса, прежде чем Он придет, как солнце правды, чтобы царствовать над землей (1Фес 4:13−18; Мал 4:2). Таким образом, побеждающему обещано участие в восхищении. Он не достигает этого своими делами, но его дела свидетельствуют о подлинности его веры.

Так как он истинно обращенный, то ему будет дана звезда утренняя.

2:29 В этом и следующих трех посланиях выражение «Имеющий ухо (слышать) да слышит...» следует за обещанием побеждающему, а не предшествует ему. Это может указывать на следующий факт: предполагается, что, начиная с этого места, только побеждающий будет иметь ухо, чтобы слышать, что Дух говорит церквам.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [18] — Или: вестнику; так же в ст. 8, 12, 18; Откр 3:1, 7, 14.
6 [19]Николаиты. Группа лжеучителей, которые, вероятно, считали приемлемыми приношение жертв идолам и сексуальную вседозволенность.
11 [20] — То есть огненное озеро, место вечного наказания (см. Откр 20:14; Откр 21:8).
12 [21] — См. Ис 49:2; Евр 4:12.
13 [22]Трон сатаны. Город Пергам был в то время центром поклонения римскому императору в провинции Азия.
14 [23] — См. Чис 25:1-2; Чис 31:16.
17 [24]Манна. Переводится как: « Что это?» — название, данное иудеями тому небесному хлебу, которым Бог кормил их в течение 40 лет странствования в пустыне (см. Исх 16).
17 [25] — Вероятно, белый камень был знаком оправдания, так как белый цвет символизировал праведность от Бога. Кроме того, белый камень мог играть роль пригласительного на праздничные пиры.
20 [26] — См. 3Цар 16:31; 4Цар 9:22, 30. Эта женщина, конечно же, не была той царицей, о которой мы читаем в 3-Й И 4-Й КНИГАХ ЦАРСТВ, но ее дела и учение были на удивление схожи с деятельностью той древней правительницы. И поэтому, скорее всего, имя Иезавель носило символический характер.
26 [27] — Ср. Откр 20:4.
26 [28]Пс 2:8-9.
28 [29] — Существует множество толкований: 1) утренняя звезда— это Сам Иисус Христос (см. Откр 22:16), и только те, кто будет верен Ему до конца, увидят Его, когда Он придет за своими; 2) в вечности верующие в Иисуса будут иметь великую славу (см. Дан 12:3); 3) утренняя звезда символизирует начало будущего правления Христа (см. Чис 24:14-20) и др.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.