Откровение 22 глава

Откровение Иоанна
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Затем ангел показал мне реку воды жизни, блестящую, как кристалл, и текущую от престола Бога и Ягненка
2 посредине центральной улицы города. По обе стороны реки растет дерево жизни. Оно плодоносит двенадцать раз в год, принося каждый месяц свой плод, а листья дерева предназначены для исцеления народов[178].
3 И там уже больше не будет ничего проклятого[179]. В городе будет находиться престол Бога и Ягненка, и Его слуги будут служить Ему.
4 Они будут видеть Его лицо[180], и на лбу у них будет написано Его имя.
5 Ночи больше не будет. Им уже не нужен будет свет ламп или свет солнца, потому что Господь Бог будет светить над ними. И они будут царствовать во веки веков[181].
6 Ангел сказал мне: «Это верные и истинные слова. Господь Бог, вдохновляющий дух пророков, послал Своего ангела, чтобы показать Своим слугам то, что должно произойти вскоре».
7 «Вот Я скоро приду! Блажен тот, кто соблюдает слова пророчества, записанные в этом свитке».
8 Я, Иоанн, всё это слышал и видел. И, услышав и увидев всё это, я пал к ногам ангела, показывающего мне всё это, чтобы поклониться ему.
9 Но он сказал мне: «Не делай этого! Я такой же слуга, как и ты, как твои братья-пророки и как те, кто соблюдает слова, записанные в этом свитке. Поклонись Богу!»
10 Потом он сказал мне: «Не запечатывай слов пророчества, записанных в этом свитке[182], потому что время уже близко.
11 Кто поступает несправедливо, тот и будет продолжать поступать несправедливо. Кто ведет скверную жизнь, тот и будет продолжать вести скверную жизнь. Но тот, кто живет праведной жизнью, будет продолжать жить праведно, и тот, кто свят, будет продолжать жить свято[183]».
12 «Вот Я скоро приду! Я несу воздаяние каждому, и каждый получит по своим делам.
13 Я — Альфа и Омега, Первый и Последний[184], Начало и Конец.
14 Блаженны те, кто омывает свои одежды, чтобы им иметь право питаться от дерева жизни и войти в город через ворота.
15 А снаружи останутся псы[185], колдуны, развратники, убийцы, идолопоклонники и все любящие и совершающие лживые поступки.
16 Я, Иисус, послал Моего ангела, чтобы передать вам это свидетельство для церквей. Я — Корень[186] и Потомок Давида, Я — яркая Утренняя Звезда[187]».
17 Дух и невеста говорят: «Приди!» И каждый, кто это слышит, пусть тоже скажет: «Приди!» Пусть приходит мучимый жаждой! Кто хочет, пусть берет воду жизни даром![188]
18 И я предупреждаю каждого, кто слышит слова пророчества, записанные в этом свитке: кто добавит что-либо к этим словам, тому Бог добавит и бедствия, о которых написано в этом свитке.
19 И если кто отнимет что-либо из слов пророчества, записанных в этом свитке, у того и Бог отнимет право питаться от дерева жизни и жить в святом городе, которые описаны в этом свитке[189].
20 Свидетельствующий об этом говорит: «Да, Я скоро приду!»
Аминь! Приди, Господь Иисус!
21 Благодать Господа Иисуса да будет со всеми[190]. Аминь.

Комментарии МакДональда

22:1−2 Чистая река воды живой течет среди улицы его от престола Бога и Агнца. По обеим сторонам реки растет дерево жизни с двенадцатью различными плодами, есть которые более не запрещено. Это дает основание предполагать, что Бог обеспечивает питание на каждый сезон. Листья дерева — для исцеления народов — метафорическое выражение, говорящее о том, что они будут вечно здоровы.

22:3−5 А. Т. Пиерсон дает такое обобщение: «И ничего уже не будет проклятого» — полное отсутствие греха; «но престол Бога и Агнца будет в нем» — совершенное правительство; «и рабы Его будут служить Ему» — совершенное служение; «они узрят лицо Его» — совершенное общение; «имя Его будет на челах их» — совершенное сходство; «и ночи не будет там» — совершенное блаженство; «и будут царствовать вовеки веков» — совершенная слава. (Pierson, The Ministry of Keswick, First Series, p. 144.)

П. Заключительные предупреждения, утешения, приглашения и благословения (22:6−21)

22:6 Ангел-истолкователь опять напоминает Иоанну об истинности всего откровения. Господь Бог послал ангела Своего показать рабам Своим панораму событий, которые должны совершиться вскоре.

22:7 Кульминационным моментом, вершиной всего этого будет славный приход Спасителя. Он уверяет нас, что придет скоро. Это может означать, что Он придет или скоро, или вдруг; «скоро» здесь более подходит. Особое блаженство будет даровано каждому, соблюдающему слова пророчества сего.

Мы делаем это, когда живем надеждой на Его пришествие.

22:8−9 Когда Иоанн увидел и услышал это, он пал к ногам ангела, но ангел запретил ему это делать. Ангел — всего лишь творение; поклоняться же нужно только Богу.

22:10 Иоанну не следовало запечатывать это пророчество, ибо время исполнения его близко. Запечатать — значит отложить его провозглашение.

22:11 Когда наступит время его исполнения, неправедные еще больше укоренятся в своей нераскаянности.

Нечистые лишатся возможности исправиться, когда Господь вернется на землю. Но праведные будут продолжать жить праведно, и святые будут продолжать жить свято.

22:12−13 И вновь Господь объявляет о Своем скором пришествии, на этот раз с обещанием воздать каждому по делам его. Опять Он говорит о Себе как об Альфе и Омеге. Тот же, Кто сотворил все, задернет занавес на арене времени.

22:14 Есть два варианта этого стиха: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его» и «Блаженны омывшие одежды свои». Нигде мы не читаем, что спасение можно заслужить делами; скорее, дела служат плодом и доказательством спасения. Только истинные верующие имеют доступ к древу жизни и право на вход в вечный город.

22:15 Псы, чародеи, любодеи, убийцы, идолослужители и лжецы навсегда будут изгнаны с неба. Под псами здесь могут подразумеваться блудники (Втор 23:18), нечистые язычники (Мф 15:26) или обрезанные по еврейскому обычаю (Флп 3:2).

22:16 Господь послал Своего ангела с вестью к церквам. Он говорит о Себе как о корне и потомке Давида. Что касается Его Божественной природы, то Он Творец Давида; что касается Его человеческой природы, Он — потомок Давида. Звезда светлая и утренняя появляется на небе до восхода солнца. Как Звезда светлая и утренняя, Христос сначала придет к Церкви; это произойдет во время восхищения.

Позже Он придет на землю как Солнце правды с исцелением в Его лучах (Мал 4:2).

22:17 Этот стих можно понимать двояко. Это может быть евангельский призыв ко всем, когда и Дух, и Невеста, и слышавший умоляют жаждущих прийти к Христу за спасением.

Или же все три личности, которые повторяют слово «приди», умоляют Христа прийти, а вслед за этим приглашают неспасенных прийти к Нему, получить воду жизни (спасение) и таким образом приготовиться к Его пришествию.

22:18−19 Если люди добавят что-нибудь к написанному в этой книге Откровения, они будут страдать от язв, описанных в ней. Так как темы этой книги тесно связаны со всей Библией, то этот стих служит обвинением всякой попытке исказить Слово Божье. Такое же наказание объявляется всякому, кто отнимет что-то от этого пророчества.

Это относится не к незначительным различиям в переводе, но к прямому отрицанию богодухновенности и завершенности Библии. Наказание за это — вечная смерть. У того Бог отнимет участие в древе жизни. Это значит, что он никогда не разделит блаженство тех, кто имеет жизнь вечную. («Книга жизни», как читаем здесь, не подтверждается в греческом! Последние шесть стихов отсутствовали в греческой копии Откровения у Эразма, поэтому он перевел эти стихи из латинской Вульгаты. Это самый неудачный вариант перевода. Он искажает весь «цикл», то есть Божий план отлучения человека от древа жизни в Бытие 3, а затем восстановления древа для святых Его в конце последней главы Библии.)

22:20 Откровение заканчивается обетованием и благословением. Обетование заключается в том, что Господь Иисус грядет скоро. Как уже отмечалось, это может означать «скоро» или «неожиданно». Надежда на неожиданное возвращение не возбудит такого ожидания или бдительности, как надежда на скорое возвращение. Всякий искупленный отзывается на блаженную надежду: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» Как Бытие — книга начала, так Откровение — книга завершения. Темы, представленные в первой книге, достигли осуществления в последней.

Обратите внимание на следующее:

БЫТИЕОТКРОВЕНИЕ
Сотворение неба и земли (Быт 1:1).Уничтожение неба и земли (Откр 21:1).
Начало царствования сатаны на земле (Быт 3:1−7).Сотворение нового неба и новой земли (Откр 21:1).
Грех входит в мир (Быт 3:17−19).Сатана ввержен в озеро огненное (Откр 20:10).
Проклятие творения (Быт 3:17−19).Грех изгнан (Откр 21:27).
Право на древо жизни утеряно (Быт 3:24).Проклятие снято (Откр 22:3).
Изгнание человека из Едемского сада (Быт 3:24).Доступ к древу жизни восстановлен (Откр 22:2.19).
Смерть входит в мир (Быт 4:1).Человек приглашается назад (в рай) (Откр 22:1−7). Смерти уже не будет (Откр 21:4).
Брак первого Адама (Быт 4:1).Брак последнего Адама (Откр 19:7).
Скорбь входит в мир (Быт 3:16).Скорби уже не будет (Откр 21:4).

22:21 А теперь мы подошли к последнему благословению этой чудной книги Откровения и Слова Божьего.

Это мирное окончание книги, наполненной громами святого наказания.

Иоанн желает, чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа пребывала с Божьим народом. В манускриптах есть три интересных варианта этого стиха:

1. Согласно критическому тексту, Иоанн желает, чтобы благодать Христа пребывала со всеми, что едва ли соответствует представленной в Откровении теме о гневе, который угрожает большинству.

2. Традиционные варианты (TR, KJV,) лучше. Благодать Христа желается «всем вам». Большинство слушающих и читающих Откровение — истинные верующие.

3. В свете острых контрастов между святыми и грешниками в этой книге самый лучший вариант находим в большинстве текстов: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми. Аминь».

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [178] — См. Иез 47:12; ср. Быт 2:9-10.
3 [179] — См. Быт 3:14-19; Зах 14:11.
4 [180] — Ср. Исх 33:20.
5 [181] — См. Дан 7:18, 27.
10 [182] — Ср. Дан 12:4.
11 [183] — См. Дан 12:10; 2Тим 3:13.
13 [184] — См. Ис 44:6; Ис 48:12. Здесь мы видим, что Иисус говорит о Себе так, как говорил о Себе Сам Бог.
15 [185] — Писание часто называет псами тех, кто делает неугодное в глазах Бога (см. Втор 23:17-18; Пс 21:17; Флп 3:2).
16 [186] — Или: Побег.
16 [187] — См. Чис 24:17; Ис 11:1, 10.
17 [188] — См. Ис 55:1; Ин 7:37.
18 [189] — См. Втор 4:2; Втор 12:32; Прит 30:6.
21 [190] — В ряде древн. рукописей: со всеми святыми.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.