Новый русский перевод
1 Ангел Господень
[8] пришёл из Гилгала
[9] в Бохим и сказал: «Я вывел вас из Египта и привел в землю, о которой клялся вашим отцам. Я сказал: „Я никогда не нарушу Мой завет с вами,
2 а вы не заключайте союз с жителями этой земли, но сокрушите их жертвенники“. Но вы не послушались Меня. Почему?
3 Теперь Я говорю вам, что не стану прогонять их от вас; они будут вам жалом в теле, а их боги будут для вас западней».
4 Когда Ангел Господень сказал эти слова всем израильтянам, народ громко заплакал,
5 и они назвали то место «Бохим».
[10] Там они совершили жертвоприношение Господу.
6 После того как Иисус отпустил народ, они пошли каждый в свой удел, чтобы овладеть землей.
7 Народ служил Господу во всё время жизни Иисуса и старейшин, переживших его, которые видели все великие дела, совершенные Господом для Израиля.
8 Иисус, сын Навин, слуга Господа, умер в возрасте ста десяти лет.
9 Его похоронили в его собственном наделе, в городе Тимнат-Хересе
[11], в нагорьях Ефрема к северу от горы Гааш.
10 Когда всё то поколение отошло к своим отцам и выросло другое поколение, которое не знало ни Господа, ни того, что Он совершил для Израиля,
11 израильтяне стали творить зло в глазах Господа и служить Баалам
[12].
12 Они оставили Господа, Бога своих отцов, Который вывел их из Египта, последовали за богами народов, которые были вокруг них, и стали поклоняться им. Они гневили Господа,
13 потому что оставили Его и служили Баалу и Астартам
[13].
14 Гнев Господа вспыхнул на Израиль, и Он отдал их в руки разбойников, которые стали грабить их. Он отдал их во власть врагов, окружавших их со всех сторон, и они уже не могли им противостоять.
15 Всякий раз, когда Израиль шёл воевать, рука Господа была против них, и они терпели поражение, как Господь предупреждал и клялся им. Они терпели великое бедствие.
16 Господь ставил им судей
[14], которые спасали их от рук грабителей.
17 Но они не слушали судей, а распутничали с другими богами и поклонялись им. Они быстро уклонились от пути, которым ходили их отцы, — пути послушания повелениям Господа; они не следовали их примеру.
18 Всякий раз, когда Господь ставил над ними судью, Он Сам был с ним и берег их от врагов, пока судья был жив: Господь жалел их, стонавших под гнетом мучителей.
19 Но когда судья умирал, они принимались за старое и поступали ещё хуже, чем их отцы, следуя другим богам, служа и поклоняясь им. Они не хотели оставить свои злые дела и упрямство.
20 Поэтому Господь сильно разгневался на Израиль и сказал: «Раз этот народ нарушил завет, который Я заключил с их отцами, и не послушался Меня,
21 Я больше не стану прогонять от них ни одного из народов, которые остались в этой стране после смерти Иисуса,
22 чтобы испытать Израиль — станут ли израильтяне стараться ходить по пути Господа, как делали их отцы».
23 И оставил Господь эти народы — не прогнал их сразу и не отдал в руки Иисуса.
Комментарии МакДональда
2:1−5 Ангел Господень (Господь Иисус) упрекнул народ в Бохиме (плакальщиков) в непослушании. В 1 стихе говорится, что Он пришел из Галгала (благословенное место) в Бохим (место плача). Израиль перешел от победы к скорби. Они не смогли выдворить всех Хананеев и разрушить их идолопоклоннические жертвенники. Поэтому Господь отказался изгнать всех обитателей этой земли, и вместо этого позволил им осаждать Израильтян. Стихи 1−5 таким образом объясняют основную причину последовавшего притеснения. Не удивительно, что народ плакал и назвал это место Бохим!
2:6−10 В стихах 6−10 описываются конец жизни Иисуса Навина и поколение, которое его пережило. В 6 главе Второзакония Господь дал Своему народу определенные заповеди. Несоблюдение заповедей привело к печальному положению дел, описанному в 10 стихе, откуда видно, что причина недостаточного послушания народа Божьего заключалась в недостаточном духовном руководстве. Прошлое поколение не научило своих детей бояться Бога и соблюдать Его заповеди. Небрежность отцов привела к отступничеству их детей.
Б. Заглядывая Вперед (2:11 — 3:6)
2:11−19 С другой стороны, оставшиеся стихи позволяют обозреть весь период правления судей.
В них прослеживается четырехкратный цикл, характерный для этого времени:
- Грех (ст. 11−13)
- Порабощение (ст. 14−15)
- Молитва (здесь не указана, но см. 3:9; 3:15; 4:3; и т.д.)
- Спасение (ст. 16−18)
Такой образ жизни также описывается следующим образом:
- Непослушание
- Наказание
- Раскаяние
- Покой
Этот краткий обзор Судей (ст. 11−19), как говорит Дженсен, заостряет наше внимание на двух диаметрально противоположных истинах, очевидных в этой книге:
«(1) чрезвычайной порочности человеческого сердца, выражающейся в неблагодарности, упрямстве, непослушании и глупости; (2) Божьем долготерпении, любви и милости. Никакая другая книга Библии не являет собой такой резкий контраст между этими двумя истинами — полный провал Израиля и неизменная благодать Иеговы!»
2:20−23 Из-за того, что Израиль продолжал упорствовать в своем непослушании, Бог решил оставить другие народы на принадлежащей Израилю земле в качестве наказания Своему народу (ст. 20−23). Наказание за непослушание не было единственной причиной, по которой Бог не изгнал всех Хананеев. Он оставил их, чтобы испытывать Израиль (ст. 22; 3:4) и учить последующие поколения войне (3:1−2). Из этого мы можем увидеть, почему Господь допускает проблемы и испытания в жизни верующих. Он хочет узнать, «станут ли они держаться пути Господня... или нет» (ст. 22).