Судьи 3 глава

Книга Судей израилевых
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Вот народы, которые Господь оставил, чтобы испытывать израильтян, не знавших ни одной из войн в Ханаане
2 (Он сделал это лишь для того, чтобы научить воевать потомков израильтян, которые прежде не знали сражений):
3 пять правителей филистимлян, все хананеи, сидоняне и хиввеи, жившие в горах Ливана от горы Баал-Хермон до Лево-Хамата[15].
4 Они были оставлены, чтобы испытать израильтян и проверить, станут ли они слушаться повелений Господа, которые Он дал их отцам через Моисея.
5 Израильтяне жили среди хананеев, хеттов, аморреев, ферезеев, хиввеев и иевусеев.
6 Они брали в жёны их дочерей, отдавали своих дочерей за их сыновей и служили их богам.
7 Израильтяне совершили зло в глазах Господа: они забыли Господа, своего Бога, и служили Баалам и Ашерам[16].
8 Гнев Господа вспыхнул на Израиль, и Он отдал их в руки Кушан-Ришатаима, царя Арам-Нахараима[17], и служили ему израильтяне восемь лет.
9 Но когда они воззвали к Господу, Он дал им избавителя, Отниила, сына Кеназа, младшего брата Халева,[18] который спас их.
10 Дух Господа сошел на него, он стал судьей[19] Израиля и отправился воевать. Господь отдал Кушан-Ришатаима, царя Арама, в руки Отниила, который одержал над ним победу.
11 И земля покоилась в мире сорок лет, пока Отниил, сын Кеназа[20], не умер.
12 Израильтяне вновь совершили зло в глазах Господа, и из-за этого Господь сделал Эглона, царя Моава, сильнее Израиля.
13 В союзе с аммонитянами и амаликитянами Эглон нанес Израилю поражение и завладел городом Пальм[21].
14 Израильтяне служили Эглону, царю Моава, восемнадцать лет.
15 Израильтяне вновь воззвали к Господу, и Он дал им избавителя — Ехуда, левшу, сына вениамитянина Геры. Израильтяне послали его с данью к Эглону, царю Моава.
16 Ехуд сделал обоюдоострый меч, длиной в локоть[22], и укрепил его под одеждой у правого бедра.
17 Затем он принес дань Эглону, царю Моава, который был очень тучен.
18 После того как Ехуд поднес дань, он отпустил людей, которые её несли.
19 Но сам он повернул назад у идолов, что близ Гилгала, и сказал:
— О царь, у меня есть для тебя тайная весть.
Царь сказал:
— Тише!
И все его слуги удалились.
20 Ехуд приблизился к нему (а тот сидел один в верхней комнате своего летнего дворца) и сказал:
— У меня для тебя весть от Бога.
Царь поднялся,
21 а Ехуд протянул левую руку, выхватил меч, который был у него на правом бедре, и вонзил царю в живот.
22 Даже рукоять ушла вслед за лезвием, и жир закрыл весь меч. Ехуд не вытащил меча, и нечистоты вышли из тела царя[23].
23 Выйдя в переднюю[24], Ехуд закрыл за собой двери верхней комнаты и запер их.
24 Когда он ушел, слуги обнаружили двери верхней комнаты запертыми. Они сказали: «Должно быть, он справляет нужду[25] во внутренней комнате дома».
25 Они ждали, пока не начали беспокоиться, и, видя, что никто не отпирает дверей комнаты, взяли ключ и отперли их. Там они увидели, что их господин лежит на полу мертвый.
26 Пока они медлили, Ехуд скрылся. Он прошёл мимо идолов и спасся в Сеире.
27 Придя туда, Ехуд затрубил в рог в нагорьях Ефрема, и израильтяне спустились вместе с ним с нагорий. Он возглавил их.
28 — Идите за мной, — приказал он, — потому что Господь отдал моавитян, ваших врагов, в ваши руки.
И они пошли за ним, захватили броды у Иордана, которые вели к Моаву, и не позволяли никому переправляться.
29 Они сразили около десяти тысяч моавитян, всех сильных, крепких воинов; скрыться не удалось никому.
30 В тот день Моав стал служить Израилю, и земля покоилась в мире восемьдесят лет.
31 После Ехуда пришёл Шамгар, сын Анафа, который сразил шестьсот филистимлян воловьим рожном, пастушьей тростью. Он также спас Израиль.

Комментарии МакДональда

3:1−4 Народы, которые были оставлены для того, чтобы испытывать Израиль, перечислены в 3-м стихе: пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане.

Здесь начинается первый цикл: грех (ст. 5−7); порабощение (ст. 8); молитва (ст. 9а); спасение (ст. 9б-11).

3:5−6 Перечислены шесть из семи языческих наций, среди которых жили Израильтяне. К народам, перечисленным в 3 стихе здесь добавлены Хеттеи, Аморреи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи. Седьмыми были Гергесеи (Нав 3:10; Нав 24:11).

Доктор Кохен точно отмечает начало каждого нисходящего цикла:

Израильтяне проигнорировали предупреждения Моисея (Втор 7:3 сл.) и стали заключать смешанные браки с местными народами, в результате чего приняли их обольстительные культы.

II. ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ СУДЕЙ (3:7 — 16:31)

A. Гофониил (3:7−11)

3:7−8 Люди поступали нечестиво в глазах Господа, заключая браки с язычниками и поклоняясь их идолам. Нечистота и аморальность (ст. 6) ведут к идолопоклонству (ст. 7). Бог их уже предупреждал о печальных последствиях смешанных браков с жителями Ханаана. Они были святым народом и должны были хранить себя от скверны, если хотели испытать благословения Бога (Втор

7:3−6). Бог наказал Израиль, предав этот народ на восемь лет в руки Кушан-Ри-шатайима, царя Месопотамского. Его имя означает «Куш» — «вдвойне нечестивый человек».

3:9−11 В ответ на раскаивающийся вопль Своего народа, Господь поставил Гофониила, племянника Халева, чтобы освободить их от врагов и дать им сорок лет перемирия. Гофониил (лев Божий) ранее захватил Кириаф-Сефер (город книг), превратив его в Давир (прорицание). Вот что делает вера со Словом Божиим.

Б. Аод (3:12−30)

3:12−14 Во втором цикле Израиль был порабощен на восемнадцать лет Еглоном, Моавитским царем.

3:15−30 На этот раз Бог дал Израилю военного предводителя по имени Аод, левшу из колена Вениамина. Народ послал его отнести дары в качестве дани царю Еглону. Под одеждой он спрятал обоюдоострый меч. Получив дары, царь, вероятно, почувствовал облегчение, польщенный отношением своих Иудейских подданных. Потом Аод попросил личной аудиенции, чтобы передать секретное послание. Когда всю прислугу отправили, Аод убил царя и ушел. К тому времени, как все обнаружилось, Аод собрал мужей Израиля, пошел в наступление на Моав и убил около десяти тысяч отступающих воинов. После этого Израиль наслаждался покоем восемьдесят лет.

Когда размышление (Гера, ст. 15) рождает хвалу (Аод), мировой правитель (Еглон) обречен заточенным обоюдоострым мечом (Библия), даже когда Слово используется левшой.

Гофониил был из колена Иуды, самого могущественного колена Израиля. Аод был из колена Вениамина, наименьшего по численности. Бог может использовать как великих, так и простых людей, чтобы обрести победу, так как сила все равно исходит от Него. Люди являются просто посредниками освобождения, а не его инициаторами.

В. Самегар (3:31)

3:31 Этому судье посвящен всего один стих. Он убил шестьсот филистимлян рожном для волов (заостренный инструмент, который используется для того, чтобы подгонять волов). Это еще один пример в книге Судей, где Бог использовал «слабый инструмент» для одержания великой победы. Странник (Самегар), владеющий Словом Божьим (рожном — см. Еккл 12:11), может обратить в бегство чужеземцев (Филистимлян) среди Божьего народа.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [15] — Или: до перевала в Хамат.
7 [16]Ашера. Вавилоно-ханаанская богиня.
8 [17] — То есть северо-западной Месопотамии.
9 [18] — Или: Отниила, что был потомком Кеназа и младшим братом Халева.
10 [19] — Или: вождем.
11 [20] — Или: потомок Кеназа.
13 [21] — В знач.: «Иерихоном».
16 [22] — Около 45 см.
22 [23] — Или: « И покинув комнату…». Смысл данного места в евр. тексте неясен.
23 [24] — Значение данного слова в евр. тексте неясно.
24 [25] — Букв.: покрывает свои ноги.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.