Судьи 4 глава

Книга Судей израилевых
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 После того как Ехуд умер, израильтяне снова стали творить зло в глазах Господа.
2 И Господь отдал их в руки Иавина, царя Ханаана, который правил в городе Хацоре. Начальником его войска был Сисара, который жил в Харошет-Гоиме.
3 У него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко притеснял израильтян в течение двадцати лет. Поэтому они воззвали к Господу о помощи.
4 В то время судьей в Израиле была пророчица Девора, жена Лаппидота.
5 Она сидела под пальмой Деворы, между Рамой и Вефилем в нагорьях Ефрема, и израильтяне приходили к ней решать свои тяжбы.
6 Она послала за Вараком, сыном Авиноама, из Кедеша, что в земле Неффалима, и сказала ему:
— Господь, Бог Израиля, повелевает тебе: «Иди, возьми с собой десять тысяч человек из родов Неффалима и Завулона, и веди их на гору Фавор.
7 Я приведу Сисару, начальника войска Иавина, с его колесницами и воинами к реке Кишон и отдам его в твои руки».
8 Варак сказал ей:
— Если ты пойдешь со мной, то пойду и я, а если ты со мной не пойдешь, то и я не пойду.
9 — Хорошо, — сказала Девора, — я пойду с тобой. Но этот путь не приведет тебя к славе, потому что Господь отдаст Сисару в руки женщины.
И Девора пошла с Вараком в Кедеш,
10 где он призвал Завулона и Неффалима. За ним последовало десять тысяч человек, и Девора также пошла с ним.
11 Кеней Хевер отделился от остальных кенеев, потомков Ховава, тестя Моисея, и разбил свой шатер у дуба, что в Цаананниме, рядом с Кедешем.
12 Когда Сисаре донесли, что Варак, сын Авиноама, поднялся на гору Фавор,
13 Сисара собрал свои девятьсот железных колесниц и всех своих людей из Харошет-Гоима возле реки Кишон.
14 Тогда Девора сказала Вараку:
— Иди! Это день, когда Господь отдал Сисару в твои руки. Разве Сам Господь не идет перед тобой?
И Варак спустился с горы Фавор, а вслед за ним десять тысяч человек.
15 Господь привел Сисару и все его колесницы и войско в замешательство перед мечом Варака, и Сисара, сойдя с колесницы, бежал пешим.
16 Варак преследовал его колесницы и войско до самого Харошет-Гоима. Все воины Сисары пали от меча; в живых не осталось никого.
17 Но Сисара побежал к шатру Иаили, жены кенея Хевера, потому что между Иавином, царем Хацора, и кланом кенея Хевера был мир.
18 Иаиль вышла навстречу Сисаре и сказала ему:
— Заходи, мой господин, заходи ко мне. Не бойся.
Он вошел в её шатер, и она укрыла его ковром.
19 — Я хочу пить, — сказал он. — Пожалуйста, дай мне воды.
Она открыла бурдюк с молоком, дала ему напиться и укрыла его.
20 — Встань у входа в шатер, — сказал он ей. — Если кто-нибудь придет и спросит у тебя: «Есть ли кто здесь?» — скажи: «Нет».
21 Но Иаиль, жена Хевера, взяла колышек от шатра и молоток и тихо подошла к нему, когда он, утомившись, уснул. Она пронзила ему висок так, что приколола его к земле, и он умер.
22 Когда появился Варак, который гнался за Сисарой, Иаиль вышла к нему навстречу.
— Идем, — сказала она, — я покажу тебе человека, которого ты ищешь.
Он вошел в её шатер — там лежал мертвый Сисара, и висок его был пронзен колом.
23 В тот день Бог даровал израильтянам победу над ханаанским царем Иавином.
24 Рука израильтян над ним становилась всё сильнее и сильнее, пока они не уничтожили его.

Комментарии МакДональда

Г. Девора и Варак (Гл. 4−5)

1. Их история в прозе (Гл. 4)

4:1−3 Следующим захватчиком был Иавин, царь Ханаанской крепости в Асоре. Военачальником его армии был Сисара. Со своими девятью сотнями военных колесниц, предметом его гордости, он двадцать лет господствовал над Израильтянами.

4:4−9 На этот раз Бог не поставил мужчину. Он поставил у власти представительницу «слабого пола», пророчицу по имени Девора. (Обычно женщины не занимают такие посты духовенства, но это происходило во время упадка. Ее не нужно использовать как пример роли женщины в церкви в наши дни, т.к. она является не правилом, а исключением. Также, это происходило в Израиле, а не в церкви). Девора послала Варака на север, чтобы напасть на армию Сисары, но он отказался идти без нее. Так как он не захотел возглавить армию, ему было сказано, что Сисара будет побежден женщиной, а не им.

4:10−16 Девора проявила инициативу, призвав Варака и приказав ему вовлечь в бой Сисару согласно повелению Бога. Но в послании Евреям 11:32 восхваляется вера Варака, а не Деворы. Несмотря на то, что он вначале колебался, он верой послушался Господа и освободил Израиль. Ховав в 11 стихе является зятем Моисея, а не тестем, как значится в некоторых переводах Библии.

Варак показал в открытую свою десятитысячную армию на южном склоне горы Фавор. Сисара клюнул на приманку. Он и его колесницы перешли вброд по иссохшему дну реку Киссон чуть южнее Харошеф-Гоима. А затем помчались на юго-восток вдоль древней дороги, ведущей к Цаанниму. Израильтяне с юга страны, из колена Ефрема, зашли в долину у города Дженин (5:14) и объединили силы с Вараком и его северными войсками в долине под Цааннимом, южнее Киссона. Девора призвала к нападению (14). Пехота против колесниц! В решающий момент пошел дождь, превратив долину в болото, что привело колесницы и лошадей в полное замешательство (5:4). Теперь пехота имела полное преимущество. Варак перешел в наступление. Сисара оказался отрезанным от своей армии и бежал. Войско, оставшееся без командира и не привыкшее сражаться на ногах, бросилось в укрытие. Дождь продолжался, и река Киссон превратилась в мощный поток. Те, кто не погиб от рук Израильтян, бросившихся в погоню, были унесены течением Киссона, когда они пытались переправиться через реку у Харошеф-Гоима (ст. 10−16; см. также 5:20−21). (Каждодневные заметки Союза Писания).

4:17−24 В поисках укрытия в шатре Иаиль, Кенеянки, Сисару накормили и приютили. Пока он спал, Иаиль вонзила кол от шатра ему в висок. Когда Варак проходил мимо в погоне за Сисарой, Иаиль пригласила его внутрь, чтобы показать труп его врага. Таким образом исполнилось пророчество Деворы из 9 стиха. Бог использовал простую пчелу (Девора), чтобы низвергнуть человеческие помыслы (Иавин), превознесшиеся выше познания Бога. Суд поразил врага как молния (Варак). Иаиль (скалолаз) воспользовалась колышком от шатра (признак жизни странника), чтобы низвергнуть намерения сильных мира сего. Молот символизирует Слово (Иер 23:29).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.