Судьи 6 глава

Книга Судей израилевых
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Израильтяне вновь стали творить зло в глазах Господа, и Он на семь лет отдал их в руки мадианитян.
2 Мадианитяне так угнетали их, что израильтяне стали делать себе укрытия в горных расселинах и укрепления в пещерах.
3 Всякий раз, когда израильтяне сеяли, мадианитяне, амаликитяне и другие восточные народы вторгались в страну.
4 Они разбивали у них на земле свои лагеря, губили урожай до самой Газы и не оставляли Израилю никакого пропитания — ни овец, ни волов, ни ослов.
5 Они являлись со своим скотом и шатрами, словно рои саранчи. Людей и верблюдов было без счета; они вторгались в страну, чтобы опустошать её.
6 Израильтяне так обнищали из-за мадианитян, что воззвали к Господу о помощи.
7 Когда израильтяне воззвали к Господу из-за мадианитян,
8 Он послал им пророка, который сказал:
— Так говорит Господь, Бог Израиля: «Я вывел вас из Египта, из земли рабства.
9 Я избавил вас от власти Египта и от руки всех ваших притеснителей. Я прогнал их от вас и отдал вам их землю.
10 Я сказал вам: „Я Господь, ваш Бог; не чтите богов аморреев, в земле которых вы живете“. Но вы не послушались Меня».
11 Ангел Господень пришёл и сел в Офре под дубом, который принадлежал авиезериту Иоашу. Его сын Гедеон молотил тогда пшеницу в давильне, чтобы укрыть её от мадианитян.
12 Когда Ангел Господень явился ему, Он сказал:
— Господь с тобой, могучий воин.
13 — Но Господин мой[35], — ответил Гедеон, — если Господь с нами, то почему же всё это случилось? Где же все Его чудеса, о которых нам рассказывали наши отцы, когда говорили: «Разве Господь не вывел нас из Египта?» Нет, теперь Господь оставил нас и отдал в руки мадианитян.
14 Тогда Господь повернулся к нему и сказал:
— Иди и спаси своей силой Израиль от руки Мадиана. Я Сам посылаю тебя.
15 — Но, Владыка[36], — спросил Гедеон, — как мне спасти Израиль? Мой клан самый слабый в роде Манассии, а я самый незначительный в семье.
16 Господь ответил:
— Я буду с тобой, и ты сразишь всех мадианитян, как одного человека.
17 Гедеон ответил:
— Если я нашел у Тебя расположение, то дай мне знак, что это действительно Ты говоришь со мной.
18 Пожалуйста, не уходи отсюда, пока я не вернусь и не принесу свой дар и не предложу его Тебе.
Господь сказал:
— Я буду ждать, пока ты не вернешься.
19 Гедеон пошел домой, приготовил козленка и сделал из ефы[37] муки пресного хлеба. Положив мясо в корзину и налив похлебку в горшок, он принес это к Нему под дуб и положил там.
20 Ангел Божий сказал ему:
— Возьми мясо и пресный хлеб, положи их на эту скалу и вылей похлебку.
Гедеон сделал это.
21 Концом посоха, который был у Него в руке, Ангел Господень прикоснулся к мясу и пресному хлебу. Из скалы вырвалось пламя, которое пожрало мясо и хлеб. И Ангел Господень исчез.
22 Когда Гедеон понял, что это был Ангел Господень, он воскликнул:
— О Владыка Господь! Я видел Ангела Господнего лицом к лицу!
23 Но Господь сказал ему:
— Мир тебе. Не бойся, ты не умрешь.[38]
24 Гедеон соорудил там жертвенник Господу, назвав его «Господь — это мир». Он и по сегодняшний день стоит в Офре, в земле клана авиезеритов.
25 В ту же ночь Господь сказал ему:
— Возьми из стада своего отца второго, семилетнего быка.[39] Разрушь жертвенник Баала, который принадлежит твоему отцу, и сруби столб Ашеры[40], что рядом с ним.
26 Сооруди, как должно,[41] жертвенник Господу, твоему Богу, на вершине этой скалы и на дровах из столба Ашеры, который ты срубишь, принеси во всесожжение второго[42] быка.
27 Гедеон взял десять человек из своих слуг и сделал, как сказал ему Господь. Но из страха перед семьей и жителями своего города, он сделал это не днем, а ночью.
28 Утром, когда жители города встали, жертвенник Баала был разрушен, вместе с ним срублен и столб Ашеры, а второй бык принесен в жертву на новом жертвеннике!
29 — Кто это сделал? — спрашивали они друг друга.
Они стали доискиваться, и им сказали:
— Это сделал Гедеон, сын Иоаша.
30 — Выведи своего сына, — потребовали у Иоаша горожане. — Он должен умереть, потому что разрушил жертвенник Баала и срубил столб Ашеры, что рядом с ним.
31 Но Иоаш ответил окружившей его враждебной толпе:
— Вы собираетесь вступиться за Баала? Вы хотите его спасти? Всякий, кто вступится за него, к утру будет предан смерти! Если Баал и вправду бог, он и сам может защитить себя, если кто-то разрушает его жертвенник.
32 С того дня Гедеон стал зваться Еруббаалом[43], потому что говорили: «Пусть Баал сам борется с ним», так как он разрушил Баалов жертвенник.
33 Все мадианитяне, амаликитяне и другие восточные народы объединили силы, переправились через Иордан и встали лагерем в долине Изреель.
34 Дух Господа сошел на Гедеона, он затрубил в рог, и авиезериты собрались, чтобы идти за ним.
35 Он послал вестников по всей земле рода Манассии, призывая их к оружию, а также послал к Асиру, Завулону и Неффалиму, и они пришли к нему навстречу.
36 Гедеон сказал Богу:
— Если Ты собираешься спасти Израиль моей рукой, как обещал,
37 то вот, я разложу на гумне настриженную шерсть. Если роса выпадет только на шерсть, а земля будет сухой, то я буду знать, что Ты спасешь Израиль моей рукой, как говорил.
38 Так и произошло. На следующий день Гедеон встал рано. Он стал выжимать шерсть и выжал из неё столько росы, что её хватило бы на целую чашу.
39 Тогда Гедеон сказал Богу:
— Не гневайся на меня. Позволь мне просить ещё лишь раз. Дай мне устроить ещё одно испытание с шерстью. На этот раз пусть шерсть останется сухой, а земля вокруг будет покрыта росой.
40 В ту ночь Бог сделал это. Сухой осталась только шерсть; вся земля была покрыта росой.

Комментарии МакДональда

E. Гедеон (6:1 — 8:32)

1. Призыв Гедеона к служению (Гл. 6)

6:1−6 Следующий цикл принес нашествие Мадианитян. Они состояли из мародерских банд бедуинов, совершавших налеты на Израильские урожаи, сметая, как саранча, все на своем пути, и похищая стада. Отступничество Израиля обернулось бедностью, рабством и страхом. Тех, кого Израиль когда-то завоевал, теперь господствовали над ним. Когда мы, будучи христианами, отходим от Господа, старые привычки также порабощают нас и доводят нас до бедности.

6:7−16 Когда Израиль воззвал к Господу о помощи, сначала им был послан пророк, чтобы напомнить им об их идолопоклонстве. Затем Ангел Господень, который, как мы считаем, был Христом до Своего земного воплощения (см. отступление ниже), явился человеку из колена Манассии по имени Гедеон, когда тот тайно выколачивал пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. Ангел Господень сказал этому «мужу сильному», что Бог собирается его использовать, чтобы освободить Израиль от Мадианитян. Несмотря на протест Гедеона, Ангел повторил Свой призыв к этому важному поручению.

Aнгел Господень

Ангел Господень (Иегова) — это Господь Иисус Христос до Своего пришествия во плоти. Изучение отрывков Писания, где Он упоминается, ясно говорит о том, что Он — Бог, и что Он — Вторая Личность Троицы.

Во-первых, Писание показывает, что Он — Бог. Когда Он явился Агари, она признала, что находится в присутствии Божьем, и обратилась к Нему как к «Богу, Видящему меня» (Быт 16:13). Обращаясь к Аврааму на горе Мориа, Ангел назвал Себя «Господом» (на древнееврейском — ЯХВЕ, или Иегова; Быт 22:16). Иаков слышал, как Ангел представился Богом Вефиля (Быт 31:11−13). Благословляя Иосифа, Израиль поочередно использовал слова «Бог» и «Ангел» (Быт 48:15−16). Именно Ангел Господень явился Моисею у горящего куста (Исх 3:2), но Моисей «закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх 3:6). Господь, который шел перед Израилем в облаке (Исх 13:21), был никто иной, как «Ангел Господень» (Исх 14:19). Гедеон боялся, что умрет, так как, увидев Ангела Господня, он увидел Господа (Суд 6:22−23). Ангел Господень сказал Маною, что его зовут Чудный (Суд 13:18), одно из имен Бога (Ис 9:6). Когда Иаков боролся с Ангелом, он боролся с Богом (Ос 12:3−4). Все это — убедительные доказательства того, что, когда в Ветхом Завете говорится об Ангеле Господнем, то имеется ввиду Бог.

Джон Ф. Уолвурд (согласно цитатам Шафера) приводит этому в подтверждение четыре аргумента:

«(а) Вторая Личность Троицы — это Видимый Бог Нового Завета. (б) Ангел Иеговы Ветхого Завета После Воплощения Христа Больше Не Является. (в) Как Ангел Иеговы, так и Христос Посланы Отцом. (г) Ангел Иеговы не Мог Быть Отцом или Духом Святым.» Что касается четвертого доказательства, Уолвурд далее поясняет, что Отец и Дух невидимы для человеческого глаза, и оба обладают нематериальными признаками. Он приходит к следующему заключению: «Нет никаких достоверных причин для отрицания того, что Ангел Иеговы — это Вторая Личность Троицы, все известные факты указывают на то, что это — Христос Нового Завета».

В качестве Ангела Иеговы, Христос от других ангелов отличается тем, что Он не был сотворен. В Ветхом и Новом Заветах, слово «Ангел» означает «посланник»; Он — Посланник Иеговы. Таким образом, как говорит Шафер, Он — «ангел» только по долгу службы.

6:17−24 Чувствуя, что разговаривает с Богом, Гедеон попросил Его дать ему знамение. Затем он приготовил дар, состоящий из козленка и опресноков. Когда Ангел коснулся приношения своим жезлом, и его охватил огонь, Гедеон осознал, что находится в присутствии Господа, и испугался, что умрет. Но Господь заверил его словами: «Мир Тебе», и Гедеон построил там жертвенник и назвал это место Иегова Шалом (Господь есть Мир).

6:25−32 В ту ночь, в знак послушания Господу Гедеон разрушил жертвенник, сооруженный его отцом Ваалу, и священное дерево, находившееся рядом с ним, и на его месте соорудил еще один жертвенник Иегове. Утром люди, живущие в городе, были готовы его убить за такой дерзкий поступок. Но вмешался его отец, Иоас, сказав, что если Ваал был на самом деле богом, он бы смог за себя постоять. Иоас постановил, что любой, вступившийся за Ваала, будет предан смерти. Гедеона прозвали Иероваалом, что означало «Пусть Ваал вступится (за себя)».

Некоторые могут обвинить Гедеона в том, что он уничтожил жертвенник ночью из-за своего страха. Но мы не должны упускать из виду то, что он послушался Господа. Его страх не помешал ему быть послушным. Все мы чего-то боимся, и страх сам по себе не является злом. Но когда он не дает нам слушаться Господа, он становится препятствием вере и является грехом.

6:33−35 В это время Мадианитяне, Амаликитяне и жители востока собрались все вместе, чтобы объявить войну Израилю, перейдя Иордан и расположившись в долине Изреельской. На Гедеона снизошел Дух Господень, и он собрал армию из колен Манассии, Асира, Завулона и Неффалима. Авиезер (ст. 34) был прародителем Гедеона. Его имя используется здесь (в еврейском тексте) в качестве фамилии (колено Авиезерово) его живущих потомков. Также см. 8:2.

6:36−40 До того, как Гедеон отправился в бой, он возжелал получить от Бога обещание победы. Первое обещание явилось, когда роса появилась на его стриженой шерсти, а на земле ее вообще не было. Второе явилось следующей ночью, когда роса покрыла землю, а шерсть осталась сухой.

Христиане часто неправильно понимают значение данного поступка Гедеона. В данном случае есть две вещи, о которых нам необходимо помнить. Гедеон использовал шерсть для того, чтобы получить не направление, а подтверждение. Бог ему уже сказал, что надо делать. Гедеон просто хотел обрести уверенность в успехе. Люди, которые говорят о расстилании шерсти для того, чтобы узнать волю Господа в определенной ситуации, неправильно применяют данный отрывок Писания. Во-вторых, Гедеон просил не естественного, а сверхъестественного знамения. Естественно, то, о чем просил Гедеон, никогда бы не произошло без прямого вмешательства Бога. В наши дни люди используют в качестве «шерсти» какие-то вещи, которые могут произойти сами, естественным образом, без божественного вмешательства. Не стоит применять эту историю таким образом. Все, что мы здесь видим, это как Бог снисходит до человека со слабой верой, чтобы заверить его в победе. И в наши дни Бог может давать и дает такие заверения в ответ на молитву.

Примечания:

 
Новый русский перевод
13 [35] — Евр. Адони́.
15 [36] — Евр. Адона́й.
19 [37] — Вероятно, около 16 кг.
22 [38] — См. Исх 33:20.
25 [39] — Существует два толкования о том, почему Гедеон должен был взять именно второго быка: 1) потому что перворожденный бык уже был принесен в жертву по Закону (см. Исх 13:11-15); 2) Бог проявил милость, сохранив роду главного быка-производителя.
25 [40] — Это культовый символ языческой богини Ашеры; так же в остальных местах книги.
26 [41] — Или: « Сооруди из слоев камня…»
26 [42] — Или: взрослого, так же в ст. 28.
32 [43] — Это евр. имя означает: пусть Баал борется.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.