— Почему ты так обошелся с нами? Почему ты не позвал нас, когда шёл сражаться с мадианитянами? — они сильно бранили его.
— Что такого я совершил по сравнению с вами? Разве виноград, который добирал Ефрем, не лучше, чем весь урожай моего клана, клана Авиезера?
— Дайте моим воинам хлеба; они утомлены, а я всё ещё преследую мадианских царей Зеваха и Салмана.
— Разве Зевах и Салман уже в твоих руках, чтобы нам давать хлеба твоим воинам?
— За это, когда Господь отдаст в мои руки Зеваха и Салмана, я растерзаю вашу плоть пустынным терновником и шиповником.
— Когда я вернусь с победой, я разрушу эту башню.
— Вот Зевах и Салман, из-за которых вы издевались надо мной, говоря: «Разве Зевах и Салман уже в твоих руках, чтобы нам давать хлеба твоим утомленным воинам?»
— Каковы были те, кого вы убили на Фаворе?
— Они были, как ты, — ответили они, — каждый из них выглядел как царский сын.
— Это были мои братья, сыновья моей матери. Верно, как и то, что Господь жив, если бы вы пощадили их, я сохранил бы вам жизнь.
— Подойди и убей их!
Но Иефер не вытащил меча, потому что он был ещё мальчик и боялся.
— Подойди и убей нас сам. Каков человек, такова и его сила.
Гедеон подошел и убил Зеваха и Салмана, и забрал медальоны-полумесяцы[46], которые были на шеях их верблюдов.
— Правь нами — ты, и твой сын, и твой внук, — ведь ты спас нас от руки мадианитян.
— Я не буду править вами, и мой сын не будет править вами. Править вами будет Господь.
— Я прошу у вас одного: пусть каждый из вас даст мне по серьге из своей доли добычи. — (У врагов были золотые серьги, потому что они были измаильтянами.)
— Охотно.
Расстелив одежду, каждый бросил в неё по серьге из своей добычи.
3. Победа Гедеона над филистимлянами (8:1−32)
8:1−3 Сначала Ефремляне разозлились на Гедеона за то, что их не позвали на помощь раньше. Но когда Гедеон напомнил им о том, что захват ими двух князей значил больше, чем все, что сделал он, они успокоились. Как уже ранее пояснялось, Авиезер (ст. 2) относится к Гедеону и его людям.
8:4−7 Иудеи из Сокхофа отказались накормить Гедеона и его три сотни изголодавшихся воинов, так как боялись ответных мер со стороны Мадианитян в случае его поражения. Гедеон пригрозил им тем, что растерзает (древнеевр. «измолотит») их тела колючим терновником и молотильными зубчатыми досками, когда Господь предаст в его руки Зевея и Салмана.
8:8−9 Люди из Пенуэла также ответили отказом на просьбу Гедеона накормить его людей. Он пригрозил им тем, что разрушит их башню, когда вернется с миром.
8:10−17 Гедеон остался верен своему слову. Он захватил двух Мадиамских князей и обратил в бегство всю армию. Гедеон преподал урок семидесяти семи старейшинам Сокхофа, воспользовавшись списком молодого информатора, говорит Кохен.
Такой вид наказания «применялся к самым ужасным преступникам, как описано в «Республике Платона». Сведущие Раввины Кимчи и Раши усмотрели в этом идиоматическое выражение, означающее «удар насилия». Другие поясняют, что он (Гедеон) угрожал бросить их обнаженными в заросли терновника и размолоть их, как зерно в гумне. Что касается Пенуэла, Гедеон на самом деле разрушил там башню и истребил людей, живших в этом городе.
«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». (Прит. 15:1). Первая истина отображена в стихах 1−3 ответом Гедеона Ефремлянам. Вторая истина описана в стихах 4−17 словами людей из Сокхофа и Пенуэла.
8:18−21 Зевей и Салман убили несколько братьев Гедеона в Фаворе, поэтому он приказал своему старшему сыну, Иеферу, убить их. Тот, по своей молодости, побоялся это сделать, поэтому Гедеон сам завершил это дело.
8:22−23 Мужей Израильских так впечатлили военные подвиги Гедеона, что они попросили его стать их царем. Они начали прославлять человека вместо того, чтобы славить Бога (см. 7:2). Но Гедеон благородно отклонил их предложение, говоря от своего имени и своих сынов, обратив их внимание на то, что только Господу принадлежит право властвовать над ними.
8:24−27 Но, отвергнув одно искушение, Гедеон поддался другому. Он попросил Израильтян принести золотые серьги, которые они забрали у Мадианитян (также называемых Измаильтяне; см. Исх 32:1−6). Из них Гедеон изготовил ефод, передник подобно одеяниям первосвященника. Будучи установлен в Офре, он стал объектом идолопоклонства и сетью для Израиля, уведя их в сторону от Силома и скинии. «Он отказался от царствования, но возжелал чин священника».
8:28−32 После победы над Мадианитянами, Израиль наслаждался покоем в течение сорока лет.
Особое место уделяется тому, что у Гедеона было много жен, которые родили ему семьдесят сыновей. Также, в Сихеме у него была наложница, родившая ему сына по имени Авимелех.
В этой главе проявляются еще две черты многогранного характера Гедеона. Его нещадное преследование Мадианитян показало, что он выполняет приказы тщательно и до конца. Несмотря на усталость, несмотря на то, что он уже и так много сделал, и, несмотря на то, что ему никто не оказывал помощь, он продолжал наступление, пока не были уничтожены все Измаильтяне и их цари. Подобное упорство было у Апостола Павла, только оно проявлялось в духовной битве (Флп 3:12−14).
Вторая черта является негативной: он попросил и принял золотые серьги из награбленной добычи в качестве награды за победу над Измаильтянами (ст. 24), что стало сетью для Гедеона, его семьи и его страны. Сравните это с поведением Авраама в Быт 14:21−24. Мы должны стараться под руководством Бога подражать хорошим качествам Гедеона и избегать его пороков.
Е. Узурпация Авимелеха (8:33 — 9:57)
8:33−35 Не успел Гедеон умереть, как Израиль начал поклоняться Ваалу. Как быстро Израильтяне позабыли героические национальные подвиги Гедеона, и дошли даже до того, что стали плохо обращаться с его потомками и забыли о Божьем освобождении! Но чем мы лучше, помним ли мы о благословениях, которые мы получили от Господа и от людей? К своему стыду, мы часто о них забываем.