Судьи 8 глава

Книга Судей израилевых
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Ефремиты сказали Гедеону:
— Почему ты так обошелся с нами? Почему ты не позвал нас, когда шёл сражаться с мадианитянами? — они сильно бранили его.
2 Но он ответил им:
— Что такого я совершил по сравнению с вами? Разве виноград, который добирал Ефрем, не лучше, чем весь урожай моего клана, клана Авиезера?
3 Бог отдал в ваши руки мадианских вождей Орива и Зива. Что же такого я мог сделать, чтобы сравниться с вами? — когда он сказал им это, их негодование утихло.
4 Гедеон и триста воинов, которые были с ним, утомились, но продолжали погоню. Они пришли к Иордану и переправились через него.
5 Он сказал жителям Суккота:
— Дайте моим воинам хлеба; они утомлены, а я всё ещё преследую мадианских царей Зеваха и Салмана.
6 Но правители Суккота ответили:
— Разве Зевах и Салман уже в твоих руках, чтобы нам давать хлеба твоим воинам?
7 Гедеон ответил:
— За это, когда Господь отдаст в мои руки Зеваха и Салмана, я растерзаю вашу плоть пустынным терновником и шиповником.
8 Оттуда он поднялся к Пениэлу[45] и просил того же, но жители Пениэла ответили так же, как и жители Суккота.
9 И он сказал жителям Пениэла:
— Когда я вернусь с победой, я разрушу эту башню.
10 Зевах и Салман были в Каркоре с войском примерно в пятнадцать тысяч воинов — всё, что осталось от войск восточных народов, всего пало сто двадцать тысяч человек, носящих меч.
11 Гедеон поднялся по караванному пути восточнее Новаха и Иогбеги и напал на войско врасплох.
12 Зевах и Салман, два мадианских царя, бежали, но он погнался за ними, захватил их и поразил ужасом все их войско.
13 Когда Гедеон, сын Иоаша, вернулся с битвы при возвышенности Херес,
14 он захватил юношу из Суккота, допросил его, и юноша написал ему имена семидесяти семи правителей и старейшин Суккота.
15 Тогда Гедеон пришёл и сказал жителям Суккота:
— Вот Зевах и Салман, из-за которых вы издевались надо мной, говоря: «Разве Зевах и Салман уже в твоих руках, чтобы нам давать хлеба твоим утомленным воинам?»
16 Он взял старейшин города и преподал жителям Суккота урок, наказав их пустынным терновником и шиповником.
17 Ещё он разрушил башню Пениэла и перебил жителей этого города.
18 После этого он спросил Зеваха и Салмана:
— Каковы были те, кого вы убили на Фаворе?
— Они были, как ты, — ответили они, — каждый из них выглядел как царский сын.
19 Гедеон сказал:
— Это были мои братья, сыновья моей матери. Верно, как и то, что Господь жив, если бы вы пощадили их, я сохранил бы вам жизнь.
20 Повернувшись к Иеферу, своему старшему сыну, он сказал:
— Подойди и убей их!
Но Иефер не вытащил меча, потому что он был ещё мальчик и боялся.
21 Зевах и Салман сказали:
— Подойди и убей нас сам. Каков человек, такова и его сила.
Гедеон подошел и убил Зеваха и Салмана, и забрал медальоны-полумесяцы[46], которые были на шеях их верблюдов.
22 Израильтяне сказали Гедеону:
— Правь нами — ты, и твой сын, и твой внук, — ведь ты спас нас от руки мадианитян.
23 Но Гедеон сказал им:
— Я не буду править вами, и мой сын не будет править вами. Править вами будет Господь.
24 Затем Гедеон сказал им:
— Я прошу у вас одного: пусть каждый из вас даст мне по серьге из своей доли добычи. — (У врагов были золотые серьги, потому что они были измаильтянами.)
25 Они ответили:
— Охотно.
Расстелив одежду, каждый бросил в неё по серьге из своей добычи.
26 Золотые серьги, которых он попросил, весили 1 700 шекелей[47], (это не считая медальонов-полумесяцев, подвесок и пурпурных одежд, которые носили мадианские цари, и цепочек, которые были на шеях у их верблюдов).
27 Гедеон сделал из золота эфод[48], который оставил в Офре, своем городе. Все израильтяне начали распутничать, поклоняясь эфоду, и так он стал западней для Гедеона и его семьи.
28 Мадиан смирился перед израильтянами и больше уже не поднимал головы. Пока был жив Гедеон, земля покоилась в мире сорок лет.
29 Еруббаал, сын Иоаша, вернулся домой.
30 У него было семьдесят сыновей, потому что у него было много жен.
31 Его наложница, которая жила в городе Шехеме, также родила ему сына, которого он назвал Авимелехом.
32 Гедеон, сын Иоаша, умер в глубокой старости и был похоронен в гробнице своего отца в Офре, в земле клана авиезеритов.
33 Как только Гедеон умер, израильтяне опять начали распутничать, поклоняясь Баалам. Они поставили своим богом Баал-Берита и
34 не помнили о Господе, своем Боге, Который избавил их от рук окружавших их врагов.
35 Они забыли и о верности семье Еруббаала (он же Гедеон), и о всех благодеяниях, которые он сделал Израилю.

Комментарии МакДональда

3. Победа Гедеона над филистимлянами (8:1−32)

8:1−3 Сначала Ефремляне разозлились на Гедеона за то, что их не позвали на помощь раньше. Но когда Гедеон напомнил им о том, что захват ими двух князей значил больше, чем все, что сделал он, они успокоились. Как уже ранее пояснялось, Авиезер (ст. 2) относится к Гедеону и его людям.

8:4−7 Иудеи из Сокхофа отказались накормить Гедеона и его три сотни изголодавшихся воинов, так как боялись ответных мер со стороны Мадианитян в случае его поражения. Гедеон пригрозил им тем, что растерзает (древнеевр. «измолотит») их тела колючим терновником и молотильными зубчатыми досками, когда Господь предаст в его руки Зевея и Салмана.

8:8−9 Люди из Пенуэла также ответили отказом на просьбу Гедеона накормить его людей. Он пригрозил им тем, что разрушит их башню, когда вернется с миром.

8:10−17 Гедеон остался верен своему слову. Он захватил двух Мадиамских князей и обратил в бегство всю армию. Гедеон преподал урок семидесяти семи старейшинам Сокхофа, воспользовавшись списком молодого информатора, говорит Кохен.

Такой вид наказания «применялся к самым ужасным преступникам, как описано в «Республике Платона». Сведущие Раввины Кимчи и Раши усмотрели в этом идиоматическое выражение, означающее «удар насилия». Другие поясняют, что он (Гедеон) угрожал бросить их обнаженными в заросли терновника и размолоть их, как зерно в гумне. Что касается Пенуэла, Гедеон на самом деле разрушил там башню и истребил людей, живших в этом городе.

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». (Прит. 15:1). Первая истина отображена в стихах 1−3 ответом Гедеона Ефремлянам. Вторая истина описана в стихах 4−17 словами людей из Сокхофа и Пенуэла.

8:18−21 Зевей и Салман убили несколько братьев Гедеона в Фаворе, поэтому он приказал своему старшему сыну, Иеферу, убить их. Тот, по своей молодости, побоялся это сделать, поэтому Гедеон сам завершил это дело.

8:22−23 Мужей Израильских так впечатлили военные подвиги Гедеона, что они попросили его стать их царем. Они начали прославлять человека вместо того, чтобы славить Бога (см. 7:2). Но Гедеон благородно отклонил их предложение, говоря от своего имени и своих сынов, обратив их внимание на то, что только Господу принадлежит право властвовать над ними.

8:24−27 Но, отвергнув одно искушение, Гедеон поддался другому. Он попросил Израильтян принести золотые серьги, которые они забрали у Мадианитян (также называемых Измаильтяне; см. Исх 32:1−6). Из них Гедеон изготовил ефод, передник подобно одеяниям первосвященника. Будучи установлен в Офре, он стал объектом идолопоклонства и сетью для Израиля, уведя их в сторону от Силома и скинии. «Он отказался от царствования, но возжелал чин священника».

8:28−32 После победы над Мадианитянами, Израиль наслаждался покоем в течение сорока лет.

Особое место уделяется тому, что у Гедеона было много жен, которые родили ему семьдесят сыновей. Также, в Сихеме у него была наложница, родившая ему сына по имени Авимелех.

В этой главе проявляются еще две черты многогранного характера Гедеона. Его нещадное преследование Мадианитян показало, что он выполняет приказы тщательно и до конца. Несмотря на усталость, несмотря на то, что он уже и так много сделал, и, несмотря на то, что ему никто не оказывал помощь, он продолжал наступление, пока не были уничтожены все Измаильтяне и их цари. Подобное упорство было у Апостола Павла, только оно проявлялось в духовной битве (Флп 3:12−14).

Вторая черта является негативной: он попросил и принял золотые серьги из награбленной добычи в качестве награды за победу над Измаильтянами (ст. 24), что стало сетью для Гедеона, его семьи и его страны. Сравните это с поведением Авраама в Быт 14:21−24. Мы должны стараться под руководством Бога подражать хорошим качествам Гедеона и избегать его пороков.

Е. Узурпация Авимелеха (8:33 — 9:57)

8:33−35 Не успел Гедеон умереть, как Израиль начал поклоняться Ваалу. Как быстро Израильтяне позабыли героические национальные подвиги Гедеона, и дошли даже до того, что стали плохо обращаться с его потомками и забыли о Божьем освобождении! Но чем мы лучше, помним ли мы о благословениях, которые мы получили от Господа и от людей? К своему стыду, мы часто о них забываем.

Примечания:

 
Новый русский перевод
8 [45] — Другой вариант названия: Пенуэл, так же в ст. 9 и 17.
21 [46] — Археологи нашли на Ближнем Востоке древние украшения в форме полумесяца. Их носили женщины (см. Ис 3:18) и цари (см. ст. 26), ими наряжали верблюдов. Для многих древних женщин эти изделия служили не только украшением, но и, как они верили под влиянием язычества, приносили им плодовитость. Кроме того, люди носили их как оберег от сглаза, что указывает на недостаток их веры в защиту Бога, и поэтому они запрещаются Священным Писанием (см. Быт 35:4 со сноской).
26 [47] — Около 20 кг.
27 [48] — Иногда это своего рода передник, бывший частью облачения священника при исполнении им его обязанностей (см. Исх 28:6-30), а иногда, объект языческого культа, связанный с идолами (см. также Суд 17:5; Суд 18:14, 17).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.