1 Коринфянам 2 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Новый Библейский Комментарий

Новый русский перевод

1 Братья, когда я пришёл к вам, чтобы возвещать о тайне Божьей, то мои слова не отличались ни красноречием, ни особой мудростью.
2 Находясь среди вас, я решил не знать ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.
3 Будучи у вас, я был слаб, полон страха и трепета.
4 И моя весть и моя проповедь были не в убедительных словах человеческой мудрости, но в проявлении силы Духа,
5 чтобы ваша вера основывалась не на мудрости человеческой, а на силе Божьей.
6 Мудрость же мы возвещаем среди людей духовно зрелых, но это не мудрость этого мира и не мудрость преходящих властителей этого мира.
7 Нет, мы говорим о тайной мудрости Божьей, которая до сих пор была скрыта, но ещё до сотворения мира предназначена Им для нашей славы.
8 Те, кому принадлежит власть в этом мире, не поняли её, иначе они не распяли бы Господа славы.
9 Но как написано:
«Не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку то, что Бог приготовил любящим Его».[11]
10 Нам же Бог открыл это Духом Своим, потому что Дух исследует всё.
Он проникает во все глубины премудрости Божьей.
11 Кто может знать мысли человека, кроме его собственного духа, живущего в нём? Так же и замыслов Бога никто не знает, кроме Духа Божьего.
12 Мы же получили не дух этого мира, а Духа от Бога, чтобы мы могли понять всё дарованное нам Богом.
13 Об этом мы возвещаем не словами человеческой мудрости, но словами, которым нас научил Дух. Мы объясняем духовные истины словами, которым нас учит Дух.
14 Недуховный человек не принимает того, что приходит от Духа Божьего. Он считает это глупостью и не может понять, потому что об этом можно судить только духовно.
15 Духовный же человек может судить обо всем, тогда как о нём никакой человек судить не может,
16 потому что
«кто постиг разум Господа, чтобы советовать Ему?»[12]
Мы же имеем разум Христов.

Новый Библейский Комментарий

2:1−5 Начало служения Павла

Далее Павел иллюстрирует отсутствие самодостаточности во всякой гуманистической риторике и мудрости. Фраза «и я» в тексте оригинала служит переходным мостиком от последнего утверждения в ст. 31 о хвале в Господе к этой главе. Ст. 1, 2 и 3, 4 начинаются с этого выражения и относятся к описанию деятельности Павла (в данном случае — к его первому посещению Коринфа). Существовал обычай, когда ораторы при посещении города должны были выступить с красивыми цветистыми речами, как от них ожидалось, чтобы прославить город и собственные достижения. Это было необходимо как для утверждения своей репутации, так и для обеспечения солидной финансовой поддержки со стороны влиятельных и богатых горожан (тем самым и для выражения интересов определенных политических кругов). В ст. 1, 2 Павел ясно заявляет, что отвергает этот обычай с его характерным прославлением слова (в превосходстве слова), но возвещает свидетельство Божие... ничего, кроме Иисуса Христа... распятого. Он решил донести до них содержание послания перед своим прибытием в город.

Ст. 3, 4 Используя в предложениях отрицательную форму, он описывает то, что ораторы называют «присутствием». Он не отрицает харизматического дара, потому что там он был в немощи и в страхе и в великом трепете, и его проповедь (лучше «риторика») не была построена на особых риторических приемах убеждения, которые использовались ораторами, играющими на чувствах аудитории, и не основывалась на классических примерах, представленных в учебниках по риторике. В основе его проповеди лежали не приемы риторики, рекомендуемые Аристотелем, но уверенность в том, что она движима силой Духа. 5 Он стремился утвердить веру коринфян в силу Божью, чтобы не полагались на красноречие ораторов. Павел не был сладкоречивым оратором, убедившим коринфян стать христианами. Он отличался от разного рода трибунов и ораторов тем, что не воспринял методов, которые они широко использовали в Коринфе, и не приспосабливал к ним содержание своей вести, поскольку Бог отверг подобного рода методы, «мудрость мира сего» (1:20).

2:6−16 Мудрость, раскрытая Духом

Божественная мудрость противопоставляется мудрости правящего класса. Бог соблаговолил через Святого Духа открыть Свою мудрость апостолам, нам (10). Местоимение мы в ст. 6, 7, 13 не относится к коринфским христианам, поведение которых, как показано в этом послании, свидетельствует о том, что они не обладают «умом Христовым» (16; ср.: 5:1; 6:1; 11:1). Не относится оно и к христианам в целом, а скорее к уникальному служению апостолов.

Ст. 6−8 Павел возвещает не только Евангелие, но и мудрость Божью. Об этом следует рассуждать между совершенными. Выдающиеся ораторы, любимцы публики, во времена Павла использовали этот термин по отношению к самим себе, объявляя «совершенными» и своих учеников. Они должны были стать будущими правителями городов и провинций. Павел, вероятно, имеет в виду именно это, когда говорит, что речь идет не о мудрости сего века или правителей уходящего мира. В ст. 7 он дает определение истинной мудрости. Это «премудрость Божия, тайная», которая была сокрыта до времени, но ныне раскрыта и предназначена к славе нашей прежде начала вечности. Изощренный ум и философское образование стоящих у руля правления не помогли им понять это. иначе они не были бы причастны к распятию Иисуса, Который здесь назван Господом славы (ср.: Деян 13:27).

Ст. 9 Цитата из Ис 64:4 приводится, чтобы привлечь внимание к непостижимой благодати Божьей, которую Господь дарует всем, любящим Его.

Ст. 10а Цитата из Исайи не призвана раскрыть ни нашего будущего, ни грядущих неожиданных для нас даров, поскольку Павел употребляет прошлое время, когда заявляет: ...нам Бог открыл, — нам, апостолам, — через работу Святого Духа (ср.: 1Пет 1:12).

Ст. 10б,11 Подобно тому, как лишь сам человек может знать, что он действительно думает, только Святой Дух Божий знает глубины Божий.

Ст. 12 Апостолы мыслят иначе, чем светские люди, потому что они получили того Самого Святого Духа, Который помогает им понять дарованное от Бога в Его Сыне.

Ст. 13 Апостолы возвещают истину не словами человеческой мудрости, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Они не полагаются на риторические приемы, имеющиеся в арсенале ораторов.

Ст. 14, 15 Человек, лишенный присутствия Духа, букв. «душевный человек», отвергает наставления Духа, потому что это требует духовного исследования. С другой стороны, духовный человек может вопрошать обо всем, т. е. Дух научает его. Если здесь речь идет об апостолах, тогда понятно, почему Павел говорит, что духовную личность никто не в состоянии оценить в полной мере. Если это относится к духовно мыслящему христианину, тогда это может означать, что его взлеты или падения невозможно оценить человеческим разумением, но только через Слово Божье.

Ст. 16 Павел цитирует Ис 40:13, где говорится о невозможности познать ум Господень, чтобы... судить его. Он утверждает, что апостолы имеют ум Христа, Который есть Господь. Разве это не означает, что Павел отвергает саму возможность, что кто-то из коринфян может понять и судить его (ср.: 4:2)?

Этот отрывок свидетельствует о том, что Бог наш — Бог «говорящий» (ср.: Втор 4:33−36), Который избрал апостолов, Своих слуг, чтобы через них раскрыть Свои чувства и мысли, донести их до людей. Выражения «мы проповедуем», «мы возвещаем» (в настоящем времени, ст. 6, 13) по отношению к возвещению премудрости Божьей, которую Он раскрывает, подтверждает тот факт, что апостолы несут Слово Бога; именно поэтому Церковь исторически придерживалась концепции о том, что сказанное апостолами исходит от Бога.

Примечания:

 
Новый русский перевод
9 [11]Ис 64:4.
16 [12]Ис 40:13.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.