1 Коринфянам 3 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Новый Библейский Комментарий

Новый русский перевод

1 Так вот, братья, я не мог говорить с вами как с людьми духовными, но говорил вам как людям, находящимся под властью старой греховной природы[13], как младенцам во Христе.
2 Я кормил вас молоком, а не твердой пищей, потому что вы ещё не были способны принимать её, да и теперь ещё не способны,
3 ведь вы по-прежнему находитесь под властью старой греховной природы. Пока среди вас существуют зависть и споры, вы остаетесь прежними людьми и ведете себя так, как люди этого мира.
4 Ну чем вы отличаетесь от других, когда говорите: «Я — сторонник Павла» или «Я — Аполлоса»?
5 Ведь кто такой Аполлос? И кто такой Павел? Мы лишь служители, благодаря которым вы поверили в Христа. Каждый из нас сделал то дело, которое ему поручил Господь.
6 Я сажал, Аполлос поливал, а выращивал Бог.
7 Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает, а лишь Бог, Который выращивает.
8 Тот, кто сажает, и тот, кто поливает, имеют одну цель, и каждый получит награду за свой труд.
9 Ведь мы сотрудники у Бога, а вы — Его поле, Его строение.
10 По благодати, данной мне Богом, я, как мудрый строитель, заложил основание, а продолжает строительство кто-то другой. Но каждый должен смотреть внимательно, как он строит.
11 Никто не может заложить другой фундамент, кроме того, который уже заложен, и этот фундамент — Иисус Христос.
12 На этом фундаменте человек может строить из золота, серебра, из драгоценных камней, из дерева, из сена или соломы,
13 но наступит День, когда выявится, кто как строил. В тот День всё будет испытано огнем, и огонь покажет качество работы каждого.
14 Если постройка устоит, то строивший получит свою награду;
15 если же сгорит, то он понесет убыток. Сам он, однако, будет спасен, но спасен как бы из огня.
16 Разве вы не знаете, что вы вместе — храм Божий и что в вас живет Дух Божий?
17 Если кто-либо разрушит Божий храм, того разрушит Бог, потому что храм Божий свят, а храм этот — вы.
18 Не обманывайте самих себя. Если кто из вас думает, что по представлениям этого мира он мудр, то ему надо стать «глупым», чтобы быть мудрым на самом деле.
19 Ведь мудрость этого мира — глупость в глазах Божьих. Написано: «Он ловит мудрых на их же хитрость»[14],
20 и ещё: «Господь знает, что помыслы мудрого — всего лишь суета».[15]
21 Поэтому не хвалитесь людьми. Вам принадлежит всё:
22 будь то Павел, или Аполлос, или Кифа[16], или этот мир, жизнь или смерть, настоящее или будущее — всё принадлежит вам,
23 вы же сами принадлежите Христу, а Христос — Богу.

Новый Библейский Комментарий

3:1−23 Насущные проблемы коринфян

Точно так же, как Павел иллюстрировал свои представления о необходимости хвалиться в Господе (1:10−31) на примерах своего пребывания в Коринфе, в том же духе он продолжает говорить в данном разделе и о проблемах коринфян. Он обсуждает первоначально возникшие и текущие проблемы церкви в Коринфе с точки зрения разделения, возникшего между ними (1−9), подрыва основания, заложенного апостолом, на котором зиждется церковь, а также проблемы духовного попечительства в виду грядущего Суда (10−17). Павел завершает этот раздел, корректируя их понимание взаимоотношений учителей с народом Божьим (18−23).

Ст. 1 Как и в 2:1 и 2:3, Павел начинает с фразы «и я», чтобы продолжить рассуждения о своем опыте в Коринфе. Когда Павел впервые прибыл в Коринф, он не мог обращаться с ними, как с духовными, но только как с плотскими и младенцами во Христе.

Ст. 2 Их состояние требовало соответствующей духовной пищи, как и ныне.

Ст. 3 То, что они все еще оставались мирскими по духу, ясно из их поведения: они завидовали друг другу и ссорились из-за учителей. Не по человеческому ли обычаю поступаете? (букв. «ходите», т. е. ориентируетесь на мирские нормы и критерии).

Ст. 4 Когда они полагаются исключительно на своих учителей, Павла или Аполлоса, он снова задает им вопрос: Не плотские ли вы? Плотское мышление в данном случае проистекает из мирских представлений о христианском служении.

Ст. 5 Жители Коринфа были типичными представителями своего времени: критериями оценки человека для них служили его социальное положение, привилегии и богатство, и Павел вопрошает, тем ли должны руководствоваться и христиане? Он описывает себя и Аполлоса просто как служителей, слуг, т. е. в терминах низкого социального положения: служители, чрез которых вы уверовали. Они не сами по себе заслуживают доверия, но лишь в силу дарованного им Господом.

Ст. 6 Для элитных слоев римской колонии, где ручной труд презирался, Павел изображает себя и Аполлоса простыми садовниками, выполняющими обычную работу.

Ст. 8 И насаждающий, и поливающий стремятся к одной цели, они не состязаются между собой, и каждый из них получит надлежащее вознаграждение.

Ст. 9 Они — соработники Божьи, а коринфяне — поле Божье, Божье строение. Наподобие того, как на великолепных зданиях и сооружениях в Коринфе по обыкновению были написаны имена меценатов, коринфяне несли на себе имя Божье, как Его создания. Не существует такого понятия, как «обращенный мною», и ни один христианин не «принадлежит» какому-то конкретному христианскому учителю или евангелисту.

Ст. 10 По Божьей благодати Павел стал основателем Церкви. Последующие за ним учителя продолжают возводить ее здание и должны совершать это с великим тщанием.

Ст. 11−12 Иисус Христос заложил единый фундамент, на котором зиждется все здание. Строительные материалы могут быть непрочными или прочными (хотя золото, серебро и драгоценные камни должны использоваться лишь для декоративных целей).

Ст. 13 Недобросовестные строители встречались в I в., но только в день Суда обнаружатся и подвергнутся испытанию огнем использованные ими строительные материалы.

Ст. 15 Недобросовестные строители увидят плоды своих рук, которые будут преданы огню, и сами они будут опалены. Вопрос об их спасении не поднимается, ибо они дискредитировали себя своей деятельностью, опорочив предназначенную им Богом роль в церкви.

Ст. 16 К аналогии, которую Павел приводит в ст. 9, он добавляет здесь описание народа Божьего как Храма, в котором пребывает Святой Дух.

Ст. 18 Коринфяне обольщались, обманывались по поводу своей мудрости. Павел призывает всех, кто был признан среди христиан «мудрым» или «принадлежащим к интеллектуальной элите», осознать свое неведение и обрести истинную мудрость.

Ст. 19−20 Причина этого обосновывается цитатами из Иов 5:13 и Пс 93:11, 21

Ст. 21 И еще: Павел снова приковывает их внимание к старой теме — не следует хвалиться человеческой мудростью. Все может принадлежать им, если Христос всесторонне обогатил их (ср.: 1:4−7).

Ст. 22 Христианская община не принадлежит конкретным учителям, но учителя принадлежат общине, христианскому сообществу. Они утверждают, что они — Павловы или Аполлосовы, а Павел говорит, что и он, и Аполлос принадлежат им так же, как им принадлежит и настоящее, и будущее.

Ст. 23 Они не чьи-то, они — Христовы, а Мессия, т. е. Христос, — Божий. Павел никогда не называл ни одну церковь своей, при том что он — признанный основатель Церкви.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [13] — Букв.: с плотскими.
19 [14]Иов 5:13.
20 [15]Пс 93:11.
22 [16] — То есть Петр. Так же по всей книге.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.