1 Коринфянам 5 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Новый Библейский Комментарий

Новый русский перевод

1 В действительности говорят, что среди вас есть случай такого распутства, какого не знают даже язычники, а именно, что один из вас живет со своей мачехой[17].
2 А вы возгордились! Не следует ли вам вместо этого опечалиться и исключить из вашего общения человека, который сделал такое дело?
3 Хотя я и не присутствую с вами телесно, но духом я с вами, и уже решил, как вы должны поступить с этим человеком:
4 когда соберетесь вместе во имя нашего Господа Иисуса, а я буду духом с вами, и с нами будет сила Господа нашего Иисуса,
5 вы должны предать этого человека сатане, чтобы его тело было сокрушено ради спасения его духа в День Господа[18].
6 Вам нечем хвалиться. Разве вы не знаете, что малое количество дрожжей может заквасить всё тесто?
7 Избавьтесь от старой закваски, чтобы вам быть новым, пресным тестом, каковым вы и должны быть. Ведь Христос, наш пасхальный Ягненок, уже принесен в жертву.
8 Поэтому давайте будем праздновать не со старой закваской порочности и зла, а с пресным хлебом чистоты и истины.
9 Я просил вас в моем послании[19] не общаться с развратниками,
10 но при этом я не имел в виду вообще всех развратников этого мира, или корыстолюбцев, или мошенников, или идолопоклонников. Если бы речь шла о них, то вам вообще надо было бы покинуть этот мир.
11 Я пишу вам о том, чтобы вы не общались с теми, кто называет себя братом, а на самом деле является развратником, корыстолюбцем, идолопоклонником или же клеветником, пьяницей или мошенником. С таким человеком даже не ешьте вместе.
12 Судить тех, кто вне церкви, не мое дело — вы судите тех, кто в церкви.
13 Тех же, кто вне церкви, будет судить Бог. Как написано: «Удали злого из твоей среды».[20]

Новый Библейский Комментарий

5:1 — 6:20 Моральные и этические проблемы

5:1−8 Распутное поведение и свод церковных правил

Первое сообщение — о распрях среди верующих (1:11), второе относится к инцесту (кровосмешению; 5:1). Иногда создается впечатление, что аморальные поступки, совершенные одними членами общины, поддерживаются другими христианами. Но это не более чем предположение. Текст не дает оснований для такой трактовки, нельзя сказать, что члены церкви гордились своей распущенностью. По-видимому, речь идет о совершившем прегрешение человеке, который занимал высокое положение и именно поэтому, а не за свой проступок, заслужил аплодисменты других христиан. По римским законам такой человек подвергался осуждению за свое поведение в этой престижной римской колонии, если его привлекали к суду. Поскольку не существовало процедуры публичного суда, требовалась какая-то частная процедура рассмотрения дела. Подобного рода процесс мог быть проведен только человеком, равным или выше по рангу совершившего проступок. Общество и церковь часто «закрывали глаза» на дискредитировавших себя высокопоставленных и влиятельных членов общества, но для церкви это всегда был большой моральный урон.

Ст. 1 Блудодеяние, или инцест (кровосмешение), т. е. аморальная связь с женой своего отца. Слово имеет служит эвфемизмом, заменяющим и смягчающим слово, обозначающее сексуальную связь (ср.: 7:2 и коммент.). Речь может идти как о собственной матери, так и о мачехе. Римский закон осуждал такое поведение; см. также: ветхозаветные законы (напр.: Втор 22:30).

Ст. 2 Вместо того чтобы гордиться таким человеком по причине его высокого положения в обществе, община должна исключить его из своих рядов.

Ст. 3 Павел, как отец-основатель, берет на себя полномочия судить такого человека, как если бы он присутствовал там (присутствуя у вас духом).

Ст. 4 Он призывает к строжайшему осуждению за подобные преступления во имя (т. е. по характеру и силе) Господа Иисуса, самолично выступая в качестве судьи. Сила Господа Иисуса (очевидно, востребованная через молитву) будет присутствовать, дабы предать этого человека сатане (5), т. е. исключить его из сообщества верующих телесно (во измождение плоти; ср.: Гал 6:8; 11:30−32). Этот человек может быть и христианином. Община призвана способствовать спасению его души.

Ст. 6 Павел осуждает их за то, что они хвалятся таким человеком, как об этом говорится и в других местах (ср.: гл. 1−4).

Ст. 7 Это действие отчасти основано на обычаях, связанных с ветхозаветным Праздником опресноков (ср.: Исх 12:15−20), когда закваска, действующая, как дрожжи для теста, не использовалась для выпечки пасхального хлеба. Она удалялась, и, по аналогии с этим, согрешившего следовало исключить из общины, дабы он не оказал пагубного влияния на других. Об отсутствии закваски греха говорится образно: ...ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Ст. 8 Празднование в свете смерти Христа теперь отрицает губительное влияние греха и злых деяний, но происходит с опресноками чистоты и истины.

5:9−13 Осуждение Церковью поведения верующих

Ст. 9 Павел написал еще одно послание, которое было неправильно понято (ср.: 2Кор 6:14 — 7:1; оно также ошибочно использовалось как рекомендация для отделения христиан от окружающего мира). В нем Павел призывал не общаться с совершившими аморальные поступки.

Ст. 10 Павел уточняет, что он не требует прекратить общение с миром, где встречаются и лихоимцы, и идолослужители, и другие разного рода люди, иначе это означало бы для христиан прекратить всякие контакты с окружающим миром и превратиться в религиозную секту, например, наподобие распространенных в иудаизме терапевтов (евр. аскетическая секта) или ессеев.

Ст. 11 Павел еще раз разъясняет то, что они неправильно поняли: они должны удаляться от христиан, совершивших развратные действия, проявивших алчность, замешанных в идолослужении, пьяниц (в те времена были распространены печально известные совместные пирушки, где предавались и блуду; ср.: коммент. к 10:7) или нечестных в деловых отношениях. Запрещались совместные застолья христиан.

Ст. 12 Интересно отметить, что Павел не берется судить поведение людей из окружающего общества. В вопросе, который требует положительного ответа, Павел утверждает, что христианское сообщество ответственно за поведение своих собратьев.

Ст. 13 Надлежащее возмездие по делам «внешние» получат от Бога, тогда как христианское сообщество должно изгнать из своих рядов аморальных людей, что Павел особо подчеркивает, цитируя Втор 17:7. Легкость, с которой современная Церковь нередко судит нравственные или другие прегрешения людей в миру, подчас можно объяснить только тем, что она весьма неохотно принимает дисциплинарные меры, осуждающие поведение своих собратьев. Мы поступаем вопреки порядку, установленному Павлом.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [17] — Букв.: с женой своего отца. Ср. Лев 18:8; Втор 22:30.
5 [18] — Подразумевается, что его физические страдания, следствием которых даже может быть смерть, приведут его к покаянию.
9 [19] — Здесь говорится о послании Павла, которое до нас не дошло.
13 [20]Втор 13:5; Втор 17:7, 12; Втор 19:19; Втор 21:21; Втор 22:21, 24; Втор 24:7.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.