2 Коринфянам 3 глава

Второе послание Коринфянам
Новый русский перевод → Новый Библейский Комментарий

Новый русский перевод

1 Может показаться, что мы начинаем хвалить самих себя. Но разве нуждаемся мы в рекомендательных письмах для вас или же от вас, как в этом нуждаются другие?[7]
2 Вы сами — наше письмо: письмо, записанное в наших сердцах, известное и читаемое всеми людьми.
3 Все видят, что вы письмо Христа, написанное в результате нашего служения не чернилами, а Духом живого Бога, и не на каменных плитках, а на плитках сердец из плоти.
4 Такую уверенность мы имеем через Христа перед Богом.
5 И не потому, что у нас самих есть нечто особенное, некая заслуга; наши способности исключительно от Бога.
6 Он наделил нас способностью быть служителями нового завета. Данный завет — это не писаный Закон, нет, но он от Духа. Ведь буква убивает, а Дух дает жизнь.
7 Вспомните служение высеченному буквами на камнях Закону, которое принесло смерть. Оно было учреждено в такой славе, что израильтяне не могли смотреть на сияющее лицо Моисея, хотя это сияние постепенно затухало[8]. Если это служение пришло в такой славе,
8 то разве не будет ещё славнее служение Духа?
9 Если служение, которое осуждает человека, было окружено такой славой, то насколько же большей славой наделено служение, несущее человеку оправдание!
10 То, что было окружено славой тогда, кажется уже не таким славным по сравнению с гораздо большей славой.
11 И если временное было окружено славой, то насколько же славнее будет вечное!
12 Итак, мы имеем такую надежду, которая вселяет в нас смелость,
13 и мы не закрываем свои лица, как это делал Моисей, чтобы израильтяне не смотрели на угасание той славы.
14 Но их умы закрыты и до сих пор, ведь когда они читают Ветхий Завет, это покрывало остается неснятым, потому что оно может быть снято только Христом.
15 По сегодняшний день, когда читаются книги Моисея, сердца их закрыты покрывалом.
16 Но когда человек обращается к Господу, покрывало снимается[9].
17 Господь — это Дух[10], и всюду, где обитает Дух Господа, — там свобода!
18 И мы все с открытыми лицами видим, как в зеркале[11], сияние славы Господа и изменяемся, становясь всё больше похожими на Него. Его слава в нас всё возрастает, ведь она исходит от Самого Господа, а Он есть Дух!

Новый Библейский Комментарий

3:1−3 Рекомендательные письма

Павел отвечает на требование коринфян относительно рекомендательных писем, которые должны быть у него по прибытии в Коринф. Вероятно, это была идея лжеапостолов, которые подняли свой голос против Павла.

Ст. 1, 2 Павел считает, что такие одобрительные письма не нужны в принципе, потому что сами коринфяне подобны такому письму: Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших. Само существование церкви в Коринфе, несомненно, свидетельствует о действенных результатах его служения.

Ст. 3 Эта церковь — письмо Христа, написанное на скрижалях сердец коринфских верующих, но не чернилами, а Духом. По благодати Божьей, это письмо стало одобрением служения, которое и создало его. Хотя при определенных обстоятельствах верное служение не венчается очевидными успехами, данное наблюдение не должно быть оправданием неэффективного служения в других условиях. Обычно о нашем служении судят по достигнутым результатам.

3:4−6 Служители нового завета

Ст. 4, 5 Здесь Павел отвечает на вопрос, который сам задал в 2:16, показывая, что его полномочия исходят от Бога. В этом нет ложной скромности, но скорее трезвая оценка того факта, что духовная работа может быть совершена только при помощи силы, которой Бог наделяет человека через Свой Дух.

Ст. 6 Деятельность Павла в рамках нового завета-договора — это служение не буквы, но духа. Здесь подчеркивается контраст между законом Моисея и Святым Духом, т. е. исходные черты старого и нового завета, соответственно. Буква убивает в той мере, в какой она произносит суд на тех, кто нарушает закон. Дух животворит, потому что в условиях нового завета грехи прошены, а народ Божий под действием Духа может жить для Бога.

3:7−18 Два разных по характеру служения

В данном разделе Павел использует тексты Исх 34:29−32 (7−11) и 34:33−35 (12−18), особо подчеркивая разницу между служением нового и старого заветов, чтобы продемонстрировать верховенство нового завета. Главная цель Павла состоит в том, чтобы пролить свет на служение славы, которое было ему доверено, и тем самым объяснить, почему, несмотря на многочисленные трудности, он не упал духом (ср.: 4:1).

Ст. 7−11 В Исх 34:29−32 говорится о славе, которая сопровождала дарование закона, о славе, отраженной в сияющем лице Моисея и вселившей страх в сердца израильтян. Павел признает, что старый завет был явлен в величии красоты и славы, но он размышляет и о том, что новый завет должен быть окружен еще большими славой и великолепием. Превосходство нового завета обосновывается при помощи трех аргументов: служение духа гораздо более величественно и славно, чем служение смертоносным буквам, начертанное на камнях (7, 8); служение оправдания более славно, чем служение осуждения (9); а пребывающее служение прекраснее преходящего (11). Служение старому завету, в котором закон осуждал преступавших его, сошло на нет с пришествием Христа. Служение нового завета осуществляется силой Духа; оно дает возможность человеку занять правильную позицию перед Богом, и это непреходяще, потому что это служение не будет заменено другим.

Ст. 12−18 В Исх 34:33−35 рассказывается, как Моисей закрыл лицо после представления закона Божьего израильтянам, чтобы они не смогли увидеть его сияния. Павел объясняет это попыткой скрыть от израильтян природу озаряющей все вокруг славы, которая сопровождала старый завет, а также противопоставляет отсутствие смелости у Моисея своему дерзновенному служению новому завету (12, 13). Он также усматривает в покрывале, сокрывшем лицо Моисея, нечто, напоминавшее неснятое покрывало, которое мешало многим современникам Павла иудейского происхождения проникнуть в суть закона Моисея, когда они читали его в синагоге (14, 15). Верующие, обратившие свои сердца к Господу, сбросили это духовное покрывало (16), и с открытым лицем взирают на славу Господню, преображаясь в тот же образ (18).

Подчеркивая преимущественную славу служения нового завета, Павел стремится в первую очередь объяснить, почему он столь дерзновенен и крепок духом в своем служении (12; ср.: 4:1). Возможно, при этом он хотел противопоставить свое служение учению оппонентов в Коринфе, которые придавали огромное значение своему иудейскому происхождению (ср.: 11:216, 22).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [7] — По всей вероятности лжеучители, оппоненты Павла, имели с собой какие-то рекомендательные письма.
7 [8] — См. Исх 34:27-35.
16 [9] — См. Исх 34:34.
17 [10] — Иисус, будучи на земле, говорил Своим ученикам, что после Своего вознесения Он будет обитать в верующих в Него через Святого Духа (см. Ин 14:16-18, 23-26). И значит, присутствие Святого Духа равносильно присутствию Иисуса Христа.
18 [11] — Или: отражаем, как зеркало.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.