2 Коринфянам 8 глава

Второе послание Коринфянам
Новый русский перевод → Новый Библейский Комментарий

Новый русский перевод

1 Братья, мы хотим сказать вам и о том, какую благодать Бог проявил к церквам в Македонии.
2 Среди суровых испытаний у них изобилие радости, и в ужасной бедности — изобилие щедрости.
3 Я свидетель того, что они добровольно жертвовали всё, что только могли, и даже сверх того.
4 Они сами обратились к нам и настойчиво просили, как о великой благодати, позволения помочь святым.
5 То, что они сделали, превзошло все наши ожидания. Ведь они даже самих себя отдали, прежде всего Господу, а затем, по воле Божьей, и нам.
6 И вот мы попросили Тита, чтобы он, раз уже начал, довел бы у вас до конца это милосердное дело[30].
7 Поскольку у вас во всем изобилие: у вас есть вера, красноречие, знание, рвение и ваша любовь к нам[31], то мы хотим, чтобы вы проявили ваши лучшие качества и в этом деле милосердия.
8 Я не приказываю вам, но, говоря о рвении, которое проявляют другие, я через это хочу испытать искренность вашей любви.
9 Вам известна благодать нашего Господа Иисуса Христа. Он был богат, но ради нас Он стал беден, чтобы благодаря Его бедности вы стали богатыми.
10 Я вам советую поступить так: закончите то, что вы начали в прошлом году, так как это полезно вам самим. Ведь вы не только первыми начали это дело, но и первыми замыслили его.
11 Так и при завершении дела проявите то же усердие, что вы проявили при его замысле. Давайте столько, сколько позволяет ваш достаток.
12 Ведь если есть рвение, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Мы не хотим, чтобы другим было облегчение за ваш счет, но чтобы было равенство.
14 В настоящее время ваш достаток облегчит их нужду, а их достаток в свое время облегчит вашу. Тогда будет равенство,
15 как написано: «У того, кто собрал много, не было излишка, и у того, кто собрал мало, не было недостатка».[32]
16 Я благодарен Богу, что Он положил на сердце Титу ту же заботу о вас, что и мне.
17 Ведь Тит не просто откликнулся на нашу просьбу, он идет к вам добровольно, по своей инициативе.
18 Мы посылаем вместе с ним ещё одного брата, которого во всех церквах хвалят как доброго служителя Радостной Вести.
19 Кроме того, церкви выбрали его идти с нами и помочь в этом деле милосердия, которое мы совершаем во славу Самого Господа по нашему доброму желанию.
20 Мы хотим, чтобы никто не мог упрекнуть нас за то, как мы обращаемся с этими щедрыми дарами,
21 и стараемся поступать правильно во всем, и не только перед Господом, но и перед людьми.
22 Вместе с ними мы посылаем к вам ещё одного нашего брата, который много раз и во многих делах проявлял свое усердие. А теперь он ещё усерднее, потому что он очень уверен в вас.
23 Что касается Тита, то он мой спутник и сотрудник в работе среди вас, а что касается остальных двух братьев, то они посланники церквей и слава Христа.
24 И поэтому явите им доказательство своей любви, чтобы все церкви увидели, что не зря мы так гордимся вами.

Новый Библейский Комментарий

8:1 — 9:15 О сборе пожертвований

Рассказав о своей радости и облегчении, которое он испытал по получении новостей от Тита, доставившего ему ответ коринфян на его послание, Павел продолжил разговор, который ранее затрагивался в общинах, состоящих из бывших язычников, о сборе пожертвований в помощь бедным христианам еврейского происхождения в Иудее, где они испытывали большую нужду в связи с голодом в период правления императора Клавдия (41−54 гг.). Помощь собратьям оказала и церковь в Антиохии (Сирия), где преобладали христиане из язычников; они послали собранные средства через Варнаву и Павла (Деян 11:27−30). В Гал 2:10 Павел говорит, что руководители иерусалимской церкви, признав его апостольство, просили его продолжить сборы для бедных, что он с радостью и стремился исполнить. Ко времени написания 1 Кор. (ок. 56 г.) он уже собрал средства в церквах Галатии, и коринфяне, услышав об этом, тоже захотели принять участие в этом служении (1Кор 16:1−4), а ко времени написания 2 Кор. (ок. 56 г.) Павел посетил церкви в Македонии, которые весьма убедительно просили... принять дар и участие их в служении святым (8:1−5).

8:1−6 Пример жителей Македонии

Ст. 1, 2 Павел приводит в пример македонских христиан, которые щедро откликнулись на призыв о помощи собратьям, чтобы побудить коринфян совершить то, что ранее они уже были готовы сделать (ср.: 9:1, 2). Македонские верующие, несмотря на то что сами подвергались серьезным испытаниям и крайне нуждались, радостно, в богатстве... радушия откликнулись на нужды других.

Ст. 3−5 Они были доброхотны по силам и сверх сил, отдавая не только просимое, но себя... Господу.

Ст. 6 Воодушевленный откликом македонских верующих, Павел посылает Тита вновь поднять вопрос о сборе пожертвований среди коринфян.

8:7−15 Слово похвалы коринфянам

Ст. 7−8 Отдавая должное коринфянам в их добродетелях и познании, Павел призывает их также испытать себя и на ниве жертвенности. Вместе с тем он не принуждает их к этому (щедрость не может быть навязана!), скорее, он пользуется возможностью проверить истинность их любви путем участия в деле пожертвования.

Ст. 9 Свой призыв к благодати и щедрости он подкрепляет ссылкой на пример Господа Иисуса Христа, Который, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. Речь здесь идет, конечно, не о вопросах благосостояния, но о той цене, которую Господь заплатил, участвуя во вселенской драме нашего искупления. Не подразумеваются и весьма скромные материальные обстоятельства Его земной жизни, ибо это было лишь началом. Потом пришли отречение, насмешки, преследование, предательство и страдания, которые достигли своей кульминации в Гефсимании и на кресте. Все это в своей совокупности составляет истинную цену нашего спасения. Точно так же, как бедность Иисуса невозможно описать в экономических терминах, богатство, которое Он дарует верующим, нельзя рассматривать просто с позиций материального благополучия. Спасение от греха и благословение грядущего века лежат в основе богатства, которое Христос Своей бедностью дарует на радость всем верующим.

Ст. 10−12 Павел советует своим читателям завершить то, что они начали ранее и чего усердно желали, т. е. сбор средств в пользу нуждающихся. Он объясняет, что при желании (если есть усердие) они должны жертвовать соответственно достатку, и совершенное ими будет благоугодно Богу; они не должны жертвовать сверх своих материальных возможностей.

Ст. 13−15 Павел стремится предотвратить возможное недопонимание вопроса о сборах пожертвований. Коринфяне не должны отягощать себя, отрывая от себя слишком много, чтобы другим было облегчение за их счет. Относительный достаток коринфян ныне может быть направлен частично на удовлетворение нужд бедных иудейских верующих. В будущем ситуация может измениться, и их избыток послужит тогда в восполнение недостатка коринфян. Он находит подходящую иллюстрацию этого принципа «равномерности»: опыт исхода евреев. Когда Бог даровал им манну небесную, то «у того, кто собрал много, не было лишнего, а у того, кто мало, не было недостатка» (Исх 16:18). Нужды всех были удовлетворены, никто не пострадал от недостатка, никто не получил в избытке. Тот факт, что Павел ожидал, что сравнительный достаток коринфян может обеспечить нужды сравнительно бедных верующих в Иерусалиме, следует с осторожностью применять к современной ситуации, когда речь идет о пожертвованиях. Мы не должны применять эти тексты в одинаковой мере по отношению к состоятельным людям и к тем, кто не обладает достатком.

8:16−24 Добрые слова в адрес тех, кто занимается пожертвованиями

Павел здесь хвалит трех человек, которые должны прибыть в Коринф, чтобы заняться вопросом сбора пожертвований.

Ст. 16, 17 Во-первых, он с похвалой отзывается о Тите, который проявляет серьезную заботу о коринфянах, и о его готовности идти в Коринф.

Ст. 18, 19 Во-вторых, он хвалит брата, во всех церквах похваляемого за благовествование и избранного церквами в качестве своего представителя, которому поручено передать собранные средства в Иерусалим.

Ст. 20, 21 Прежде чем сказать добрые слова в адрес третьего брата, Павел делает небольшое отступление, высказывая свои опасения, связанные с возможными упреками по поводу даров: чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений. Необходимо действовать справедливо и честно и перед Богом, и перед людьми.

Ст. 22 Наконец, он рекомендует брата, которого усердие много раз испытывали во многом, и который ныне еще усерднее по великой уверенности в коринфянах.

Ст. 23, 24 Этот отрывок завершается похвалой всех трех братьев и призывом к коринфянам проявить свою любовь (к Павлу) и подтвердить своими делами, то, за что Павел хвалил их (македонянам), когда эти три человека прибыли туда. Следует отметить, как важно было для апостола ревностное отношение к делу, когда он хвалил христианских служителей и когда ободрял верующих в целом. У нас может быть свой список приоритетов. Но Павел ставил рвение, ревностное отношение к делу на одно из первых мест (ср., напр.: 7:11, 12; 8:7, 8, 16, 17; Рим 12:11; 2Тим 1:16, 17).

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [30]Милосердное дело. Букв.: благодать.
7 [31] — В ряде древн. рукописей: наша любовь к вам.
15 [32]Исх 16:18.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.