Откровение 15 глава

Откровение Иоанна
Новый русский перевод → Новый Библейский Комментарий

Новый русский перевод

1 Я увидел на небе ещё одно великое и удивительное знамение: семь ангелов с семью последними бедствиями. Они были последними, потому что на этом ярость Божья заканчивалась.
2 Я видел нечто похожее на стеклянное море, смешанное с огнем. На море стояли те, кто вышел победителем в борьбе со зверем, его изображением и с числом его имени. Они держали в руках Божьи арфы
3 и пели песнь Моисея, слуги Божьего[114], и песнь Ягненка:
«Велики и чудны Твои дела, Господь Бог Вседержитель! Твои пути справедливы и истинны, Царь народов![115]
4 Кто не устрашится Тебя, Господи, и не прославит Твоего имени? Ведь Ты один только свят! К Тебе придут на поклонение все народы, потому что открылись Твои справедливые суды!»[116]
5 После этого я увидел, что на небе открыт храм — скиния свидетельства[117].
6 Из храма вышли семь ангелов с семью бедствиями. Они были одеты в чистую и блестящую льняную одежду, и по груди каждый был опоясан золотым поясом.
7 Потом одно из четырех существ раздало семи ангелам по золотой чаше, наполненной яростью Бога, живущего вечно.
8 Храм наполнился дымом от славы и силы Божьей, и никто уже не мог войти в храм[118] до тех пор, пока не окончатся семь бедствий, посылаемых семью ангелами.

Новый Библейский Комментарий

15:1 — 16:21 Семь чаш гнева

После большого отступления в гл. 12−14 Иоанн возвращается к теме мессианских судов конца времени. Число семь и здесь, как и в случае семи печатей и семи труб, сохраняется, однако символизм в значительной мере искажается в некоторых переводах, где речь идет о чаше гнева (в 15:7 и по всей гл. 16). Это греческое слово обычно используется в его бытовом значении как посуда (так, вероятно, в Откр 5:8), но оно может означать и сосуд для пития (см., напр.: Прит 23:31). Частое использование выражения чаша гнева в качестве ветхозаветного символа суда предопределяет его смысловое значение здесь (из многочисленных примеров следует упомянуть Иер 25:15; 49:12; Иез 23:31−32; Авв 2:15). Особый интерес с этой точки зрения представляет Ис 51:17, 22, где речь идет о «чаше» и «кубке» гнева (в русской синодальной Библии в обоих случаях — «чаша»). (Большинство переводчиков ошибочно передают «кубок» словом «чаша».) Поскольку Иоанн сам использует символику пития из чаши Божьего гнева в 14:10 и 16:19, создается впечатление, что тот же образ доминирует и в изображении судов в гл. 15−16.

Утверждается, что чаши гнева вызывают семь последних язв (15:1). Это часто связывается с тем, что не дается описания суда седьмой трубы, хотя она возвещает собой конец времени (11:15); затем высказывается предположение, что чаша судов следует за звуком последней трубы. Это логично, но маловероятно. Содержание семи чаш весьма сходно с тем, что раскрывают семь труб; в большинстве случаев разница заключается в усилении более ранних язв последующими. Так, вторая и третья чаши выявляют, что вторая и третья язвы, связанные с трубами, обрели больший масштаб (8:8−11; 16:3−4); так же, как и землетрясение, последовавшее за седьмой трубой, по-видимому, то же, что и связанное с седьмой чашей, только описанное более подробно (11:19; 16:17−20). Совершенно отчетливо выявляются параллели между четвертой трубой и четвертой чашей (8:12; 16:8), так же, как и между пятой и шестой трубами и пятой и шестой чашами (1:1−21; 16:10−16). Чаши гнева, соответственно, более полно раскрывают то, что уже было показано в судах, связанных с трубами, наряду с новыми особенностями.

Песнь победителей, стоящих на стеклянном море (3−4), прославляет обращение народов при завершении Его праведных судов (4). Значит, видение отражает ликование по поводу действия последних язв, а не возвещает их начало. Оно обращено в будущее и подчеркивает сказанное о последних язвах в ст. 1, что ими оканчивалась ярость Божия.

Еще одна особенность судов, связанных с чашами гнева: они поразительно напоминают египетские язвы исхода. Это отмечено и в первых четырех судах после труб (8:7−12), но здесь становится еще яснее, что все чаши гнева имеют то же значение, что и египетские язвы, и их окончание празднуется в «песне Моисея... и песне Агнца», которые поются перед небесным «Чермным морем» (15:3−4). Все, что происходит при втором исходе, гораздо масштабнее, чем было при первом, как в судах, так и в благословениях. Но это гармонирует с миссией Христа, Который приводит в исполнение обетования Бога, заключенные в старом завете.

15:1−8 Вступление к чашам гнева

Ст. 2 Упоминавшееся в 4:6 стеклянное море, смешанное с огнем, знаменует собой гнев, который должен открыться с небес (ср.: 8:5). Но победившие зверя и образ его стоят на море рядом с Богом, как некогда израильтяне стояли на берегу Чермного моря и возносили песнь освобождения (Исх 15:1−18).

Ст. 3−4 Песнь Моисея... и песнь Агнца — одна и та же, поскольку прообраз искупления при первом исходе нашел свое воплощение и реализовался при втором исходе. Каждая строка этой песни является реминисценцией из пророков и псалмопевцев. Велики и чудны дела Твои — см.: Пс 97:1; 110:2; 138:14. Праведны и истинны пути Твои — см.: Втор 32:3; Пс 144:17. Кто не убоится Тебя — см.: Иер 10:7. Все народы придут — см.: Пс 85:9. Ибо открылись суды Твои — см.: Пс 97:2; Ис 26:9. В таком контексте видение замечательно тем, что оно напоминает: успех антихриста меньше, чем можно заключить из гиперболической картины мессианских судов.

Ст. 5 Название скиния свидетельства, или «скиния откровения», было дано в пустыне (Числ 9:15), потому что в ней хранился ковчег, содержащий каменные скрижали завета. Поскольку ковчег позднее установили в храме, храм сам стал называться скинией (Пс 83:1−2 — «жилища» Господни). Здесь слова скиния свидетельства подчеркивают, что суды, готовые свершиться, выражают праведность Бога.

Ст. 6−8 Когда даны были семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога... наполнился храм дымом от славы Божией (8); аналогичное явление отмечается в Исх 40:35; 2Пар 7:2−3; Ис 6:4; Иез 10:4; 44:4. Этот феномен отмечает присутствие Бога и в таком контексте должен означать, что Бог Сам приведет в исполнение приговор судов, которые приведут в Его царство. Ангелы при этом играют вспомогательную роль.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [114] — См. Исх 15:1-18.
3 [115] — Или: Царь веков.
3 [116] — Фразы этой песни взяты из Пс 110:2-3; Втор 32:4; Иер 10:7 и Пс 85:9-10; Пс 97:2.
5 [117]Скиния свидетельства. Под словом свидетельство подразумеваются либо две каменные плитки с 10 заповедями, которые служат свидетельством завета между Израилем и Богом, либо сам шатер был свидетельством присутствия Бога среди Своего народа.
8 [118] — См. Исх 40:34-35; 3Цар 8:10-11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.