Откровение 22 глава

Откровение Иоанна
Новый русский перевод → Новый Библейский Комментарий

Новый русский перевод

1 Затем ангел показал мне реку воды жизни, блестящую, как кристалл, и текущую от престола Бога и Ягненка
2 посредине центральной улицы города. По обе стороны реки растет дерево жизни. Оно плодоносит двенадцать раз в год, принося каждый месяц свой плод, а листья дерева предназначены для исцеления народов[178].
3 И там уже больше не будет ничего проклятого[179]. В городе будет находиться престол Бога и Ягненка, и Его слуги будут служить Ему.
4 Они будут видеть Его лицо[180], и на лбу у них будет написано Его имя.
5 Ночи больше не будет. Им уже не нужен будет свет ламп или свет солнца, потому что Господь Бог будет светить над ними. И они будут царствовать во веки веков[181].
6 Ангел сказал мне: «Это верные и истинные слова. Господь Бог, вдохновляющий дух пророков, послал Своего ангела, чтобы показать Своим слугам то, что должно произойти вскоре».
7 «Вот Я скоро приду! Блажен тот, кто соблюдает слова пророчества, записанные в этом свитке».
8 Я, Иоанн, всё это слышал и видел. И, услышав и увидев всё это, я пал к ногам ангела, показывающего мне всё это, чтобы поклониться ему.
9 Но он сказал мне: «Не делай этого! Я такой же слуга, как и ты, как твои братья-пророки и как те, кто соблюдает слова, записанные в этом свитке. Поклонись Богу!»
10 Потом он сказал мне: «Не запечатывай слов пророчества, записанных в этом свитке[182], потому что время уже близко.
11 Кто поступает несправедливо, тот и будет продолжать поступать несправедливо. Кто ведет скверную жизнь, тот и будет продолжать вести скверную жизнь. Но тот, кто живет праведной жизнью, будет продолжать жить праведно, и тот, кто свят, будет продолжать жить свято[183]».
12 «Вот Я скоро приду! Я несу воздаяние каждому, и каждый получит по своим делам.
13 Я — Альфа и Омега, Первый и Последний[184], Начало и Конец.
14 Блаженны те, кто омывает свои одежды, чтобы им иметь право питаться от дерева жизни и войти в город через ворота.
15 А снаружи останутся псы[185], колдуны, развратники, убийцы, идолопоклонники и все любящие и совершающие лживые поступки.
16 Я, Иисус, послал Моего ангела, чтобы передать вам это свидетельство для церквей. Я — Корень[186] и Потомок Давида, Я — яркая Утренняя Звезда[187]».
17 Дух и невеста говорят: «Приди!» И каждый, кто это слышит, пусть тоже скажет: «Приди!» Пусть приходит мучимый жаждой! Кто хочет, пусть берет воду жизни даром![188]
18 И я предупреждаю каждого, кто слышит слова пророчества, записанные в этом свитке: кто добавит что-либо к этим словам, тому Бог добавит и бедствия, о которых написано в этом свитке.
19 И если кто отнимет что-либо из слов пророчества, записанных в этом свитке, у того и Бог отнимет право питаться от дерева жизни и жить в святом городе, которые описаны в этом свитке[189].
20 Свидетельствующий об этом говорит: «Да, Я скоро приду!»
Аминь! Приди, Господь Иисус!
21 Благодать Господа Иисуса да будет со всеми[190]. Аминь.

Новый Библейский Комментарий

22:1−5 Это заключение в видении города Божьего обнаруживает явную связь с описанием рая в Эдеме (Быт. 2−3).

Ст. 1 Престол Бога и Агнца — источник, из которого берет свое начало река жизни (ср.: 7:17; 21:6; 22:17). В Едемском саду была река (Быт 2:10). В видении Иезекииля река вытекает из храма (Иез 47:9; см. применение этого отрывка к Иисусу в Ин 7:37−38).

Ст. 2 Древо жизни (не по Быт 2:9; 3:22, но как у Иез 47:7 и дал.) рассматривается как собирательный образ. Как и о воде жизни, об исцеляющей силе листьев этого дерева говорится в духовном смысле. Вероятно, раньше говорилось об их силе исцелять раны, полученные в ходе великих испытаний.

Ст. 3 И уже не будет проклятого — это цитата из Зах 14:11 и противопоставление проклятиям, произнесенным в первом раю (Быт 3:14−19). В новом Иерусалиме реальная сила этого проклятия полностью преодолена.

Ст. 4 Здесь говорится о смысле жизни искупленного человечества: И узрят лицо Его. Такое видение предполагает преобразование верующих в Его подобие (2Кор 3:18; 1Ин 3:2). Имя Его будет на челах их (см. коммент. к 3:12 и к 19:12).

Ст. 5 И будут царствовать во веки веков — это расширенная версия 20:4 и окончательное исполнение обетования, данного в 3:21 (заметим, что в 11:15 фраза И будет царствовать во веки веков подразумевает тысячелетнее царство и царствование в новом творении).

22:6−21 Эпилог

В этом заключительном фрагменте находят свое выражение три темы Откровения: аутентичность представленных видений (6, 7, 16, 18, 19); непреложность пришествия Христа (6, 7, 10−12, 20) и необходимость святости ввиду неизбежности свершения замысла Божьего (10−15). Трудно определить, кому именно принадлежат те или иные высказывания. В ст. 7, 12−13, по-видимому, приведены изречения Христа; в ст. 6, 8, 14, 15 — слова ангелов; в ст. 16 Христос говорит через ангела; ст. 8, 9, 17−19, 20б представляют собой комментарии Иоанна. Возможны разные варианты, но в целом мало что меняется по сути, поскольку в итоге это все слова Христа, посланником Которого является ангел (9) и речения Которого Иоанн записывает как пророк (10).

Ст. 6−7 В свете ст. 7, фрагментов 19:9 и 21:5 слова, которые верны и истинны, относятся не только к предыдущей теме, но и ко всей книге в целом. Они касаются событий, которым суждено сбыться в скором времени, потому что Господь скоро грядет (ср. также: ст. 20).

Ст. 8−9 Иоанн включает данный отрывок отнюдь не потому, что некоторые из его читателей поклоняются ангелам. Такого рода практика действительно имела место среди иудеев, а возможно даже и среди христиан (Кол 2:18). Реакция Иоанна вполне естественна, и его рассказ не требует никакого особого толкования, кроме того, что случай этот имел место и представляет собой некоторый интерес. Акцент сделан не на полемичности ситуации, речь идет о коррекции излишнего возвеличивания всех инструментов откровения. Ангелы, пророки и другие христиане находятся на одном уровне перед Богом.

Ст. 10 Не запечатывай — повеление, обратное данному в Дан 8:26; 12:4, 9 и в еврейских апокалипсисах в целом. Если они пророчествовали об отдаленных временах, то послание Иоанна было крайне актуальным.

Ст. 11 Это изречение пронизано иронией. Даниил сказал (Дан 12:10), что в последние дни многие очистятся, пройдя через испытания, но нечестивый будет продолжать действовать по-старому; иными словами, в последнем испытании люди проявят свою истинную суть, снимут маски и займут свое место в рядах сторонников или противников Бога. Это учение неоднократно повторяется в Откровении (7:1−8; 11:1−2; 12:1 — 14:5 и др.). Здесь же оно находит свое окончательное оформление. Поскольку время близко, тот, кто склонен к злым делам, будет продолжать делать их; и он вскоре получит соответствующее возмездие. Пусть праведный и святой охраняют себя, потому что Господь скоро придет избавить их. Сделать из этого учения вывод о том, что судьба человека предопределена заранее, значит идти в разрез с общим учением книги (напр.: 14:6−7; 15:4; 21:6−8; 22:17).

Ст. 12 Ср.: 11:18; Ис 40:10; Рим 2:6. 13 см. примеч. к 1:3.

Ст. 14 Последняя из семи заповедей блаженства в Откровении. Те, кто омоют свои одежды, получат избавление от совершенных ими грехов через распятого и воскресшего Спасителя и тем самым обретут право на древо жизни и смогут войти в город (ср.: Быт 3:22−24).

Ст. 15 Этот стих практически повторяет 21:8, но судьба тех, о ком в нем говорится, иная. Общая их судьба в реальности — лишение права быть обитателями Божьего города. Использование Иоанном столь разных образов свидетельствует о необычайной гибкости его символизма.

Ст. 16 Иисус как корень и потомок Давида — реализация сказанного в Ис 11:1. Как звезда светлая и утренняя, Иисус исполняет пророчество Валаама в Чис 24:17.

Ст. 17 Дух, Который особенно активно действует на пророков (19:10), собирает Церковь, призывая Господа прийти в соответствии с Его собственным обетованием (7; ср.: ст. 20). Каждый, кто слышит слова пророчества этой книги, когда она читается в церкви, призывается сказать: Прииди! Кающегося грешника призывают прийти и взять воду жизни даром и быть готовым приветствовать Господа, когда Он придет.

Ст. 18−19 Иоанн завершает свое свидетельство жесткими словами, что, впрочем, было обычным для древних писателей, стремившихся путем добавления таких грозных предостережений предохранить свои произведения от искажений и вставок. Та же озабоченность проявляется и во Втор 4:2. Так называемая формула канонизации — «не добавлять и не отнимать» — прослеживается в глубь веков до 2450 г. до н. э. в Египте. Вместо обычного проклятия, Иоанн предупреждает о суде и утрате возможности попасть в Царство Божье.

Ст. 20 Ответ Иоанна на последнее обетование Откровения соответствует арамейскому слову Маранафа — «Гряди, О Господь» (см.: 1Кор 16:22). Само это обетование — кульминация всех обетовании; и ответ есть итог всех живых упований.

Ст. 21 Это благословение напоминает нам, что Откровение — это письмо, послание каждому из нас и что его уроки надлежит воспринимать индивидуально. Только благодать Господа нашего Иисуса Христа позволит реализоваться всем обетованиям, раскрытым в этой книге. Она делает нас открытыми и зовет сказать свое Аминь.

George R. Beasley-Murray

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [178] — См. Иез 47:12; ср. Быт 2:9-10.
3 [179] — См. Быт 3:14-19; Зах 14:11.
4 [180] — Ср. Исх 33:20.
5 [181] — См. Дан 7:18, 27.
10 [182] — Ср. Дан 12:4.
11 [183] — См. Дан 12:10; 2Тим 3:13.
13 [184] — См. Ис 44:6; Ис 48:12. Здесь мы видим, что Иисус говорит о Себе так, как говорил о Себе Сам Бог.
15 [185] — Писание часто называет псами тех, кто делает неугодное в глазах Бога (см. Втор 23:17-18; Пс 21:17; Флп 3:2).
16 [186] — Или: Побег.
16 [187] — См. Чис 24:17; Ис 11:1, 10.
17 [188] — См. Ис 55:1; Ин 7:37.
18 [189] — См. Втор 4:2; Втор 12:32; Прит 30:6.
21 [190] — В ряде древн. рукописей: со всеми святыми.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.