От Иоанна 1 глава

Евангелие от Иоанна
Новый русский перевод → Русского Библейского Центра

 
 

В начале было Слово,1 и Слово было с Богом, и Слово было Богом.
 
В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог.

Оно было в начале с Богом.
 
Оно было в начале с Богом.

Все, что существует, было сотворено через Него, и без Него ничто из того, что есть, не начало существовать.
 
Все обрело свое существование через Него, и без Него не возникло ничего, что возникло.

В Нем заключена жизнь, и эта жизнь — Свет человечеству.
 
В Нем была жизнь, и эта жизнь была свет людям.

Свет светит во тьме, и тьма не поглотила2 Его.
 
Свет сияет во тьме, и тьма не одолела его.

Богом был послан человек по имени Иоанн.
 
Богом был послан человек по имени Иоанн.

Он пришел как свидетель, свидетельствовать о Свете, чтобы благодаря ему все поверили в Этот Свет.
 
Он пришел свидетелем – нести свидетельство о Свете, чтобы через него все поверили.

Сам он не был Светом, но пришел, чтобы свидетельствовать о Свете.
 
Он не был светом – он был послан нести свидетельство о Свете.

Был истинный Свет, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир.3
 
Но чтобы свет светил всем и каждому, в мир приходил истинный Свет.

Он был в мире, который через Него был создан, но мир не узнал Его.
 
Он был в этом мире, мир возник через Него, и мир не узнал Его.

Он пришел к Своим, но Свои не приняли Его.
 
Он пришел к своим, и свои не приняли Его.

Но всем тем, кто Его принял и кто поверил в Его имя, Он дал власть стать детьми Божьими —
 
А тем, кто принял Его и поверил в Него, Он дал право стать Божьими чадами,

детьми, рожденными не от крови, не от желаний или намерений человека, а рожденными от Бога.
 
Которые не от крови, не по влечению плоти, не по желанию человека, а от Бога родились.

Слово стало Человеком4 и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен единственный Сын Отца, полный благодати и истины.
 
Слово стало одним из нас и поселилось среди нас во всей полноте благодати и истины. И мы увидели Его славу – славу единственного у Отца.

Иоанн свидетельствовал о Нем, провозглашая: — Это Тот, о Ком я говорил: «Идущий за мной — выше меня, потому что Он существовал еще до меня».
 
Его свидетель Иоанн прокричал свою весть: «Это – Тот, о ком я говорил! Он идет за мной! Он первенствует! Он был прежде меня!».

По Его безграничной благодати мы все получили одно благословение за другим.
 
От полноты Его благодати – всем благодать. Вот откуда мы все ее получили.

Ведь через Моисея был дан Закон, а благодать и истина пришли через Иисуса Христа.
 
Закон был дан через Моисея, а благодать и истина явились через Иисуса Христа.

Бога никто никогда не видел, Его явил нам единственный Сын Его, пребывающий у самого сердца Отца, и Который Сам — Бог.
 
Бога никто никогда не видел. Открыл завесу единственный Сын – Бог, пребывающий в Отчих укромах.

И вот свидетельство Иоанна. Когда предводители иудеев5 послали к Иоанну священников и левитов, чтобы спросить его, кто он такой,
 
Вот что сказал Иоанн, когда священники и левиты, посланные иудейскими советниками из Иерусалима, спросили его: «Кто ты?».

он сказал им прямо, не скрывая: — Я не Христос.
 
Он сказал прямо: «Я не Христос». Сказал как есть, не отрекся.

Они спросили его: — Тогда кто же ты? Илия? Он ответил: — Нет. — Так ты Пророк?6 — Нет, — отвечал Иоанн.
 
Они спросили его: «Тогда кто же ты? Илья?». Он сказал: «Нет». – «Кто же? Пророк?». Он ответил: «Нет».

— Кто же ты? — спросили они тогда. — Скажи, чтобы мы смогли передать твой ответ тем, кто нас послал. Что ты сам скажешь о себе?
 
Они говорят: «Так кто же ты? С каким ответом идти нам к людям, которые послали нас? Что скажешь нам о себе?».

Иоанн ответил им словами пророка Исаии: — «Я голос, который раздается в пустыне: выпрямите путь для Господа».7
 
Он ответил словами пророка Исайи: «Я – голос, взывающий в пустыне: проложите Господу прямую дорогу!».

А посланные были фарисеями.
 
Посланцы из фарисеев

Они допытывались: — Если ты не Христос, не Илия и не Пророк, то почему ты крестишь?
 
Спрашивают его: «Зачем ты крестишь, если ты не Христос, не Илья, не пророк?».

Иоанн ответил: — Я крещу водой. Но среди вас стоит Тот, Кого вы не знаете.
 
Иоанн ответил: «Я крещу водой. Но вы не все знаете. Вы не знаете, кто уже стоит среди вас.

Он Тот, Кто придет после меня, и я даже не достоин развязать ремни Его сандалий.
 
Он идет за мной. Я не гожусь даже на то, чтобы развязать Ему на сандалиях ремни».

Это происходило в Вифании,8 на восточном берегу реки Иордана, там, где крестил Иоанн.
 
Это происходило в Вифании, что по ту сторону Иордана. Здесь Иоанн крестил народ.

На следующий день Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал: — Вот Божий Ягненок, Который заберет грех мира!
 
На другой день к нему идет Иисус. Иоанн видит Его и говорит: «Вот Божий Агнец! Он берет на Себя грех мира.

Это о Нем я говорил: «Тот, Кто идет за мной, — выше меня, потому что Он существовал еще до меня».
 
Он – Тот, о ком я говорил. Он идет следом за мной. Он первенствует. Он был прежде меня.

Я сам не знал, кто Он, но я крещу водой для того, чтобы Он был явлен Израилю.
 
А я – тот, кто крестит водой. Я не знал Его, но Израиль узнает о Нем от меня».

И Иоанн подтвердил свои слова: — Я видел, как Дух спускался на Него с небес в образе голубя и как Он остался на Нем.
 
Иоанн говорил дальше: «Я видел, как с неба сошел на Него голубем Дух и на Нем остался.

Я бы не узнал Его, если бы Пославший меня крестить водой не сказал мне: «На Кого опустится и на Ком останется Дух, Тот и будет крестить людей Святым Духом».
 
Я не знал Его, но Тот, кто послал меня крестить водой, сказал мне: “На ком увидишь: останется, сойдя, Дух, – Тому крестить Святым Духом.”

Я видел это и свидетельствую, что Он — Сын Бога!
 
И я это видел! Говорю как свидетель: это Божий Сын».

На следующий день Иоанн опять стоял с двумя своими учениками.
 
На другой день Иоанн снова был там с двумя учениками.

Увидев идущего Иисуса, он сказал: — Вот Ягненок Божий!
 
Мимо проходил Иисус. Иоанн видит Его и говорит: «Вот Божий Агнец!».

Оба ученика, услышав эти слова, последовали за Иисусом.
 
Услышав эти слова, оба ученика пошли следом за Иисусом.

Иисус обернулся и увидел, что они идут за Ним. — Что вы хотите? — спросил Он. — Рабби (что значит «учитель»), скажи, где Ты живешь? — спросили они.
 
Иисус обернулся – видит, что за Ним идут, и спрашивает: «Что вам нужно?». Они говорят Ему: «Рабби! – (рабби значит учитель) – Где Ты живешь?».

— Идите за Мной, и вы сами увидите, — сказал Иисус. Было около десятого часа.9 Они пошли, увидели, где Он живет, и пробыли у Него до вечера того дня.10
 
Он сказал: «Пойдемте – увидите». Было около четвертого часа. Они пошли, увидели, где Он живет, и пробыли у Него остаток дня.

Одним из двух, слышавших слова Иоанна об Иисусе и пошедших за Ним, был брат Симона Петра, Андрей.
 
Одним из тех двух, кто услышал слова Иоанна и пошел за Иисусом, был Андрей, брат Симона Петра.

Он разыскал своего брата Симона и сказал: — Мы нашли Мессию! (Это значит «Помазанник».)11
 
Он встречает своего брата Симона и первому ему говорит: «Знаешь, кого мы встретили? Мессию!» (Мессия значит Христос) –

И привел его к Иисусу. Иисус посмотрел на Симона и сказал: — Симон, сын Иоанна,12 тебя будут звать Кифа (что значит «камень», а по-гречески «Петр»).
 
И привел его к Иисусу. Иисус посмотрел на него и говорит: «Ты – Симон, сын Ионы. Будешь зваться Кифа» (Кифа в переводе – Петр, по смыслу – «камень»).

На следующий день Иисус решил идти в Галилею. Он нашел Филиппа и сказал ему: — Следуй за Мной!
 
На другой день Иисус решил идти в Галилею. Он встречает Филиппа и говорит ему: «Иди за Мной».

Филипп был из Вифсаиды, из того же города, что и Андрей с Петром.
 
Филипп был из Вифсаиды. (Андрей и Петр тоже были из этого города).

Он нашел Нафанаила и сказал ему: — Мы встретили Того, о Ком написано в Законе Моисея и о Ком писали пророки. Это Иисус, сын Иосифа13 из Назарета.
 
Филипп встречает Натанаэля и говорит: «Знаешь, кого мы встретили? Того самого, о ком написано у Моисея в Законе и в Пророках! Это Иисус из Назарета сын Иосифа».

Нафанаил ответил: — Разве из Назарета может быть что-нибудь доброе? — Пойди и посмотри, — сказал Филипп.
 
Натанаэль сказал: «Разве из Назарета может исходить чтонибудь путное?». Филиппговорит ему: «Иди посмотри сам».

Когда Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила, Он сказал: — Вот истинный израильтянин, в котором нет ни тени притворства.
 
Иисус увидел Натанаэля, когда тот подходил к Нему, и говорит: «Вот чистой воды израильтянин, сама прямота!».

— Откуда Ты меня знаешь? — удивился Нафанаил. Иисус ответил: — Еще до того, как Филипп позвал тебя, Я видел тебя под инжиром.
 
Натанаэль говорит Ему: «Откуда Ты меня знаешь?». Иисус ответил: «Я видел тебя под смоковницей, когда Филипп тебя еще не позвал».

Тогда Нафанаил сказал: — Рабби, Ты действительно Сын Бога, Ты Царь Израиля!
 
Натанаэль говорит: «Рабби! Ты – Божий Сын. Ты – царь Израиля».

Иисус сказал: — Ты говоришь это потому, что Я сказал, что видел тебя под инжиром. Ты увидишь еще больше этого.
 
Иисус ответил: «Я сказал, что видел тебя под смоковницей, – поэтому ты веришь? Но ты увидишь еще и не такое».

И добавил: — Говорю вам истину, вы увидите открытые небеса и ангелов Божьих, спускающихся и поднимающихся к Сыну Человеческому.
 
И сказал: «Поверьте истинному слову: откроется небо, и вы увидите, как Божьи ангелы переходят вверх и вниз над Сыном человеческим».

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [1] — Слово — одно из имен Иисуса Христа (см. 1:14; Отк. 19:13).
5 [2] — Или: «не поняла».
9 [3] — Или: «Был истинный Свет, приходящий в мир, Который просвещает каждого человека».
14 [4] — Букв.: «плотью».
19 [5] — В Евангелии от Иоанна термин «иудеи» относится, в первую очередь, к предводителям иудеев, которые противились Иисусу. Читателю нужно иметь эту косвенную информацию в виду, когда термин «иудеи» встречается в этой книге.
21 [6] — Имеется в виду Пророк, о Котором говорил Моисей (см. Втор. 18:15, 18). Ср. Деян. 3:18—24.
23 [7] — Ис. 40:3.
28 [8] — Вифания — точное расположение не установлено (не следует путать с Вифанией близ Иерусалима, см., напр., 11:1).
39 [9] — То есть около четырех часов пополудни.
39 [10] — Или: «Они пошли, увидели, где Он живет, и пробыли у Него до десятого часа (четырех часов дня)».
41 [11] — «Помазанник» («Машиах» (евр.), «Христос» (греч.)) — праведный Царь и Освободитель, Спаситель, обещанный Богом еще в Законе, Псалмах и в Книге Пророков.
42 [12] — В более поздних рукописях Евангелия от Иоанна: «сын Ионы» (также в ст. 21:15, 16, 17).
45 [13] — Сын Иосифа — по закону Иосиф, как муж Марии, считался отцом Иисуса, хотя не был им биологически (см. Лк. 1:35; 3:23).
 
 


2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.