От Иоанна 3 глава

Евангелие от Иоанна
Новый русский перевод → Русского Библейского Центра

 
 

Среди фарисеев был один человек, которого звали Никодим. Он был одним из иудейских вождей.
 
Среди иудейских советников был фарисей по имени Никодим.

Однажды ночью он пришёл к Иисусу и сказал: — Рабби, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, потому что никто не может творить таких знамений, какие Ты творишь, если Бог не с ним.
 
Он пришел ночью к Иисусу и говорит: «Рабби! Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога. Без Божьей помощи никому не под силу такие чудеса, какие под силу Тебе».

В ответ Иисус сказал: — Говорю тебе истину, никто не сможет увидеть Божьего Царства, если не будет заново рожден[20].
 
Иисус ответил: «Поверь слову истины: кто не родится свыше, не увидит Божьего Царства».

— Как это человек может быть рожден ещё раз, когда он уже стар? — удивился Никодим. — Не может же он опять войти в утробу своей матери и снова родиться!
 
Никодим говорит Ему: «Как может человек родиться, если он уже и стар? Не придется ли ему для этого возвращаться в утробу матери?».

Иисус ответил: — Говорю тебе истину, никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рожден от воды и Духа[21].
 
Иисус отвечал: «Поверь Моему слову: кто не родится от воды и Духа, не войдет в Божье Царство.

От плоти рождается плоть, а Дух[22] рождает дух.
 
От плоти рождается плоть, а от Духа рождается дух.

Не удивляйся тому, что Я сказал: вы должны быть заново рождены.
 
Не удивляйся. Все так и есть, как Я сказал. Без рождения свыше не обойтись.

Ветер[23] дует, где хочет. Ты слышишь его шум, но не можешь определить, откуда он приходит и куда уходит. Так же и с каждым рожденным от Духа.
 
Ветер ходит где хочет. Вот он прошумел, ты слышишь его, но не знаешь, откуда он пришел и куда делся. То же самое происходит с каждым, кто рожден от Духа».

— Как это может быть? — спросил Никодим.
 
Никодим спрашивает Его: «Как все это возможно?».

Иисус ответил: — Ты — учитель Израиля, и ты этого не понимаешь?
 
Иисус ответил: «Ты — учитель Израиля, и не знаешь как?

Говорю тебе истину: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы не принимаете нашего свидетельства.
 
Поверь истинному слову: если Мы говорим, то говорим лишь о том, что знаем и Сами видели. Но вы ни во что не ставите Наши слова.

Если Я сказал вам о земных вещах, и вы не верите, то как же вы поверите, если Я буду говорить вам о небесном?
 
Я говорил вам о земном — вы не верите. Поверите ли, если заговорю о небесном?

Никто не поднимался на небо, кроме Того, Кто сошел с неба, то есть Сына Человеческого[24].
 
Никто не восходил на небо, только Тот, кто оттуда сошел — Сын человеческий.

И как Моисей поднял змея в пустыне[25], так будет поднят[26] и Сын Человеческий,
 
Как Моисей в пустыне поднял змея над головами, так должен быть поднят и Сын человеческий,

чтобы каждый, кто поверит в Него, имел жизнь вечную[27].
 
Чтобы тому, кто верит в Него, была вечная жизнь.

Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.
 
Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы тому, кто верит в Него, была не погибель, а вечная жизнь.

Бог послал Сына в мир не затем, чтобы осудить мир, но чтобы спасти мир через Него.
 
Бог послал Сына в мир не для того, чтобы судить мир, а чтобы мир спасся через Него.

Верующий в Него не будет судим. Кто же не верит, тот уже осужден, потому что он не поверил во имя единственного Сына Бога.
 
Кто в Него верит — судим не будет, а кто не верит — уже осужден — за неверие в единственного Божьего Сына.

Суд заключается в том, что в мир пришёл Свет, но люди полюбили тьму больше, чем Свет, потому что их дела были злы.
 
В мир пришел Свет, и правда суда в том, что людям со всеми их злыми делами отрадней света показалась тьма.

Ведь каждый, кто делает зло, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обнаружились его дела.
 
Кто делает зло, тот не выносит света и прячется, чтобы на свету не раскрылись его дела.

Но кто живет по истине, тот, наоборот, идет к Свету, чтобы было ясно видно, что его дела совершены в Боге.
 
А кто живет по правде, тот идет к свету, чтобы свет пал на его дела, угодные Богу».

После этого Иисус с учениками пошли в Иудею. Там Иисус пробыл с ними некоторое время и крестил.
 
Оттуда Иисус пошел с учениками в Иудею и, пока с ними там оставался, крестил народ.

Иоанн тоже продолжал крестить в Еноне, у Салима, потому что там было много воды. Люди постоянно приходили к нему креститься.
 
Тогда же в Эноне, что близ Салима, где было много воды, крестил и Иоанн. И приходили к нему креститься.

Это было ещё до того, как Иоанна заключили в темницу.
 
Это было еще до того, как Иоанна взяли под стражу.

Между некоторыми из учеников Иоанна и одним иудеем возник спор об обрядовом очищении.
 
Ученики Иоанна заспорили с одним иудеем об очищении омовением.

Они пришли к Иоанну и сказали: — Рабби, Тот Человек, Который был с тобой на другой стороне реки Иордан и о Котором ты свидетельствовал, сейчас Сам крестит, и все идут к Нему.
 
Пришли к Иоанну и говорят: «Рабби! Тот, кто был с тобой по ту сторону Иордана, о ком ты говорил, тоже крестит, и к Нему идут и идут».

Иоанн ответил: — Человек может делать только то, что ему дано Небом.
 
Иоанн ответил им: «Человек не может обладать ничем таким, что не дано ему с неба.

Вы сами свидетели тому, что я говорил: «Я не Христос, но я послан, чтобы идти впереди Него».
 
Вы сами свидетели, что я сказал: Я не Христос. Послан перед Ним — вот кто я.

Невеста принадлежит жениху. Друг же жениха стоит рядом, слушает его радостный голос и сам радуется его счастью. В этом и моя радость, и сейчас она исполнилась.[28]
 
У жениха — невеста, а у друга жениха своя радость: он не уходит, пока не скажет жених, и радуется, когда скажет. Вот и ко мне пришла моя радость.

Ему предстоит возвеличиваться, а мне умаляться.
 
Ему предстоит набирать силу, а мне — угасать».

Тот, Кто свыше приходит, выше всех. Земной принадлежит земле и говорит по-земному, но Пришедший с небес — превыше всех!
 
Кто приходит свыше — всех превосходит. Кто от земли — тот сам земной и рассуждает поземному. Кто приходит с небес — Тот выше всех:

Он свидетельствует о том, что Он Сам видел и слышал, но никто не принимает Его свидетельства.
 
Он Сам слышал и видел все, о чем теперь говорит. Но Его словам никто не хочет верить.

Тот же, кто принимает, свидетельствует, что Бог истинен.
 
А кто верит — удостоверяет, что Бог — это истина.

Посланный Богом говорит слова Божьи, и Бог дает Ему Своего Духа без всякого ограничения.
 
Божий посланник говорит Божьими словами. Безмерно одаривает Духом Бог.

Отец любит Сына и всё отдал в Его руки.
 
Отец любит Сына. Он отдал в Его руки весь мир.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, тот же, кто отвергает Сына, не увидит жизни, и его ожидает Божий гнев.
 
Кто верит в Сына — обретет вечную жизнь. А кто пошел против Сына — не увидит жизни: его не минует Божий гнев.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [20]Заново рожден. В оригинале это выражение также имеет значение: рожден свыше (так же в ст. 7).
5 [21] — См. Иез 36:25-27.
6 [22] — Или: дух.
8 [23] — На языке оригинала это слово означает и ветер, и дух.
13 [24] — В некот. древн. рукописях за этими словами следует: сущего на небесах.
14 [25] — См. Чис 21:4-9.
14 [26]Поднят. Предсказание Иисуса о Своем распятии на кресте за наши грехи (см. Ин 19:17-24). Данное греч. слово также означает: превознесен по правую руку Отца.
15 [27] — Или: чтобы каждый, кто поверит, имел жизнь вечную в Нем.
29 [28] — Здесь в аллегорической форме, Иоанн уподобляет Иисуса жениху, себя — Его другу, а всех верующих в Иисуса — невесте.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.