1 Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Русского Библейского Центра

 
 

Братья, хочу ещё раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились.
 
Напоминаю вам, братья, о евангельской вести, которую я вам принес, которую вы приняли и хорошо запомнили.

Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна.
 
Эта весть вас спасает, и от нее не отступайте, а не то выйдет, что вы попусту поверили.

Самое важное, что я получил, я передал вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям.
 
Я прежде всего передал вам то, что сам получил. Христос умер за наши грехи — это по Писанию.

Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям[67].
 
И был погребен и на третий день воскрес, тоже по Писанию,

Он явился Кифе и потом Двенадцати.
 
И явился Кифе, потом Двенадцати.

После этого Он явился ещё более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них ещё живы, а некоторые уже умерли[68].
 
Вслед за тем явился сразу более чем пятистам братьев, сегодня в большинстве своем здравствующих, а некоторые и почили.

Затем Он явился Иакову[69], потом всем апостолам,
 
Потом явился Иакову, потом всем апостолам.

и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску.
 
После всех явился и мне, недорослю,

Ведь я самый наименьший[70] из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью.
 
Мельчайшему из апостолов. Я преследовал Божью церковь и звания апостола недостоин.

Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной.
 
Но по Божьей милости я такой, какой есть, и милость Его не пропала даром: я трудами изобилую более их всех, вернее, не я, а Божья со мной благодать.

Не имеет значения, кто возвещает: я или они. Главное — вы поверили в то, что мы возвещаем.
 
Впрочем, не все ли равно, кто из нас тут проповедует? Важно, что вы поверили.

Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых?
 
Только вот что. Если Христос, как мы проповедуем, воскрес из мертвых, то зачем у вас говорят, что нет воскресения мертвых?

Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен.
 
Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

А если Христос не воскрес, то и всё, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера.
 
А если Христос не воскрес, то и проповедь наша ни к чему, ни к чему и ваша вера.

Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, конечно, мертвых вообще нельзя воскресить.
 
Вдобавок мы оказываемся еще и распространителями лжи о Боге, свидетельствуя о Боге, что Он воскресил Христа, которого, выходит, не воскрешал, если мертвые не воскресают.

Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен.
 
Да только, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас.
 
А если Христос не воскрес, то ни к чему ваша вера: вы всё так же прозябаете в ваших грехах.

Тогда и те, кто умер во Христе, погибли.
 
В таком случае погибли и те, кто умер с верой в Христа.

Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.
 
И если мы лишь в этой жизни полагаемся на Христа, то мы — первые, кого нужно пожалеть.

Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он — первый плод среди тех, кто умер.[71]
 
Но нет, Христос из мертвых все-таки воскрес, положил начало.

И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых.
 
Если смерть осуществилась через человека, то и воскресение мертвых — через человека.

Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены во Христе.
 
Как по Адаму все умирают, так по Христу все оживут,

Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а затем, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему.
 
Причем каждый в свой черед: сначала Христос, а потом, с Его пришествием, уже все Христовы.

И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
 
А после этого — конец: Христос истребит всякое начало, всякую власть и силу и передаст Царство Богу Отцу.

Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам.[72]
 
Словом, Ему надлежит царствовать, пока Бог не повергнет всех врагов Ему под ноги.

Последний враг, который будет уничтожен, — это смерть.
 
Истребится и последний враг — смерть.

Ведь Бог «всё подчинил под ноги Его».[73] Когда говорится, что «всё подчинил», то, конечно же, это «всё» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему всё.
 
«Все покорил и поверг Бог Ему под ноги». Сказано: «все покорил», но понятно: кроме Того, кто покорил Ему все.

Когда же всё будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто всё подчинил Ему, чтобы Бог был всё во всем.
 
Когда же покорит Ему все, тогда и Сын Ему, Покорившему, покорится — Богу, а Он-то и есть все во всем.

Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых?[74] Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них?
 
А не то бы мертвым какая была польза от тех, кто принял за них крещение? Если мертвые не воскресают, для чего тогда вообще за них крестятся?

Зачем и нам ежечасно рисковать своей жизнью?
 
Для чего и нам все время смотреть в глаза смерти?

Я каждый день стою перед лицом смерти. Это верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами перед Иисусом Христом, нашим Господом!
 
Нет дня, чтобы я не был от нее на волосок. Это так же верно, как то, что моя у вас заслуга — труды Христа Иисуса, Господа нашего.

Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями[75] в Эфесе, то что я этим приобрел? Если мертвые не воскресают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»[76]?
 
Но что толку было мне насмерть биться со зверями в Эфесе, если со смертью все кончается? Если мертвые не воскресают, «давайте есть и пить, все равно завтра умрем»!?

Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы».[77]
 
Не обманывайтесь: «дурная среда растлевает добрые нравы».

Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, — я говорю это к вашему стыду.
 
Придите же по-настоящему в себя и не грешите. К стыду вашему говорю: не все знаете Бога.

Может, кто-то спросит: «Как воскреснут мертвые? Какое у них тогда будет тело?»
 
Кто-нибудь скажет: «Как мертвые воскреснут? С каким телом придут?».

Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть!
 
Непонятливый! Посеянное тобой не будет жить, пока не умрет.

Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.
 
И на сев ты идешь не с готовым растением, а с голым зернышком, скажем, пшеничным или еще каким.

А Бог по Своему усмотрению дает ему тело — каждому семени свое.
 
И Бог дает ему жизнь, какую предусмотрел: каждому виду зерна свою жизнь.

Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.
 
Не все живое одинаково. Своя стать у людей, своя у диких животных, у птиц, у рыб.

Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя.
 
Есть тела небесные, есть земные. Но свечение небесных тел — одно, а земных — другое.

У солнца тоже свое сияние[78], у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.
 
Своя игра света у солнца, своя игра света у луны, своя у звезд. И отличается игрой света звезда от звезды.

Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное.
 
Так и воскресение мертвых: в землю — тленное, из земли — нетленное.

Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе,
 
В землю — низменное, из земли — возвышенное. В землю — отжившее, из земли — полное жизни.

сеется физическое тело, а воскресает — духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.
 
В землю — тело материальное, из земли — тело духовное. Есть тело живой души и есть тело духа.

Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом[79], но последний Адам — духом животворящим.
 
Так и написано: «Стал первый человек Адам душой живою». Последний Адам — дух животворящий.

Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом — духовное.
 
И не духовное сначала, нет — материальное, затем духовное.

Первый человек был сотворен из праха земного[80], а второй Человек — это Человек с небес.
 
Первый человек — земной, из праха. Второй Человек — с небес.

Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес.
 
Какой тот из праха, такие и те, кто из праха. Какой Небесный, такие и небесные.

И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.
 
Мы обрели образ того, кто из праха. Обретем и образ Небесного.

Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.
 
Но вот что, братья: плоть и кровь наследовать Божьего Царства не могут. Смертное с бессмертным не сочетается.

Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены,
 
Тайну вам открываю: не все мы умрем, но все преобразимся —

внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены.
 
Одним махом, во мгновение ока, по звуку последней трубы. Труба прозвучит — и мертвые воскреснут нетленными, а мы преобразимся.

Всё тленное должно облачиться в нетленное, и всё смертное — в бессмертное.
 
Тленному предстоит облечься в нетление, смертному — в бессмертие.

Когда тленное облечется в нетленное и смертное — в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!»[81]
 
И когда наша тленная суть облечется в нетление и наша смертная суть — в бессмертие, тогда оправдается слово написанное: «Смерть победой поглощена».

«О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?»[82]
 
«Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало?».

Жало смерти — грех, а сила греха — Закон.
 
Жало смерти — грех, а довод греха — Закон.

Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!
 
Благодарение Богу! Он дарует нам победу рукой Господа нашего Иисуса Христа.

Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.
 
Словом, дорогие братья, будьте тверды, несгибаемы, всегда изобильны делом Господним. Труд ваш для Господа небесполезен.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [67] — См. Мф 12:40; Иона 2:1; ср. также Ос 6:2.
6 [68] — Букв.: уснули.
7 [69] — Скорее всего, это был единоутробный брат Иисуса Христа (см. Мф 13:55), важнейший лидер церкви в Иерусалиме.
9 [70]Наименьший. Вероятно, здесь игра слов, так как имя Павел (лат. Paulus) переводится как «маленький», «низкий».
20 [71] — О первых плодах см. Лев 23:9-14; Втор 26:1-11.
25 [72]Пс 109:1.
27 [73]Пс 8:7.
29 [74] — Здесь Павел не поддерживает тех, кто принимал этот обряд за мертвых, а просто приводит их в пример как один из аргументов, подтверждающих воскресение.
32 [75] — Многие толкователи видят здесь метафору: Павел сравнивает с дикими зверями людей, противников пути Бога.
32 [76]Ис 22:13; см. также Ис 56:12.
33 [77] — Цитата из комедии ТАИС древнегреч. поэта Менандра (342-292 гг. до н. э.).
41 [78] — Букв.: слава.
45 [79]Быт 2:7.
47 [80] — См. Быт 2:7.
54 [81]Ис 25:8.
55 [82]Ос 13:14.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.