Бытие 2 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Комментарии Скоуфилда

Новый русский перевод

1 Так было завершено сотворение неба и земли и всего, что наполняет их.[3]
2 К седьмому дню Бог закончил труд, который Он совершал, и на седьмой день Он отдыхал от всех Своих дел.
3 Бог благословил седьмой день и сделал его святым, потому что в этот день Он отдыхал, завершив Свой труд созидания.
4 Вот повествование о небе и земле при их сотворении, когда Господь[4] [5] Бог создавал землю и небо.
5 На земле тогда ещё не было ни кустарника полевого, ни полевой травы, потому что Господь Бог не посылал на землю дождя, и не было человека, чтобы обрабатывать почву,
6 только поток[6] поднимался из земли и орошал всю её поверхность, —
7 тогда Господь Бог создал человека из земного праха[7] и вдунул ему в ноздри дыхание жизни[8], и человек стал живым существом.
8 Затем Господь Бог посадил сад на востоке, в Эдеме, и поселил там человека, которого Он создал.
9 Господь Бог вырастил из земли все виды деревьев — приятных на вид и пригодных для пищи. Посреди же сада росли дерево жизни и дерево познания добра и зла.
10 Из Эдема вытекала река, орошавшая сад, а далее она разделялась на четыре потока.
11 Первый называется Пишон: он течет вокруг всей земли Хавила, где есть золото.
12 Золото в той земле хорошее, и ещё там есть бдолах и оникс.
13 Вторая река называется Гихон, она течет вокруг всей земли Куш[9].
14 Третья река называется Тигр, она течет к востоку от Ашшура[10]. А четвертая река — это Евфрат.
15 Господь Бог поселил человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал сад и заботился о нём.
16 Господь Бог заповедал человеку: «Можешь есть плоды с любого дерева в саду,
17 но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, когда ты съешь плод с него, ты непременно умрешь[11]».
18 Господь Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному. Я создам ему помощника под стать».
19 Господь Бог создал из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных. Затем Он привел их к человеку, чтобы увидеть, как тот их назовет; и как назвал человек каждое живое творение, так и стало ему имя.
20 Так человек дал имена всему скоту, всем птицам небесным и всем полевым зверям.
Но для Адама[12] не нашлось подходящего помощника.
21 Тогда Господь Бог погрузил человека в глубокий сон, и пока тот спал, взял одно из его ребер и закрыл это место плотью.
22 Из ребра, которое Он вынул из человека, Господь Бог создал женщину и привел её к нему.
23 Человек сказал:
«Вот теперь это кость от костей моих и плоть от плоти моей: она будет называться „женщина“[13], потому что была взята от мужчины».
24 Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой, и двое станут одной плотью.
25 И Адам, и его жена были наги, но не испытывали стыда.

Комментарии Скоуфилда

3 В Ветхом Завете одно и то же еврейское слово годеш переводится как: освящать, посвящать, предназначать и делать святым. В данном случае этот термин показывает, что седьмой день выделен людям как день служения Богу.

4 Господь (евр. Иегова).

1) Главное значение имени Господь (Иегова) — «Сущий». Как говорится в Ис 3:14: «Сущий» (существующий в Самом Себе) — есть вечно пребывающий. Но Хава, из которого образуется имя Яхве, означает также и «становиться», то есть становиться известным, что указывает на постоянное и все возрастающее открытие Бога человеку. Сочетая значения имени Хава, мы постигаем смысл имени Иегова. Он есть Сам в Себе Сущий, и открывающий Себя. Само по себе это имя более содержательно, нежели имя «Бог» («Эль, Элах, Элохим), которое указывает лишь на отдельные атрибуты Божества, как например на Его силу и т. n., а не самую суть Его Существа.

2) Весьма важно, что имя Иегова появляется в Св. Писаниисразу после рассказа о сотворении человека. Именно Бог (Элохим) сказал: «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт 1:26); но когда человек получил указание, что он должен наполнять землю и господствовать над творением (Быт 2), тогда на страницах Библии возникает имя Господь Бог (Иегоиа Элохим). Это явно указывает на особое отношение Бога к человеку, и всё Св. Писание эту особенность подчёркивает.

3) Иегова несомненно имя Бога-Искупителя. Когда грех вошел в мир и стало необходимо искупление, Иегова-Элохим одел согрешивших людей в «кожаные одежды» (Быт 3:21), что было прообразом праведности, даруемой Господом Богом посредством жертвы (Рим 3:21−22). Первое явственное откровение Бога под именем Иеговы было связано с исходом избранного народа из Египта (Ис 3:13−17).
Когда Бог предстает как Искупитель (или Избавитель), особо подчеркиваются те Его атрибуты, которые связаны со спасением человека:
а) Его святость (Лев 11:44−45; 19:1−2; 20:26; Авв 1:12−13);
б) Его ненависть ко греху и осуждение Им греха (Втор 32:35−42; Быт 6:5−7; Пс 10:4−6; 65:18; Ис 34:6−7);
в) Его любовь к грешнику и искупление его, но всегда праведным путём (Быт 3:21; 8:20−21; Ис 12:12−13; Лев 16:2−3; Ис 53:5−6, 10). В Св. Писании нельзя найти случая, когда бы Иегова спасал кого-либо без жертвы.

4) Как искупитель Иегова имеет семь сложных имен, показывающих Его способность ответить на всякую нужду человека:
а) Иегова-Ире — «Бог усмотрит» (Быт 22:13−14), т. е. укажет на жертву;
б) Иегова-Рафа — «Бог-Целитель» (Ис 15:26). Из контекста видно, что речь идет о готовности Бога дать человеку физическое исцеление, но вместе с тем подразумевается и более глубокое духовное исцеление.
в) Иегова-Нисси — «Господь знамя моё» (Ис 17:8−15). Значение этого имени объясняетконтекст. Врагом был Амалик — символ плоти, а сражение того дня символизировало борьбу плоти и духа в Гал 5:17. Победа полностью зависела от помощи Бога.
г) Иегова-Шалом — «Господь мира» или «Господь посылающий мир» (Суд 6:24). Почти всё служение Иеговы находит отражение и наглядное проявление в этой главе. Иегова ненавидит и осуждает грех (ст 1−5); Иегова любит и спасает грешников (ст. 7−18), но только посредством жертвы (ст. 19−21). См. Рим 5:1; Еф 2:14; Кол 1:20.
д) Иегова-ра-ах — «Господь — Пастырь мой» (Пс 22). В Пс 21 Иегова умиротворяет кровью на кресте; в Пс 22 Иегова пасёт Своих, которые в мире (Ин 10:7, примеч.).
е) Иегова-Цидкену — «Господь оправдание наше» (Иер 23:6). Это имя Иеговы появляется в пророчестве о будущем восстановлении и обращении Израиля, когда Он будет восхваляем именно как Иегова-Цидкену — «Господь оправдание наше».
ж) Иегова-Шаммах — «Господь там» (Иез 48:35). Это имя означает неизменное единение Иеговы с Его народом (см. Ис 33:14−15; 1Пар 16:27, 33; Пс 15:11; 96:5; Мф 28:20; Евр 13:5).

5) Господь (Иегова) также определённое имя Божества в завете с Израилем (Ис 19:3; 20:1−6; Иер 31:31−34).

Господь Бог употребляется явно:
1) в отношении Бога к человеку а) как Творца (Быт 2:7−15); б) как нравственной власти Его над человеком (Быт 2:16−17); в) как Творца и Вождя земных отношений людей (Быт 2:18−24; 3:16−19, 22−24); и г) как Искупитель человечества (Быт 3:8−15, 21);
2) в отношении Божества к Израилю (Быт 24:7; 28:13; Ис 3:15, 18; 4:5; 5:1; 7:6 и т. д.; Втор 1:11, 21; 4:1; 6:3; 12:1 и т. д.; Нав 7:13, 19−20; 10:40, 42; Суд 2:12;1Цар 2:30; 3Цар l:48; 4Цар 9:6; 10:31; 1Пар 22:19; 2Пар 1:9; Езд 1:3; Ис 21:17). См. другие имена Божества: Быт 1:1, примеч.; 2:4, примеч.; 15:2, примеч.; (7:1 примеч.; 21:33, примеч.; 1Цар 1:3, примеч.)

23 Ева-прообраз Церкви, невесты Христа (Ин 3:28−29; 2Кор 11:2; Еф 5:25−32; Откр 19:7−8).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [3] — Букв.: всего воинства их.
4 [4]Господь. Евр. ЙГВГ (Яхве). В данном переводе это имя везде переводится как «Господь» (см. Исх 3:13-15). Это имя, вероятно, означает «Он есть», указывает на активное участие Бога в жизни Своего народа и всего творения, говорит о Его вечном существовании и показывает неизменность Его природы и характера.
4 [5] — Евр. ЙГВГ (Яхве). Это имя, вероятно, означает «Он есть».
6 [6] — Или: туман пар.
7 [7] — В евр. тексте игра слов: человек (ада́м) и земля (адама́).
7 [8] — Или: дух, дающий жизнь.
13 [9] — Возможно, юго-восточная Месопотамия.
14 [10] — Или: от Ассирии.
17 [11] — В Писании слово умереть используется в двух значениях: 1) плотская смерть человека означает конец жизни человека в этом мире; 2) духовная смерть означает разрыв отношений человека с Создателем и отдаление от Него.
20 [12] — Или: для мужчины.
23 [13] — В евр. тексте игра слов: женщина (евр. ишша́) и мужчина (евр. иш).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.