— Авраам!
— Вот я, — ответил Авраам.
— Возьми сына, своего единственного[114] [115] сына Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа[116] и принеси его там в жертву всесожжения на горе, на которую Я укажу тебе.
— Оставайтесь здесь с ослом, а мы с мальчиком пойдем туда и совершим поклонение, а потом вернемся к вам.
— Отец!
— Да, мой сын? — ответил Авраам.
— У нас есть огонь и дрова, — сказал Исаак, — но где же ягненок для всесожжения?
— Бог Сам усмотрит ягненка для всесожжения, сын мой.
И они вдвоем пошли дальше.
— Авраам! Авраам!
— Я здесь, — ответил он.
— Клянусь Самим Собой, — возвещает Господь, — раз ты сделал это и не пожалел для Меня своего единственного сына,
Этих восьмерых сыновей Милка родила Авраамову брату Нахору.
1 Духовный опыт Авраама отмечен четырьмя серьёзными кризисами, из которых каждый означал отказ от чего-то весьма для него дорогого.
Он утратил:
1) Родину и близких (Быт 12:1; ср. с Мф 10:34−39; 2Кор 6:14−18).
2) Своего племянника Лота, особенно близкого Аврааму, возможного наследника из-за тесного родства и общей веры (2Пет 2:7−8; Быт 13:1−18). Авраам также вынужден был расстаться с теми, кто хотя и был верующим, оказался «сосудом в низком употреблении»; см. Быт 15:1−3; ср. с 2Тим 2:20−21; Деян 15:36−40.
3) Свой собственный план в отношении Измаила (Быт 17:17−18; ср. с 1Пар 13:1−14; 15:1−2).
4) Он готов был также утратить во имя Бога Исаака, сына единственного, которого любил (Быт 22:1−19; ср. с Евр 11:17−18).
9 Этот эпизод можно рассматривать как символ исторически гораздо более позднего жертвоприношения, где —
1) Исаак — прообраз Христа «послушного до смерти» (Флп 2:5−8);
2) Авраам — прообраз Отца, Который Сына Своего не пощадил. «отдал за всех нас» (Ин 3:16; Рим 8:32);
3) овен преданный всесожжению за всех нас — прообраз заместительной жертвы Христа (Евр 10:5−10);
4) сравните воскресение (Евр 11:17−19); см. также Иак 2:21−23.